Технологическая карта урока «УСТНАЯ НУМЕРАЦИЯ ЧИСЕЛ В ПРЕДЕЛАХ 100» (2 класс)
Тема: УСТНАЯ НУМЕРАЦИЯ ЧИСЕЛ В ПРЕДЕЛАХ 100
Цели деятельности учителя Формировать умение определять разрядный состав числа; повторить, как образуются числа второго десятка; закреплять знание названий чисел, состоящих из круглых десятков; продолжать формировать умение складывать и вычитать числа, состоящие из десятков; развивать навыки счета, внимание, наблюдательность, аккуратность
Тип урока Комбинированный
Планируемые образовательные результаты Предметные:умеют работать с учебником, организовывать рабочее место, выполнять действия с числами 1–20, вести счет десятками и сотнями, определять разрядный состав числа; знают, как образуются числа второго десятка, названия чисел, состоящих из круглых десятков; умеют складывать и вычитать их, распознавать, формулировать и анализировать простые задачи, употреблять термины, связанные с понятием «задача» (формулировка, условие, требование (вопрос), решение, ответ).
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов УУД):познавательные: научатся понимать учебную задачу урока, владеть общими приемами решения, строить логическую цепочку рассуждения, отвечать на вопросы, обобщать собственное представление, осуществлять поиск необходимой информации в учебной литературе, работать с учебником; регулятивные: научатся оценивать свои достижения, контролировать свою деятельность по ходу и результатам выполнения задания; коммуникативные: умеют вступать в речевое общение, слушать собеседника и вести диалог.
Личностные:имеют мотивацию к учебной деятельности; принимают и осваивают социальную роль обучающегося; овладевают начальными навыками адаптации в обществе; проявляют внимательность, наблюдательность, активность
методы и формы обучения Частично-поисковый; индивидуальная, фронтальная, парная
организационная структура урока
Этапы урока Обучающие
и развивающие компоненты, задания и упражнения Деятельность учителя Осуществляемая деятельностьучащихся Формы организации совзаимодействияФормируемые умения
(универсальные учебные действия) Промежуточный контроль
1 2 3 4 5 6 7
I.Организационный момент
Эмоциональная, психологическая подготовка Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку Демонстрируют готовность к уроку Фронтальная Регулятивные: контролируют свои действия Наблюдение
II. Кал-
лигра-фичес-кая минутка Правильная запись числа 10; объяснение состава числа; название цифр, необходимых для записи числа Читает стихотворение-загадку.
Шла лисица вдоль тропинки
И несла грибы в корзинке:
Пять опят и пять лисичек
Для лисят и для лисичек.
– Сколько всего грибов несла лисичка?
– Что вы знаете о числе 10? Как записать число 10?
Прописывает образец на доске: 10 10 10 10 10…
– Запишите число 10 в тетрадях
Слушают учителя, отвечают на вопросы, записывают число в тетради Фронтальная Регулятивные: контролируют
и оценивают свою деятельность.
Познавательные: выделяют
необходимую информацию.
Коммуникативные: точно выражают свои мысли.
Личностные: принимают и осваивают социальную роль обучающегося Уст-
ные ответы,
наблюдение
III. Уст-
ный счет Отработка вычислительных умений в устном счете 1. Отгадайте загадку:
В поле сестрички стоят,
Желтые глазки на солнце глядят,
У каждой сестрички – белые реснички.
(Ромашки.)
– Сегодня две такие сестрички у нас на уроке.
– Найдите значения сумм и разностей в каждой ромашке.
2. Рассмотрите числа, записанные на доске: 30, 20, 10, 90, 60, 70, 50, 40. Что заметили?
– Расположите эти числа в порядке возрастания.
– Образуют ли данные числа отрезок числового ряда? (Нет.) Почему? Слушают учителя; отгадывают загадку; считают устно, выполняя арифметические действия сложения и вычитания; располагают числа
в определенном порядке; отвечают
на вопросы Фронтальная Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; контролируют и корректируют свою деятельность и деятельность партнеров.
Предметные: владеют математическими терминами: уменьшить, увеличить, прибавить, вычесть, порядоквозрастания; знают, что такое числовой ряд, отрезок числового ряда.
Коммуникативные: участвуют в диалоге, умеют слушать и слышать, обосновывать свою точку зрения.
Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности Уст-
ные ответы
IV. Под-
готовка к восприятию учебного Мотивационная подготовка учащихся
к усвоению изучаемого материала. Читает стихотворение:
Шла десятка в магазин
С целым ворохом корзин.
Там купила десять книжек,
Десять маковых коврижек,
Десять кубиков купила,
Десять кружек не забыла, Регулятивная: выделяют
и осознают
то, что знают
и что предстоит усвоить. Фронтальная Регулятивные: под руководством учителя формулируют учебную задачу урока. Уст-
ные ответы
материала Сообщение темы урока
и постановка целей учебной деятельности Десять розовых тарелок
И зачем-то десять грелок.
Десять спелых сочных груш,
Наступила в десять луж,
Еле-еле дотащила,
Чуть добро не уронила!
Занесла она багаж
На десятый свой этаж.
А потом себя спросила:
– И зачем я все купила?
И. Гурина
– Как десятка покупала все предметы? (По 10.)
– Посчитайте, сколько предметов она купила всего.
– Будьте внимательны и назовите, сколько это единиц. (3 десятка, 5 десятков, 7 десятков, 2 десятка, 1 десяток, 8 десятков, 9 десятков, 6 десятков, 4 десятка, 10 десятков.)
– Вы уже знаете, как считать десятками. Познавательная: слушают учителя, находят в тексте необходимую информацию для ответов
на вопросы учителя.
Коммуникативная: вступают в диалог с учителем и одноклассниками.
Личностная: имеют учебную мотивацию Познавательные: выделяют
и формулируют познавательную цель, осознанно строят речевое высказывание в устной форме.
Коммуникативные: умеют слушать, слышать и понимать партнера по диалогу, доносить свои мысли до всех участников образовательного процесса.
Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес
к изучаемому предмету – Посчитаем и сейчас десятками до 100 обратно.
– Вы умеете считать до 10 и обратно? А десятками до 100 и обратно?
– Чему будете учиться сегодня, попробуйте догадаться. Стихотворение-загадка, которое я вам прочитаю, поможет вам в этом.
Читает стихотворение-загадку:
Яблоки с ветки упали.
Падали, падали, слезы роняли,
Таня в лукошко их собрала,
В подарок друзьям своим принесла.
Два Сережке, три Антошке,
Катерине и Марине,
Оле, Свете и Оксане,
Самое большое – маме.
Говори давай скорей,
Сколько Таниных друзей?
– Сколько у Тани друзей? Сколько всего яблок собрала Таня? Как получить число 11?
– Кто догадался, о чем пойдет речь на уроке? (Мы повторим, как образуются числа второго десятка.)
– Правильно! А еще мы будем разгадывать математические загадки, которые нам загадают сами числа. В этом нам поможет знание разрядов числа V. От-кры-тие новых знаний Развитие умения определять разрядный состав числа, числа второго десят– Присчитывайте по одному, начиная с числа 10
до числа 20.
– Сколько десятков в числе 11? Сколько единиц?
(В числе 11 – 1 десяток и 1 единица.)
– Как получили число 11? (10 + 1.)
– Сколько десятков в числе 12? Сколько единиц? Определяют разрядный состав чисел второго десятка; узнают число по заданному Фронтальная. Регулятивные: контролируют свою деятельность и деятельность партнеров по образовательному процессу, при необходимости вносят корректировки; способны к саморегуляции. Уст-
ные ответы.
ка по количеству десятков и единиц.
Работа с учебником:
задание 1
(с. 7 учебника, ч. 1);
задания (с. 7 учебника, ч. 1 «Н»). – Как получили число 12? (10 + 2.) И т. д.
– Сколько палочек на каждом рисунке? (На первом рисунке, 13 палочек, на втором рисунке 31 палочка.)
– Сколько в каждом из этих чисел десятков? Сколько единиц? (В числе 13 – 1 десяток и 3 единицы, в числе 31 – 3 десятка и 1 единица.)
– А теперь загадки от самих чисел. Они просят вас назвать число, в котором: 1 десяток 8 единиц; 3 десятка 1 единица; 2 десятка 5 единиц; 10 десятков. количеству десятков и единиц.
Выполняют задания: присчитывая по одному, образуют числа от 20 до 100. Познавательные: создают алгоритм деятельности; анализируют и сравнивают объекты; делают выводы, строят логическую цепочку рассуждений.
Коммуникативные: знают правила ведения диалога; уважают в общении как партнеров, так и самих себя.
Личностные: принимают и осваивают социальную роль обучающегося; имеют мотивацию к учебной деятельности.
Регулятивные: контролируют свои действия, соотнося их
с действиями учителя и одноклассников Физкультминутка Тик-так, тик-так,
В доме кто умеет так?
Это маятник в часах,
Отбивает каждый такт.
А в часах сидит кукушка,
У нее своя избушка.
Прокукует птичка время,
Снова спрячется за дверью.
Стрелки движутся по кругу,
Не касаются друг друга.
Повернемся мы с тобой
Против стрелки часовой.
А часы идут, идут,
Иногда вдруг отстают.
А бывает, что спешат,
Словно убежать хотят! Выполняют
элементарные физические упражнения (в соответствии с текстом стихотворения), повторяя их за учителем: наклоны влево-вправо,глубокий присед, вращение туловища вправо-влево, Фронтальная На-
блю-дениеЕсли их не заведут,
То они совсем встают.
Вот и кончилась игра,
Нам за парты сесть пора ходьба на месте с замедлением темпа, бег на месте VI. Пер-
вичное закрепление знаний Развитие умения сравнивать числа от 11 до 100.
Устное задание Предлагает сравнить числа, которые записаны
на доске:
4 дес. * 4 дес. 2 ед.
5 дес. * 7 дес.
10 дес. * 9 дес. 9 ед.
3 дес. * 2 дес. Сравнивают числа, подробно объясняя выбор знака действия; один ученик выполняет работу
на доске Фронтальная Регулятивные: контролируют
и оценивают свою деятельность и деятельность партнеров, вносят нужные корректировки.
Познавательные: создают алгоритм деятельности, структурируют знания.
Коммуникативные: понимают партнеров по речевому общению; уважают их мнение Уст-
ные ответы,
наблюдение
VII. Ра-
бота над задачами Решение простых задач изученных видов:
задания 3, 4
(с. 7 учебника, ч. 1) – Прочитайте тексты из обеих задач.
– Какой из прочитанных вами текстов является задачей? Какой нет? (Оба текста – задачи.)
– Почему так считаете? (В каждом тексте есть условие и вопрос, есть данные и искомые числа.)
– Чем похожи задачи? (Данными числами.)
– Чем различаются?
– Для решения задач вы выберете одно и то же арифметическое действие? (Нет.) Почему?
– Решите задачи по вариантам. Как выполните краткую запись? Слушают учителя, отвечают на вопросы, доказывают, почему данные тексты является задачами; составляют краткую запись, самостоятельно Фронтальная.
Индивидуальная Регулятивные: планируют, контролируют и оценивают собственную деятельность.
Познавательные: создают алгоритм деятельности; устанавливают причинно-следственные связи, строят логическую цепочку рассуждений.
Коммуникативные: умеют слушать, слышать и понимать партнера по речевому высказы- Уст-
ные ответы,
наблюдение
Задача 3.
Девочек – 7 чел.
Мальчиков – ? на 2 чел. больше
7 + 2 = 9 (мальчиков).
Ответ:на прогулку вышло 9 мальчиков.
Задача 4.
Мальчиков – 7 чел.
Девочек – ? на 2 чел. меньше
7 – 2 = 5 (девочек).
Ответ:5 девочек каталось на карусели решают задачи, дают ответ на поставленный вопрос; осуществляют самопроверку
(с доски)
ванию, обосновывать свою точку зрения; при возникновении спорных ситуаций не создают конфликтов.
Личностные: осознают важность получаемых знаний
и приобретаемых умений VIII. Са-
мостоятельная работа обучающихся Решение числовых выражений:
задание 5
(с. 7 учебника, ч. 1) Комментирует задания.
– Если кто-то из вас затрудняется в выполнении задания, можете воспользоваться числовой прямой. Самостоятельно находят значения числовых выражений, осуществляют взаимопроверку. Индивидуальная, групповая (пар-
ная). Регулятивные: способны к проявлению волевых усилий.
Познавательные: анализируют с целью выделения существенных признаков; выбирают основания для сравнения, логически рассуждают.
Коммуникативные: четко выражают свои мысли; умеют работать в группе (паре), обосновывать свою точку зрения, регулировать спорные вопросы.
Личностные: овладевают навыками адаптации, сотрудничества, самостоятельности, личной ответственности
Наблюдение.
Уст-
ные ответы
Выполнение задания
по образцу
(с. 7 учебника, ч. 1, на полях) – Рассмотрите внимательно узор.
– Какую закономерность его построения вы увидели?
– Продолжите узор и затем раскрасьте его в тетради Анализируют узор, выявляют закономерность его построения, выполняют и раскрашивают узор в тетради Фронтальная
IX. Реф-
лексия учеб-ной
дея-тель-
ностиОбобщение полученных
на уроке сведений, оценивание – Чем запомнился вам урок?
– Для кого урок оказался полезным и чем?
– Что бы вам хотелось выполнить еще?
– Чью работу на уроке могли бы отметить как самую активную, справедливо заслуживающую высокой оценки, безошибочную?
– Как еще охарактеризовать работу своих одноклассников? Отвечают
на вопросы,
делают выводы, обобщения.
Определяют свое эмоциональное
состояние
на уроке Фронтальная Регулятивные: осознают важность полученных знаний, понимают причины успеха или неуспеха учебной деятельности.
Познавательные: осваивают начальные формы рефлексии.
Коммуникативные: умеют полно и грамотно выражать свои мысли, правильно строить речевое высказывание.