Поддержка и развитие детей с тяжёлыми нарушениями речи в коррекционном детском саду


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САДКОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА № 20"ЧЕБУРАШКА" «Поддержка и развитие детей с тяжёлыми нарушениями речи в коррекционном детском саду»Подготовила: учитель-логопед I-категории Колесникова Ирина АнатольевнаМБДОУ № 20 «Чебурашка»


Речь ребенка формируется под непосредственным влиянием речи окружающих его взрослых и зависит от речевой практики, культуры речевого окружения, от воспитания и обучения Дети с тяжёлыми нарушениями речи – это особая категория детей, у которых сохранён слух, первично не нарушен интеллект, но есть значительные речевые дефекты, влияющие на становление психики. Причины речевых нарушений.-Различный внутриутробные патологии (токсикоз при беременности, вирусные и эндокринные заболевания, травмы, несовместимость крови по резус-фактору и др.). -Родовая травма и асфиксия (недостаточность кислородного мозга вследствие нарушения дыхания) во время родов, которые приводят к внутричерепным кровоизлияниям. -Различные заболевания в первые годы жизни ребенка. -Травмы черепа, сопровождающиеся сотрясением мозга. -Наследственные факторы. В этих случаях нарушения речи могут составлять лишь часть общего нарушения нервной системы и сочетаться с интеллектуальной и двигательной недостаточностью.-Неблагоприятные социально-бытовые условия, приводящие к педагогической запущенности, нарушения эмоционально-волевой сферы и дефициту в развитии речи.



Обеспечение необходимых условий для развития детей дошкольного возраста с различной структурой дефекта, с различным уровнем возможностей и способностей, успешная подготовка к школьному обучению.Проблема: Ведущая цель воспитания и обучения детей с тяжёлыми нарушениями речи: обеспечение условий для коррекции их речевого, психофизического развития, коммуникативных, сенсомоторных качеств, дальнейшей социальной адаптации и формированию основ базовой культуры личности ребёнкаЦель коррекционной работы: освоение детьми с ТНР коммуникативной функции языка в соответствии с возрастными нормами и возможностями Задачи: -Создание условий для всестороннего развития ребёнка с ТНР в целях обогащения его социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников-компенсаторное воздействие на детей с ТНР по коррекции речи и базовых психических процессов;- необходимость взаимодействия дифференцированного и интегративного обучения и воспитания детей с разными проявлениями речевой патологии;-Работа по укреплению здоровья воспитанников -Система коррекционной работы в детском саду компенсирующего вида построена в соответствии с Законом РФ «Об образовании» -«Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении»-Уставом МБДОУ, со спецификой образовательного учреждения. «Программа воспитания и обучения в детском саду» М. А. Васильева, В. В. Гербова, Т. С. Комарова «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной.Образовательная программы: Задачи:-формирование и коррекция лексико-грамматической стороны речи дошкольников-развивать мелкую моторику, координацию речи с движением;-совершенствовать фонематическое восприятие, навыки звукового анализа;-формировать правильное речевое дыхание, длительную направленную воздушную струю;-закреплять у детей приобретённые речевые навыки, правильное звукопроизношение.В зависимости от уровня речевого развития и возможностей ребёнка логопедическое воздействие осуществляется по направлениям: формирование и коррекция лексико-грамматической стороны речи дошкольниковФормирование речевой активности.Расширение пассивного и активного словаря.Формирование навыков словоизменения.Формирование навыков словообразования.Формирование навыков употребления простых и сложных предложений.
ppt_xppt_y Дидактические пособия: серии сюжетных картинок «Истории вкартинках»; разные виды театра; чистоговорки, стихи, потешки, скороговорки; опорные схемы для составления описательных рассказов; библиотека детских книг и др. Развитие дыхания Дыхательные тренажёры:«Осенние листочки», «Снежинки», «Бабочки», «Птички», «Домики с занавесками», «Вертушки», «Султанчики», «Пароходы», «Новогодний дождик», «Горячий чай», «Пчёлки», «Солнышко и тучка» и др.Цель: закрепление правильного речевого выдоха, формирование умения контролировать силу и длительность воздушной струи.
style.rotation Развитие мелкой моторикиРазвитие мелкой моторики. Цель: - нормализация мышечного тонуса;-опосредованная стимуляция речевых областей в коре головного мозга;- развитие мелкой моторики рук и точности произношения слов. Развитие звукопроизношения. Цель: развитие артикуляционной моторики;- закрепление навыков правильного звукопроизношения поставленных звуков (изолированно, в слогах, словах, в предложениях, в связной речи). Дидактические пособия:- артикуляционные уклады - схемы; - карты – схемы выполнения артикуляционной гимнастики; - артикуляционная гимнастика в стихах и картинках;- картинки - символы для изолированного произношения звуков.

 Цель: развитие звукобуквенного анализа и синтеза слов, соотнесение конкретного звука в слове с буквой, закрепление зрительного образа букв, профилактика дисграфии, развитие мелкой моторики.«ЗВУКОБУКВЕННЫЕ ДОЩЕЧКИ» Формирование психологической базы речи (все виды зрительного, слухового, тактильного восприятия и памяти) Пособия и технологии используемые в работе«Новые логопедические технологии» В.М. Акименко«Развитие психо -физиологической базы речи у детей дошкольного возраста с нарушениями в развитии» С.В.Коноваленко, М.И. Кременецкаяметодика «Формирование фонематического восприятия у детей с общим недоразвитием речи». Т.А. Ткаченко«Обучение связной речи детей. Картинно-графические планы рассказов»«Демонстрационный материал для фронтальных занятий. Логопедические занятия в детском саду» Т.Ю. Бардышевой, Е.Н. Моносовой, Дидактические пособия:«Волшебные кнопочки», «Логопедические кубики», логопедические тетради для автоматизации звуков (Л.А. Комарова; Е.А. Азова, О.О.Чернова), серия пособий «Конфетка»: «Учим звуки», «Зашифрованные скороговорки», «Чистоговорки в картинках».  Картотеки пальчиковых гимнастик по лексическим темам (Н.В.Нищевой; Н.Г. Метельской; Г.А. Османовой, Л.А.Поздняковой);Картотека игр на координацию речи с движением О.А. Новиковской Схема взаимодействия участников коррекционного процессаСемья:- выполнение заданий логопеда;-воспитание нравственных качеств;-общее психическое состояниеПсихолог:-развитие психических процессов;-положительный эмоциональный настрой;-тренинг уверенного поведенияМузыкальный руководитель:-чувство ритма;-координация речи;-дыхание;-моторикаИнструктор по физической культуре:-координация движений;-общая моторика;-дыханиеВоспитатель:-работа по заданию логопеда;-решение познавательных задач;-развитие психических процессов;-развитие мелкой моторики;-работа по устранению второстепенных дефектовЛогопед:-коррекция дефектных звуков, их автоматизация, дифференциация;-постановка диафрагмального речевого дыхания;-логопедизация режимных моментов и занятий;-практическое овладение навыками словообразования и словоизменения






Только при единстве требований, осуществлении преемственности и взаимодействия между специалистами ДОУ, а т.ж родителями возможно достижение положительных результатов в коррекции речи дошкольников. МЫ ГОТОВЫ К ШКОЛЕ
Дети – национальное достояние любой страны, её интеллектуальный творческий потенциал. Чем раньше мы начнём развивать способности в своих малышах и сумеем создать для них условия для обучения, тем больше надежд на то, что в будущем эти дети составят гордость и славу своего отечества. Р.Н. Буняев