Урок математики в 1 классе по теме:«Больше или меньше? На сколько?»


Открытый урок по математике в 1 классе.
Тема: «Больше или меньше? На сколько?»
Цели:- формировать умения сравнивать два числа.
- формировать умения решать задачи на разностное сравнение.
-  формировать метапредметные познавательные, коммуникативные и
- регулятивные универсальные учебные действия:
- учить анализировать объекты;
- создавать условия для развития наблюдательности, внимания, математической речи, мыслительных операций;
- способствовать воспитанию дружеских взаимоотношений, взаимопонимания, умения - работать друг с другом, как основы для формирования духовно-нравственных компетенций;
- воспитанию интереса к предмету. 
Задачи: Образовательная: - формирование умения сравнивать два числа, применяя вычитание; - уметь формулировать правило сравнения чисел. — интерпретировать полученную информацию – переформулировать практические задания в учебные задачи урока (Чему буду учить себя? Как это делать?); — формировать первоначальные навыки сбора информации, используя вопросы познавательного характера; - отрабатывать навыки работы с текстовой и в нетекстовой информацией. — учить отвечать на вопросы по прочитанному.  - формировать умения оценивать свою работу. Развивающая: - развивать алгоритмическое и логическое мышление, воображение, внимание, память, фантазию; развивать умения задавать вопросы познавательного и учебного характера; - развивать осознанное позитивное эмоциональное отношение к себе и окружающему миру; — совершенствовать уровень развития математической речи, навыков общения со сверстниками. Воспитательная:воспитывать культуру общения, умение работать в парах, группах, слушать друг друга, воспитывать чувство взаимовыручки, внимательного отношения друг к другу при работе на уроке. 
Планируемые результаты (УУД):
предметные:
- познакомятся со связью арифметических действий с изменением числа, с разностным сравнением чисел;
- закрепят навыки решения задач в одно действие;
- будут уметь отвечать на вопросы: на сколько больше? на сколько меньше?, выполнять схему к задаче
метапредметные:
регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия по решению учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций, пытаться предлагать способ решения, оценивать результаты деятельности, работать по предложенному плану, высказывать свою версию;
познавательные: общеучебные – осуществлять выбор действия при решении задачи на сравнение; формулировать ответы на вопросы: «На сколько больше?», « на сколько меньше?»; получать ответы с помощью моделирования ситуаций; логические - осуществлять сравнение, выделение существенной информации;коммуникативные: использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; строить монологическое высказывание; владеть диалогической формой речи, высказывать свое мнение в соответствии с требованиями речевого этикета;
личностные: проявлять интерес к изучению предмета, выражать положительное отношение к процессу познания: уметь проявлять внимание, удивление, желание больше узнать; участвовать в учебном диалоге, соблюдать нормы речевого этикета, осознавать необходимость самосовершенствования.
Ведущий вид деятельности: продуктивный, творческий, проблемный. Методы: проблемный, наглядные, практические, дискуссионные методы (побуждающий диалог, подводящий диалог, групповая дискуссия, анализ конкретной ситуации)Формы проведения урока: индивидуальная, групповая, работа в парах. 
Материалы и оборудование: Для учащихся:
учебник математики;
тетрадь на печатной основе; рабочая тетрадь;
карточки с числами;
математический веер
цветные карандаши
Для учителя 
презентация к уроку;
мультимедийная техника;
фотоаппарат
Педагогические технологии:- личностно – ориентированного обучения;
- проблемно-диалогическое обучение, деятельностный подход в обучении;- объяснительно – иллюстративного обучения;- педагогика сотрудничества (учебный диалог, учебная дискуссия, партнерство в отношениях на уроке: учитель интересуется мнением учащихся, побуждает к самостоятельному выбору вариантов решений);- ИКТ — технология (презентация)Тип урока: применение нового знания 
Ожидаемый результат:
уметь сравнивать два числа, применяя вычитание;
уметь формулировать правило и применять его при сравнении чисел;
повышение активности учащихся на уроках;
улучшение результатов обучения;
использование учащимися приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни;
обогащение словарного запаса.
Формируемые в рамках урока универсальные учебные действияБазовыеЛичностные универсальные учебные действия:— навыки конструктивного взаимодействия,- адекватное реагирование на трудности. 
Используем задания направленные на творческое самовыражение.
Используем прием, обучающий умению конструктивного взаимодействия (Как правильно задать вопрос и ответить на него, не обидев личности другого). Связь мотива «Хочу помочь справиться с трудной ситуацией» и целью (результатом) занятия: «Я смогу находить разные варианты решения трудных ситуаций».
Познавательные универсальные учебные действия:
 - используем задания, в которых ребенок предлагает и выбирает варианты способов решения сложных ситуаций;
Регулятивные универсальные учебные действия:
-способность к волевому усилию - к выбору в трудных ситуациях и преодолению препятствий.
Коммуникативные универсальные учебные действия: 
- умение обратиться за помощью, вести диалог, отвечать на вопросы.
Используем: групповую дискуссию, побуждающий диалог.
Метапредметные
Регулятивные универсальные учебные действия: 
-планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата (поэтапное прохождение заданий);
Познавательные универсальные учебные действия: 
- умение структурировать знания;
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
— синтез как составление целого из частей; построение логической цепи рассуждений, доказательств;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Основные методы и технологии развития УУД, используемые в рамках урокаМетоды:
дискуссионные методы (побуждающий диалог, подводящий диалог, групповая дискуссия, анализ конкретной ситуации)
Технологии:
проблемно-диалогическое обучение, деятельностный подход в обучении;
организация учебного сотрудничества (партнерство в отношениях на уроке: учитель интересуется мнением учащихся, побуждает к самостоятельному выбору вариантов решений)
использование интерактивных возможностей ИКТ
Этап урока Содержание деятельности учителя Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) Формируемые УУД
(способы деятельности обучающегося)
1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Улыбнитесь друг другу. У всех хорошее настроение?
- Мне очень приятно видеть ваши светящиеся глаза, значит у вас хорошее настроение и нам вместе, сообща удастся решить любые задачи.
Прозвенел звонок веселый,
Наш урок пора начать.
Дружно мы в ладоши хлопнем,
Ножкой вместе все притопнем,
Поздоровайтесь друг с другом
Вижу – можно начинать.
На уроках математики вы открываете для себя что-то новое, и этот урок не будет исключением. Сегодня ваш багаж знаний пополнится новыми сведениями
(слайд1) Слушают и выполняют движения по ходу чтения стихотворения
Регулятивные
(саморегуляция2. Актуализация опорных знаний
Устный счет.
Интеллектуальная разминка. Организует устный счет с целью актуализации знаний
Устный счёт.
Я буду   говорить вам пример, а вы числовым веером показывайте мне ответ.
-Перед тем как начать работу, ответьте на вопросы:
 
1.Что значит увеличить?
 
2.Что значит уменьшить?
Покажите  число, которое при счете идет перед числом 6.
Какое число при счёте следует за числом 8?
Какое число находится между числами 5 и 3?
Сколько получится, если к 2 прибавить столько же?
Какое число на 1 больше 5?
Сколько получится, если от 7 отнять 2?
Какое число на 1 меньше 9?
10 – это ………?
Найдите сумму  3 и 4.
2) Задачи в стихах.
Шла овечка по дорожке,
У неё -   четыре ножки.
Ей навстречу – чёрный дог.
Сколько   всех собачьих ног?
Однажды три цыплёнка,
    А с ними три мышонка,
    А с ними три весёлых
Умытых поросёнка
Бежали спозаранку
Из дома   на полянку.
Из дома на полянку.
Посчитайте поскорей,
Сколько было всех друзей,
Что утром спозаранку
Играли   на полянке?
3)На слайде №2 появилась запись чисел:
8, 6, 3, 5, 4, 7, 2, 9, 1
Посмотрите внимательно на числа,   и скажите,   какие вопросы вы можете задать к этим числам? Молодцы!
 4) Сколько треугольников на рисунке? (Слайд 3 )
Отвечают на вопросы.
Выполняют задания устного счета
Прибавить
Вычесть
5
9
4
4
6
5
8
Называют состав числа 10
Расположить числа в порядке возрастания, в порядке убывания,   назвать соседей числа, составить примеры Выделять существенную информацию из текста. Устанавливать закономерности и использовать их при выполнении заданий (продолжать ряд, заполнять пустые клетки в таблице)
Сопоставлять схемы и условия текстовых задач.
3. Сообщение темы урока.
Определение целей урока Выдвигает проблему. Организует формулирование темы урока учащимися, постановку учебной задачи. Уточняет понимание учащимися поставленной темы и целей урока.
Прочитайте тему нашего урока: «На сколько…..».
(слайд 4)
- Каких же слов не хватает?
Рассмотрите рисунок.
Каких фигур больше?
Каких фигур меньше?
- Что вы должны будете знать к концу урока по этой теме?
- Правильно, наша тема урока так и звучит «На сколько больше или меньше?»

Читают со слайда тему урока.
Отвечают на вопросы.
Высказывают свои предположения.
Формулирование темы, цели урока.
- Сегодня на уроке мы …..
Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Анализировать, находить общее и различия, делать выводы.
4. Открытие нового знания, способа действия
Задание 1
(стр. 114)
Организует работу по открытию нового знания, обеспечивает контроль за выполнением задания.
Практическая работа
– Ёлочные шарики раскладывают в коробки по одному. Сравните количество шариков и коробок.
– Чего больше? Меньше? Как определили? (составили пары)
– На сколько коробок больше, чем шариков? На сколько шариков меньше, чем коробок? Как определили?
– Посмотрите на следующий слайд (звёздочки). Удобно ли нам будет пользоваться способом сравнения, составляя пары? (слайд 5)
( Нет. Нам надо придумать другой способ, когда надо не рисунки сравнивать, а просто выполнять вычисления.)-У Федоры 7 поросят. Она купила еще двух. Сколько теперь поросят у Федоры7
- Увеличилось или уменьшилось число поросят?
- Было 7 поросят. Стало 9. На сколько больше поросят стало у Федоры? Выполняют задания, высказывают свое мнение
Выполняют задания по учебнику, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение.
- число поросят увеличилось.
Запись: 7+2=9
- На 2 поросенка больше стало у Федоры.
9-7=2 Планировать решение учебной задачи. Проявлять активность во взаимодействии. Читать схемы, иллюстрирующие количество предметов.
Задание 2
(стр. 114)
У Егора было 7 уток. Трех уток утащила лиса. Сколько теперь уток у Егора? Увеличилось или уменьшилось число уток?
- Запишите равенство.
- Было 7 уток. Стало 4. На сколько меньше стало уток у Егора?
Сделаем небольшое открытие.
Чтобы узнать, на сколько одно число больше, чем другое, надо:
1. Сравнить числа.
2. Найти большее.
3. Вычесть из большего меньшее число
- Число уток у Егора уменьшилось.
Запись: 7-3=4
- На 3 утки у Егора меньше стало.
Запись: 7-4 =3 Задание 3
(стр. 114)
- Какое число спрятано в синем квадрате?
Слайд 6 Выполняют вычисления самостоятельно.
Самоконтроль. Работа в тетради - Поставьте знак «больше», «меньше» Выполняют задание, взаимопроверка. 5. ФизминуткаМузыкальная
Коррекция осанки, эмоциональная разгрузка. Под музыку выполняют движения Личностные УУД: осознание важности сохранения и улучшения своего здоровья .
6. Включение нового знания
Задание 4
(стр.115) Организует беседу, помогает сделать вывод. Уточняет и расширяет знания учащихся по теме урока.
- Понаблюдайте за числами из задания 3. Из каких чисел составлены разности во втором столбике? Из каких чисел оставлены разности в третьем столбике? Какие числа получились в ответах?
- Сделайте вывод. Отвечают на вопросы учителя, высказывают свои мнения и предположения. Уточняют и расширяют свои знания по теме урока. Доказывают, аргументируют свою точку зрения.
Работают в парах.
При вычитании соседних четных чисел в ответе будет число 2.
- при вычитании соседних нечетных чисел в ответе будет число 2. Участвовать в парной работе, корректно оценивать активность партнера, правильность его ответов. Соотносить количество изображенных предметов со схемой, схему – с числовым равенством, числовое равенство – с рисунком. Обозначать количество предметов символами.
Задание 5
(стр.115) - Сравните с помощью числового луча Сравнивают, самоконтроль 7. Повторение ранее изученногоОрганизует работу по повторению изученного материала, обеспечивает контроль за выполнением задания.
- Восстановите цепочки.
- Какое число стоит в начале каждой цепочки? Какое в конце? Выполняют задания на листочках, работают в группе, высказывают свое мнение.
+2 +2 +2
3 — 5 — 7 — 9
+2 +2 +2
4 — 6 — 8 — 10
-2 -2 -2
7 — 5 — 3 – 1

-2 -2 -2
8— 6— 4— 2 Планировать решение учебной задачи. Выполнять анализ условия текстовой задачи (восстановление условия по рисунку, схеме, краткой записи)
8.Итог урока
Рефлексия учебной деятельности. Оценка результатов выполнения заданий на уроке. Организация подведения итогов урока обучающимися.
- Как узнать, на сколько больше или меньше?
- Какими знаниями, полученными на уроке, вы хотели бы поделиться дома?
- Какое задание вам было легко выполнять?
- Какое задание вызвало затруднение?
- Понравилась ли вам работа на уроке?
-Кого и за что хотите похвалить.
- Оцените себя.
Слайд 7 Отвечают на вопросы.
Определяют свое эмоциональное состояние на уроке.
Проводят самооценку, рефлексию. Оценивать результаты деятельности, уровень владения учебным действием