Доклад для педагогического совета на тему Психологический аспект нравственного развития школьников
Психологический аспект нравственного развития школьников
Педагог-психолог: А.А. БекмухамбетоваОсновы нравственного развития детей
Развитие нравственности в психологическом аспекте включает две стороны. Одна сторона – это развитие чувств и воли, другая состоит в том, что воспитанник постепенно начинает понимать окружающий мир и осознает свое место в нем.
К.Д. Ушинский в книге «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» писал: «Ничто - ни слова, ни мысли, ни даже поступки наши не выражают так ясно и верно нас самих и наше отношение к миру, как наши чувствования; в них слышен характер не отдельной мысли, не отдельного решения, а всего содержания души нашей и ее строя. В мыслях наших мы можем сами себя обманывать, но чувствования наши скажут нам, что мы такое: не то, чем бы мы хотели быть, но то, что мы такое на самом деле».
В результате сложного развития, представления человека о хорошем и плохом, о должном и недолжном, осознания общественных, социальных норм формируются нравственные чувства.
Нравственные чувства – это переживания человека своего отношения к действительности, к своему собственному поведению. В нравственном сознании личности эти чувства находятся в органическом единстве с нравственными понятиями и представляют как бы сплав нравственного, разумного и чувственного.
В системе современного воспитания очень актуален вопрос формирования чувства толерантности у подрастающего поколения, педагоги копируют западные дидактические образцы. В российской православной и социальной образовательной системе есть аналогичные, а может быть, даже более емкие и точные понятия, чем термин «толерантность». Это совокупность понятий, явлений, которые были общественной нормой в православной России и советском государстве: «милосердие», «дружба», «взаимовыручка», «патриотизм», «коллективизм», «взаимопонимание, которые и являются деятельностным выражением толерантности.
Значение чувств в нравственном формировании личности исключительно велико. Важнейшим условием передачи нравственных ценностей школьникам является пробуждение в них адекватных эмоциональных переживаний. Логика присвоения ценностей выстраивается так: эмоциональное приятие ценности (пробуждение адекватных эмоций), ее осознание (акцентирование ценности) и включение в систему ценностных ориентаций ребенка (ценностных сопоставлений).
Развитие чувств и воли происходит в постоянном взаимодействии. Равнодушный, с неразвитыми эмоциями ребенок не может совершить волевое усилие. Чувства одерживают верх над волевым поведением и сами становятся мотивом поведения. Основным критерием сформированности эмоционально-волевой сферы личности являются волевые качества. На личностном уровне воля проявляется в таких свойствах, как сила воли, энергичность, настойчивость, выдержка и др. Их можно рассматривать как первичные или базовые волевые качества личности. Несколько позже, в единстве с характером, развиваются такие качества, как решительность, смелость, самообладание. Наконец, самый высокий уровень развития волевых качеств личности связан с морально-ценностными ориентациями человека. Это – ответственность, дисциплинированность, принципиальность, обязательность, деловитость, инициативность.
Источники:
1.Корчуганова Е.В. Интериоризация нравственных ценностей как условие эмоционально-волевого развития личности младшего школьника. [Электронный ресурс]: http://school2100.com/upload/iblock/dbc/dbcfe9a23db190757b008be82b98da1e.pdf2. http://psy.1september.ru/view_article.php?ID=200902003Методы и средства развития нравственных чувств и эмоционально-волевой сферы школьников на различных возрастных этапах
Младший школьный возраст
В 1-2 классах на развитие нравственных чувств большое влияние оказывают чтение и драматизация сказок народов мира. У каждого вида сказки есть свои художественные особенности, свой эмоциональный мир. Мир сказок великолепен и интересен для младших школьников. Их захватывает острый захватывающий сюжет сказок, оригинальность обстановки, в которой развертываются события; притягивают герои – храбрые, сильные, находчивые, удалые люди и сказки подкупают своей идейной тенденцией: добрые силы всегда побеждают. Какую сказку ни взять, каждая воссоздает обычное – чаще всего быт и жизнь крестьянской семьи, но в каждой истории жизнь наполнена невероятными событиями и приключениями, необыкновенными делами и поступками людей. Такими историями сказочники приучали детей видеть мир особенными глазами. Они не внушали ложных представлений о мире — очень скоро дети сами начинали воспринимать, что сказка — вымысел, но след обаяния сказочным чудесным образом оставался, как оставалась и привычка рассуждать, выходя за границы реально существующего. Без воображения, без вольного соединения причин и следствий, без умения заглядывать дальше факта из ребенка не вырастал хороший работник.
В 3-4 классах и далее значительно большее влияние приобретает чтение художественной литературы, просмотр детских мультфильмов и кинофильмов.
В качестве критериев отбора мультфильмов с точки зрения их пригодности для использования как средства нравственного воспитания детей выделяют следующие аспекты:
– эмоциональную насыщенность и богатство нравственной проблематики кинопродукции;
– соответствие структуры текстов возможностям детского восприятия и понимания, со- отнесенность их с детским опытом и пережитыми событиями;
– динамизм фильма, остроту и экспрессивное развитие сюжета, увлекающие ребенка события, побуждающие к мысленно-чувственному включению в ситуацию фильма и одновременно ставящие перед нравственны ми проблемами, ситуациями выбора и принятия решения;
– красочность, оригинальность, экспрессивность и индивидуальность представления героев, запоминающийся характер их образов, яркость и эстетичность проявления их характерологических черт;
– убедительную демонстрацию полезных привычек, благородных поступков, идей дружбы, единения и взаимопомощи, пробуждающих включение механизма идентифика ции с героем.
Фильм может выступать как средство нравственного воспитания ребенка, если при его просмотре, восприятии, обсуждении со сверстниками и взрослыми возникают условия для усвоения нравственных представлений, понятий, норм, отношений, оценок и привычек. Методисты, исследуя различные возможности создания такого рода условий, выделяют ситуации контакта ребенка с мультипликационным фильмом, которые целенаправленно создаются педагогом с целью усиления и расширения нравственно-эстетического потенциала кинопродукции.
Ситуация сознательного восприятия и понимания мультфильма, включающая постановку вопросов, стимулирование детских высказываний и интерпретации происходящих событий с целью актуализации механизмов осознания и понимания происходящего на экране, воспитания так называемого вер бального восприятия.
Ситуация выделения нравственного содержания фильма или отдельных его эпизодов, способствующая выработке нравственных оценок, пониманию мотивов поведения героев.
Ситуация проявления нравственных чувств, нацеленная на пробуждение переживания, расширение эмоционального опыта и актуализацию эмоционального отношения детей к увиденным героям.
Ситуация, побуждающая ребенка задавать вопросы, направленная на актуализацию потребности в диалоге со взрослым о нравственных проблемах.
Ситуация акцентирования внимания ребенка на нравственных конфликтах героев мультфильма, которые аналогичны событиям из его собственного опыта.
Ситуация переноса моральных установок фильма на собственное поведение, связанная с сочувствием герою, видением себя на его месте, совместным с ним поиском выхода из затруднительного положения. Это наиболее сложная в психолого-педагогическом плане ситуация.
В развитии волевых качеств в современной практике отдают предпочтение восточным единоборствам. На сегодняшний день существует немало исследований, подтверждающих роль приобщения детей к Дзюдо в формировании волевых качеств.
Подростковый возраст
В подростковом возрасте высока значимость участия детей в общественной, волонтерской деятельности, что позволяет подросткам проявлять чувства эмпатии и эмоциональной отзывчивости. В основе любого волонтерского движения старый как мир принцип: хочешь почувствовать себя человеком – помоги другому. Этот принцип понятен и близок всем тем, кому знакомо чувство справедливости, кто понимает, что сделать жизнь общества лучше можно только совместными усилиями каждого из его членов. Волонтеры или добровольцы – это люди, безвозмездно отдающие свое время и силы на благо других людей. Добровольная работа делает людей добрее, мудрее и сострадательнее.
Что испытывает подросток, когда помогает кому-то? Радость, удовлетворение, чувство собственной значимости и пользы? Возможно. Но главное в том, что они отдают частичку своей души другому человеку. Совершая добрые поступки, подросток понимает, что мир вокруг него меняется к лучшему. Волонтерство для подростков - это стиль современной жизни. Это пример для других. Помогая другим, они помогают себе!
Уроки ИЗО, музыки вносят большой вклад в нравственное развитие школьников.
Старший школьный возраст
Нравственное развитие старшеклассника идет в единстве с социализацией. Социализация старшеклассника проходит на фоне развития мировоззрения, самосознания, формирования отношения к действительности, характера, личностных и коммуникативных качеств, становления социально-психологического опыта, приобретения самостоятельности, уверенности в себе, устойчивости к стрессам и т.п. Средством социализации старшеклассника являются проблемные ситуации, где необходимо сделать нравственный выбор.
Под нравственным выбором понимают любой выбор между противоположными категориями, т.е. сам процесс самоопределения нравственных ценностей.
Источники:
http://ped-kopilka.ru/blogs/mila-kuzmina/-volonterskoe-dvizhenie-v-shkole.htmlДедушка А. Психологический выбор: нравственные аспекты: интерактивные игры для старшеклассников / А. Дедушка. – Волгоград: Учитель, 2011, - 125 с.
Мазкина О.Б. Воспитание нравственных чувств подростков с различными акцентуациями характера. Электронный ресурс: http://cyberleninka.ru/article/n/vospitanie-nravstvennyh-chuvstv-podrostkov-s-razlichnymi-aktsentuatsiyami-harakteraМультипликационный фильм как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста. [Электронный ресурс] file:///C:/Users/User/Downloads/multiplikatsionnyy-film-kak-sredstvo-nravstvennogo-vospitaniya-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-1.pdfСказка как средство нравственного воспитания младших школьников. Международный мир науки. № 3, 2016. [Электронный ресурс] нfile:///C:/Users/User/Downloads/skazka-kak-sredstvo-nravstvennogo-vospitaniya-mladshih-shkolnikov.pdfФормирование нравственных чувств, взглядов, убеждений, нравственного поведения обучающихся. Электронный ресурс: http://gigabaza.ru/doc/105637.html