Конспект урока по математике Письменная нумерация чисел в пределах 1000 ( 3 класс)


Конспект урока по математике 3 класс
Тема: «Письменная нумерация чисел в пределах 1000»
Цель: познакомить учащихся с новым приемом записи трехзначного числа в виде суммы разрядных слагаемых, закреплять вычислительные навыки.
Задачи:
- образовательные: познакомить с приемами вычислений, основанными на знании десятичного состава трехзначных чисел, учить заменять трехзначное число суммой разрядных слагаемых, учить сравнивать трехзначные числа на основе знаний по нумерации; закрепить знание натуральной последовательности чисел в пределах 1000, умения записывать числа.
- развивающие: развивать логическое мышление, память, внимание, речь учащихся, умение обобщат и делать выводы;
- воспитательные: воспитывать доброту, умение приходить на помощь, развивать: чувство сопереживания героям сказки, интерес к предмету, трудолюбие, сформировать коммуникативные способности при работе в группе, в пере.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, учебник по математике М. И. Моро 3 класс 2 часть, раздаточный материал.
Ход урока.
I Организационный момент.- Здравствуйте, ребята!
1-2,вышеголова, 3-4,плечишире, 5-6,тихосесть, 7-8,леньотбросим. Без точного счета не сдвинется с места любая работа. Скорей за работу!
II Сообщение темы урока. Сегодня на уроке мы познакомимся с десятичным составом трехзначных чисел и представлять числа в виде суммы разрядных слагаемых
Учитель: Дорогие ребята. Сегодня у нас необычный урок. Вы любите сказки?
Дети. Да!
Учитель: Мы с вами сегодня побываем в гостях у сказки об Иван - Царевиче и Елене Прекрасной. Нас с вами ждут неожиданные встречи, приключения. И, наверняка, Ивану-Царевичу понадобится наша помощь. Вы готовы? Тогда откройте тетради, положите их с наклоном, выпрямите спинки, ножки поставьте ровно.
Давайте запишем дату нашего путешествия – 5 апреля. 
В некотором царстве, в некотором государстве жил-был Иван-Царевич. И было у него три сестры – Марья, Ольга и Анна. Родители у них умерли. Отдал Иван-Царевич сестер своих замуж за царей медного, серебряного и золотого царства.
III Устный счет.
Прошел год. Заскучал Иван-Царевич. Решил он проведать своих сестриц и отправился в путь. Только выехал из своего царства, а на пути огромный камень перекрыл дорогу. (Слайд 1). А на камне том написано: Если быстро выполнишь задания, то камень повернется и освободит дорогу. Иван-Царевич посмотрел на камень, призадумался: в жизни таких заданий не решал, вовек мне их не решить. Что же мне делать?
Ребята, а вы сможете помочь Ивану-Царевичу?
Посмотрите на задание: (слайд 2)
1.Нужно вставить пропущенные числа:
1 дес. = ? ед.
1 сот.= ? ед.
1с. = ? дес.
1 тыс. = ? сот.
- Сколько единиц в десятке? (10 единиц)
- Сколько десятков в сотне? (10 дес.)
- Сколько единиц в 1 сотне? (100 ед.)
- Сколько сотен в тысяче? (10 сотен)
2.Вставь пропущенное числа в каждом ряду:
196, 197, 198, …, …, 201,202, 203;
903, 902, 901,…, …. 898, 897, 896.
3. С помощью цифр 2, 3, 4 составим шесть трехзначных чисел.
(234, 243, 324, 342, 423, 432)
Учитель: Спасибо Вам большое, что помогли Ивану-Царевичу. Камень повернулся и освободил дорогу Ивану-Царевичу. Едет Иван-Царевич дальше, а навстречу ему Елена Прекрасная ( слайд 3 ). Поздоровался Иван-Царевич, поклонился: Здравия желаю Вам, сударыня, Елена Прекрасная! Разрешите мне продолжить путь? А Елена Прекрасная отвечает: Сударь, вы сможете продолжить ваш путь, если ответите мне на мои вопросы (слайд 4).
Вопросы Елены Прекрасной:
1.Назовите наименьшее трёхзначное число (100)
2.Назовите наибольшее трёхзначное число (999)
3. Что обозначает каждая цифра в записи в записи чисел 675, 765, 576?
IV Изучение нового материала.
Учитель: Быстро и правильно справился Иван-Царевич с вашей помощью с вопросами и отправился дальше в путь. Но у него из головы не выходила красавица Елена Прекрасная. Влюбился он в неё. И он решает вернуться обратно, чтобы сделать ей предложение руки и сердца - выйти за него замуж. Возвратился он на место встречи с Еленой Прекрасной, а её уж и след простыл. А на том самом месте под сухим деревом, под корягами (слайд 5) Леший сидит. Иван - Царевич его и спрашивает: Не видал ли он Елены Прекрасной, не знает ли, что с ней случилось, и где ему её теперь искать? Леший отвечает: «Замени число 23 суммой разрядных слагаемых, скажу».
Иван-Царевич обрадовался, быстро он заменил число 23 суммой разрядных слагаемых. Кто знает , какой ответ дал Иван- Царевич? ( 23= 20 + 3) (слайд 4).
А Леший тут как тут: « А вот посложней тебе задачка: запиши число 725 суммой разрядных слагаемых.» (слайд 6).
Ребята, помогите Ивану-Царевичу записать.
- Какое число на карточке? (725)
- Сколько сотен в этом числе? (7 сот.)
- Сколько десятков? (2 дес.)
- Сколько единиц? (5)
- Поэтому мы можем записать, что 725- это 700 + 20 + 5
-Сколько слагаемых? ( 3 )
- Какие? ( 700, 20, 5 )
Все равно не пропускает Леший Ивана, дает ему новое задание. Записать число 530 тоже в виде разрядных слагаемых.
- Сколько сотен в этом числе? (5 сот.)
- Сколько десятков? (3 дес.)
- Сколько единиц? (0)
- Поэтому мы можем записать, что 530- это 500 + 30
-Сколько слагаемых? ( 2 )
- А почему получилось только 2 слагаемых? ( так как единицы первого разряда отсутствуют ).
Ну и на этом Леший не успокоился и дает последние задание, записать число 406 суммой.
- Сколько сотен в этом числе? (4 сот.)
- Сколько десятков? (0 дес.)
- Сколько единиц? (6)
- Поэтому мы можем записать, что 406 - это 400 + 6
-Сколько слагаемых? ( 2 )
- А почему получилось только 2 слагаемых? ( так как единицы второго разряда отсутствуют ).
Леший остался довольным и говорит: Елену Прекрасную похитил Кощей Бессмертный.
Решил Иван-Царевич освободить Елену - Прекрасную и поехал по лесу .
Дорога привела его к избушке Бабы-Яги (слайд 7). Иван-Царевич и говорит: Избушка-избушка, стань ко мне передом, а к лесу задом. Чтоб избушка повернулась необходимо выполнить задание: сядьте группами по 4 человека у, у вас на партах лежат листочки с трехзначными числами, замените теперь самостоятельно числа суммой разрядных слагаемых:
309 =
806 =
970 =
250 =
222 =
346 =
Выходите к доске по одному представителю от группы и запишите то, что у вас получилось.
Избушка повернулась, выскочила из нее Баба-Яга и говорит: Помогу я тебе Иван-Царевич, если ты со своими помощниками выполнишь следующее задание ( слайд 8 ).
Рассмотрите суммы и выпиши числа, которые представлены в виде суммы разрядных слагаемых:
960 + 6 600 + 40 + 5 800 + 20
349 + 1 600 + 300 + 9 800 + 2
Ответы (слайд 9)
Поменяйтесь тетрадями и проверьте друг у друга, если все правильно, то поставьте +, если допущены ошибки, то -.- Молодцы, помогли Ивану, и сказала Баба- Яга, что Елена Прекрасная у Кощея. Но прежде, чем идти к Кощею Иван- Царевич решил сделать зарядку.
V физминутка.Солнце глянуло в кроватку,
1, 2, 3, 4, 5
Все мы делаем зарядку
Надо нам присесть и встать;
Руки вытянуть по шире.
1, 2, 3. 4, 5, Наклониться 3, 4.
И на месте поскакать.
На носок, потом на пятку-
Все мы делаем зарядку!
VI Работа над пройденным материалом. Едет Иван-Царевич дальше, встречается ему Серый волк. Иван-Царевич просит его помочь найти более короткий путь к Кощею Бессмертному. Серый волк и говорит: Я помогу, но с одним условием, что ты поможешь мне решить задачу. А задача эта спрятана у вас в учебнике. Откроем учебники на странице 42 № 3 ( слайд 10 ).
Читаем “про себя” задачу №2, стр.46.
Затем, читает вслух один ученик.
Поставь вопрос к задаче. (Сколько всего снимков отснял Саша?)
Какие пленки были у Саши? (Цветные и черно-белые)
Сколько цветных пленок отснял Саша? (2)
По сколько снимков на каждой? (По 36 снимков)
А сколько снимков на черно-белой пленке? (24 с.)
Что надо найти ? ( Сколько всего отснял снимков ?)
Мы можем сразу ответить на вопрос задачи?( Нет)
Почему? ( Т. к. не знаем сколько цветных Саша отснял снимков)
Мы можем найти? ( Да )Ц. - ? сн. 2 пл. по 36 сн.
Ч. – б. -24 сн.? сн.
Решают самостоятельно, затем самопроверка в парах( слайд 12)
1) 2 ∙ 36 = 72 (cн.) – отснял цветных пленок
2) 72 + 24 = 96 (сн.)
Ответ: всего 96 снимков.
Иван-Царевич вместе с вами помог Серому волку и волк показал Ивану – Царевичу дорогу. И спас Иван Елену прекрасную. Проведали они сестер и благополучно возвратились домой. Стали жить-поживать и добра наживать. Вот и сказки конец (слайд 11), а кто слушал и помогал – молодец!
VII Рефлексия.
Иван – Царевич благодарит вас за помощь и просит вас взять с парты солнышко и опустить в подходящий вам кармашек.
VIII Итог урока.Чему мы научились сегодня на уроке?( заменять суммой разрядных слагаемых трехзначное число)
СПАСИБО ВАМ ЗА УРОК МНЕ БЫЛО ОЧЕНЬ ПРИЯНО С ВАМИ РАБОТАТЬ!