Комплексное мероприятие как форма оценки достижения планируемых результатов
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2 Г. ИВДЕЛЯ
Научно-практическая конференция педагогов
«Новые стандарта – новые идеи»
Тема: ФГОС НОО. Комплексное мероприятие как форма оценки достижения планируемых результатов.
Исполнитель:
учитель начальных классов
МАОУ СОШ № 2 г. Ивделя
Белоусова Наталья Ивановна
г. Ивдель2014 г.
Содержание
Введение …………………………………………………………………….…….. 3
Модель комплексного мероприятия ……………………………………………. 5
Оценка уровня сформированности личных, метапредметных и предметных результатов ………………………………………………………………………… 9
Анализ и самоанализ комплексного мероприятия ……………………..………. 11
Список литературы и источников ……………………………………………… 15
Введение
Место, роль и функции системы оценки достижения требований к образовательным результатам младших школьников, ее особенности определяются основными подходами к пониманию и формированию стандартов общего образования.
Целью проекта стала разработка модели комплексного мероприятия. В ходе работы следовало решить следующие задачи:
Изучить планируемые результаты освоения образовательных программ начальной школы;
Разработать модель комплексного мероприятия;
Составить алгоритм оценки достижения планируемых результатов и анализа комплексного мероприятия.
Так, к основным результатам начального общего образования стандарт относит:
Формирование универсальных и предметных способов действий;
Воспитание основ умения учиться – способности к самоорганизации с целью постановки и решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;
Индивидуальный прогресс в основных сферах развития личности – мотивационно-смысловой, познавательной, эмоциональной, волевой и саморегуляции.
Основной задачей и критерием оценки результатов освоения образовательных программ учащимися начальной школы выступает овладение системой учебных действий с изучаемым учебным материалом.
Среди отличительных особенностей предлагаемой системы оценки следует особо выделить:
Оценку успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе системно-деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач;
Комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов начального общего образования).
Стандарты устанавливают три группы образовательных результатов: личностные, метапреметные и предметные.
Под личностными результатами в стандарте понимается становление самоопределения личности, включая развитие основ гражданской идентичности личности и формирование внутренней позиции школьника; развитие мотивов и смыслов учебно-образовательной деятельности.
Под метапредметными результатами понимаются универсальные способы деятельности – познавательные, коммуникативные – и способы регуляции своей деятельности, включая планирование, контроль и коррекцию.
Под предметными результатами образовательной деятельности понимается освоение обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данного предмета деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению.
Одной из форм оценки достижения планируемых результатов младших школьников может выступать комплексное мероприятие, организация которого направлена на выявление уровня сформированности предметных, метапредметных и личностных результатов начального общего образования.
Модель комплексного мероприятия
В словаре Википедии термин «комплекс» (лат. Complex – связь, сочетание) определяется как система, совокупность чего-либо, объединенного вместе, имеющего общее предназначение, и отвечающего какой либо определенной общей цели, термин «мероприятие» – как совокупность действий, нацеленных на достижение единой цели и объединенных одной общественно значимой задачей.
Применительно к педагогической практике «комплексное мероприятие» (в дальнейшем – КМ) определяется как совокупность действий, имеющих общее предназначение и объединенных одной общественно значимой задачей. В данном случае предназначением КМ является демонстрация результатов образовательной деятельности, где главной задачей выступает выявление уровня сформированности образовательных результатов. КМ проводится один раз в конце каждой четверти. Участниками являются педагог и учащиеся начальной школы. Учитель самостоятельно выбирает методы, приемы, средства организации КМ и оценки планируемых результатов.
Выбор формы КМ обусловлен оцениваемыми личностными, метапредметными и предметными результатами:
КМ в форме соревнований и игр: конкурс, турнир, эстафета, дуэль, КВН, деловая игра, ролевая игра, кроссворд, викторина и т.д.КМ, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарий, мозговая атака, интервью, репортаж и т.д.КМ, основанные на нетрадиционной организации учебного материала: урок мудрости, откровение, урок-блок, урок-"дублер начинает действовать" и т.д.
КМ, напоминающие публичные формы общения: пресс-конференция, панорама, телемост, репортаж, диалог, "живая газета", устный журнал и т.д.КМ, основанные на имитации деятельности при проведении общественно - культурных мероприятий: заочная экскурсия, экскурсия в прошлое, путешествие, прогулки и т.д.
КМ, опирающиеся на фантазию: урок-сказка, урок-сюрприз и т.д.
Использование на КМ традиционных форм внеклассной работы: "следствие ведут знатоки", спектакль, "брейн-ринг", диспут и т.д.
В зависимости от возможностей, интересов и потребностей учащихся освоение ими образовательных программ может выходить за рамки системы базовых заданий (и по глубине освоения, и по широте охвата), то для установления уровня освоения образовательных программ предлагаются также и учебные задания/ситуации, характеризующие повышенное по сравнению с базовыми уровни достижений.
Формирование универсальных учебных действий отслеживается при выполнении каждого задания.
В содержание КМ могут быть включены задания по следующим предметным областям и соответствующим разделам:
1. Чтение:
Работа с информацией;
Получение, поиск и фиксация информации;
Понимание и преобразование информации;
Применение и представление информации;
Оценка достоверности получаемой информации.
2. Русский язык:
Система языка (фонетика и графика, орфоэпия, морфемика, лексика, морфология, синтаксис);
Орфография и пунктуация;
Развитие речи.
3. Литературное чтение:
Виды речевой и читательской деятельности;
Творческая деятельность;
Литературоведческая пропедевтика.
4. Математика:
Числа и величины;
Арифметические действия;
Работа с текстовыми задачами;
Пространственные отношения. Геометрические фигуры;
Геометрические величины;
Работа с данными.
5. Окружающий мир:
Человек и природа;
Человек и общество.
6. Музыка:
Музыка в жизни человека;
Основные закономерности музыкального искусства;
Музыкальная картина мира.
7. Изобразительное искусство:
Восприятие искусства и виды художественной деятельности;
Азбука искусства. Как говорит искусство?;
Значимые темы искусства. О чём говорит искусство?
8. Технология:
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание;
Конструирование и моделирование;
Практика работы на компьютере.
9. Физическая культура:
Знания о физической культуре;
Способы физкультурной деятельности;
Физическое совершенствование.
Оценка уровня сформированностиличных, метапредметных и предметных результатов
После проведения КМ учитель оформляет результаты в сводную ведомость, где прописываются:
Фамилия, имя обучающегося;
Уровень сложности задания;
Оцениваемый параметр (зачет/незачет);
Итоговое количество зачетов/незачетов каждого обучающегося, каждого параметра.
№ п/пФИ обучающегося Получение, поиск и фиксация информации Таблица умножения Использование естественно-научного текста с целью поиска и извлечения информации Изготовление несложной конструкции изделия по рисунку Использование поискового вида чтения Использование простейших приемов работы с готовыми электронными ресурсами УУД Итого
Регулятивные Познавательные Коммуникативные Зачет Незачет
1 Адин
Сергей н/зззн/зззн/ззз6 3
2 Бекк
Кирилл зззн/зззззз8 1
3 Ветлугина Люда ззззззззз9 0
4 Дидун
Настя зн/ззззн/зззн/з6 3
5 Клочков Максим ззззззззз9 0
Итого зачетов/незачетов 4/1 4/1 5 3/2 5 4/1 4/1 5 4/1 Анализируя и сопоставляя полученные данные, учитель оценивает не только способности обучающихся решать различные типы учебно-практических и учебно-познавательных задач, но и дифференцирует их по уровню сформированности действий с учебным материалом: на базовом или повышенном уровне.
Общая картина результатов позволяет педагогу скорректировать дальнейшие действия по формированию универсальных учебных действий и планируемых результатов освоения образовательных программ.
Анализ и самоанализ комплексного мероприятия
Анализ и самоанализ КМ должен быть направлен на сопоставление выдвинутых образовательных, воспитательных и развивающих целей с достигнутыми результатами. Цель анализа заключается в выявлении методов и приемов организации деятельности учителя и учащихся в КМ, которые приводят или не приводят к позитивным результатам.
Наиболее распространенными типами анализа являются полный, комплексный, краткий и аспектный. Полный анализ проводится с целью изучения и разбора всех аспектов КМ; краткий – достижения основных целей и задач; комплексный – в единстве и взаимосвязи целей, содержания, форм и методов организации КМ; аспектный – отдельных элементов КМ.
Каждый из указанных типов анализа может иметь виды: дидактический, психологический, методический, организационный, воспитательный и т.д. Таким разнообразием подходов обусловлено и наличие многочисленных схем анализа КМ, в которые могут быть внесены следующие основные положения.
1. Учебное заведение, класс, предмет, фамилия учителя, количество учащихся по списку, и присутствовавших на уроке.
2. Тема КМ, образовательные, развивающие и воспитательные цели и задачи КМ.
3. Организационное начало КМ:
готовность учителя – наличие конспекта или подробного плана, наглядных пособий, инструментов и т.д.;
подготовленность учащихся – наличие тетрадей, учебников, пособий и т.д.;
подготовленность классного помещения – чистота, классная доска, мел, освещение и т.д.
4. Организационная структура КМ:
мобилизующее начало занятия;
последовательность, взаимосвязь и соотношение частей КМ;
насыщенность, темп проведения и т.д.
5. Анализ содержания учебного материала КМ:
обоснование учителем избранной последовательности реализации учебного материала на КМ;
соответствие программе и уровню знаний учащихся по предметам;
соотношение практического и теоретического материала; связь с жизнью и практикой и т.д.
6. Общепедагогические и дидактические требования к КМ:
цель КМ и соответствие плана и конспекта КМ поставленной цели;
обоснование выбора методов обучения;
пути реализации дидактических принципов в обучении;
индивидуализация и дифференциация;
взаимосвязь образовательных, развивающих и воспитательных аспектов КМ.
7. Деятельность учителя:
научность и доступность изложения знаний;
использование учителем опыта лучших учителей и рекомендаций методической науки;
организация закрепления учебного материала;
организация самостоятельной работы учащихся;
проверка и оценка знаний и умений учащихся;
вопросы учителя и требования к ответам учащихся;
отношение учителя к сознательному усвоению учащимися учебного материала;
пути достижения порядка и сознательной дисциплины учащихся;
эффективность использования наглядных пособий, технических средств обучения;
контакт учителя с классом и т.д.
8. Деятельность учащихся:
подготовка рабочего места;
поведение учащихся на уроке – дисциплина, прилежание, активность, внимание, умение переключаться с одного вида работы на другой и т.д.;
интенсивность и качество самостоятельной работы учащихся;
состояние их устной и письменной речи;
знание учащимися теории, умение применять полученные знания;
отношение учащихся к учителю;
степень и характер участия коллектива в целом и отдельных учащихся в работе на КМ и т.д.
9. Выводы:
выполнение плана КМ;
достижение целей КМ;
особенно интересное и поучительное на КМ;
что произвело на КМ наибольшее впечатление;
какие изменения целесообразно внести при повторном проведении КМ;
оценка КМ.
С помощью приведенной общей схемы возможно проводить как анализ КМ при взаимопосещениях, так и самоанализ. При их осуществлении наибольшие трудности вызывает детализация используемых основных положений общей схемы анализа КМ. Возможен один из вариантов:
1. Какие образовательные, развивающие и воспитательные цели достигались на КМ? Какие из них были главными и почему? Какова их взаимосвязь?
2. Какова специфика КМ? Каков его тип?
3. Как учитывались возможности учащихся при планировании КМ?
4. Рациональны ли выбранная структура КМ и распределение времени на отдельные этапы КМ?
5. На каком материале или этапе КМ делается главный акцент?
6. Каково обоснование выбора методов обучения и их сочетания?
7. Как отбирались для КМ формы заданий?
8. Почему был необходим дифференцированный подход к организации КМ? Как он был реализован?
9. Чем обоснованы выбранные формы проверки и контроля знаний учащихся?
10. За счет чего обеспечивалась работоспособность учащихся в течение всего КМ?
11. Каким образом предупреждались перегрузки учащихся?
12. Достигнуты ли поставленные цели и почему? Какие изменения необходимы при подготовке и проведении такого КМ?
Список литературы и источников
1. Федеральный государственный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011 г./ Министерство образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2011. – 33 с.
2. Фундаментальное ядро содержания общего образования / Российская академия наук, Российская академия образования; под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. – 4-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2011. – 79 с.
3. Планируемые результаты Начального общего образования/ под ред. С. Ковалёвой, О. Б. Логиновой. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 120 с.
4. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 3 ч./ под ред. Г. С. Ковалёвой, О. Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2011. – 240 с.
5. http://www.atet.su/IMUZ/tipy_urokov.htm