Доклад для музыкальных руководителей и хореографов ДШИ ТЕМА: РИТМОПЛАСТИКА КАК ЭЛЕМЕНТ ЗДОРОВЬЕ СБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ.
Доклад
для музыкальных руководителей и хореографов ДШИ
ТЕМА: РИТМОПЛАСТИКА КАК ЭЛЕМЕНТ ЗДОРОВЬЕ СБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ.
Выполнила: Бугаева Елена Алексеевна, музыкальный руководитель МДОУ «Детский сад «Дюймовочка» с. Ивантеевка Саратовская область
февраль 2015 год
Содержание.
Введение ________________________________________________ 3
Основная часть
Музыкально – ритмическое воспитание в детском саду_________________________________________________4
Основные приемы и методы в обучении детей ритмике_______ 6
Структура ритмического занятия_______________________ 7
Заключение____________________________________________ 9
Приложение___________________________________________ 10
Введение.
В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является как никогда ранее актуальной. Это объясняется тем, что к ним предъявляются весьма высокие требования, соответствовать которым могут только здоровые дети.
Актуальность: В наш информационный век дети и взрослые увлечены компьютерными играми, Интернетом, телевидением и т.д., мало времени отводят занятиям спортом, активному отдыху. Вследствие чего у каждого второго ребенка наблюдается искривление позвоночника, ослабленное зрение и слух, а так же некоторые психические расстройства. Занятия ритмикой позволяют нам смотреть на музыкально-ритмическое воспитание в дошкольных учреждениях как на важный процесс развития детей.
Цель: Психофизическое развитие ребенка, формирование средствами музыки ритмичных движений, разнообразных умений, способностей, коммуникативных качеств.
Наряду с развитием музыкальности и творческих способностей, ритмопластика решает
следующие задачи:
1. Развитие двигательных качеств и умений:
- ловкость, точность, координация движений,
- гибкость и пластичность,
- правильная осанка, красивая походка,
- ориентировка в пространстве,
2. Развитие и тренировка психических процессов:
- умение выражать эмоции в мимике и пантомимике,
- воспитывать внимание, волю память, мышление.
Основная часть.
Музыкально – ритмическое воспитание в детском саду.
О здоровье можно говорить не только при отсутствии каких-либо заболеваний, но и при условии гармоничного нервно-психологического развития, высокой умственной и физической работоспособности. Здоровье, как известно, на 50% определяется образом жизни, а модель образа жизни формируется в детстве. Поэтому так важно формировать привычку к здоровому образу жизни в дошкольном возрасте.
Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранения и укрепления здоровья воспитанников. Их комплекс получил в настоящее время их общее название «здоровье сберегающие технологии».
К технологиям сохранения и стимулирования здоровья относится также музыкально - ритмическое воспитание.
Полноценное развитие всех психических процессов у ребёнка происходит в опоре на его телесный опыт. Не случайно психологи говорят о том, что ребёнок мыслит телом. Развитие восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления происходит у него в опоре на практические действия.
Задача музыкально-ритмического воспитания - развивать у детей чувство музыкального ритма, без которого невозможно осуществлять движения в соответствии с музыкой. Развитое чувство ритма позволяет ребенку активно проявить себя в музыкальной деятельности. Психолог Теплов Б.М. определяет музыкально-ритмическое чувство как “способность активно переживать музыку и вследствие этого тонко чувствовать эмоциональную выразительность временного хода музыкального движения”.
В движении ребенок передает эмоциональный характер музыкального произведения.
Музыкально - ритмическая деятельность активизирует и развивает музыкальные способности ребенка, музыкально-слуховые представления, ладовое и музыкально-ритмическое чувство.
Поэтому в детском саду уделяется большое внимание музыкально-ритмическому воспитанию. Для того чтобы дети могли в движении передавать характер музыки, их необходимо обучить определенным двигательным умениям и ритмическим навыкам
Ритмика является синтетическим видом деятельности, следовательно, любая программа, основанная на движениях под музыку, будет развивать музыкальный слух и двигательные способности, а так же те психические процессы, которые лежат в их основе. Музыкально-ритмические движения считаются одним из лучших средств профилактики и устранения психоэмоционального напряжения. В древней медицине рекомендовалось даже использовать их при укусах ядовитых змей, чтобы снять состояние ужаса, испытываемого человеком.
Большая двигательная активность на фоне эмоционального подъёма при выполнении музыкально-ритмической гимнастики несёт мощный оздоровительный заряд. В прошлом веке русским физиологом И. Р. Тархановым было доказано, что мажорная музыка увеличивает работоспособность мышц, ускоряет выделение пищеварительных соков, ритм дыхания и сердцебиение. Звуковые ритмы воздействуют на ребенка, когда он находится еще в утробе матери. Не случайно, когда мать прижимает ребенка к груди и покачивает его, он быстро засыпает. Ритмы сердца матери, которые слышит ребенок, успокаивают его.
На ритмы сердца ориентируются композиторы. Походные марши пишутся в темпе, который чуть медленнее спокойной работы сердца. Такая музыка снижает усталость. Темп же парадных маршей усиливают до 72 тактов в минуту, что превышает нормальный сердечный ритм.
Это поднимает настроение, бодрит, заряжает энергией.
Ритмическая гимнастика гармонично соединяет в себе дозируемую двигательную активность свойственную бегу, разнообразие воздействия на мышцы и суставы, присущее спортивной гимнастике, и эмоциональность, диктуемую современными музыкальными ритмами. В этом ее преимущество как средство профилактики психоэмоционального напряжения по сравнению с другими видами физкультурной деятельности.
А, кроме того, при той же нагрузке на сердечно-сосудистую систему, что и при оздоровительном беге, она не утомляет детей, в ней гораздо активнее работают суставы, а значит, она является средством развития гибкости. Ритмическая гимнастика хорошо поднимает тонус и настроение детей после дневного сна.
При занятиях ритмической гимнастикой быстрее формируется сплоченность детского коллектива. Ограничений для организации ритмической гимнастики в дошкольном образовательном учреждении практически не существует. Единственное условие - не допускать перегрузки.
Музыкально-ритмические занятия включают в себя проведение музыкальных игр, хороводов, плясок, двигательных упражнений.
С первых минут занятия очень важно заинтересовать детей, вызвать у них интерес и желание заниматься. В этом помогут:
2. Основные приемы и методы в обучении детей ритмике.
1. Метод показа.
2. Словесный метод.
3. Импровизационный метод.
4. Метод иллюстративной наглядности.
5. Игровой метод.
Обучение движению обычно начинается с наименования упражнения, показа и объяснения техники. Это необходимо для создания зрительного образа и последующего осмысления движений. Объяснение техники должно быть лаконичным, целенаправленным, понятным. На занятиях лучше использовать такие движения и упражнения, которые оказывают разностороннее воздействие на организм занимающихся.
3. Структура ритмического занятия.
1. Подготовительная часть – 5 минут
- строевые, порядковые, общеразвивающие упражнения;
- разновидности ходьбы, бега, прыжков;
- специальные упражнения на активизацию мышечного чувства, на тренировку отдельных групп мышц и подвижности суставов, танцевальные шаги и т.п.
2.Основная часть - 15 минут.
- Изучение основных ритмических упражнений. Игры, танцы.
3.Заключительная часть - 2-3 минуты.
- Проводятся успокаивающие, дыхательные упражнения, простейшие координационные танцевальные движения, упражнения на расслабление, хороводы.
На протяжении всего занятия и, особенно на его начальных этапах очень важно следить за формированием правильной осанки детей. С этой целью рекомендуются задания на различные пригибания и выгибания позвоночника. Полезные упражнения, способствующие укреплению мышц спины, главным образом тех, что прилегают к лопаткам. Использование музыкально-ритмических композиций в различных формах организации педагогического процесса.
Музыкально-ритмический материал можно использовать не только как средство развития музыкальных и двигательных способностей детей на занятиях ритмикой, но и как игровой тренинг психических процессов - внимания, памяти, воли, творческого воображения и фантазии, а так же средство расслабления, переключения внимания или повышения психофизического тонуса. Ритмика является эффективной психогимнастикой, средством коррекции состояния детей и их поведения. Например, на занятиях высокой умственной активности и малой подвижности следует использовать игровые, танцевальные композиции в качестве физкультминуток
Такие композиции могут использоваться на праздничных утренниках, в играх-драматизациях, семейных праздниках, в повседневной работе с детьми.
Система работы нацелена на общее гармоничное, психическое, духовное и физическое развитие, а ее содержание и формы работы могут конкретизироваться в зависимости от возможностей детей.
Организация совместной деятельности детей и педагога.
Одно из основных условий полноценного развития детей - это создание теплой, дружеской, непринужденной атмосферы общения ребенка и взрослого. Занятия должны проходить без принуждения и муштры. Главное не столько результат деятельности, точность движений в пляске, сколько сам процесс движения, доставляющий радость. Действия педагога направлены на то, чтобы дать возможность ребенку почувствовать уверенность в своих силах и побудить его к творческому самовыражению под музыку. Педагог должен принять внутреннюю позицию «старшего товарища», настроиться на совместную творческую деятельность.
Заключение.
Ритмика - это начало, база, толчок для будущей физической формы ребенка, для будущего стиля и ритма его жизни. Занимаясь ритмикой, дети учатся выражать различные музыкальные образы через пластику своего тела. Ритмика способствует формированию и развитию природных физических данных, таких как правильная осанка, шаг (растяжка), подъём, гибкость, прыжок и даже артистичность, т.к. в процесс обучения входит изучение простых танцевальных движений и постановка небольших хореографических композиций. На занятиях ритмикой укрепляются различные группы мышц. Более того, занятия способствуют раскрепощению детей, раскрытию индивидуальности и положительно влияют на умственное развитие ребёнка.
Старшая группа Младшая группа
Парный танец Ритмика
Средняя группа I младшая группа (2-3 года)
танцевальная импровизация хоровод
Новогодний праздник в подготовительной группе
Музыкально-ритмическая игра
13PAGE 15
13PAGE 14315