Теоретико-практический материал Технология развития критического мышления через чтение и письмо
«Технология развития критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка
Введение
ПоискВероятно, это то, чем живет современная школа. Вероятно, это то, что не дает нам, учителям, быть статичными, остановиться в современном быстро развивающемся обществе. Поиск – это то, что позволяет ребенку стать учеником, умеющим не зазубривать, а делать открытия, радоваться этим открытиям и стремиться к новым. Поиск и творчество не могут существовать обособленно и, на мой взгляд, являются важнейшими составляющими в учебном процессе. Именно поисковая деятельность в сочетании с творчеством стала ведущей на моих уроках.
Мне, как и всем учителям, хочется, чтобы на уроке царила атмосфера творчества, чтобы ученики могли сравнивать и ассоциировать, задумываться над проблемными ситуациями и предлагать выход из них. Для этого, безусловно, необходимо творчески мыслить. Можем ли мы научить творческому мышлению? Однозначно ответить нельзя, так как творческие возможности ребенка закладываются в раннем детстве. Создать условия для развития тех, кто открыт для творчества, - это уже большое дело. А тех, кто не был отягощен интеллектуальным и творческим развитием в дошкольном возрасте, мы можем научить мыслить критически через поиск. Поэтому теория технологии развития критического мышления через чтение и письмо во многом была принята мной и стала частью проблемного обучения на уроках.
Развитие критического мышления – одна из общепризнанных в педагогике целей. Характерными особенностями развитого критического мышления являются оценочность, открытость новым идеям, целостное рассмотрение ситуации, поиск альтернатив, выбор точки зрения.
В процессе применения технологии развития критического мышления через чтение и письмо происходит обучение обобщенным знаниям и умениям, навыкам и способам мышления; появляется возможность объединения отдельных дисциплин; создаются условия для вариативности и дифференциации обучения; формируется направленность на самореализацию.
Актуальность
Современное общество выдвигает новые требования к школе, к образовательной среде в целом. Наряду с формированием культурной идентичности учащихся как граждан России, сохранением единства образовательного пространства, преемственности ступеней образовательной системы и других, остро стоит вопрос формирования у учащихся универсальных учебных действий, порождающих образ мира и определяющих способность личности к обучению, познанию, сотрудничеству, освоению и преобразованию окружающего мире. То есть воспитание компетентной личности, способной эффективно действовать в нестандартной ситуации, на основе целостного восприятия мира.
Новые социальные запросы определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования как «научить учиться». Актуальность исследования состоит в том, что жизнь и образование в открытом информационном обществе требует от человека устойчивости к «информационному валу», его критическому осмыслению. Критическое мышление влияет на адаптацию к условиям жизни в демократическом обществе, где необходимо делать осознанный выбор. Педагогическая идея исследования заключается в определении путей повышения эффективности процесса обучения русскому языку посредством широкого внедрения в учебный процесс приемов технологии развития критического мышления, способствующих созданию ситуации успеха каждого учащегося. Основная идея состоит в сознательном присваивании информации (процесс, при котором знание становиться своим), что происходит тогда, когда ученик начинает самостоятельно анализировать, сомневаться, выдвигать гипотезы, опровергать их или доказывать, то есть активно мыслить.
Объект исследования: образовательный процесс в среднем и старшем звене.
Предмет исследования: использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо как средства повышения качества обучения учащихся в среднем и старшем звене в предметной области русский язык.
Цели исследования: описать систему работы по технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»; показать эффективность применения технологии РКМЧП на уроках русского языка.
Задачи:
1.Изучить особенности технологии РКМЧП.
2.Использовать приемы и стратегии технологии на уроках русского языка.
3.Проанализировать полученные результаты.
Практическая значимость. Технология соответствует приоритетам современной жизни: не простое знание фактов, не умения как таковые, а способность пользоваться приобретенным, не объем информации, а умение получать ее и моделировать.
Навыки критического анализа, развиваемые посредством приемов данной технологии, являются неотъемлемыми характеристиками современного ученика. ТРКМ входит в банк технологий, которые призваны активизировать образовательный процесс в школе и повысить самостоятельность учащихся. При применении ТРКМ на уроках русского языка происходит активное развитие умений критического анализа, данная технология обеспечивает учет индивидуальных особенностей учащихся. Ее можно использовать при изучении самого широкого комплекса предметов, к тому же за счет учебного курса практически целиком в рамках данной технологии, делая ее использование системным и методичным.
Новизна исследования. Эта модель, представляет опыт практической реализации личностно-ориентированного подхода в обучении. Особенностью данной педагогической технологии является то, что учащийся в процессе обучения сам конструирует этот процесс, исходя из реальных и конкретных целей, сам отслеживает направления своего развития, сам определяет конечный результат. С другой стороны, использование данной стратегии ориентировано на развитие навыков вдумчивой работы с информацией, с текстом.
Результативность исследования включает в себя:
1.Самосовершенствование личности.
2.Развитие творческих способностей.
3.Умения критически мыслить и принимать взвешенные решения.
4.Сформированность навыков самостоятельной и групповой работ.
5.Интерактивное включение учащихся в учебно-воспитательный процесс.
Глава 1 «Описание технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»
Технология РКМЧП разработана в конце 80-х годов в США (Ч. Темпл, Д. Стил, К. Меридит). Она опирается на идеи и методы зарубежной и русской педагогических систем, в частности, психологические исследования Л. Выготского, коллективный и групповой способы обучения, педагогику сотрудничества, идеи развивающего обучения. Эта общепедагогическая, надпредметная технология. В России она активно осваивается с 1997 года.
Технология РКМЧП представляет собой целостную систему. В основе 3-фазовая модель занятия.
1.Вызов.
Цели: а) вызов активного интереса к теме; б) активизация каждого ученика; в) актуализация знаний; г) создание условий, при которых школьники сами определяют свои личные цели изучения определенной темы.
2.Чтение и осмысление текста.
Цели: а) организация активного восприятия текста; б) направление усилий на отслеживание степени понимания текста; в) создание условий для самостоятельного соотнесения учениками своих прежних знаний с новой информацией, содержащейся в тексте.
3.Рефлексия.
Цели: а) обеспечить закрепление полученных знаний, б) вернуть учеников к первоначальным записям и предположениям, внести изменения и дополнения; в) создать условия для самостоятельной систематизации нового материала; г) установить связи и причинно-следственные отношения в новой информации; д) способствовать самовыражению обучаемых, проявлению эмоций по поводу нового знания; е) организовать исследовательскую практическую деятельность учащихся с использованием новой информации.
Формы урока по технологии РКМЧП отличаются от уроков в традиционном обучении. Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока. Они думают и вспоминают про себя, делятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут, обсуждают прочитанное.
Очень важно так строить урок, чтобы вопросы по теме урока ставил не учитель, а ученики их сами формулировали и в ходе урока нашли самостоятельно на них ответы.
Критическое мышление начинается с вопросов и проблем, а не с ответов на вопросы учителя.
Три стадии данной технологии предполагают использование определенных методов и приемов.
Методы и приемы технологии РКМЧП
На стадии вызова: прием «Ключевые слова»: знаю - хочу узнать – узнал, метод развивающей кооперации, рассказ-предположение по ключевым словам, графическая систематизация материала: кластеры, таблицы, верные и неверные утверждения, перепутанные логические цепочки, мозговая атака.
Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведется индивидуально, в парах или группах.
На стадии осмысления: инсерт, бортовой журнал, двойной дневник, тройной дневник, чтение с остановками, дерево предсказаний, толстые и тонкие вопросы.
На стадии осмысления содержания осуществляется непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекция, материал параграфа). Работа ведется индивидуально, в парах или группах.
На стадии рефлексии: заполнение кластеров, таблиц, установление причинно-следственной связи между блоками информации, возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям, ответы на поставленные вопросы, организация круглых столов и дискуссий, написание творческих работ.
На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации. Работа ведется индивидуально, в парах или группах.
Рассмотрим некоторые приемы технологии подробнее.
Прием «Таблица ЗХУ» (знаю, хочу узнать, узнал). Выполняя данное задание, ученики определяют, что они хотят узнать на уроке. Такой прием можно использовать на стадии вызова, то есть на стадии актуализации уже имеющихся знаний. В таблице три колонки. В каждую из них необходимо разнести полученную в ходе изучения темы информацию. Особое требование – записывать сведения, понятия или факты следует только своими словами, не цитируя учебник или иной текст, с которым работали. Далее предлагается ученикам подготовленный заранее информационный текст.
При работе с текстом можно использовать прием «Инсерт».
«Инсерт» – чтение текста с использованием пометок. Это могут быть такие значки: «v» – уже знал, подтвердилось, «+» – новое, «–» – думал иначе, «?» – не понял, есть вопросы. Работать можно в парах или группах. Такие формы работы делают учащихся увереннее. После работы над текстом ребята переносят в таблицу то, что они узнали. Далее идет обсуждение, возможно, что останутся вопросы без ответа. Это может послужить целеполаганием для последующих уроков.
Иногда может возникнуть ситуация, когда заявленная тема незнакома ученикам, когда у них нет опыта для выработки суждений и умозаключений. В этом случае можно попросить их высказать предположения или прогноз о возможном предмете и объекте изучения. На данном этапе можно использовать приём «Верное или неверное утверждение». Например, на уроке по теме «Буквы о-е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных» предлагаются следующие высказывания:
- в суффиксах прилагательных, образованных от существительных, после шипящих и Ц под ударением пишется буква О;
- в суффиксах прилагательных, образованных от существительных, после шипящих и Ц без ударения пишется буква Е;
- в слове еж..вый пишется о;
- в слове лиц..вой пишется е.
Ребята предполагают, верно или неверно каждое из данных высказываний.
В случае успешной реализации стадии вызова у учащихся возникает стимул для работы на следующем этапе – этапе получения новой информации.
Популярным методом демонстрации процесса мышления является графическая организация материала. Это такие приемы, как кластер, фишбоун, сводная таблица.
Слово «кластер» в переводе означает пучок, созвездие. Составление кластера позволяет школьникам свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, соединяя это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.
Овладев навыками графического изложения материала, ребенок открывает для себя новые стороны изображаемого явления, учится отделять информацию, усвоенную от имеющихся знаний. Один мудрый человек сказал: «Когда я пишу, я узнаю о том, о чем я думаю». Когда ребенок использует кластер, он лучше понимает себя и то, что изучает. Видя свою успешность, заинтересовывается в познании нового. Благодаря составлению рисунков, схем, кластеров мы развиваем творчество ученика, ведь каждый кластер индивидуален и неповторим.
Прием «Фишбоун». Схема «Фишбоун» в переводе означает «рыбий скелет». В «голове» этого скелета обозначена проблема, которая рассматривается на уроке. На самом скелете есть верхние и нижние косточки.
Суть приема «Фишбоун» состоит в постановке проблемы, которая изучается на уроке, в определении ее аспектов и нахождении аргументов, фактов в подтверждение той или иной точки зрения на эту проблему.
Графическая организация материала может применяться как подготовка к исследованию, как способ организовать размышление над полученными знаниями.
Приём «Синквейн». В переводе с французского языка слово «синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк. Правила написания синквейна таковы:
1.На первой строчке записывается одно существительное. Это и есть тема синквейна;
2.На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна;
3.На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна;
4.На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте темы;
5.Последняя строчка – это слово, которое дает новое понимание темы, позволяет выразить к ней личное отношение.
Пример составленного учениками синквейна:
Местоимение
Универсальное, личное.
Не называет, указывает, заменяет.
Употребляется вместо именных частей речи.
Заменитель.
Технология РКМЧП достаточно эффективна, в процессе работы можно выделить следующие плюсы: использование разных методов и приёмов позволяет активизировать познавательные интересы школьников, ученик может проявить себя в любом виде работ, отсюда мотивация учебной деятельности: работаем не столько на оценку, сколько на самореализацию.
Тем не менее, при использовании данной технологии имеют место и определенные проблемы:
1.Большие временные затраты при подготовке урока;
2.Трудность в выставлении оценок (ребята работают не столько на оценку, сколько на самореализацию);
3.Не всегда есть возможность закрепить знания;
4.Трудность в изменении стиля работы: учитель – координатор, а не главное лицо на уроке;
5.Большие временные затраты при выполнении заданий;
6.Трудность в организации проверки выполненных заданий.
В данной работе отражены основные теоретические положения технологии, приведены примеры использования методов и приемов на практике, отмечены плюсы и минусы применения технологии РКМЧП на уроках русского языка.
Глава 2 «Внедрение системы КМЧП в практику».
Каким же образом я внедряю эту систему?
Как построить урок, чтобы научить ученика размышлять над прочитанным, задавать вопросы и находить ответы, совершать открытия и радоваться процессу поиска?
Здесь на помощь мне приходят приемы технологии развития критического мышления. Сначала я начала использовать отдельные приемы данной технологии, а затем, приобретя опыт и увидев плоды своего труда, начала разрабатывать целые блоки учебных занятий и тем. Фазы ТРКМ хорошо согласуются с привычными дидактическими циклами занятий.
Навыки письменной речи играют важнейшую роль для развития критического мышления,
так как позволяют зафиксировать неформальные мысли или образ, рассмотреть их со всех сторон и «разбудить сознание».
Письменная речь углубляет понимание: пишущий фиксирует какую-либо мысль, затем
изучает её записанную, и как отклик на эту зафиксированную мысль, возникает новая,
ещё более интересная. Письменная речь обостряет любознательность, делает детей более активными наблюдателями, так как, чтобы зафиксировать что-либо, надо его изучить, знать о нём больше. Письменная речь развивает в детях навыки чтения, потому что они начинают «читать как писатели» и соответственно лучше понимать, как нужно конструировать текст для достижения поставленной цели.
При обучении письменной речи необходимо показать учащимся как получается хороший
письменный текст, показать каждый этап этого процесса. Учитель должен помнить, что
при обучении письму основное значение должны иметь мысли и опыт (содержательная и
композиционная сторона текста), а не просто грамотность.
Из опыта работы.
«Сочинение-описание состояния природы и человека в зимний день»:
Тип урока: урок – письмо в 5 классе.
Цель урока: описать состояние природы и человека в ясный зимний день, используя собственный эмпирический опыт и восприятие зимней природы художником К.Ф.Юоном
(репродукция картины «Русская зима»).
Задачи:
1. Создание условий для активизации личностного опыта учащихся в восприятии состояния человека и природы в ясный зимний день.
2. Формирование умения учащихся составлять связный текст описательного характера и совершенствовать его с точки зрения лексической, грамматической, стилистической и пунктуационной цельности.
3. Совершенствование умений вести конструктивный диалог, принимать мнение собеседника, выразительно читать собственный текст.
Ход урока.
1. Стадия вызова. Инвентаризация.
Музыкальная иллюстрация – Вивальди «Времена года. Зима.»
-Закройте глаза и представьте себе, какое время года изобразил композитор в своём произведении? Почему?
- А теперь попробуйте вспомнить, с какими радостными событиями связана для вас зима?
Представьте себе зимний ясный день, когда на синем-синем небе весело и победно сияет
солнце, искрится до боли в глазах выпавший ночью снег Продумайте, вспомните и представьте всё-всё, даже мельчайшие, детали окружающей вас природы, звуки, ваши мысли, чувства.
2. Стадия осмысления.
Составление чернового варианта.
-А теперь сосредоточьтесь и в течение 10 минут неотрывно описывайте то, что вы
сейчас вспомнили, представили, ощутили. Подробно опишите природу, ваше настроение, состояние души, ваши мысли по поводу увиденного, передайте с помощью слов звуки, которые вы услышали. Пишите, не останавливаясь, не исправляя написанное, не задумываясь над написанием слов. Ваша главная задача – успеть за полётом мысли, зафиксировать всё, что приходит в голову. Вдумайтесь, вслушайтесь, ощущайте.
-Если ничего не приходит в голову, попробуйте сначала написать особое пятистишие – синквейн. Памятку «Синквейн – особая форма понимания происходящего» выдаю детям на уроках по развитию речи. В моей практике синквейн является быстрым, эффективным инструментом для анализа, синтеза и обобщения понятия и информации. Он учит осмысленно использовать понятия и определять свое отношение к рассматриваемой проблеме, используя, всего пять строк. Синквейн – очень интересная форма работы, в ходе которой можно быстро получить эффективный результат. За один урок ученики создают тексты, которые они сами зачастую считают высокохудожественными. Данный метод, по моему мнению, удачен в 5-6-м классах или как средство индивидуальной работы с детьми.
Проведение подобных уроков требует не только точной формулировки пошаговых заданий, но и продуманности тем, которые предлагаются ученикам. Мой опыт показывает, что удачными работами являются те, которые созданы на свободные темы. Это дает большой простор для ассоциаций, не сковывает учеников готовыми штампами, а главное – не обедняет образы изучаемых произведений и не разрушает художественный текст.
Памятка «Правила написания синквейнов».
1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).
2. Вторая строчка – это описание темы в двух словах как правило, именами
прилагательными.
3. Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами
(глаголы, деепричастия).
4. Четвертая строчка – это фраза из четырёх слов, выражающая отношение автора к
теме.
5. Последняя строчка – это слово - синоним (метафора) из одного слова, которое
передаёт суть темы на эмоционально-образцовом или философско-обобщённом
уровне.
Строгие правила синквейна закрепляют за каждую строкой не только количество слов, но
и части речи, которыми может воспользоваться автор.
Схема: Пример синквейна:
Существительное. Зима.
Прилагательное, прилагательное. Холодная, снежная.
Глагол, глагол, глагол. Замораживает, веселит, искрится.
Предложение - отношение к теме. Я очень люблю зиму.
Синоним к первой строке. Снежно.
-Теперь обратите внимание на репродукцию картины К.Ф.Юона «Зимний день» и попробуйте сравнить содержание картины и ваши воспоминания. О чём ещё помог вам вспомнить художник? Какими эпитетами, сравнениями, красками вы можете дополнить
свою работу?
-Когда закончите писать, прочитайте про себя созданный текст. Как вы думаете, что может сказать о вас посторонний человек, прочитавший эту запись? Есть ли в ней описание ваших мыслей, чувств, отношения к увиденному? Как ваш текст характеризует вас? Добавьте или поправьте, что считаете нужным.
- А теперь поработайте в парах. Ваша задача – сделать текст красивым: выразительным, эмоционально наполненным, ярким, красочно богатым, логично выстроенным. Помогите друг другу в совершенствовании написанного. Дети работают в парах, читая текст вслух друг другу, задают вопросы и отвечают на них. Детям выдаю памятки по работе в парах. Дети пишут улучшенные варианты сочинения.
3.Стадия рефлексии.
Публичное чтение вслух. На стадии рефлексии 2-3 ученика выразительно читают своё сочинение, сидя в «авторском кресле», а всем остальным предлагается найти в тесте то, что им особенно понравилось, заинтересовало.
Каждый учитель знает, как трудно научить детей писать сочинения. И главной задачей, которую решает учитель, было и остаётся развитие творческих способностей учащихся по созданию текстов разных стилей, типов и жанров.
Технология развития критического мышления предлагает несколько иной взгляд на вещи. На уроках развития речи на первом этапе по обучению написания сочинения, я учу детей анализу образцовых текстов, с использованием приёма ведения двойных дневников. Этот приём даёт возможность тесно увязать содержание текста со своим личным опытом. Для того чтобы сделать двойной дневник, необходимо разделить страницу на две половины вертикальной линией. В левом столбике записывается текст (фрагменты текста), а в правом – комментарии.
Например:
Записываем, какая часть текста произвела наибольшее впечатление (воспоминание, протест, ассоциации и так далее). Даём комментарии: что заставило записать эту цитату? Какие мысли она вызвала? Что хотел сказать автор? Какие средства использовал?
И.Соколов-Микитов.
Весна в лесу. Радостна, шумна и пахуча
весна.
Автор высказывал свои эмоции – радость,
они на первом месте, а потом как бы
объясняет с помощью признаков, шумна и
пахуча, почему весна вызывает радость.
Звонко поют птицы, звенят под деревьями
весенние ручейки.
В следующем предложении называются
признаки весны более конкретные:
расшифровывается её шум – пение птиц,
звон ручейков.
Эффективен, на мой взгляд, прием «Письмо по кругу». Учащиеся делятся на группы от трех до восьми человек. У каждого ученика должен быть лист бумаги. Я предлагаю учащимся записать на листке одно-три предложения по определенной теме. На это отводится две минуты. Потом каждый должен прочитать написанное на листке и продолжить записи. Затем снова происходит обмен записями, и так до тех пор, пока листок не вернется к первому автору. Каждый ученик читает написанное, затем я предоставляю слово одному ученику, который вслух читает записи. Остальные потом дополняют, если не прозвучало то, что они считают важным.
Навыки письменной речи играют важнейшую роль для развития критического мышления. Что необходимо тем, кто хочет научиться писать:
1. Регулярно писать. Это даёт возможность зафиксировать рождающиеся идеи, обдумать их, сформулировать новые мысли, а также помогает преодолеть психологический барьер при выполнении письменного задания.
2. Интересные темы. Интересные темы – это такие, которые мы выбираем сами, увлекаемся ими. Безусловно, они должны пробуждать любопытство и мотивацию познавательной деятельности.
3. Образцы. Это тексты, созданные другими, более опытными. Созданное другими может служить авторам образцом того, что они могли бы написать сами. Учить письму лучше на примерах. Слово – образец может иметь ещё один смысл. Когда кто-то пишет на ваших глазах, рассказывает об этом, показывая, что даже у профессиональных авторов процесс создания текста сопряжён с мучениями творческими, с множеством замечаний и неоднократной серьёзной правкой, то учащиеся более спокойно воспринимают собственные переживания и трудности, возникающие при создании текста.
4. Читательская аудитория. Бумага помогает нам, делится мыслями, переживаниями, идеями, которые иным способом мы, может быть, никогда бы не могли передать. Поэтому необходимо, чтобы пишущий, создавая текст, ориентируясь на определённую читательскую аудиторию и в последствии мог реализоваться (прочитать, вывести на стенд свою работу). При этом каждый хочет быть услышанным и понятым, хочет услышать отклик на своё творение.
5. Привычка править. Как утверждают бывалые авторы, «писание – это переписывание». Черновой текст – бесформенная словесная масса, с которой нужно работать. Приобрести же такую привычку нелегко, но только тогда можно надеяться на успех.
6. Помощь других. Несмотря на то, что создание текста – процесс максимально индивидуализированный, профессиональные литераторы объединяются в писательские объединения, а дети, любящие писать стихи и рассказы, в литературные кружки и студии. Поэтому я предлагаю детям следующий алгоритм создания письменного текста, который используется при создании большинства содержательных текстов.
Что такое «кроссворд», известно каждому. Но данный приём приобретает свою определённую специфику, если его перенести на ТРКМ. Кроссворд необходимо заполнить учащимися при работе с текстом. Данный подход позволяет использовать этот приём на стадии осмысления и более целенаправленно изучать информацию.
Из опыта работы.
Например, на уроке в 7 классе по теме «Степени сравнения наречий» предлагаю учащимся заполнить кроссворд при работе с параграфом учебника. Дети читают параграф самостоятельно или советуются с товарищем по парте, отвечают на вопросы, а ответы записываю в кроссворд. Этот приём хорошо использовать как на стадии «Вызова», так и на стадии «Осмысления». Это даёт возможность привлечь внимание учащихся к изучаемой теме, наметить план занятия. При этом параграф не объясняется учителем, а становится результатом самостоятельного или совместного размышления учащихся.
Стратегию «Отсюда-сюда» применяю на уроках обобщения изученного материала. Например, по теме «Глагол» в группах создаем карточки для проверочной работы, которая состоит из теоретической и практической частей. Ребята выбирают теоретические вопросы и практические задания, а в конце урока проводим презентацию карточек.
Двучастный дневник незаменим в домашнем задании. Он состоит из двух частей: цитата и мои размышления. Можно дать цитаты, над которыми размышляют ученики, а можно предложить выбрать самостоятельно и записать свои мысли. Это домашнее задание обсуждается на стадии вызова и помогает определить основные проблемы, над которыми необходимо работать на уроке.
Для обобщения материала я использую кластер, эссе, прием «закончи предложение», синквейн. Эти приемы помогают обобщить материал, развивают речь учащихся, учат мыслить ассоциациями.
Из опыта работы. Разработка урока по русскому языку в 8 классе на тему «Связь слов в словосочетании»
Использованные приемы:
- «мозговой штурм»,
- таблица «Знаю – хочу знать – узнал»,
- объединение информации в блоки через сопоставление.
Оборудование:
- раздаточный материал с таблицей «Знаю – хочу знать – узнал».
Цели образовательные:- систематизация знаний, полученных на предыдущих уроках по теме «Словосочетание»,
- формирование знаний о способах связи слов в словосочетании, формирование умений определять способы связи слов в словосочетании;
- развитие орфографических навыков;
Цели развивающие:
- развитие навыков монологической речи,
- развитие навыков парной и групповой работы,
- развитие навыков и способностей критического мышления (навыков сопоставления, формулирования и проверки гипотез, умений анализировать языковой материал, процесс собственной учебной деятельности);
Цели воспитательные:
- воспитание уважительного отношения к чужому мнению, культуры учебного труда, требовательного отношения к себе и своей работе.
Ход урока
I. Организационный момент.
- Ребята, на прошлых двух уроках мы начали знакомство со словосочетанием как единицей синтаксиса. Сегодня перед нами новая тема – «Связь слов в
словосочетании». (Запись даты, темы урока в тетради)
- Цель нашей работы – узнать, какие связи слов в словосочетании выделяются в языкознании. Достичь цели предлагаю через внимательную, вдумчивую работу с текстом и языковым материалом. При этом договоримся, что сегодня каждый может высказывать свое предположение, но никто не должен его опровергать без аргументов. В конце урока мы проверим правильность наших выводов по теме и выясним, насколько хорошо тема усвоена.
Начнем с проверки знаний.
II. Стадия вызова.
Прием «мозговой штурм».
1. Индивидуальная работа. Задание. Запишите в черновиках все, что вы знаете о словосочетании. Время на выполнение – 3 минуты.
2. Парная работа. Задание. Зачитайте однокласснику, сидящему рядом, все, что записали. Если есть разногласия – через обсуждение придите к единому мнению или приготовьтесь вынести спорное положение на обсуждение с классом. Время на выполнение – 3 минуты.
3. Проверка работы с одновременным заполнением таблицы «Знаю – Хочу знать – Узнал»
Каждому ученику дается таблица «Знаю – Хочу знать – Узнал».
Ученики по очереди озвучивают свои записи, не повторяя предыдущих ответов. Все разногласия, возникшие в парной работе, снимаются при общем обсуждении. Положения записываются в колонку «Знаю».
«знаю»
«хочу знать»
«Узнал»
1. Словосочетание – два или несколько самостоятельных слов, объединенных по смыслу и грамматически.
2. Словосочетание состоит из
главного слова и зависимого.
3. В языке выделяется три общих типа словосочетаний по
морфологическим свойствам
главного слова: глагольные,
именные, наречные.
4. Связь в словосочетании –
подчинительная.
- Мы проверили знания, полученные на прошлых уроках. Теперь нужно заполнить колонку «Хочу знать». Поэтому приступим к следующему заданию.
4. Групповая работа (по 4 человека). Прием объединения в блоки.
Задание: Обсудите в группе данные словосочетания. Вставьте орфограммы. Запишите словосочетания, объединив их в блоки. Время на выполнение – 3 минуты.
Чтать книгу, слека прикснуться, предлжить помощь, ксательная линия, тврящий художник, сдеть прямо, слушать внмательно, выбрать подарок, обжгающий жар.
Проверка.
- Сколько блоков вы получили? По каким признакам можно было объединить словосочетания? (Учащиеся, объясняя орфограммы, озвучивают свои предложения: по главному слову: 1) читать книгу, слегка прикоснуться, предложить помощь, сидеть прямо, слушать внимательно, выбирать подарок; 2) касательная линия, творящий художник, обжигающий жар. по зависимому слову: 1) читать книгу, предложить помощь, выбирать подарок; 3) слегка прикоснуться, сидеть прямо, слушать внимательно)
- Как вы думаете, над каким вариантом объединения в блоки мы будем работать? Какой вариант нам менее знаком? (Объединение по первому варианту уже знакомо: на прошлом уроке знакомились с типами словосочетаний по главному слову. В первом варианте в первом блоке – глагольные словосочетания, во втором – именные. Объединение по зависимому слову незнакомо.)
- Словосочетания в блоках второго варианта – объект нашего изучения. (На доску выписываются блоки словосочетаний, объединенные по зависимому слову (3 блока).
- Внимательно посмотрите на группы. На какие вопросы будем искать ответы? Сформулируем вопросы и запишем их в колонку «Хочу знать».
«знаю»
«хочу знать»
«узнал»
1. Словосочетание – два
или несколько
самостоятельных слов,
объединенных по смыслу
и грамматически.
1. Как называется связь с
зависимым словом –
существительным?
2. Словосочетание состоит из главного слова и зависимого.
2. Как называется связь с
зависимым словом –
прилагательным?
3. В языке выделяется три
общих типа словосочетаний по морфологическим
свойствам главного слова: глагольные, именные, наречные.
3. Как называется связь с
зависимым словом –
наречием?
4. Связь в
словосочетании –
подчинительная.
III. Стадия осмысления.
1. Парная работа с таблицей «Знаю – хочу знать – узнал».
- Для того чтобы найти ответы на поставленные вопросы, внимательно прочитайте параграф 5 (стр.45 – 54. Запишите ответы в колонку «Узнал», обсуждая узнанное в паре. Время на выполнение – 4 минуты.
Проверка колонки «Узнал». В ходе чтения параграфа таблица заполняется так:
«знаю»
«хочу знать»
«узнал»
1. Словосочетание – два
или несколько
самостоятельных слов,
объединенных по смыслу
и грамматически.
1. Как называется связь с
зависимым словом –
существительным?
Управление (такая связь,
при которой зависимое
слово имя
существительное и все
слова с признаками
существительного)
2. Словосочетание состоит из главного слова и зависимого.
2. Как называется связь с
зависимым словом –
прилагательным?
Согласование (связь, при
которой зависимое слово
– имя прилагательное и
все слова с признаками
прилагательного)
3. В языке выделяется три
общих типа словосочетаний по морфологическим
свойствам главного слова: глагольные, именные, наречные.
3. Как называется связь с
зависимым словом –
наречием?
Примыкание (связь, при
которой зависимое слово
– наречие, деепричастие,
неопределенная форма
глагола)
4. Связь в
словосочетании –
подчинительная.
- Как вы думаете, почему так называются связи?
(Согласование – так как главное и зависимое слова согласуются в роде, числе, падеже; управление – так как главное слово «управляет» зависимым, требует от него постановки в определенной форме; примыкание – зависимое слово грамматически не зависит от главного, словно просто «примыкает», присоединяется.)
2. Применение правила на практике.
Три ученика по очереди выходят к доске. Один работает над блоком словосочетаний с зависимым словом – существительным (показывает графически главное слово, указывает часть речи, задает вопрос к зависимому, указывает часть речи). Делает вывод: способ связи – управление. Второй проводит такую же работу над вторым блоком, делает вывод: способ связи – согласование. Третий работает над третьим блоком; способ связи – примыкание.
3. Практическое закрепление знаний.
1) Упражнение 95 (Прочитать словосочетания, указать, какой частью речи является зависимое слово, и назвать способ связи слов в словосочетаниях. Сделать вывод, какие части речи могут употребляться в качестве зависимых слов при согласовании, управлении, примыкании.)
2) Составить по 3 примера на каждый способ связи слов в словосочетании на тему «Осень в моем краю»,
3) Проверка выполнения.
IV. Стадия рефлексии
- Что узнали о способах связи слов в словосочетании?
- Что вы делали для того, чтобы узнать новое о словосочетании?
( Этапы: 1) вспомни ли то, что известно, объединяли в блоки словосочетания, сами формулировали вопросы, требующие решения;
2) при помощи работы с учебником самостоятельно в паре находили ответы на вопросы, сформулированные на первом этапе;
3) закрепляли знания через применение их на практике.)
- Что было легко?
- Что вам помогало в работе?
- Как оцениваете свои действия?
5. Домашнее задание.
Написать сочинение-миниатюру на тему «Осень в моем краю», используя словосочетания, составленные на уроке. Выписать из текста по 3 других примера на каждый способ связи.
Вывод.
Опыт работы показал, что использование на уроках русского языка и литературы технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» позволяет оказать результативное воздействие на мыслительный процесс учащихся. Во время деятельности учащихся происходит следующее: они овладевают универсальными способами умственных действий, вступают в активную деятельность при выполнении мыслительных операций, реализуют собственные интересы и способности, вырабатывают собственное мнение в контексте учебной программы.
Таким образом, у учащихся развиваются способности анализировать явления, активизировать ранее приобретенные знания для применения в незнакомой ситуации, отслеживать причинно-следственные отношения между явлениями, признаками, мыслями, выдвигать и проверять гипотезы.
Иными словами, учащиеся приобретают все мыслительные навыки и способности критического мышления.
Стало очевидным, что данная технология развивает интерес к изучению русского языка и литературы, делая процесс обучения осмысленным, деятельностным, при этом позволяет формировать и развивать такие ключевые компетенции учащихся, как ценностно-смысловые,общекультурные,учебно-познавательные,информационные,коммуникативные, компетенции личностного самосовершенствования.
Работа на уроках русского языка и литературы по технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» в течение четырех лет позволила достичь и главную цель – повышение качества знаний учащихся.
Результаты.
Работа на уроках русского языка и литературы с применением технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» привела меня и моих учеников к следующим результатам: повышение качества знаний учащихся на примере одного класса:
2010-2011 уч. год
2011-2012 уч. год
2012-2013 уч. год
2013-2014 уч.год
7 класс
8 класс
9 класс
10 класс
3,5 %
3,7 %
3,8 %
4,2%
Успешное участие в конкурсах, олимпиадах, фестивалях:
2011 г.
Муниципальный конкурс сочинений «Я выбираю профессию»
1 место- Молофеева Св.
Международный конкурс «Азбуковник»
2 место по России- Хлынцева П.
2012 г.
Окружная научно-практическая конференция
2 м. –Завалишина Д.
Окружная олимпиада по русскому языку
3 м. – Буракшаев Е.
2013 г.
Окружная олимпиада по русскому языку
1 м. – Вагазова К.
Обл. конкурс сочинений «Листая страницы души»
3 м. – Ряснов Д.
Обл. фестиваль «Русское слово»
2 м. – Завалишина Д.
2014 г.
Окружная олимпиада по русскому языку
1 м. – Вагазова К.
Обл. конкурс сочинений «Листая страницы души»
Гран – При (Пузаков С.)
Обл. конкурс сочинений «Семейный праздник»
Победитель – Никонорова Д.
Литература.
1.Генике Е. А., Трифонова Е. А. Развитие критического мышления (Базовая модель) – М.: БОНФИ, 2002
2.Громова О. К. «Критическое мышление – как это по-русски? Технология творчества.» - БШ №12, 2001
3.Заир-Бек С. И. Технология развития критического мышления посредством чтения и письма. – М. Первое сентября, 2001
4.Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Развитие критического мышления на уроке. – М.: «Просвещение», 2011. – 224 с.
5.Ким О. «Пирамидная история», или Как вызвать интерес к письму – Стратегия и тактика учителя. Сборник. – М.: ЦГЛ, 2005
6.Павлова А. И. О технологии развития критического мышления учащихся на уроках русского языка – Русский язык в школе. – 2007
7.Популяризация критического мышления – сост. Л. Стил, К. Мередит, Ч. Темил, С. Уолтер. Пособие 2. – М. Изд-во ИОО, 1997
15