Развитие речи младших дошкольников посредствам русского народного фольклора.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждения детский сад с. Долгое
Вейделевский район Белгородская область
Тема: Развитие речи младших дошкольников посредствам русского народного фольклора.
Автор опыта:
Гвозденко Олеся Александровна
воспитатель муниципального дошкольного
Учреждения детский сад с.Долгое
Вейделевского района
Белгородской области
2016 г.
Содержание
I.Информация об опыте ………….3
II.Технология опыта…………………………………….6
III.Результативность………………………………………………8
Консультация для родителей «Справиться с детским не послушанием помогут потешки»………………………………………………9
Фольклорно - игровое занятия «В гостях у бабушки Варвары»…..14
IV. Библиографический список……………………………………..19
V.Приложение к опыту работы …………………………………….20
I. Информация об опыте.
1.Тема опыта работы.
«Развитие речи младших дошкольников посредствам русского народного фольклора»
2.Условия возникновения опыта.
Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе образования. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.
Возникновение опыта связанно с развитием речи детей раннего возраста. Так как любая задержка или любое нарушение в ходе развития речи детей, отражается на поведение в социуме.
В детском саду мною был проведён мониторинг на начало учебного года в младшей разновозрастной группе в количестве 12 человек. По результатам мониторинга у всех детей выявлены недостатки в речи в речевом общении.
Словарный запас - у детей не развит, группу предметов дети не могут назвать одним словом.
Грамматика у детей слабо развита, так как плохо образовывают наименования животных и их детёнышей в единственном и множественном числе, используя уменьшительно – ласкательные суффиксы, не согласовывают простые и сложные предложения.
Связная речь – не развито умение пользоваться словами речевого этикета, отвечать на вопросы по содержанию картины, воспроизводить текст хорошо знакомой сказки.
Звукопроизношение - плохо развито произношение звуков дети не отчетливо произносят фразы.
3. Актуальность опыта.
При обследовании детей, поступающих в дошкольное учреждение, у большинства из них выявляется неблагополучное развитие речи. Условно их можно разделить на три группы:
-дети, у которых речь совсем отсутствует;
-дети, которые говорят отдельными словами;
-дети, которые говорят фразами, но их речь невнятная и с грамматическими ошибками. И лишь несколько детей, поступающих в детский сад, имеют речь, соответствующую нормам орфоэпии и понятную окружающим.
Проблема развития речи – актуальная проблема сегодняшнего дня. Актуальность данной темы на современном этапе обусловлена необходимостью изучения произведений детского фольклора педагогами, так как народная педагогика возникла, как практика, как искусство воспитания, она древнее педагогической науки, всегда обогащала её и, в свою очередь, сама обогащалась ею. Сказки, песни, пословицы, считалки, потешки, скороговорки, всегда были неразрывно связаны с опытом народной педагогики и широко применялись в работе дошкольных учреждениях.
Влияние русского народного фольклора на развитие речи детей раннего возраста неоспоримо. С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики речевого развития. Проанализировав уровень речевого развития детей своей группы, поставила перед собой задачу систематизировать работу по использованию произведений устного народного творчества для формирования у малышей речевой активности, интереса и любви к фольклору.
4.Ведущая педагогическая идея.
Ведущей педагогической идеей опыта я взяла сотрудничество. Только тесно сотрудничая с детьми, коллективом, родителями можно увидеть значительные результаты.
5.Дительность работы над опытом.
Работа над опытом с детьми раннего возраста разделена мною на три этапа.
1 этап (сентябрь-октябрь 2016г) предполагал обнаружение проблемы. На данном этапе я провела мониторинг с воспитанниками, где выявился уровень развитие речи каждого ребенка. Затем организовала работу с родителями, это были проведены индивидуальные беседы, анкетирование. Проведенная работа с воспитанниками и родителями позволило спланировать и разработать перспективный план работы с детьми (с учетом индивидуальных особенностей) и родителями.
2 этап (ноября - март 2017-2018г) мною проводиться апробация разработанного перспективного плана. Создание предметно развивающей среды.
3 этап (апрель - май 2018г) это заключительный этап. На данном этапе будет проводиться мониторинг, который докажет успешность решение данной проблемы.
6.Диапозон работы.
В своей работе по развитию речи детей посредством произведений народного творчества выбрала следующие направления:
-использование фольклорных произведений на занятиях;
-в играх (дидактические игры, игры-забавы, пальчиковые игры)
-чтение сказок и потешек, рассматривание к ним иллюстраций;
-использование фольклора в режимных моментах;
-работа с родителями.
- информационно-педагогические материалы в родительски уголках, папках передвижках.
-дни открытых дверей.
7.Теоретическое обоснование опыта.
Как отмечает Н. Гавриш: « В раннем возрасте очень важно ускорить «рождение» первых сознательных слов у ребёнка. Увеличить запас помогут малые формы фольклора, в которых привлекается его внимание к предметам, животным, людям. Звучность, ритмичность, напевность, занимательность народных произведений, привлекает внимание детей, вызывает желание повторить их, запомнить, что в свою очередь способствует развитию разговорной речи». Детский фольклор обширная область устного народного творчества. Это целый мир – яркий, радостный, наполненный жизненной силой и красотой. Фольклор для детей, созданный взрослыми включает в себя колыбельные песни, пестушки, прибаутки, потешки, сказочки, загадки, небылицы. И хотя они состоят из немногих строк, незатейливых по содержанию и просты по форме, но таят в себе не малые богатства – речевые, смысловые, звуковые и содержат множество ступеней педагогического воздействия на детей. В течении многих веков фольклорные произведения любовно и мудро поучают ребеёка, приобщают его к высокой моральной культуре своего народа. Мудрые, доступные детям истины помогают им адаптироваться среди людей, овладеть опытом человеческих взаимоотношений. Большинство песенок, потешек, прибауток создавалось в процессе труда на природе, в быту. Отсюда их четкость ритмичность, краткость и выразительность. Веками народ отбирал и хранил, передавал из уст в уста эти маленькие шедевры, полные глубокой мудрости, лиризма и юмора. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии. Оказывает нравственное влияние – пробуждает в ребёнке чувства симпатии, любви к людям, ко всему живому, интерес и уважение к труду. Развивается речь, формируются нравственные привычки, обогащаются знания о природе. Яркие, оригинальные, доступные по содержанию заклички, приговорки, дразнилки легко запоминаются и могут широко использоваться детьми в играх. Ласковый говорок фольклорных произведений вызывает удовольствие не только у детей, но и у взрослых, использующих образный язык народного поэтического творчества для выражения своей заботы, нежности, любви. Фольклор духовно обогащает среду, в которой растёт ребёнок, закладывает предпосылки высоких человеческих качеств. В.А.Сухомлинский считал, что сказки, песенки, потешки, являются незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности.
Подобно тому, как навсегда запоминаются первые книжки, так память хранит и те мелодии, которые довелось услышать в ранние годы. Вот почему так важно, чтобы колыбельные песни, пестушки, прибаутки входили в жизнь в ту пору, когда человек особенно восприимчив ко всему прекрасному. Важно, чтобы дети с раннего возраста слышали и понимали всю красоту мелодичности русского языка. Ведь в детском фольклоре много душевности, искренности. Поэтому фольклор всегда и современен, так как развивается вместе с народом, вбирая в себя все самое ценное, что существовало раннее, и отображая новые социальные изменения.
Развитие речи детей посредством фольклорных произведений, безусловно, не проявляется само собой. В этом важную роль играет воспитатель, умело направляющий этот процесс. Поэтому в своей работе с детьми я перед собой поставила:
Цель: использовать произведения русского народного фольклора, как возможность развития речи детей раннего возраста; сделать жизнь детей интересной и содержательной, наполнить ее яркими впечатлениями, радостью творчества, способностью познать себя, окружающий мир.
Задачи:
- освоение разговорной речи;
- расширение словарного запаса;
- воспитание звуковой культуры речи;
- формирование связной речи;
- расширять представление детей о разных формах фольклора (потешки, пестушки, приговорки, заклички, колыбельные песни);
- воспитывать любовь к народному искусству и народным традициям;
-обеспечить формирование открытости, доброжелательности, коммуникативности;
- установить двусторонний контакт с малышом в адаптационный период;
- доставить детям радость и обогатить новыми эмоциональными впечатлениями.
8.Новизна опыта.
Новизна опыта заключается в усовершенствовании методических приемов по развитию речи детей раннего возраста при помощи малых фольклорных форм.
Прослеживается чёткая связь между разными видами деятельности: речевой, познавательной, изобразительной, игровой, музыкальной, свободной самостоятельной деятельностью.
II. Технология описание опыта.
Я поставила перед собой задачу систематизировать работу по использованию произведений устного народного творчества для формирования у малышей речевой активности.
Цель опыта: использовать произведения русского народного фольклора, как возможность развития речи детей раннего возраста; сделать жизнь детей интересной и содержательной, наполнить ее яркими впечатлениями, радостью творчества, способностью познать себя, окружающий мир.
Задачи:
- освоение разговорной речи;
- расширение словарного запаса;
- воспитание звуковой культуры речи;
- формирование связной речи;
- расширять представлении детей о разных формах фольклора (потешки, пестушки, приговорки, заклички, колыбельные песни);
- воспитывать любовь к народному искусству и народным традициям;
-обеспечить формирование открытости, доброжелательности, коммуникативности;
- установить двусторонний контакт с малышом в адаптационный период;
- доставить детям радость и обогатить новыми эмоциональными впечатлениями.
В своей работе опираюсь на комплексные занятия Т.М.Бондаренко, так как они включают большое содержание фольклорного материала. Дополнительно составила перспективный план проведения фольклорно игровых занятий. Разбив фольклорный материал по специфике, составила перспективный план использования произведений устного народного творчества вне занятий.
В своей работе ставлю целью достичь следующих результатов:
- понимать обращенную речь,
- свободно использовать простые предложения,
- вступать в контакт со взрослыми,
- выражать свои мысли, чувства, впечатления используя речевые средства,
- воспитывать в детях любовь к народной поэзии и родному краю,
- обеспечить общительность, доброжелательность,
- развить психические процессы, способствующие накоплению сенсорного опыта,
- установить контакт с малышом в адаптационный период,
- воспитать положительное отношение к режимным моментам.
Для решения поставленных целей и задач выбрала следующие направления:
фольклорно-игровые занятия: «В гостях у бабушки Варварушки», «В гостях у Сороки-вароны», «Котинька-коток».
дидактические игры: «Совушка-сова», «На птичьем дворе», «Поезд», «Еду-еду», «Отгадай загадку», «Узнай потешку».
игры-забавы «Ушки», «Тяни холсты», «Строим дом».
Пальчиковые игры: «Сидит белка на тележке», «Пальчик-мальчик», «У нашей бабушки», «Дарики-дарики», «За работу».
хороводные игры: «Карусели», «Пузырь», «Снежок». Подвижные народные игры: «Колпачок», «Репка», «В поясок», «Кот Васька», «Петух», «Огуречик, огуречик».
игры инсценировки по потешкам и сказкам, инсценировки с игрушками;
-чтение сказок и потешек, рассматривание к ним иллюстраций;
-использование фольклора в адаптационный период.
-использование фольклора в режимных моментах.
-работа с родителями: родительское собрание «Фольклор в жизни малышей», консультации «Значение книги в жизни малышей», «Колыбельные песенки для детей».
III. Результативность работы.
Работа по данному направлению еще не завершена. Я буду и дальше продолжать развивать речь детей через устное народное творчество, знакомя детей с русской культурой и бытом. В конце года для оценки результатов проведу мониторинг с воспитанниками, анкетирование с родителями.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад с. Долгое Вейделевский район Белгородская область
Консультация для родителей
«Справиться с детским непослушанием помогут потешки.»
Воспитатель младшей группы: Гвозденко Олеся Александровна
Справиться с детским непослушанием помогут потешки!
Потешка - это жанр устного народного творчества. Потешка развлекает и развивает малыша. Она учит маленького ребенка понимать человеческую речь и выполнять различные движения, которыми руководит слово. Слово в потешке неразрывно связано с жестом. Оно является главным и ведет за собой жест.
Детям потешки доставляют огромную радость, поэтому родители могут начинать их использовать с самого раннего возраста. Веками потешки помогали родителям в самых разных моментах воспитания ребенка. Если ребенок упрямится и не хочет что-то делать, потешка очень выручает в таких случаях. Потешки помогают малышу настроиться на нужный лад и сделать в игровой форме то, что необходимо.
Например, если ребенок проснулся утром не в духе или не хочет идти в детский сад, то это чудесная потешка поможет вам поднять ему настроение.
Утром бабочка проснулась,
Улыбнулась, потянулась,
Раз - росой она умылась,
Два - изящно покружилась,
Три - нагнулась и присела,
На четыре - улетела.
Ваш маленький малыш не хочет умываться, мыть руки после еды, и вам никак не удается удержать его в ванной? А дочка предпочитает ходить нерасчесанной? Потешки помогут вашим деткам полюбить мыло и расческу.
Не хочет малыш умываться. Выручит такая потешка:
Кран,
Откройся!
Нос,
Умойся!
Мойтесь
Сразу,
Оба
Глаза!
Мойтесь,
Уши,
Мойся,
Шейка!
Шейка, мойся
Хорошенько!
Мойся,
Мойся,
Обливайся!
Грязь,
Смывайся!
Грязь,
Смывайся!!!
Зарядка поможет малышу стать крепче и пластичнее. Она принесет пользу, если делать ее ежедневно и с удовольствием. Для малышей очень важен игровой момент, поэтому старайтесь весело обыгрывать любое упражнение, увлекая кроху собственным примером. Потешки помогут вам сделать занятия более интересными. Например:
Раз сюда, два сюда
(повороты туловища вправо и влево)
Повернись вокруг себя
Раз присели, два привстали
Сели, встали, сели, встали
Словно Ванькой-встанькой стали
А потом пустились вскачь
(бег по кругу)
Будто мой упругий мяч
Раз, два, раз, два
(упражнение на восстановление дыхания)
Вот и кончилась игра.
Потешка за едой:
- Ладушки, ладушки!
Где были?
- У бабушки!
- Что ели?
- Кашку!
- Что пили?
- Бражку!
Кашка масленька,
Бражка сладенька,
Бабушка добренька.
Попили, поели,
Домой полетели,
На головку сели,
Ладушки запели!
Наша Маша громко плачет? И никакие уговоры не могут ее утешить? Выручат потешки-утешки. Потешка может ободрить, утешить и развеселить ребенка практически в любой ситуации.
Ай, не плачь, не плачь, не плачь,
Я куплю тебе калач!
Если будешь плакать -
Куплю худой лапоть!
Потешки "по кочкам" и ее аналоги - едва ли не излюбленная игра малышей любого возраста. Берем ребенка на коленки и согласно сюжету качаем его, в яму - роняем. Сто раз будете повторять, сто раз будет смеяться. Очень полезными такие потешки бывают, когда нужно удержать малыша на руках. Например, чтобы надеть штанишки или в очереди к врачу. Потешки для игры на коленках развивают у детей чувство ритма, учат понимать речь и выполнять простые движения.
Из-за леса, из-за гор
Едет дедушка Егор:
Сам на лошадке,
Жена на коровке,
Дети на телятках,
Внуки на козлятках.
Чтобы ребенок не скучал во время одевания можно использовать следующую потешку:
А сейчас пойдем гулять.
Будем с детишками играть.
Но чтобы Настенька моя
Не замерзла никогда.
Мы наденем шапочку,
Чтобы спрятать ушки,
У Насти на макушке.
А на шейку шарфик теплый,
Очень мягкий и большой.
Ну, теперь комбинезон
Настенькин любимый.
Станешь ты, как гномик,
Цветик мой, родимый!
Посажу тебя в коляску,
Расскажу интересную сказку.
Через прикосновение, поглаживание мама дарит ребенку радость телесного общения, помогает малышу открывать собственное тело и его возможности.
Стенка
(прикасаемся пальцем к одной щечке малыша)
Стенка
(прикасаемся пальцем ко второй щечке малыша)
Потолок
(прикоснулись к лобику)
Окна
(показали на глазки)
Двери
(показали на ротик)
И Звонок Пи-и-ип!
(нажимаем на носик)
Хозяин дома?
Гармонь готова?
Можно поиграть?
И щекочете малявочку!!!
Визг и восторг!
Что может быть лучше потешки, рассказанной любимой мамой перед сном? Выберете наиболее понравившуюся вам и вашему малышу потешку, и пусть она станет обязательной частью ежедневного ритуала отхода ребенка ко сну.
Отзвенел звоночек.
Спать пора, цветочек.
Солнышко уснуло,
Тучка спать легла.
И волшебная синяя птица
Добрые сны тебе принесла.
Мамочка нежно обнимет тебя.
Засыпай моя деточка, радость моя!
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад с. Долгое Вейделевский район Белгородская область
Фольклорно - игровое занятие
«В гостях у бабушки Варварушки »
Воспитатель младшей группы: Гвозденко Олеся Александровна.
2016г.
Цели:
Вырабатывать интонационную выразительность речи: умение отчетливо произносить короткие слова, фразы.
Активизировать словарь детей (бархатная, хворостинка),развивать речь используя потешки.
Развивать умение детей вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него.
Обобщать знания детей о знакомых сказках.
Развивать слуховое и зрительное внимание, память, образное мышление.
Воспитывать дружелюбие, гостеприимство, интерес к сказкам, потешкам.
Используемое оборудование: игрушки: котик, мостик, кукла ,бабушка.
Предварительная работа: разучивание потешки «Кисонька», рассматривание иллюстраций, чтение сказок.
Ход занятия.
В группе на доске прикреплено письмо.
Воспитатель: Ребята, нам принесли письмо, давайте его прочтем:
Ко мне в гости собирайтесь,
Да в дорогу отправляйтесь,
Жду вас с нетерпением
Уже готово угощение.
Бабушка Варварушка
Поедем к бабушке на лошадке: «Еду, еду на лошадке, на лошадке в красной шапке, к хозяюшке бабушке Варварушке в гости на оладушки.
Стой лошадка, кто же это на пути? ( обращаем внимание на мостик, на котором сидит кошка)
Ребята, кого вы видите?
Дети: кошечку.
Воспитатель: Ребята, а мы с вами знаем потешку про кошечку, прочтем ее.
Дети: да.
Воспитатель: Потешка называется «Кисонька»:
Вам понравилась потешка?
Как называется потешка?
Что есть у кошки?
Куда пошла кисонька?
Какая спинка у кошки?
Что в лапке у кошки?
Может возьмем кисоньку в гости к бабушке?
Дети: да.
Воспитатель: Поехали дальше.
Вот и домик небольшой
Дым колечком над трубой.
Видно варится обед,
Есть здесь кто-то или нет? (входит кукла бибабо бабушка)
Бабушка: Детушки мои приехали, и моего кота Ваську привезли. Спасибо вам! Будьте моими гостями. (дети садятся на стульчики).
Я в домике живу, в гости ко мне сыновья приезжают, Я вам о них расскажу. Пальчиковая гимнастика.
У Варвары у старушки жили в маленькой избушке семь сыновей,
Все без бровей (показ бровей),
Вот с такими глазами (показ глаз),
Вот с такими ушами (показ ушей),
Вот с такой головой,
Вот с такой бородой,
Ничего они не ели,
Все на бабушку смотрели.
У меня есть сундучок с героями сказок. А кто они попробуйте отгадать (дети подбирают к каждому герою фрагменты сказок):
ловись рыбка, мала и велика – волк
несет меня лиса, за темные леса, за высокие горы – петушок
как выскочу, как выкрикну, пойдут клочки по закоулочкам – лиса
а как вы думаете, а это герой, из какой сказки: высоко сижу, далеко гляжу – медведь
Молодцы, все сказки назвали. Живет со мною кот Васька, ночью он мышей ловит, а днем на печи лежит и мурлычет.
Ребята, а кот с вами хочет поиграть. А вы хотите?
Дети: хотим
Бабушка: Ребята поиграем.
Проводится подвижная игра «Кот и мыши»
Понравилось вам у меня в гостях?
Дети: да.
Бабушка: Да, весело нам было, подарю и вам сундучок со сказками.
До свидания.
Дети: спасибо, до свидания.
Воспитатель: ребята вам понравилось наше путешествие?
Где мы с вами побывали?
IV.Библиографический список
1.Т.М.Бондаренко «Комплексные занятия в первой младшей группе детского сада» - В.; «Учитель», 2006г.
2.Л.Н. Павлова «Раннее детство: развитие речи и мышления» М., 2000г.
3.Г.М. Лямина «Воспитание и развитие детей раннего возраста» - М.; «Просвещение», 1985г.
4.В.Г. Алямовская «Ясли – это серьёзно».
5.Л.Н. Павлова «Фольклор для маленьких» Дошк. воспитание. – 1990г. №12, 1991г. №6, 1990г. №7
6.Л. Романенко «Устное народное творчество в развитии речевой активности детей». Дошк. воспитание. – 1990г. №7
7.Т.В. Галанова «Развивающие игры с малышами до трёх лет» Я.: «Академия развития», 2002г.
8.Т.И. Бахметьева «Детские частушки, шутки, прибаутки» Я.: «Академия развития» 2005г.
V. Приложение к опыту работы.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН
НА 2016 – 2017 УЧЕБНЫЙ ГОД
№ п Сроки выполнения Работа с детьми Работа с родителями
1. сентябрь Выбор темы.
Постановка целей и задач по данной теме. 2 октябрь Мониторинг образовательного процесса.
Образовательная область «коммуникация» Анкетирование на тему:
«Развитие речи младших дошкольников посредствам русского народного фольклора.»
3. ноябрь Разучивание и проговаривание потешек.
Фольклорно - игровое занятие « В гостях у бабушки Варварушки» Консультация: «Справиться с детским непослушанием помогут потешки.
4. декабрь Игры забавы «Ушки», «Строим дом» Дидактическая игра «Совушка-сова», «На птичьем дворе», «Узнай потешку» «Роль сказки в развитии речи ребенка».
5. январь Проведение краткосрочного проекта «Книги-лучшие друзья».
«Роль сказки в развитии речи ребенка».
Изготовление книжек-малышек.
Создание библиотеки красочных книг с потешками и сказками для детей.
6. февраль
Чтение детям русских народных сказок. Прослушивание аудиозаписей сказок.
Хороводные игры «Карусели », «Снежок». Беседа« Роль малых фольклорных форм в жизни детей младшего дошкольного возраста»
7. март Настольно – печатные игры по русским народным сказкам (разрезные картинки, лото). Подвижные, народные игры «Кот Васька», «Огуречик ,огуречик»
Консультация «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказки».
8. апрель Дидактические игры «Угадай сказку», «Из какой сказки герой»
Пальчиковые игры «Сидит белка на тележки», «За работу», «У нашей бабушки» Приобрести в группу раскраски по русским народным сказкам.
8. Май
Мониторинг образовательного процесса.
Образовательная область «коммуникация» Подведение итогов. Рекомендации.