Формирование культурно – гигиенических навыков у младших дошкольников
.3
§1. Культурно – гигиенические навыки, их значение, роль в развитии детей младшего дошкольного возраста ..4
§2. Условия формирования культурно – гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.7
§3. Методы формирования культурно – гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.9
§4. Из опыта работа работы по формированию культурно – гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.. 12
Заключение...16
Список литературы.17
Введение
Важнейшим фактором работоспособности организма является здоровье. Понятие здоровья включает не только отсутствие заболевания, болезненного состояния, физического дефекта, но и состояние полного социального, физического и психологического благополучия.
Здоровье - это капитал, данный нам не только природой от рождения, но и теми условиями, в которых мы живём.
Здоровье детей - богатство нации.
Сохранение и укрепление здоровья невозможно без соблюдения правил гигиены. Большую роль в развитии гигиены детей сыграли учёные В.И. Молчанов, Г.Н. Сперанский, М.С. Маслов, Н.М. Щелованов и другие. Их труды содержат сведения не только по диагностике и лечению детских заболеваний, но и по уходу, питанию, закаливанию и воспитанию здоровых детей. На основании исследований этих ученых, работники дошкольных учреждений, взяли за основу воспитание культурно - гигиенических навыков. В каждой возрастной группе эта задача осуществляется в соответствии с программами воспитания в детском саду. Усвоение того или иного навыка детьми требует времени, поэтому задача его формирования может относиться не к одному, а к нескольким годам жизни ребёнка.
Программы воспитания и обучения в детском саду сориентированы на создание в детском саду обстановки, которая способствует формированию культурно-гигиенических навыков.
Дошкольный возраст - это важный период, когда формируется человеческая личность, закладываются прочные основы физического здоровья.
Культурно-гигиенические навыки у детей воспитываются с самого раннего возраста, при формировании культурно-гигиенических навыков идёт не простое усвоение правил, норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, очеловечивания малыша.
Воспитание у детей навыков личной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки совершенствовались.
Умения - это сформированная у ребенка способность совершать определенные действия на основе полученных знаний.
Навык - это автоматизированное действие, формируемое в результате многократных повторений и упражнений.
Навыки закрепляются в результате многократного выполнения действия, в результате упражнений в правильном его выполнении.
Переход навыка в привычку достигается систематическим повторением его при определённых одинаковых или сходных условиях. Привычки в отличие от навыков создают не только возможность выполнения того или иного действия, а обеспечивают сам факт его осуществления. Привычки, приобретённые ребёнком, сохраняются длительное время и становятся, как гласит народная мудрость, второй натурой. Приобретённые привычки становятся устойчивыми и трудно поддаются перевоспитанию.
§1. Культурно-гигиенические навыки, их значение, роль в развитии ребенка
Ребенок с момента рождения является социальным существом, ведь уход за ним направлен на введение его в мир взрослых, хотя родители и педагоги не всегда это осознают. Одеяло, соска, пеленка и прочие предметы - объекты, с помощью которых взрослый вводит малыша в социальный мир. С помощью этих предметов происходит удовлетворение потребностей: есть ложкой, ножом, вилкой, спать в кровати, накрываться одеялом и т.д. Способом удовлетворения потребности ребенок сам не владеет и без помощи взрослого его не откроет, не обучится ему самостоятельно.
С первых дней жизни при формировании культурно-гигиенических навыков идет не простое усвоение правил, норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, очеловечивания малыша, «вхождения» его в мир взрослых. Психическое развитие - процесс неравномерный, его линии идут не одновременно, есть периоды наиболее быстрого развития тех или иных функций, психических качеств. Эти периоды называются сенситивными - наиболее благоприятными для развития. Для начального формирования культурно - гигиенических навыков сенситивный период приходится на раннее детство.
Ребенок начинает знакомиться с миром предметов, созданных человеком, он должен освоить предметные действия, среди которых можно выделить орудийные и соотносящие. Первые предполагают овладение предметом - орудием, с помощью которого человек воздействует на другой предмет (ножом режут хлеб, ложкой едят суп, иголкой шьют). С помощью соотносящих действий предметы приводятся в соответствующие пространственные положения: малыш закрывает и открывает коробочки, кладет мыло в мыльницу, вешает за петельку на крючок, застегивает пуговицы, зашнуровывает ботинки.
Режим дня, в формировании культурно-гигиенических навыков, имеет большое значение. Режим дня - это четкий распорядок жизни в течение суток. Включаясь в режим дня, выполняя бытовые процессы, ребенок осваивает серию культурно-гигиенических навыков. Эти навыки одна из составляющих культуры поведения в быту. Навык, ставший потребностью - это привычка. Навык умываться позволяет ребенку делать это ловко и быстро, а привычка умываться побуждает его делать это охотно и без принуждения. По мере усвоения культурно-гигиенические навыки обобщаются, отрываются от соответствующего им предмета и переносятся в игровую, воображаемую ситуацию, тем самым влияя на становление нового вида деятельности - игры.
В игре дети отражают взаимоотношения, которые складываются в ходе бытовых процессов. Ребенок так относится к кукле, как родители к нему в соответствующих ситуациях. В игре дети имитируют бытовые действия (мытье рук, прием пищи), тем самым закрепляя действия с бытовыми предметами (ложкой, чашкой и пр.), а так же отражают правила, которые стоят за выполнением культурно - гигиенических навыков: одежду куклы надо аккуратно сложить, посуду на столе расставить красиво.
Культурно-гигиенические навыки связаны не только с игрой. Они лежат основе первого доступного ребенку вида трудовой деятельности - труда по самообслуживанию. Самообслуживание характеризуется тем, что действия ребенка не имеют общественного мотива, они направлены на самого себя. Г.А. Урунтаева и Ю.А. Афонькина считают: Освоение культурно-гигиенических навыков влияет не только на игровую и трудовую деятельность, но и на взаимоотношения ребенка с взрослыми и сверстниками. Если взрослому он хочет показать то, чему научился, заслужить одобрение и поддержку, дать понять, что он его уважает, уважает его требования. Принимает и придерживается их, то сверстника он пытается научить.[26,15]
Освоение культурно - гигиенических навыков дает возможность сравнить себя с другими детьми: лучше или хуже я умею это делать? Могу даже научить товарища! Буду помогать взрослым и маленькому брату! Так через сравнение себя с другими складываются предпосылки для формирования самооценки, осознания своих возможностей и умений, а так же предпосылки для самоконтроля. При выполнении бытовых процессов малыш наблюдает, сравнивает, анализирует, устанавливает причинно - следственные связи. Он задумывается над тем, куда делось мыло, ведь сначала был большой кусок, а через некоторое время стал совсем маленький, почему вода смывает пену и грязь с рук, как с помощью вилки можно разделить котлету пополам, куда пропадает сахар в чае, почему высох мокрый платок и т.д.
Первоначально ребенок замечает причинно - следственные связи с помощью взрослого, который, задавая вопросы и поясняя, обращает на них внимание малыша. Важно, чтобы вопросы и пояснения, адресованные самым маленьким, были включены в конкретную ситуацию. При этом следует опираться на опыт малыша.
В период раннего детства складывается такое личностное новообразование, как сознание своего Я. Это выражается в том, что малыш начинает называть себя в первом лице: Я сам. За этим стоит осознание собственной активности, отделение результата своих действий от самих действий. Ребенок начинает понимать, что именно он выполнил действие, именно он достиг результата, он переживает гордость за свои достижения, стремится вновь и вновь проявить свою активность и самостоятельность, показывая другим свое Я: я сам умею умываться, одеваться, обуваться, причесываться, сам умею есть. Пусть медленно, но сам! Хотя пока он освоил только простые действия, они дают возможность почувствовать себя взрослым, независимым.
Культурно-гигиенические навыки направлены на самого ребенка. Выполняя санитарно-гигиенические процедуры, малыш осознает самого себя. У него формируется представление о собственном теле. При одевании и умывании, ребенок, рассматривая свое отражение в зеркале, приходит к пониманию некоторых изменений, происходящих в нем самом в ходе бытового процесса: лицо из грязного превратилось в чистое, волосы из растрепанных стали красиво причесанными, ножки обулись в сапожки, на ручки надели рукавички. Ребенок начинает контролировать свой внешний вид: обращает внимание на грязные руки, замечает неполадки в одежде, просит взрослого помочь привести себя в порядок, у малыша формируется потребность в чистоте и опрятности. То есть действия, их составляющие, совершенствуются сами собой, изменяют самого себя, а не предмет. Поэтому они формируют у малыша представление о собственном теле. Обуваясь, малыш рассматривает свои ножки, надевая перчатки - ручки, завязывая бантик или шарфик - свое лицо. При одевании, умывании ребенок видит свое отражение в зеркале, замечает происходящие в нем изменения.
Культурно-гигиенические навыки совпадают еще с одной линией психического развития - развитием воли.
Малыш еще ничего не умеет делать. Поэтому всякое действие дается с большим трудом. И не всегда хочется доводить начатое дело до конца, особенно если ничего не получается. Пусть мама или воспитательница покормит, вымоет руки, ведь так трудно удержать скользкое мыло, когда оно выскакивает из рук и не слушается. Мама это сделает лучше, да и быстрее. И если взрослые спешат прийти на помощь ребенку при малейшем затруднении, освободить его от необходимости прилагать усилия, то очень быстро у него сформируется пассивная позиция: застегните, завяжите, оденьте. Афонькина Ю.А. и Урунтаева Г.А. считают: Для того чтобы завершить действие, получить качественный результат, нужно приложить волевые усилия. С возрастом по мере овладения культурно - гигиеническими навыками малыш осознает правила поведения, которые их определяют. И такие правила начинают регулировать действия ребенка, управлять ими. То есть поведение ребенка становится произвольным. Он сдерживает свои непосредственные чувства и стремления, подчиняет свои действия ранее поставленной цели, может отказаться от желаемого, если этого требует общественное правило поведения.
Таким образом, освоение культурно - гигиенических навыков связано с этическим развитием дошкольника.[26,18]
Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых. Постепенно, в процессе формирования культурно-гигиенических навыков малыш начинает осознавать, что выполнение правил поведения обусловлено нормами человеческих взаимоотношений, а в их соблюдении проявляется уважение к окружающим, ведь неприятно смотреть на неряху или грязнулю. Ребенок понимает, что нарушение правил поведения может причинить вред не только ему самому, но и другому человеку.
В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались. В начале детей приучают к выполнению элементарных правил: мыть руки перед едой, после пользования туалетом, игры, прогулки и т.д. Дети среднего и старшего дошкольного возраста более осознано должны относиться к выполнению правил личной гигиены; самостоятельно мыть руки с мылом, намыливая их до образования пены и насухо их вытирать, пользоваться индивидуальным полотенцем, расческой, стаканом для полоскания рта, следить, чтобы все вещи содержались в чистоте. Формирование навыков личной гигиены предполагает и умение детей быть всегда опрятными, замечать неполадки в своей одежде, самостоятельно или с помощью взрослых их устранять. Гигиеническое воспитание и обучение неразрывно связано с воспитанием культурного поведения. Все сведения по гигиене прививаются детям в повседневной жизни в процессе разнообразных видов деятельности и отдыха, т.е. в каждом компоненте режима можно найти благоприятный момент для гигиенического воспитания.
Для эффективного гигиенического воспитания дошкольников большое значение имеет и внешний вид окружающих и взрослых. Нужно постоянно помнить о том, что дети в этом возрасте очень наблюдательны и склонны к подражанию, поэтому воспитатель должен быть для них образцом.
§2. Условия формирования культурно - гигиенических навыков
К числу основных условий успешного формирования культурно - гигиенических навыков относятся рационально организованная обстановка, четкий режим дня и руководство взрослых. Под рационально организованной обстановкой понимается наличие чистого, достаточно просторного помещения с необходимым оборудованием, обеспечивающим проведение всех режимных элементов (умывание, питание, сон, занятия и игры).
Для формирования культурно-гигиенических навыков нужно также выработать общие критерии в оценке отдельных действий, четко определить место расположения вещей, игрушек, порядок их уборки и хранения. Для малышей особое значение имеет постоянство условий, знание назначения и места каждой нужной ему в течение дня вещи. Например, в умывальной комнате должно быть достаточное количество раковин необходимого размера, на каждой из которых лежит мыло; раковины и полотенца размещаются с учетом роста детей; на вешалке над каждым полотенцем картинка. Это повышает интерес детей к умыванию. Режим дня обеспечивает ежедневное повторение гигиенических процедур в одно и тоже время - это способствует постепенному формированию навыков и привычек культуры поведения. Формирование их происходит в играх, труде, занятиях, в быту. Ежедневно повторяясь, режим дня приучает организм ребенка к определенному ритму, обеспечивает смену деятельности, тем самым предохраняя нервную систему детей от переутомления. Выполнение режима дня способствует формированию культурно - гигиенических навыков, воспитанию, организованности и дисциплинированности. Формирование культурно - гигиенических навыков осуществляется под руководством взрослых - родителей, воспитателя. Поэтому должна быть обеспечена полная согласованность в требованиях дошкольного учреждения и семьи. Среди многих классификаций методов, в дошкольной педагогике принята классификация, в основу которой положены основные формы мышления, определяющие характер способов деятельности детей в процессе обучения. К таким формам относятся наглядно - действенное и наглядно - образное мышление. В связи с этим главными методами обучения дошкольников являются наглядные, словесные, игровые и практические методы. Подготовкой к формированию навыков самостоятельным движениям по самообслуживанию является создание у ребёнка положительного отношения к одеванию, умыванию, кормлению. Обучение некоторым навыкам, например, культурно есть, требует значительного труда, поскольку для этого дети должны овладеть целым рядом действий, осуществляемых в определённой последовательности (правильно сидеть за столом, пользоваться приборами для еды, салфеткой и т. д.).
В дошкольном возрасте дети особенно склонны к подражанию, поэтому в формировании навыков большую роль играет личный пример взрослых. А.С. Макаренко советовал: Настаивая, чтобы дети мыли руки перед обедом, не забывайте и от себя требовать того же. Старайтесь сами убирать свою постель, это вовсе не трудная и позорная работа. [6,97]
Об этом всегда должны помнить и воспитатели детского сада и родители. А.С. Макаренко говорил: Ваше собственное поведение - самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь, или печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеетесь, читаете газету, - все это имеет для ребенка большое значение [6,105]
Для детей дошкольного возраста большое значение имеет осознание значения культурно-гигиенических навыков, им нужно сообщать элементарные знания о рациональных правилах личной гигиены, её значение для каждого и для окружающих, воспитывать соответствующее отношение к гигиеническим процедурам. Всё это способствует прочности и гибкости навыков, а это очень важно для создания стойких привычек. С этой целью можно так же использовать вариативные задания, необычные ситуации во время игры, занятия, прогулки и т. п. Предварительно следует предложить детям подумать и рассказать, что и как они будут делать. Затем проследить за действиями детей и опять вернуться к их совместному обсуждению, оценке.
§3 Методы формирования культурно гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста
Для привития культурно-гигиенических навыков во всех возрастных группах применяется показ, пример, объяснение, пояснение, поощрение, беседы, упражнения в действиях. Широко используются, особенно в младшем дошкольном возрасте, игровые приёмы: дидактические игры, потешки, стихотворения (Чище мойся - воды не бойся; Рано утром на рассвете умываются мышата, и котята, и утята, и жучки, и паучки и т.п.). Н.Ф. Виноградова отмечает: Необходимо также правильно руководить действиями детей. Прежде чем требовать от ребёнка самостоятельности в самообслуживании, его учат действиям необходимым в процессе одевания, умывания, еды.[1,98]
Показ сопровождается пояснением. Показ любого действия должен даваться таким образом, чтобы были выделены отдельные операции - сначала наиболее существенные, а затем дополнительные. Операции идут в строгом порядке с небольшим интервалом (не более 5-10 секунд), в противном случае не вырабатывается динамический стереотип. Показ действия малышам обязательно сопровождается проговариванием ( Теперь возьмём полотенце и вытрем каждый пальчик). Затем взрослый действует вместе с малышом, выполняя сопряженные действия. Например, берет его руки в свои, намыливает и подставляет под струю воды. Так у ребенка складывается сенсомоторный образ действия, а также образ составляющих действие операций и условий, в которых оно протекает. Постепенно взрослый предоставляет малышу большую самостоятельность, контролируя выполнение операций и результат, а затем только результат. При формировании навыков ребенок учится удерживать цель деятельности, не отвлекаться. Также следует обращать внимание детей на рациональность тех или иных способов действия. Например, полотенце после употребления нужно сначала расправить, а потом вешать - так оно лучше просыхает, не падает на пол. Желательно, чтобы показ действий и попытки детей выполнить их самостоятельно взрослые сопровождали не только объяснениями, но и вопросами, направляющими внимание ребёнка на необходимость действовать определённым образом.
Это поможет ему быстрее усвоить способ выполнения, уяснить, почему нужно поступать именно так.
В воспитании культурно-гигиенических навыков важно единство требований сотрудников детского учреждения и родителей. Малыш не сразу и с большим трудом приобретает необходимые навыки, ему потребуется помощь взрослых. Прежде всего, следует создать в семье необходимые условия: приспособить к росту ребёнка вешалку для одежды, выделить индивидуальную полку или место на полке для хранения предметов туалета (носовых платков, лент, носков), постоянное и удобное место для полотенца и т.д.
Например, вы требуете, чтобы он был самостоятельным при умывании, но кран или умывальник расположены высоко от пола и ему трудно дотянуться до них. Однако он стремится сделать это самостоятельно - встаёт на носки, изо всех сил тянет руки, а вода льётся в рукава рубашки, на пол. В результате, бесполезно затраченные силы ребёнка и недовольство взрослых. Поэтому в квартире всё должно быть приспособлено для удобства детей.
Обучая детей нужно учитывать их опыт. Нельзя, например, начинать учить ребёнка пользоваться вилкой, если он ещё не научился правильно есть ложкой. Очень важна последовательность в обучении. Так, действия, связанные с раздеванием, быстрее осваиваются детьми, чем действия с одеванием; ребёнку легче сначала научиться мыть руки, а потом лицо. Постепенное усложнение требований, переводит ребёнка на новую ступень самостоятельности, поддерживает его интерес к самообслуживанию, позволяет совершенствовать навыки.
Р.С. Буре и А.Ф. Островская считают: Методические приёмы, которые использует педагог, необходимо менять, а условия должны быть постоянными. Будем умываться, - говорит в начале года воспитатель и показывает всё: и Как завёртывать рукава, и как намыливать руки, и как вымыть их, а затем вытереть. Все дети действуют под наблюдением и контролем взрослого. И так изо дня в день. В этой каждодневной деятельности совершаются культурно - гигиенические навыки, формируются привычки. Но дети становятся старше, и воспитатель постепенно предоставляет им всё больше самостоятельности. Он переходит от прямых указаний к напоминанию, от показа к совету, от примера к методам позволяющим развивать у детей осознанное отношение к правилам,- убеждению, разъяснению смысла правил. Только тогда, когда педагог учитывает постоянно возрастающий опыт детей, совершенствование их навыков, умение всё более самостоятельно выполнять установленные правила, только тогда у них формируются устойчивые привычки, не разрушающиеся при переходе в новые условия. Если этого не учитывать, то у детей вырабатывается, лишь умение подчиняться требованию взрослого[2,35].
Обычно качество и правильная последовательность действий находится вне внимания взрослого. При этом часто считается неважным следить за тем, перешел ли навык в привычку. Подобная ситуация приводит к тому, что даже у семилетних детей встречается необходимость выполнять культурно - гигиенические навыки исходя только из требований взрослого. Это может привести к потере, казалось бы, уже сформированного навыка. Поэтому в дошкольном возрасте надо проводить повторное обучение навыкам на иной, чем в детстве, основе. Ребенку надо помочь осознать приемы и условия выполнения культурно-гигиенических навыков, а так же их необходимость. Опираясь на расширение и усложнение его практического опыта. А для этого необходима специально организованная деятельность малыша под руководством взрослого, тогда детям становится понятна целесообразность требований воспитателя (руки мыть чисто, не лить воду на пол и т. д.). Для закрепления правил и их усвоения, в средних и старших группах целесообразно проводить беседу о гигиене. Она строится так, чтобы дети не только называли, перечисляли действия и их порядок, но и делали обобщения, которые помогают понять целесообразность действий, убеждают детей в их необходимости. Важно, чтобы старшие дошкольники самостоятельно пользовались культурно - гигиеническими навыками. Поэтому бывает целесообразно перейти от прямых указаний к косвенным, например, вместо напоминания «дети идите мыть руки» сказать: «Начинаем готовиться к обеду» и т. п. Хорошо привлекать детей к обсуждению и выбору рационального способа организации того или иного бытового процесса, посылать отдельных детей в младшие группы для оказания помощи во время умывания, одевания. Культурно-гигиенические навыки нуждаются в постоянном закреплении. Изменения системы воспитательной работы, отсутствие внимания к формированию и использованию навыков может привести к их быстрой утрате. Практика показывает, что вопросы воспитания культурно - гигиенических навыков не всегда отражаются в календарных планах воспитателей, тогда как они очень важны и нуждаются в конкретизации при планировании. Однако для их реализации требуется достаточно длительное время. В труде по самообслуживанию ребёнка учат доводить начатое до конца, выполнять работу качественно. Например, учат не только снимать одежду, но и выворачивать каждую вещь на лицевую сторону, аккуратно складывать, вешать её. Во всех группах используется приём поощрения. Важно вовремя похвалить ребёнка, но нужно этим не злоупотреблять, чтобы он не ждал похвалы постоянно. Выполнение требований взрослых должно стать нормой поведения, потребностью ребёнка. Поощрение иногда делается в такой форме, чтобы напомнить правила выполнения. В некоторых случаях воспитатель использует порицание, но это лучше делать в косвенной форме, не называя имён детей.
Одним из ведущих приёмов во всех возрастных группах является повторение действий, упражнение, без этого навык не может быть сформирован. На первых порах формирования навыка следует проверить, как выполнены отдельные действия или задание в целом, например, попросить перед мытьём: «Покажите, как вы засучили рукава» или после мытья посмотреть, насколько чисто и сухо вытерты руки. Хорошей формой упражнения в освоении культурно-гигиенических навыков являются дидактические игры.
Особая роль в воспитании культурно - гигиенических навыков принадлежит игровым приемам. Используя их, воспитатель закрепляет у детей навыки, которые вырабатываются в повседневной жизни. Видное место отводится при этом дидактическим играм (“Уложи куклу спать”, “Оденем куклу на прогулку”, “Накорми куклу обедом” и т.п.).
§3. Из опыта работы по формированию культурно – гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста
Цель – создание системы работы по формированию у детей младшего возраста культурно - гигиенических навыков, внедрение новых подходов в организации работы с дошкольниками.
Задачи:
изучить теоретические основы воспитания культурно–гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста;
выявить уровень сформированности навыков личной гигиены у детей в условиях группы ДОУ;
разработать план мероприятий направленных на понимание важности заботы о своем здоровье;
подобрать методологический инструментарий (новые игровые методики);
разработать рекомендации для родителей по воспитанию культурно–гигиенических навыков.
Перед детским садом в настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по воспитанию у детей гигиенических навыков. Уже с момента рождения ребенок является существом социальным, так как любая его потребность не может быть удовлетворена без помощи и участия другого человека. Социализация, или усвоение ребенком общечеловеческого опыта, накопленного предшествующим поколением, происходит только в совместной деятельности и общении. Основной задачей гигиенического воспитания детей дошкольного возраста является сообщение им элементарных гигиенических сведений и формирование на их основе умений, навыков и привычек, а также воспитание культуры поведения. Это становится возможным в силу того, что у детей дошкольного возраста особенно сильно развиты тяга к подражанию, наблюдательность, любознательность, малыш лучше запоминает, устанавливает причинно – следственные связи. Как правило, дети в этом возрасте стремятся все делать самостоятельно. Особенно актуальна эта проблема в младшем дошкольном возрасте, так как этот период является сенситивным – наиболее благоприятным для развития, поэтому именно в этом возрасте закладывается фундамент всех полезных и необходимых навыков в жизни человека. В каждом возрасте формируются свои привычки. Опорой для их выработки является ведущая для этого возрастного периода деятельность, поэтому хороший эффект дают воспитательные приемы, построенные на игровых методиках. Игра является не только эффективным воспитательным средством, но и обязательным условием формирования у детей навыков и привычек, одобряемых большинством членов социума и считающихся полезными. Интерес к игре заложен природой и поддерживает интенсивность физических и духовных усилий. Именно эта активность субъекта обеспечивает практическое, действенное, основанное на реальных примерах взаимодействия, формирование жизненного опыта у ребенка.
Наряду основных условий успешного формирования культурно – гигиенических навыков помимо рационально организованной обстановки, четкого режима дня и личного примера педагога, учитывая вышесказанное, мною были отобраны следующие технологии воспитания:
Периодически детям предлагались для прослушивания или чтения вместо известных всем стихотворений так называемые римейки. Неожиданная интерпретация знакомых с ранних пор стихотворений вызвала у большинства детей удивление, повышение познавательной активности и растущий интерес к казавшимся повседневными и не заслуживающими внимания «мелочам жизни». Методика «римейк» пластична и вариативна, достаточно лишь проявить творческий подход к широко известным и детям, и взрослым поэтическим, художественным произведениям. Потенциал в этом плане могут представить произведения различных популярных в разные годы детских авторов, например Агнии Барто.
Проанализировав раздел программы «Детство» - «Растим детей здоровыми, крепкими и жизнерадостными», я пришла к выводу, что программа предусматривает валеологическое просвещение дошкольников. Поэтому, еще одной находкой в организации воспитательной работы, которые привлекали бы детей и были эффективны, в достижении поставленной цели, становятся оздоровительные паузы с элементами самомассажа тела, лица, пальчиковых игр, занятия, представленные в виде пятиминутки здоровья. Целью, которых является формирование мотивации здоровья и поведенческих навыков здорового образа жизни. Доступными и интересными приемами решена проблема самопознания ребенка, а оригинальная музыка создает прекрасный эмоциональный настрой (М.Л Лазарев программа «Здравствуй!»). В данном случае минутки здоровья служили одновременно и дополнительном средством педагогической диагностики, которую не всегда качественно можно осуществить в повседневных условиях.
Одним из видов дидактической игры, которые я использовала в ходе воспитания детей как субъекта здоровье сберегающей деятельности и поведения становятся игры – эксперименты, или игры – путешествия.
Игры-эксперименты это игры на основе экспериментирования с предметом (предметами). Основное действие для ребенка это манипуляция с определенным предметом на основе заданного воспитателем сюжета. Цель таких игр заключается в практическом закреплении культурно-гигиенических умений и навыков.
Игры-путешествия заключаются в том, что ребенок совершает некоторую прогулку в мир вещей, предметов, манипулирует с ними, разрешает проблемную игровую ситуацию в ходе такого условного путешествия.
Подобные игры отбирались на основе следующих принципов:
возраста и опыта детей, ведущего вида деятельности;
доступности содержания игр;
сочетания наглядного материала и действий, словесногокомментария воспитателя и действий детей;
ориентации на обеспечение «культурной практики» детей вигре;
сохранения положительного эмоционального настроя детей,активизации любознательности;
адекватного соблюдения темпа и времени проведения игр впедагогическом процессе;
постепенного усложнения игр:
цикличной организации игр.
Предлагаемые игры для детей дошкольного возраста объединены по основанию содержания воспитания культурно - гигиенических умений и навыков:
«Водичка, водичка»;
«Я одеваюсь сам»;
«Так привыкли мы к порядку».
Для воспитания полезных навыков и привычек большое внимание уделяется театрализованной деятельности, играм – этюдам на основе литературного текста и кукольным спектаклям. Цель, которых: прививать детям культурно – гигиенические навыки, используя речевые средства, принимать активное участие в разрешении проблемно – игровой ситуации, обогащение социального опыта детей яркими эмоциональными впечатлениями.
В работе с детьми я активно использую информационно – компьютерные технологий (мультимедийные презентации).
Просматривая презентацию, ребенок быстрее и лучше запоминает информацию.
Учится сопоставлять картинку и звук.
Подражает звукам, повторяет слова за диктором, а значит. Развивает свою речь.
Классифицирует окружающий мир, объединяет разные предметы и вещи в один вид или делит его на составляющие.
У ребенка формируется целостное представление о мире.
Применение обучающих мультимедийных презентаций позволяет повысить эффективность процесса обучения и развития ребенка, открывает новые возможности образования, постоянно поддерживает педагога в состоянии творческого поиска.
Мною были разработаны следующие презентации:
Нам водичка добрый друг.
Чистота и аккуратность.
Путешествие в город предметов личной гигиены.
Научим Неумейку мыть руки.
Этикет для карапузов.
Купаться любят все.
Фильм «Чисто жить – здоровым быть!»
Применение обучающих мультимедийных презентаций позволяет повысить эффективность процесса обучения и развития ребенка, открывает новые возможности образования, постоянно поддерживает педагога в состоянии творческого поиска.
Для эффективного культурно – гигиенического воспитания младших дошкольников имеет руководство взрослых (родителей и воспитателя). Поэтому должна быть обеспечена полная согласованность в требованиях дошкольного учреждения и семьи. Взаимодействуя с родителями воспитанников, прежде всего, было важно объяснить, что обучая трехлетних детей жизни навыкам самообслуживания, важно сохранить их стремление к самостоятельности которое является великим достижением этого возраста. И может быть удовлетворено в самообслуживании. Особое терпение и такт требуется, чтобы не погасить детскую инициативу. Посещения родителями группы, просмотр и обсуждение с ними видеоматериалов, отражающих режимные моменты, проведение родительских собраний, индивидуальные консультации, оформление информационных листов, буклетов, привлечение к показам кукольных спектаклей, позволили выработать единый взгляд на возможности детей. Дать ответы на вопросы родителей о том, какие условия должны быть созданы дома и как развивать детскую самостоятельность, помочь им стать активными участниками процесса развития своего ребенка.
Подведем итог:
В результате применения данных методик, мною была отмечена положительная динамика. Это нашло отражение в следующем: дети стали уделять больше внимания повседневным режимным моментам, казавшимся им ранее скучными и неинтересными, у многих из них повысилось качество выполнения тех или иных действий, что в будущем приведет к формированию устойчивых личностных новообразований в виде навыков. Ведь то, что получается у ребенка хорошо, за что его хвалят и поощряют, он захочет повторять вновь и вновь, а постоянное повторение и упражнение в действии неизбежно приводит к выработке в человеке не только навыков, но и привычек.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
К первоочередным задачам воспитания ребенка младшего дошкольного возраста следует отнести воспитание культурно-гигиенических навыков.
Прежде всего, необходимо вызвать у детей желание действовать определенным образом. Этому во многом могут способствовать условия детского сада: благоустроенное помещение, мебель, соответствующая возрасту детей. Но мало вызвать желание, надо научить ребенка действовать соответствующим образом. Деятельность детей носит ярко выраженный подражательный характер, поэтому необходимо больше уделять внимание показу как держать ложку, чашку, как двигать руками при умывании.
Показ, сопровождаемый объяснением, позволяет быстро перейти к словесным указаниям или требованиям. Следует учитывать, что маленькому ребенку трудно отказаться от своих желаний, трудно затормозить свои действия, ему гораздо легче что-то сделать, поэтому в своих требованиях надо стараться отвлечь ребенка от ненужного действия и переключить его на нужное.
Если постоянно пользоваться запретом: «Нельзя брызгаться водой, нельзя трогать вещи, нельзя бросать куклу», то у малыша уже в этом возрасте может развиться упрямство и своеволие. Ведь складывается понятие, что взрослые «мешают» ребенку интересно действовать: вертеть, крутить, двигать, стучать. А действовать ему просто необходимо, поэтому и нужно переключить малыша с ненужного действия на полезное.
Постепенно повышая требования к ребенку, необходимо проводить работу с семьей. Приглашать родителей в группу, показывать условия жизни их детей и приемы обучения. Чаще посещать ребенка дома, смотреть какие условия созданы для развития самостоятельности у детей, а в индивидуальных беседах рассказать, чему уже научился их ребенок и что нужно продолжать закреплять дома.
Список литературы
Белостоцкая Е.М., Виноградова Т. Ф. и др. Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7. - М.:Просвещение,1991.
Буре Р.С., Островская А.Ф. Воспиталель и дети. - М.: Просвещение, 2006.
Воспитателю о работе с семьёй / Под ред. Н.Ф. Виноградовой. - М.: Просвещение, 1989.
Голицина Н.С Перспективное планирование воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении. - Скрипторий 2003, 2007.
Гурина И. В. Первые шаги от 0 до 3 лет. Засыпаем, кушаем, маму с папой слушаем. - СПб., 2007.
Дуброва В.П., Милашевич Е.П. Педагогическая практика в детском саду. - М.: издат. центр «Академия», 1998.
Детство\Под ред. В.И. Логиновой и др. - СПБ.:Акцидент, 2008.
Запорожец А.В. Психология и педагогика игры дошкольника. М.,1966.
Зебзеева В.А. Организация режимных процессов в ДОУ. - М.: Сфера, 2007.
Игра дошкольника / Под ред. С.А. Новосёловой. - М.: Просвещение, 1989.
Комарова Т.С., Куцакова Л.В., Павлова Л.Ю. Трудовое воспитание в детском саду. - М .: 2005/
Крупская Н.К. О дошкольном воспитании. - М.: Просвещение, 1973.
Кулик Г.И., Сергиенко Н.Н. Школа здорового человека. - М: ТЦ Сфера, 2006. - (Программа развития).
Лихачёва А.А. Встреча с Мойдодыром. //Дошкольное воспитание №9 - 2004. с.56
Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Как играть с ребенком - М., Педагогика, 1990.
Мухина В.С. Возрастная психология. - М.: Академия, 2006.
Островская Л.Ф. Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников. - М.: Просвещение, 1990.
Печора А.В. Развивающие игры для дошкольников. М.: ВАКО, 2008.
Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой и др. - М.: Мозайка - Синтез, 2007.
Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. М., 1982.
Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Как приобщить малыша к гигиене и самообслуживанию. - М.: Просвещение, 1997.
Урунтаева Г.А. Диагностика психологических особенностей дошкольника - М., 1996.
Усова А.П. Обучение в детском саду, 3 изд. М.,1981.
13PAGE 15
13PAGE 14- 9 -15
13PAGE \* MERGEFORMAT14- 2 -15
Заголовок 215