Учёт психофизических особенностей ученика в учебном процессе

Учёт психофизических особенностей ученика
в учебном процессе

Вопросы сохранения и укрепления здоровья в современном обществе приобретают всё большее значение. И обусловлено это прежде всего тем, что в окружающей человека чреде есть много факторов, отрицательно влияющих на здоровье человека.
Чтобы сохранить здоровье, человеку необходимо организовать свою жизнь с учётом сложившихся объективных климатических и экологических условий. Особенно это важно для людей проживающих в условиях крайнего севера. В связи с этим возникает необходимость обучения детей правилам поведения в неблагоприятных условиях окружающей среды, формирования гигиенических знаний, норм и правил здорового образа жизни, убеждений в необходимости сохранения своего здоровья.
Но хочется, обратить внимание на то, что сам процесс обучения должен быть поставлен таким образом, чтобы происходил учёт особенностей нервной системы и физических возможностей ребёнка. С горечью приходиться осознавать, что большая часть выпускников школ выходят во взрослую жизнь фактически нездоровыми.
Медицинские осмотры, рекомендации психолога, «диагностический контроль» дают возможность учителю определить, каким образом ребёнок привык получать информацию: с помощью слуха, зрения или через ощущения.
Человек «слухового» типа – ауднал, собираясь что-то сказать, прислушивается к внутреннему голосу. В речи такого ребёнка проскальзывают слова и словосочетания, относящиеся к способу его восприятия. Если ребёнок употребляет фразы: «Да я слышу», «Слушаю», «Послушай» или «Рассказывай», это хорошо, (плохо) звучит, то это ауднал. Он чутко реагирует на интонацию при общении.
«Смотрящий», собираясь что-то сказать, перебирает и просматривает в памяти картинки. В речи детей, предпочитающих визуальную модель восприятия, преобладают «зрительные» слова: «Всё тут ясно», «И так видно». Они часто употребляют выражения: «Я видел (вижу)», «Посмотрим».
Особенно трудно приходится кинестетикам (больше доверяют чувствам, чем слуховому и зрительному восприятию).
Дети, которые доставляют много хлопот чрезмерной подвижностью, невнимательностью, говорливостью – это кинестетики, которым просто необходимо действовать. Чтобы понять изучаемое, они должны что-то обязательно делать руками. У таких детей в словарном запасе много выражений: «Это тяжело» (или «Это легко»), «Мне не хватает».
Очевидно, любой урок должен содержать такие формы работы и методические примы, которые давали бы возможность каждому ученику качественно получать информацию с помощью зрения, слуха или ощущений.















Курс «География: 6 класс»

Тема: Климат нашей местности

Цели: 1. Продолжить формировать понятие «Климат» на примере климатических показаний своей местности.
2. Показать влияние климата на здоровье человека.
3. Подвести учащихся к выводу о необходимости бережного отношения к своему здоровью.

Классно-урочная форма учебной работы с применением здоровьесберегающих технологий, учитывающих психофизические особенности ученика.

Оборудование: физическая карта полушарий, физическая карта Ямало-Ненецкого автономного округа, задания для практической работы (приложение 1), сигналы кратких характеристик климата (приложение 2), сигналы кратких характеристик здоровьесбережения (приложение 3)

Основное содержание урока:
Активизация знаний учащихся.
Особенности климата г.Салехард.
Влияние климата на здоровье человека.
Обобщение изученного материала.

Ход урока:
1. Активизация знаний
Вы знаете, что в нашем г.Салехарде очень много проживает людей, которые приехали с более южных территорий нашей страны.
- Как вы думаете комфортно ли будут чувствовать себя люди в нашем климате?
У нас есть возможность рассказать о климате нашего города и составить рекомендации для приезжающих.
Но для начала давайте вспомним что такое: «погода», «климат»?
Чем погода отличается от климата?
Назовите мне основные элементы погоды?
Какие погодные явления вы знаете?
О чём рассказывают нам синоптические карты?
От каких причин зависит климат?

2. Особенности климата г.Салехард.
Выполнение практической работы (учащимся раздаются листы с заданиями, которые они выполняют в ходе беседы.
Мы переходим к непосредственному выяснению особенностей климата г. Салехарда.
Как говорят «одеваться нужно по погоде», а это значит что нам необходимо выяснить какие температуры воздуха характерны для города и всегда ли у нас одинаковые температуры? (учащиеся работают с заданием № 1).
- По таблице «Типы погоды по средним температурам» определить какая погода преобладает в г.Салехарде в зимнее и летнее время.
(В ходе выявления климатических данных учитель вокруг карты ЯНАО вывешивает, для наглядности сигналы кратких характеристик климата из Приложения 2).
Итак, какую одежду вы посоветуете взять людям, которые едут из более тёплых районов России?
С какими причинами связаны такие низкие t в г.Салехарде?
(- высота солнца над горизонтом;
- близость Северного Ледовитого океана)
Выполнить задание № 2 (определение наибольшей и наименьшей высоты солнца над горизонтом).
- Какими ещё показаниями кроме t характеризуется климат? (количеством выпавших осадков).
- Давайте выясним, в какое время года выпадает наибольшее количество осадков. Выполняют задание № 3 (начертить диаграмму).
Учащиеся определяют, что максимальное количество осадков выпадает в июне-августе, общее количество составляет 413 мм/г
(проведение физкультминутки:
Ветер дует нам в лицо –
Закачалось деревцо.
Ветерок всё выше, выше,
Деревцо всё ниже, ниже.
Ветерок всё тише, тише.
Деревцо всё выше, выше).
А сейчас мы рассмотрим с вами какие воздушные массы преобладают в г.Салехарде (учащиеся выполняют задание № 4 по вариантам).
По данным розы ветров определите, в каком направлении дуют ветра в летнее и зимнее время
(летом с северо-востока, зимой с юга и юго-запада).
С каким ранее изученным ветром мы можем сравнить такое перемещение воздушных масс (муссон).
Давайте подведём итог и сделаем общую характеристику климата.
По сигналам кратких характеристик климата, в ходе беседы появляющихся на доске учащихся делают вывод о климате г. Салехарда.

3. Влияние климата на здоровье человека.
Мы с вами выяснили, что климат г.Салехарда – суровый.
- Имеет ли это важное значение для здоровья человека?
- Какие особенности климата могут влиять на здоровье?
- холод
- сильный ветер
- полярная ночь
- малое содержание кислорода.
Из-за всех этих особенностей происходит снижение иммунитета.
Иммунитет это важный показатель здоровья. Но его можно укреплять разными способами, и при этом необходимо знать особенности своего организма, например группу крови.
(Учащиеся делают сообщение, как можно укреплять иммунитет, зная свою группу крови – Приложение 4).
Территория нашего края расположена в высоких широтах из-за этого угол падения солнечных лучей на землю меньше, а световой день короче. Морозы и ветра со снегом могут вызывать слезотечение, покраснение глаз, приводящие к изменению видимости глазами. Вот поэтому, когда сильный ветер даже при t выше 420 градусов занятия в школах отменяются. А какие ещё проблемы могут возникнуть при морозе?
- обморожение
Какие меры вы примете, если обнаружилось что вы обморозились?
(сообщение учащихся по мерам
при обморожениях – Приложение 4).
Мы выяснили самые главные проблемы, которые могут возникнуть у человека при пребывании в нашем климате. А так ли страшен наш суровый климат, если следить за своим здоровьем?
Какие меры нужно принимать, чтобы быть здоровым?
- закаляться.
А как правильно проводить закаливание?
(сообщение учащегося о правилах закаливания – Приложение 4).
В ходе беседы климат человек учитель от сигналов о климате ставит стрелку и вывешивает сигналы кратких характеристик здоровьесбережения (Приложение 3), в результате выстраивается опорный конспект урока.

4. Обобщение изученного материала.
Пришла пора сделать общие рекомендации для приезжающих в наш город.
Итак, если вы приедете к нам, то вас ждёт климат с (учащиеся дают общие характеристики климата).
Как такой климат будет влиять на здоровье человека?
Какие меры необходимы проводить, чтобы защитить своё здоровье?
Как необходимо вести себя в критических ситуациях, связанных с морозом?

Дома: по дополнительной литературе найти народные приметы, связанные с климатическим условиями нашего округа.






























Приложение 1

Задание 1. Построить график годового хода температур г.Салехарда по показаниям в таблице:


янв.
фев.
март
апр.
май
июнь
июль
авг.
сент.
окт.
нояб.
дек.

г.Салехард
-25
-23
-20
-14
-4
5
13
10
5
-7
-17
-24



Типы погоды по средним температурам

1. Погода холодного времени года
20 – 00 С
-10 – 30 С
-40 – 120 С
-130 – 220 С
-230 – 330 С
-340 – 430 С
Ниже -440

Переход через 00, оттепель
Слабо-морозная
Умеренно-морозная
значительно морозная
Сильно-морозная
Жёстко-морозная
Крайне морозная


1. Погода тёплого времени года
00 – 30 С
40 – 80 С
90 – 150 С
160 – 220 С
230 – 280 С
290 – 330 С
Выше 340

холодная
прохладная
Умеренно-тёплая
тёплая
жаркая
Очень жаркая
Крайне жаркая




Задание 2. Определить наибольшую и наименьшую высоту солнца над горизонтом в течение года по 650 с. ш.


янв.
фев.
март
апр.
май
июнь
июль
авг.
сент.
окт.
нояб.
дек.

650с.ш
1050’
7030’
17020’
29030’
40000’
47000’
48010’
43000’
33020’
21050’
10040’
30010’



Задание 3. По данным таблицы построить диаграмму годового изменения осадков.


янв.
фев.
март
апр.
май
июнь
июль
авг.
сент.
окт.
нояб.
дек.

г.Салехард
20 мм
15 мм
22 мм
25 мм
39 мм
40 мм
55 мм
60 мм
48 мм
39 мм
27 мм
23 мм



Задание 4. По данным таблицы построить розу ветров на январь и июль

с
ю
з
в
с-з
с-в
ю-з
ю-в


январь

10
3

1
1
9
7
31

июль
3
2
1
2
6
15
2

31























Приложение 2

Суровая продолжительная зима.
Короткое холодное лето.
Положение высоких широтах, угол падения солнечных лучей небольшой.
Близость Северного Ледовитого океана.
Осадков выпадает 413 мм/г.
Муссонная циркуляция воздушных масс.
Средняя температура января -250 С.
Средняя температура июля +130 С.
Амплитуда температур равна 380.






Приложение 3

Проводить закаливание организма.
Больше заниматься спортом.
Правильно питаться, употребляя в пищу местные продукты.
При очень ярком солнце носить солнцезащитные очки.



























Приложении 4

По данным учёных, наиболее распространена у коренных жителей ЯНАО В (III) группа крови. С этим фактором связана сила иммунного ответа, от которой зависит здоровье и продолжительность жизни, восприимчивость организма к заболеваниям. Образ жизни местного населения на ЯНАО закреплялся веками и был связан с оленеводством, охотой, рыбной ловлей, сборов даров тайги. Такая деятельность позволяла адаптироваться к условиям климата. Людям с третьей группой крови очень полезны прогулки в лесу, ходьба на лыжах, занятия восточными единоборствами. Другие группы крови чаще встречаются у пришлого населения. Так, людей с 0(I) группой – 34,2%, с А(II) – 35,6%, В(III) – 21,8%, АВ(IV) – 8,4%. Зная свою группу крови, считают учёные, каждый может правильно организовать своё питание. Людям с первой группой крови рекомендуется включать в рацион рыбу, морскую капусту; со второй группой - боярышник, большое количество овощей; с третьей – оленину, морскую рыбу, клюкву, дикий виноград, шиповник, лимонник; с четвёртой – продукты из сои, молоко, овощи, фрукты. Богатство природы даёт возможность полноценной жизни для людей с любой группой крови.

Правила закаливания:

Склонным к простудным заболеваниям учащимся рекомендуется дополнительное закаливание ног, а также полоскание горла холодной водой. Для этого ноги погружают в воду комнатной температуры на 1 – 2 мин, с последующим интенсивным растиранием. Температура воды постепенно должна опускаться до 100 С. Полезно босохождение по песку, по рыхлой земле, по лужам после дождя.
Полоскание горла следует начинать с температуры воды 27–280 С, постепенно доводя её до 2–40С.
При закаливании усиливается обмен веществ, повышаются защитные силы организма, укрепляется здоровье, сердечная деятельность становится более интенсивной, ускоряется движение крови по сосудам. У закалённых людей расширение и сужение кровеносных сосудов происходит быстрее. Закалённые люди мало подвержены простуде, они более выносливы.
Правила закаливания: постепенность (постепенно снижать температуру воды при проведении водных процедур, постепенно увеличивать продолжительность солнечных ванн, весной постепенно облегчать одежду); систематичность (закаливающие процедуры должны осуществляться без перерывов, так как перерыв ведёт к частичной утрате уже достигнутого эффекта); комплексность предполагает, чтобы при закаливании по возможности использовались различные ванны совместно с солнечными и купанием; обтирание холодной водой с воздушными ваннами в помещении и т.д.



Первая помощь при обморожениях

Обморожение возникает при местном действии холода на тело. Главную роль при этом играет мороз, однако возникновению обморожения в значительной мере способствуют влажный воздух и ветер. Холод, действуя на сосуды, вызывает их сужение; в результате этого происходит недостаточное кровоснабжение определённого участка тела, проявляющееся побледнением кожи. Если вовремя не будет оказана первая помощь, то может произойти отмирание тканей. В зависимости от объёма поражения тела различаются три степени обморожения:
побледнение и покраснение кожи, вплоть до потери чувствительности;
образование пузырей;
омертвение (некроз)
обмороженных участков тела.
Первая помощь. Главной задачей первой помощи является быстрое восстановление кровообращения. При обморожении первой степени рекомендуется делать водяные ванны с водой комнатной температуры или же лёгкий массаж чистыми руками поражённых участков тела до их согревания. Обмороженные места нельзя растирать снегом, так как в процессе растирания может быть повреждена кожа. После согревания обмороженных участков на них накладывают повязку с борной мазью или же с вазелином.
При обморожениях второй и третьей степеней первую помощь пострадавшему оказывают в умеренно тёплом помещении. Обмороженные участки тела моют водой комнатной температуры, затем на них накладывают марлю, намоченную в воде, которую постепенно согревают. Одновременно пострадавший должен двигать конечностями. После восстановления кровообращения поражённый участок покрывают чистой марлей и перевязывают. Пострадавшему дают пить тёплые напитки. Затем следует позаботиться о его транспортировке в лечебное учреждение.




15