Проект работы с одарёнными детьми по театрально-музыкальной деятельности СВЕТ РАМПЫ


Городское управление образования Администрации города Абакана
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей г.Абакана «Центр детского творчества»
Проект работы с одарёнными детьми
по театрально-музыкальной деятельности

Возраст участников: 10-17 лет
Срок реализации: 3 года
Авторы: педагоги дополнительного образования
Маслова Г.А., Завьялова Л.В., Беднова Е.А.

Абакан, 2012
Содержание
Паспорт проекта
Пояснительная записка
Нормативно-правовая база
Актуальность и новизна
Цели и задачи
Принципы деятельности
Этапы реализации проекта
Формы и методы обучения
Показатели эффективности
Ожидаемые результаты
Список использованной литературы
Приложение № 1
Приложение № 2 Новогодний сценарий «Новый год настаёт»
Приложение № 3 Научно-исследовательская работа
Паспорт проекта
Название проекта СВЕТ РАМПЫ
Нормативно-правовая база основные положения «Конвенции о правах ребенка», принятой Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989;
Закон РФ «Об образовании» от 16.11.1997 года, с дополнениями от 05.03.2004;
Закон РХ «Об образовании», 2004;
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ № 1756-р от 29.12.2001;
Федеральная целевая программа «Одаренные дети», в рамках Президентской Программы «Дети России», утвержденной Правительством РФ от 3.10.2002.
Авторы-разработчики Маслова Г.А., Завьялова Л.В., Беднова Е.А.
Педагоги дополнительного образования.
Цель проекта Воспитание и развитие творчески активной личности, готовой к включению в любую деятельность в зависимости от потребностей региона, страны и самой личности;
раскрытие новых способностей и талантов в области театрально-музыкальной деятельной.
Этапы реализации проекта
Ι этап (2009-2010) - подготовительный этап, включающий диагностическую, прогностическую и организационную деятельность.
ΙΙ этап (2010-2012) – организационный практический этап, включающий реализацию,  систематизацию,  анализ результатов работы.
ΙΙΙ этап (2012-2013) – заключительный этап, обобщение результатов работы, прогнозирование и конструирование дальнейших путей развития
Пояснительная записка
Что такое одаренность и кто такой одарённый ребёнок? На данный момент ни педагогика, ни психология не могут дать однозначного ответа. Природа одарённости остается открытым вопросом.
Выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет актуальную задачу современного образования. Трудности связаны и с выявлением одаренных детей и с разработкой программ их обучения.
Проект работы с одаренными детьми в детском музыкальном театре был назван «СВЕТ РАМПЫ», исходя из проявления признаков одарённости детей в деятельности связанной с театром и музыкой. Свет рампы всегда притягивает и завораживает. Магически мерцает сцена, разворачивается феерическое действо …. В финале звучат аплодисменты благодарных и восхищённых зрителей!
Реализация проекта будет являться стимулом к появлению проектов и обучающих программ для одаренных детей в различных областях искусства и творчества в образовательном пространстве Центра детского творчества.
Проектом предусмотрено осуществление инновационных преобразований в разработке и внедрении новых диагностик одаренности, новых технологий обучения и воспитания, развитие системы работы с одаренными детьми.
Нормативно-правовая база
основные положения «Конвенции о правах ребенка», принятой Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989;
Закон РФ «Об образовании» от 16.11.1997 года, с дополнениями от 05.03.2004;
Закон РХ «Об образовании», 2004;
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ № 1756-р от 29.12.2001;
Федеральная целевая программа «Одаренные дети», в рамках Президентской Программы «Дети России», утвержденной Правительством РФ от 3.10.2002;
Актуальность и новизна
Проблема работы с одаренными детьми чрезвычайно актуальна для современного российского общества. Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить эти способности. Новые задачи, стоящие перед системой образования в области выявления и развития одарённых детей, приобретают особую актуальность в связи с последними достижениями психолого-педагогической науки и практики. Так исследования, выполненные в разных странах, убедительно показали, что около 20-30% детей могут достигать высоких уровней интеллектуального и творческого развития.
Очень многое зависит от школы, а также от системы дополнительного образования, которое способно в полной мере помочь раскрытию, развитию и реализации способностей детей. Заниматься развитием интеллектуальных и творческих способностей детей необходимо, это важно как для самого ребёнка, так и для общества в целом. Быстрое развитие новых технологий повлекло за собой резкое возрастание потребности общества в людях, обладающих нестандартным мышлением, вносящих новое содержание в производственную и социальную жизнь, умеющих ставить и решать новые задачи.
В республике Хакасия работа с одарёнными детьми только начинает набирать обороты. Данный проект разработан для детей с признаками одарённости в театрально-музыкальной деятельности. Путь развития креативности, эмоционального раскрепощения ребёнка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Всё это может дать театрализованная деятельность. Являясь наиболее распространённым видом детского творчества, именно драматизация, «основанная на действии, совершаемом сами ребёнком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями» (Л.С. Выготский)
Цели и задачи
Цель: воспитание и развитие творчески активной личности, готовой к включению в любую деятельность в зависимости от потребностей региона, страны и самой личности;
раскрытие новых способностей и талантов в области театрально-музыкальной деятельной.
Задачи:
1. Обучающие:
- дать необходимые знания в области театрально-музыкальной деятельности;
- сформировать практические умения и навыки исполнения;
- обучить технологии подготовки и реализации сценарных планов, творческих проектов;
- познакомить с технологией учебно-исследовательской деятельности в области театрального искусства.
2. Развивающие:
- расширить кругозор и развить интерес к музыкально-театральной деятельности;
- способствовать развитию художественного вкуса;
- развить индивидуальные исполнительские способности,
3. Воспитательные:
- формирование навыков самостоятельной работы;
- воспитание активной жизненной позиции.
Принципы деятельности
принцип максимального разнообразия возможностей для развития творческой личности;
принцип создания условий для самостоятельной работы детей;
принцип интегративного подхода и свободы выбора образовательной деятельности, помощи и наставничества;
принцип углублённого изучения сферы деятельности выбранной самим ребёнком;
принцип поощрения и поддержки, признания развития и саморазвития способностей.
Этапы реализации проекта
Ι этап (2009-2010) - подготовительный этап, включающий диагностическую, прогностическую и организационную деятельность.
Первый этап включает в себя: изучение и анализ современных концепций по работе с одарёнными детьми, изучение и отбор традиционных и новых образовательных технологий. Разрабатывается система выявления одарённых детей в области театрально-музыкальной деятельности.
ΙΙ этап (2010-2012) – организационный практический этап, включающий реализацию,  систематизацию,  анализ результатов работы.
На этом этапе происходит организация и апробация новых форм работы с одарёнными детьми. Ведётся работа по созданию образовательной программы работы с одарёнными детьми в области театрально-музыкальной деятельности, а также её частичная апробация.
ΙΙΙ этап (2012-2013) – заключительный этап, обобщение результатов работы, прогнозирование и конструирование дальнейших путей развития
На третьем этапе совершенствуются формы работы с одаренными детьми. Создаётся копилка творческих, исследовательских работ детей. Налаживаются связи с учреждениями и творческими коллективами города, республики. Корректируется и совершенствуется программа работы с одарёнными детьми в области театрально-музыкальной деятельности.
Формы и методы обучения
При выборе инновационных форм и методов обучения мы опирались на:
Технологии развития критического мышления
Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) Г.С. Альтшуллер
Технологии саморазвития личности Г.К.Селевко
Технологии развития индивидуальности личности (РИЛ) – обучение. В. Полякова
Показатели эффективности
Повышение уровня овладения детьми ключевых и предметных компетенций в области театрально-музыкальной деятельности, увеличение числа таких детей;
Повышение уровня удовлетворения своей деятельностью;
Рост творческой реализации детей.
Ожидаемые результаты
Данный проект позволяет создать систему работы с одарёнными детьми. А также обеспечить подход к решению проблемы выявления, поддержки и развития с одарёнными детьми в области театрально-музыкальной деятельности. В ходе реализации проекта «СВЕТ РАМПЫ» будет создана образовательная программа по работе с одарёнными детьми в области театрально-музыкальной деятельности, что расширит образовательное пространство Центра детского творчества. Будет дан старт новым эффективным образовательным технологиям, формам и методам работы с одарёнными детьми, установлено взаимодействие и контакты с учреждениями города, республики, страны, способствующие социализации одарённых детей. В результате работы по реализации проекта увеличатся показатели успешности детей (участие в конкурсах, фестивалях, творческих мероприятиях и т.п.), качественные показатели запросов одарённых детей на удовлетворение их потребностей в специальном творческом обучении. А также обобщение результатов работы с одарёнными детьми: участие в семинарах, конференциях, копилка творческих работ детей.
В настоящее время реализация проекта «СВЕТ РАМПЫ» успешно подходит к завершению второго этапа и переходит к третьему заключительному этапу. Внедряются новые современные формы и методы работы, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности, творчества детей.
За время реализации проекта увеличился рост участия детей в творческих мероприятиях на уровне города, республики Хакасия, а также рейтинг призовых мест в конкурсных мероприятиях (см. Приложение № 1). Создаётся копилка творческих работ учащихся сценарии, проекты и др. (см. Приложение № 2, Новогодний сценарий «Новый год настаёт»). Возрос интерес учащихся к выполнению научно-исследовательских работ в области театрально-музыкальной деятельности и искусства в целом. Следует отметить, первые научно-исследовательские работы имеют достаточно качественный уровень (см. Приложение № 3, Научно-исследовательская работа «…»). Для оценки работ были привлечены педагоги МБОУ ДОД ЦДТ. Тем самым учащиеся могли получить оценку содержания своих работ, а у педагогов появилось представление об уровне исследовательской компетентности одарённых детей и возможная схема их развития в дальнейшем. На основании достигнутых результатов можно сделать вывод о том, что работа с одаренными детьми по проекту «СВЕТ РАМПЫ» ведется целенаправленно и достаточно эффективно.
Список использованной литературы
Еремкин А.И. Школа одаренности. Тайна рождения гениев.- М.:ООО «АиФ Принт», 2003.
Савенков А.И. Одаренный ребенок в школе и дома. Потенциал личности и программа развития.-Екатеринбург: У-Фактория, 2004.
Хуторской А.В. Развитие одарённости школьника.- М.: Владос, 2000.
Литвин С., Поляков Б. Трамплин в будущее: Азбука для устремленных. – Пермь: Кн. Изд-во, 2007.
Образовательные модели и технологии работы с одарёнными детьми. / сост. Башева Е.И. (и др.). – Красноярск ККИПКППРО, 2011.
Одаренные дети. Пер. с англ./ Под общ. ред. Бурменской Г.В., Слуцкого В.М. – М., Прогресс, 1991.
Богоявленская, Д.Б. Рабочая концепция одаренности//Вопросы образования.- 2004, №2.
Зайцева, Н.В. Перспективные направления поддержки одаренных детей// Народное образование.-2010, №3.
Логинова, И.Б., Зимина, И.П. Грибенюк, Г.Г. Возможности системы дополнительного образования детей для развития интеллектуальной одаренности // Одаренный ребенок. -2009, № 2.
Шумакова Н.Б. и др. Исследование творческой одаренности с использованием тестов П.Торренса у младших школьников. // Вопр. психологии. – 1991, №1.
Туник Е.Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. С.-П.., 1997.
Концепция федеральной целевой программы «Дети России» на 2007 – 2010 годы// Российская газета.- 2007.- №4285.
Приложение № 1
Приложение № 2
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей г.Абакана «Центр детского творчества»

Новогодний сценарий
для детей младшего школьного возраста

Абакан, 2011
Приложение № 3
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей г.Абакана «Центр детского творчества»

Абакан, 2011