Методическая разработка на тему Взаимодействие в системе коррекционной работы логопеда, учителя и родителей.
Ежегодно, в конце учебного года я нахожусь в поиске необычных идей для итогового музыкально-логопедического занятия для наших воспитанников и их родителей.
Очень часто приходится работать в экстремальных условиях и даже тогда у логопеда должно быть все самое необходимое "под рукой". Именно с этой целью я и собрала "Сундучок логопеда", в содержимое которого входят: логопедический инструментарий (для постановки звуков);кубики и шарики, фасоль и горох (для слоговой структуры, игр и упражнений); логопедический телефон (для самоконтроля звукопроизношения), штампы и печати (для оценки и поощрения).
Каждый логопед без труда может сделать такой же сундучок и наполнить его по своему усмотрению...
13 LINK "https://sites.google.com/a/edufe46.ru/sajt-ucitela-
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
Методическая разработка
на тему "Взаимодействие в системе коррекционной работы логопеда, учителя и родителей"
Введение
Актуальность данной темы заключается в том, что нарушение письма является наиболее распространенной формой речевой патологии у учащихся младших классов.
Известно, что нарушения формирования письма препятствуют успешности обучения, эффективности школьной адаптации, часто вызывают вторичные психические наслоения, отклонения в формировании личности ребенка, а специфическое расстройство письма (дисграфия) влечет за собой и трудности в овладении орфографией, особенно при усвоении сложных орфографических правил.
По результатам обследования можно увидеть, что год от года число детей, страдающих нарушением речи, увеличивается.
низкую концентрацию внимания;
нарушения словесно-логического мышления.
Статистика говорит о том, что почти 30% детей, поступающих в школу, имеют стойкую речевую патологию. Выявить и устранить эти дефекты может логопед, но все-таки ему Таким детям необходима специальная коррекционная помощь.
Но логопед не в силах в одиночку одолеть этот недуг. Для эффективности работы необходим тесный контакт между логопедом, учителем и родителями. Только этот союз позволит достигнуть хороших результатов.
Цель работы: обосновать и доказать необходимость участия в коррекционной работе всех участников образовательного процесса.
Задачи:
раскрыть особенности коррекционной работы с дошкольниками, имеющими нарушения речи;
доказать необходимость создания эффективной системы коррекционной работы с привлечением всех участников образовательного процесса.
Совместная работа логопеда и учителя требует постоянного контакта, координации, взаимных консультаций, корректировки методов и приемов работы с детьми-логопатами. Ведь у учителя-логопеда и учителя начальных классов общие задачи:
обеспечить успешное овладение учеником программ по родному языку и чтению;
развивать внимание, память, мышление ребенка;
развивать общую и мелкую моторику, пространственное восприятие и т. д.;
воспитывать ребенка в процессе обучения.
Успех работы учителя-логопеда так же во многом зависит от тесного контакта с учителями начальных классов. Обязательно должны быть выработаны единые подходы, требования, приемы работы с каждым из детей, имеющих нарушения речи и посещающих занятия у логопеда.
На уроке в классе и на логопедическом занятии необходимо:
всесторонне развивать личность учащегося-логопата;
обучение должно носить воспитывающий характер;
учитывать возрастные особенности детей;
осуществлять индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности;
предъявлять программные требования с учетом возможных специфических (речевых) ошибок;
учитывать структуру речевого дефекта и в соответствии с этим подбирать доступный материал;
добиваться прочности приобретенных знаний и навыков;
широко использовать наглядность, игровые приемы.
Рекомендации логопеда учителю
1. Соблюдать педагогический такт по отношению к детям-логопатам.
2. При изучении каждой новой буквы давать четкую артикуляцию звука (как он произносится), особое внимание уделять детям, которые не могут правильно произносить эти звуки.
3. Закреплять на уроках поставленные логопедом звуки.
4. Заучивать с детьми скороговорки, чистоговорки, стихотворения с контрольными звуками.
5. Следить за правильным произношением звуков детей-логопатов,
6. Давать упражнения на развитие фонематического слуха.
7. Контролировать посещение детьми с дефектами речи логопедических занятий.
В системе коррекционной работы необходимо также «третье звено», это родители.
Каждый родитель, ведя ребенка первого сентября в школу, мечтает о том, чтобы сын или дочь добился в жизни значительных успехов, сделал блестящую карьеру на поприще науки или в бизнесе, чтобы состоялся как личность, чтобы чувствовал себя свободно и уверенно.
Чтобы их мечты стали реальностью, родителям необходимо научить своего ребенка говорить. Учась говорить, он учится думать. Речь и мышление взаимосвязаны и являются основой познавательного процесса обучения.
Неполноценная речь отрицательно сказывается на развитии ребенка, сдерживает формирование познавательных процессов, порождает отрицательные черты характера. Возникают проблемы с адаптацией к школьной жизни.
Дефект одной из цепочек в речевой системе влечет за собой вторичные и третичные нарушения:
общее недоразвитие речи;
нарушение процессов чтения и письма;
нарушение памяти;
необходима помощь самих родителей. В одиночку логопед не способен решить все проблемы, связанные с недоразвитием речи.
Решение логопедических проблем потребует родительского желания, веры, терпения и всесторонней помощи.
В нелегкой работе по преодолению недостатков речи у детей родителям необходимо:
поддерживать уверенность ребенка в том, что недостаток речи можно преодолеть, если он сам приложит к этому усилия и старания, будет выполнять требования и советы взрослых;
правильно строить общение с ребенком, создавать условия для спокойной, неторопливой речи, внося поправки в нее не ранее, чем на этапе отработки навыка;
проявлять выдержку, не допускать раздражительного тона;
систематически выполнять все задания логопеда;
поддерживать постоянную связь с логопедом.
Родителям важно знать:
занятия дадут хороший результат тогда, когда они интересны для ребенка. Если в занятия включаются однообразные упражнения, то ребенка следует убедить, что они необходимы;
занятие не должно продолжаться свыше 15 минут, более длительная работа утомляет ребенка.
занятие не следует перегружать заданиями;
Работа по коррекции письменной речи достаточно сложна и кропотлива. Практика показала, что хороших результатов, как уже было сказано выше, можно добиться только в том случае, если в процесс коррекции помимо логопеда будут вовлечены все участники образовательного процесса: учителя и родители.
В сентябре проводится обследование, по результатам которого формируется группа детей с дисграфией на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Дети, входящие в данную группу два-три раза в неделю начинают посещать занятия на школьном логопункте. Коррекционная работа ведется по специально разработанному плану и включает в себя разнообразные методы и приемы для коррекции данного вида дисграфии. Работа ведется строго целенаправленно в течение достаточно продолжительного времени и обязательно с использованием большого количества тщательно подобранного однотипного речевого материала.
Параллельно с логопедом в работу включаются учитель и родители.
Учитель, осуществляя дифференцированный подход, делит класс на подгруппы. В одну из таких подгрупп и входят дети-логопаты. Учитель включает в структуру урока или использует в качестве организационного момента специально подобранные логопедом задания .
Приведу лишь некоторые упражнения, например,
упражнение "Корректурная правка".
Для этого упражнения нужна книжка, скучная и с достаточно крупным (не мелким) шрифтом. Ученики в течение пяти (не больше) минут работают над следующим заданием: зачеркивают в сплошном тексте заданные буквы. Начинать нужно с одной буквы, например, "а". Затем "о", дальше согласные, с которыми есть проблемы, сначала их тоже нужно задавать по одной. Через 5-6 дней таких занятий переходим на две буквы, одна зачеркивается, другая подчеркивается или обводится в кружочек. Буквы должны быть "парными", "похожими" в сознании ученика. Например, как показывает практика, наиболее часто сложности
возникают с парами "п/т", "п/р", "м/л" (сходство написания); "г/д", "у/ю", "д/б" (в последнем случае ребенок забывает, вверх или вниз направлен хвостик от кружка) и пр.
Лучше, если текст не будет прочитан (поэтому книжка нужна скучная). Все внимание необходимо сконцентрировать на нахождении заданного облика буквы, одной или двух, - и работать только с ними. Следует остановиться на нарушении у учащихся с дисграфией самоконтроля за собственной письменной продукцией. Операцию контроля за собственной письменной продукцией нужно специально формировать.
В данном случае используется прием «Проверь друга». Дети обмениваются текстами и проверяют друг друга. По результатам проверки они сами ставят себе оценки. Одну оценку за выполнение задания, а другую за проверку.
Упражнение «Фотографы»
Учитель произносит слово. Дает инструкцию:
послушайте, какой звук «живет» в это слове на четвертом месте и покажите его «фотографию».
Дети показывают букву из разрезной азбуки.
Например, учитель произносит слово «морковка», дети показывают букву «к».
Далее учитель просит показать «фотографии» «соседей» этого звука перед ним и после него,
назвать общее количество звуков в слове.
Дома с родителями учащиеся выполняют похожее задание с использованием цифрового ряда:
Перед ребенком лежит ряд пронумерованных от 1 до 9 фишек.
Услышав слово ребенок ведет палец от цифры к цифре, произнося последовательно все звуки. Цифру, обозначающую последний звук слова, выдвигает, говоря при этом, например: «В этом слове четыре буквы».
Указать место звука в слове.
Назвать выборочно звуки из слова.
Также для работы дома рекомендовано упражнение
"Звуковой анализ в "технике сканирования"
(задание выполняется без предварительного чтения слова):
посмотри на слово;
посмотри на среднюю букву в этом слове (например, д в слове "лодка");
посмотрев на среднюю букву, увиди еще и букву справа (к) и слева (о);
продолжай упражнение, добавляя по букве справа и слева, пока не получишь все слово целиком;
назови слово.
После того как выполнена работа с пятью-десятью словами, проводится слуховой диктант этих слов.
Письмо с проговариванием вслух:
Взрослый ("ведущий") проговаривает лексический материал вслух, ребенок ("ведомый") записывает, затем роли меняются;
проговаривание и одновременная запись лексического материала ребенком.
Слова произносятся вслух громко, в шепотной речи, проговаривание только сложных слов.
Дети с дисграфией на низком уровне выполняют такие задания, как воспроизведение последовательности движений, звуковых и графических ритмов, допускают много ошибок при воспроизведении последовательности изображений, затрудняются при воспроизведении временной последовательности вербальных стимулов (слова, цифры), не способны к автоматизации речевых рядов
Вот несколько примеров упражнений, которые по рекомендации логопеда учителя используют на своих уроках:
Посмотрите на образец (фигуры, символы, буквы), запомните его, затем то, что запомнили:
нарисуйте пальцем на парте;
расскажите;
напишите в тетради.
После выполнения каждого задания дети сверяют выполненное с образцом. Обсуждают, какой вариант выполнения был наиболее успешен.
2. Упражнение для развития навыков анализа и воспроизведения пространственных последовательностей:
проверьте, одинаковые ли знаки (буквы, цифры) вычеркнуты на карточке и карточке-образце;
проверьте, правильно ли срисован узор;
выложите по памяти ряд из отдельных элементов;
напишите по памяти ряд из отдельных элементов.
После выполнения каждого задания учитель просит сверить выполненное с образцом, дополнить и уточнить.
3. Упражнение для развития навыков анализа и воспроизведения временных и пространственных последовательностей.
Как отмечал П. Ф.Лесгафт, каждая сознательная работа требует серьёзного понимания значения пространства и времени, и умения справляться с этими соотношениями не по книге, а на деле. Для проблемы нарушений письменной речи этот вопрос имеет существенное значение, так как моделирование звуковой стороны слова с помощью букв происходит в два этапа:
1) установка временной последовательности фонем, из которых состоит слово;
2) дальнейшая трансформация её в пространственную последовательность букв.
Временной и пространственный аспекты восприятия и воспроизведения речи не могут быть разобщены. Всеобщая значимость как временных так и пространственных отношений предметов и явлений обусловлена самим фактом существования всего живого в границах определённого отрезка времени и определённого пространства. Главным средством познания пространственных признаков и отношений между предметами внешнего мира становится активное осязание руками вместе со зрением.
В данном случае нам помогает решение разного рода нестандартных задач, способствующих формированию и совершенствованию общих умственных способностей: логика мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, пространственных представлений. Из всего многообразия головоломок наиболее приемлемы головоломки с палочками (лучше использовать спички): преобразование одной фигуры в другую, изменение количества квадратов в фигуре и пр. Игры на составление плоскостных изображений предметов, животных, птиц, домов, кораблей из специальных наборов геометрических фигур обучают детей анализу предъявляемого образца и словесному выражению способа соединения и пространственного расположения частей («Колумбово яйцо», «Волшебный круг», «Пентамино» и др.)
Таким образом ребёнок продолжает играть и в тоже время продолжает развивать слабые стороны, тем самым избавляя себя от трудностей в овладении навыками чтения и письма.
У детей с дисграфией отмечается не только общая моторная недостаточность, но и отклонения в развитии движений пальцев рук. Установлена и обратная зависимость – уровень развития речи прямо пропорционален степени сформированности тонких движений пальцев рук, синхронизированных с работой глаз.
В двигательной области коры головного мозга проекция кисти руки огромна по отношению к проекции других частей тела, она занимает одну треть всей площади. К тому же она чрезвычайно близка к речевой моторной зоне (зоне Брока). Тренировка тонких, дифференцированных движений пальцев является и стимулом для развития речи ребёнка, и мощным тонизирующим фактором для коры головного мозга в целом, а так же снимает писчий спазм, который преследует некоторых детей на раннем этапе обучения.
Для этого логопедом рекомендовано включать в структуру урока следующие игровые упражнения: пальчиковая гимнастика («Колечки», «Шива пашет на быке», «Лестница в небо», «Не дрожать», «Солнце, заборчик, камушки», «Ладонь кулак». «Тяни-толкай», «Землемерка», «Мама, мама!» и пр.).
Дома с родителями игры с верёвочкой, сооружения различных построек из спичек и пластилина, оригами.
Заключение
Таким образом, дети с дисграфией получают ежедневное систематическое коррекционное сопровождение, как в школе, так и дома. Результаты такой слаженной работы всех участников образовательного процесса несравнимо выше, нежели те, что получает логопед ведущий «бой» в одиночку.
Обследование показало, что 50% детей уже к середине учебного года имеют положительный результат. А итоговое обследование четвероклассников показывает, что не более 5% из них допускают специфические ошибки при письме.
Заголовок 415