Доклад для музыкальных руководителей и хореографов ДШИ ТЕМА: РИТМОПЛАСТИКА КАК ЭЛЕМЕНТ ЗДОРОВЬЕ СБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ. 
Доклад
 для музыкальных руководителей и хореографов ДШИ
ТЕМА: РИТМОПЛАСТИКА КАК ЭЛЕМЕНТ ЗДОРОВЬЕ СБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ.
Выполнила: Бугаева Елена Алексеевна, музыкальный руководитель МДОУ «Детский сад «Дюймовочка» с.  Ивантеевка Саратовская область
  февраль 2015 год
Содержание.
Введение ________________________________________________  3
Основная часть 
Музыкально – ритмическое воспитание в детском саду_________________________________________________4
Основные приемы и методы в обучении детей ритмике_______ 6
Структура  ритмического  занятия_______________________  7
Заключение____________________________________________  9
Приложение___________________________________________ 10
Введение.     
  В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является  как  никогда  ранее  актуальной.  Это  объясняется  тем,  что  к  ним  предъявляются  весьма  высокие  требования, соответствовать которым могут только здоровые дети.  
 Актуальность:   В  наш  информационный  век  дети  и  взрослые  увлечены  компьютерными  играми,  Интернетом,  телевидением  и  т.д.,  мало  времени  отводят  занятиям  спортом,  активному  отдыху.  Вследствие  чего у  каждого второго ребенка наблюдается  искривление позвоночника, ослабленное зрение и  слух, а так же некоторые психические расстройства. Занятия ритмикой позволяют нам смотреть  на  музыкально-ритмическое  воспитание  в  дошкольных  учреждениях  как  на  важный  процесс  развития детей. 
Цель: Психофизическое  развитие  ребенка,  формирование  средствами  музыки  ритмичных  движений,  разнообразных умений, способностей, коммуникативных качеств.  
 Наряду с развитием музыкальности  и творческих способностей, ритмопластика решает  
следующие задачи:  
1. Развитие двигательных качеств и умений:  
- ловкость, точность, координация движений,  
- гибкость и пластичность,  
- правильная осанка, красивая походка,
- ориентировка в пространстве,  
2. Развитие и тренировка психических процессов:  
- умение выражать эмоции в мимике и пантомимике,  
- воспитывать внимание, волю память, мышление.   
Основная часть.
Музыкально – ритмическое воспитание в детском саду.
 О здоровье можно говорить не только при отсутствии каких-либо заболеваний, но и  при    условии     гармоничного       нервно-психологического         развития,    высокой      умственной      и  физической работоспособности.   Здоровье,    как   известно,    на  50%   определяется       образом    жизни,    а  модель     образа   жизни  формируется в детстве. Поэтому так важно формировать привычку к здоровому образу жизни в  дошкольном возрасте.   
 Существуют  разнообразные  формы  и  виды  деятельности,  направленные  на  сохранения  и  укрепления здоровья воспитанников. Их комплекс получил в настоящее время их общее название  «здоровье сберегающие технологии».  
К   технологиям   сохранения   и   стимулирования   здоровья   относится   также   музыкально - ритмическое воспитание.  
Полноценное  развитие  всех  психических  процессов  у  ребёнка  происходит  в  опоре  на  его  телесный  опыт.  Не  случайно  психологи  говорят  о  том,  что  ребёнок  мыслит  телом.  Развитие  восприятия,   внимания,   памяти,   воображения,     мышления     происходит    у  него   в   опоре  на  практические действия.  
Задача музыкально-ритмического воспитания - развивать у детей чувство музыкального  ритма,  без  которого  невозможно  осуществлять  движения  в  соответствии  с  музыкой.  Развитое  чувство ритма позволяет ребенку активно проявить себя в музыкальной деятельности.  Психолог  Теплов  Б.М.  определяет  музыкально-ритмическое  чувство  как  “способность  активно  переживать  музыку  и  вследствие  этого  тонко  чувствовать  эмоциональную  выразительность  временного хода музыкального движения”.  
В движении ребенок передает эмоциональный характер музыкального произведения.   
Музыкально - ритмическая   деятельность   активизирует   и   развивает  музыкальные   способности  ребенка, музыкально-слуховые представления, ладовое и музыкально-ритмическое чувство.   
Поэтому  в  детском  саду  уделяется  большое  внимание  музыкально-ритмическому  воспитанию. Для того чтобы дети могли в движении передавать характер музыки, их необходимо  обучить определенным двигательным умениям и ритмическим навыкам   
Ритмика   является   синтетическим   видом   деятельности,   следовательно,   любая  программа,   основанная   на   движениях   под   музыку,   будет   развивать   музыкальный   слух   и  двигательные способности, а так же те психические процессы, которые лежат в их основе.   Музыкально-ритмические       движения    считаются    одним    из   лучших    средств   профилактики     и   устранения      психоэмоционального       напряжения.    В   древней    медицине  рекомендовалось даже использовать их при укусах ядовитых змей, чтобы снять состояние ужаса,  испытываемого человеком.  
 Большая   двигательная   активность    на  фоне   эмоционального     подъёма    при   выполнении  музыкально-ритмической  гимнастики  несёт  мощный  оздоровительный  заряд.  В  прошлом  веке  русским  физиологом  И.  Р.  Тархановым  было  доказано,  что  мажорная  музыка  увеличивает  работоспособность   мышц,   ускоряет   выделение   пищеварительных   соков,   ритм   дыхания   и  сердцебиение.  Звуковые  ритмы  воздействуют  на  ребенка,  когда  он  находится  еще  в  утробе  матери.  Не  случайно,  когда  мать  прижимает  ребенка  к  груди  и  покачивает  его,  он  быстро  засыпает.    Ритмы      сердца    матери,     которые     слышит      ребенок,    успокаивают      его.  
На ритмы сердца ориентируются композиторы. Походные марши пишутся в темпе,  который чуть медленнее спокойной работы сердца. Такая музыка  снижает усталость.  Темп же  парадных  маршей  усиливают  до  72  тактов  в  минуту,  что  превышает  нормальный  сердечный  ритм. 
Это поднимает  настроение, бодрит, заряжает энергией. 
Ритмическая  гимнастика  гармонично  соединяет  в  себе  дозируемую  двигательную  активность   свойственную  бегу,  разнообразие  воздействия  на  мышцы  и  суставы,  присущее  спортивной  гимнастике,  и  эмоциональность,  диктуемую  современными  музыкальными  ритмами.  В  этом  ее   преимущество  как средство  профилактики психоэмоционального  напряжения  по  сравнению  с   другими видами физкультурной  деятельности.   
А,  кроме  того,  при  той  же  нагрузке  на  сердечно-сосудистую  систему,  что  и  при   оздоровительном  беге,  она  не  утомляет  детей,  в  ней  гораздо  активнее  работают  суставы,  а  значит, она является средством развития гибкости. Ритмическая гимнастика хорошо поднимает   тонус и настроение детей после дневного сна.   
  При   занятиях    ритмической      гимнастикой       быстрее    формируется       сплоченность      детского   коллектива.      Ограничений        для    организации       ритмической гимнастики в дошкольном   образовательном учреждении практически не существует. Единственное условие  -  не допускать  перегрузки.  
Музыкально-ритмические  занятия  включают  в  себя  проведение  музыкальных  игр,   хороводов, плясок, двигательных упражнений.
С первых минут занятия очень важно заинтересовать детей, вызвать у них интерес и  желание заниматься. В этом помогут:   
2. Основные приемы и методы в обучении детей ритмике.
     1.          Метод показа.   
2.          Словесный метод.   
3.          Импровизационный метод.   
4.          Метод иллюстративной наглядности.   
5.          Игровой метод.  
Обучение  движению  обычно  начинается  с  наименования  упражнения,  показа  и  объяснения   техники.   Это   необходимо   для   создания   зрительного   образа   и   последующего   осмысления   движений.  Объяснение  техники  должно  быть  лаконичным,  целенаправленным,  понятным.  На    занятиях лучше использовать такие движения и упражнения, которые оказывают разностороннее    воздействие на организм занимающихся.
3. Структура  ритмического  занятия.
    1. Подготовительная часть – 5 минут  
    -   строевые, порядковые,  общеразвивающие  упражнения;  
    -    разновидности  ходьбы,  бега, прыжков;  
    - специальные упражнения на активизацию мышечного чувства, на тренировку отдельных групп  мышц и подвижности суставов, танцевальные шаги и т.п.  
    2.Основная  часть -  15 минут.  
              - Изучение основных  ритмических  упражнений.   Игры, танцы.  
   3.Заключительная  часть -  2-3  минуты.  
    -   Проводятся       успокаивающие,          дыхательные        упражнения,             простейшие координационные  танцевальные  движения, упражнения              на расслабление, хороводы.  
На  протяжении  всего  занятия  и,  особенно  на  его  начальных  этапах  очень  важно  следить  за  формированием  правильной осанки  детей.  С  этой  целью  рекомендуются  задания  на  различные  пригибания  и  выгибания  позвоночника.  Полезные  упражнения,  способствующие  укреплению  мышц спины, главным образом тех, что прилегают к лопаткам. Использование   музыкально-ритмических   композиций   в   различных   формах  организации педагогического процесса.  
Музыкально-ритмический   материал   можно   использовать   не   только   как   средство   развития  музыкальных  и  двигательных  способностей  детей  на  занятиях  ритмикой,  но  и  как  игровой  тренинг психических процессов - внимания, памяти, воли, творческого воображения и фантазии,  а  так  же  средство  расслабления,  переключения  внимания  или  повышения  психофизического  тонуса. Ритмика является эффективной психогимнастикой, средством коррекции состояния детей  и  их  поведения.  Например,  на занятиях  высокой  умственной  активности и  малой  подвижности  следует использовать игровые, танцевальные композиции в качестве физкультминуток   
Такие  композиции  могут  использоваться  на  праздничных  утренниках,  в  играх-драматизациях,  семейных праздниках, в повседневной работе с детьми.  
Система работы нацелена на общее гармоничное, психическое, духовное и физическое развитие,  а  ее  содержание  и  формы  работы  могут  конкретизироваться  в  зависимости  от  возможностей  детей.  
Организация совместной деятельности детей и педагога.  
Одно  из  основных  условий  полноценного  развития  детей  -  это  создание  теплой,  дружеской,  непринужденной  атмосферы  общения  ребенка  и  взрослого.  Занятия  должны  проходить  без принуждения и муштры. Главное не столько результат деятельности, точность движений в  пляске, сколько сам процесс движения, доставляющий радость. Действия педагога направлены на  то, чтобы дать возможность ребенку почувствовать уверенность в своих силах и побудить его к  творческому   самовыражению   под   музыку.   Педагог   должен   принять   внутреннюю   позицию  «старшего товарища», настроиться на совместную творческую деятельность.
Заключение.
     Ритмика - это начало, база, толчок для будущей физической формы ребенка, для  будущего  стиля  и  ритма  его  жизни.  Занимаясь  ритмикой,  дети  учатся  выражать  различные музыкальные образы через пластику своего тела. Ритмика способствует  формированию  и развитию природных  физических данных, таких  как  правильная  осанка,  шаг  (растяжка),  подъём,  гибкость,  прыжок  и  даже  артистичность,  т.к.  в  процесс обучения входит изучение простых танцевальных движений и постановка  небольших  хореографических  композиций.  На  занятиях  ритмикой  укрепляются  различные группы мышц. Более того, занятия способствуют раскрепощению детей, раскрытию  индивидуальности  и  положительно  влияют  на умственное  развитие  ребёнка.  
Старшая  группа                                             Младшая группа
   Парный танец                                                      Ритмика
Средняя группа                                        I младшая группа (2-3 года)                                                                                                 
 танцевальная импровизация                                      хоровод
        Новогодний праздник в подготовительной группе
                         Музыкально-ритмическая игра
13PAGE  15
13PAGE  14315