Введение в образовательную программу специальности Младшая сестра милосердия
Занятие «Введение в профессию «Младшая сестра милосердия».
Урок «Если ты оказался вдруг…»
Цель - создать у детей положительный настрой на занятия в Центре, вызвать у них интерес и стремление овладеть практическими навыками, необходимых в повседневной жизни.
Задачи:
- обучающая: знакомство с основами медицинской специальности «Младшая сестра милосердия», актуализация знаний первой помощи и умений применять их в практической деятельности;
- развивающая: развитие логики мышления в решении ситуационных задач из повседневной жизни;
- воспитывающая: воспитание милосердия, чувства сострадания и других качеств личности, необходимых для профессиональной деятельности медицинского работника.
Форма обучения: занятие – практикум,
Метод обучения: моделирование ситуационных задач.
Формы учебной работы обучающихся: индивидуальная, групповая.
Оборудование: бинты, тонометры, фонендоскопы, ножницы, тренажёр СЛР, смайлики «светофор», набор продуктов питания, раздаточный материал «Основные правила ухода за зубами».
Использованная литература:
А.Р.Вандышев «Медицина катастроф», Феникс, Ростов -на –Дону, 2002.
М.А.Морозов «Хирургия», Питер, С-Пб, 2000.
http://school-collection.edu.ru
http://images.yandex.ru/
http://www.vit-amin.ru
http://ru.wikipedia.org
www.n-med.ru/oduvanchik.htm http://krym.sarov.info/ http://ru.wikipedia.org/ Ход урока:
Приветствие. Организационный момент.
Я рада нашей встрече! Здравствуйте! А вы друг другу сегодня пожелали здоровья? Пожелать его никогда не поздно.
(подхожу к первому, пожимаю руку, произнося: «Здоровья тебе!», а тот передаёт так же другому и так по цепочке…)Сегодня на нашем занятии будем рассматривать различные ситуации из жизни, прошу вас, друзья, делать самооценку:
Красный – знаю
Жёлтый – могу
Зелёный – знаю и могу
Вступительное слово о медицинских профессиях.
Известно немало профессий, которые помогают людям оберегать и поддерживать своё здоровье. Какие это профессии? (ответы детей)
Верно. На своих занятиях в Центре дополнительного образования я знакомлю с одной из них, а вот какой угадайте:
Кто всегда с бинтом и ватой?
В белом глаженом халате?
Знает – что? Куда? Зачем?
Как лечить? Кого? И чем?
Кто всегда готов с утра?
Медицинская сестра.
Правильно! Да, и медсестра – это главный помощник любого врача.
«Общие вопросы деятельности младшей сестры милосердия»
Еще древние говорили: «Дороже жизни ничего нет, так как в ней есть «Всё»…»
Нередко сохранение здоровья, а иногда и жизни оказывается зависимым от знания простейших правил оказания первой медицинской помощи и от способности быстро сориентироваться и принять единственно правильное решение.
И если вы попадёте в такую ситуацию или станете ее невольным свидетелем, не паникуйте — ваша своевременная и правильно оказанная помощь может спасти здоровье и даже жизнь.
Ребята! Говорят, жизнь — это дыхание, « ибо пока в теле пребывает дыхание, до той поры пребывает жизнь!». Проверим?
Задержите, пожалуйста, дыхание кто насколько может.
Вот видите, как трудно без воздуха, а человек в бессознательном состоянии не может контролировать этот процесс, и ему нужна экстренная, посторонняя помощь. В момент остановки дыхания, как правило, останавливается и сердечная деятельность.
С момента остановки дыхания и сердечной деятельности у нас есть всего лишь 5-7 минут для принятия решения и оказания помощи, поэтому обнаружив человека в таком состоянии, нужно не теряя ни минуты приступить к реанимационным мероприятиям.
А кто знает, что относится к простейшим реанимационным мероприятиям (правильно – непрямой массаж и искусственное дыхание или ИВЛ)
Ролевая игра. Работа в группах (парах).
«Первая медицинская помощь»
Ситуация 1 Я прошу пройти к нашему пострадавшему двух учеников (называю имена) и провести непрямой массаж сердца и искусственную вентиляцию лёгких? А я вам помогу. (комментарии)
«Уход за больным»
Ситуация 2 . Одной из причин остановки дыхания и сердечной деятельности – нарушение давления в сосудах, поэтому необходимо контролировать артериальное давление и уметь его измерять.
Давайте проконтролируем артериальное давление справа сидящему. Внимательно наблюдаем и делаем так, как это делаю я……
При спуске воздуха, обращаем внимание на цифры манометра, услышав первый и последний сердечный стук. При полной тишине начинаем работать.
Ситуация 3. Нет такого человека, который бы не падал или сильно не ударялся. Вспоминаем, ударили локоть….. Прижали его к себе и не отнимаем ладонь, пока не утихнет боль.
Чтобы уменьшить отёк и гематому, необходима фиксирующая повязка. Я вас научу, как её делать. Для этого, все ребята, сидящие около прохода, становятся пострадавшими, а остальные – медработниками. Нам понадобятся бинт и ножницы. Работаем вновь в парах. Внимательно наблюдаем и делаем так, как это делаю я……
Все готовы?
(комментирую последовательность)
Очень хорошо!
Предупредить ребят, чтобы повязку сняли самостоятельно
Ситуация 4. На перемене, сбегая по лестнице, ученик споткнулся и упал, почувствовал при этом острую боль в ноге. Встать не может.
Ваши действия…
В какую службу помощи можете обратиться? …..
Назовите номер телефона.
«Санитария и гигиена»
Прислушайтесь. Где вы слышали эти звуки? А какие чувства они вызывают?
Стоматолога не боятся лишь те, кто выполняет правила по уходу за зубами. А вы их знаете? Проверим.
Давайте восстановим потерянные слова из основных правил ухода за зубами. Читаем по очереди.
Основные правила ухода за зубами:
Чистить зубы щеткой с _________щетиной;
Для чистки зубов использовать пасты, содержащие _____;
Чистить зубы ___ раза в день;
Чистить зубы следует не менее ____ минут;
Менять щетку не реже ____ раз в год;
После чистки зубов делать ______ десен вращательными движениями;
Использовать после еды _________;
Полоскать рот после ______;
Больше употреблять сырые _____и_____;
Меньше употреблять ________;
Не грызть ________предметы;
Не есть попеременно _______ и ______;
Показывать зубы врачу-стоматологу ___ раза в год;
Жевательную резинку жевать _____ минут после еды.
Народная мудрость гласит: «Береги рубашку снову, а здоровье – смолоду».
Расскажите, как вы сохраняете и укрепляете своё здоровье……
Совершенно верно, нужно правильно организовать свою жизнь - режим, питание, отдых.
Провожу физкультминутку
Для нас, живущих в северных районах, необходимо включать в свой рацион питания витамины, укрепляющий организм. Назовите витамины, которые содержаться в этих продуктах. (показываю продукты)
«Частная патология»
Поддерживают здоровье не только витамины, но и дары природы. О чём это я?
Не огонь,
А жжется.(Крапива)
Крапива обладает, укрепляющим, кровоостанавливающим, кровотворящим действием.
Есть один такой цветок,
Не вплетешь его в венок,
На него подуй слегка,
Был цветок и нет цветка. (Одуванчик)
Одуванчик содержит большое количество биологически активных веществ, особенно велико их содержание в молодых растениях.
Путник часто ранит ноги
Вот и лекарь у дороги. (Подорожник)
Обладает ранозаживляющим и антисептическим действием
Шел я лугом по тропинке,
Видел солнце на травинке.
Но совсем не горячи солнца белые лучи.(Ромашка)
Применяется при заболеваниях органов дыхания, желудочно-кишечного тракта, для полоскания, купания новорожденных
Сидит на палочке в красной рубашке
Брюшко сыто камешками набито (Шиповник)
Шиповник является признанным лидером по содержанию аскорбиновой кислоты
«Проектирование».
Если возник интерес к теме сохранения и укрепления здоровья, вы можете получить больше информации, обратившись к интернет – ресурсам (на слайде).
http://school-collection.edu.ru
http://images.yandex.ru/
http://www.vit-amin.ru
http://ru.wikipedia.org
www.n-med.ru/oduvanchik.htm http://krym.sarov.info/ http://ru.wikipedia.org/ Результатом такой заинтересованности может стать исследовательская работа, как проект «Фитобар», занявший первое место на научно-практической конференции молодых исследователей Севера «Шаг в будущее».
Подведение итогов.
Итак, ребята - Чему вы научились, что нового вы узнали на занятии?...У кого больше «красных» оценок?
- «жёлтых»?
- «зелёных»?
... А что узнать и чему научиться вы ещё хотите?
(прогноз на будущую встречу)
Какую бы вы профессию не выбрали, а знания и умения, полученные и продемонстрированные сейчас, пригодятся вам в жизни.
«Младшая сестра милосердия»
В наше время без добра и милосердия мир стал бы жестоким, злым. Закон добра звучит: «Будь добр к людям и добро вернётся к тебе». Именно этими качествами должен обладать каждый медицинский работник.
Всем своим ученикам я говорю
Не страшась ветров разлуки
Вперёд в грядущее шагните.
Взгляни в глаза тому, кто рядом.
Ты - человек, и этим ценен.
Мы все в ответе друг за друга!
И этот принцип не изменен!
Я благодарна всем, спасибо за работу, до свидания.