Урок по математике на тему Разносторонние и равнобедренные треугольники.

Тема «Разносторонние и равнобедренные треугольники»
Цель: Ввести понятие « разносторонний» и «равнобедренный» треугольники.
Задачи:
Закрепить знания о треугольниках.
Закреплять умение строить углы и треугольники, находить их периметр.
Развивать умение анализировать и рассуждать.
Планируемые результаты
Личностные: умение различать разносторонний и равнобедренный треугольники
Предметные: понимать признаки новой геометрической фигуры, отличать разносторонний и равнобедренный треугольник, изображать различные виды треугольников, иметь представление о алгоритме построения равнобедренного и разностороннего треугольника.
Метапредметные:
Регулятивные
Принимать и сохранять учебную задачу.
Познавательные
Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков
Контролировать свою деятельность по результату выполнения задания
Выполнять задания и строить объяснения в нужной форме
Подводить под понятие на основе существенных признаков
поиск информации (текст учебника).
работа с разными видами информации (печатный текст учебника, рисунок).
Коммуникативные
Взаимодействовать (сотрудничать) с соседом по парте, в группе
Способность договариваться и приходить к общему мнению
Формы организации работы детей: индивидуальная, в паре, групповая.
Оборудование: доска, презентация, учебник, раздаточный материал.
Ход урока
Орг.момент. Мотивация на настрой урока.
Начинаем урок математики. Давайте создадим хорошее настроение.
Представьте себе, что у вас в ладошке солнечный зайчик.
Я солнечный зайчик.
Мне надо немножко –
Лишь только бы солнышко было в окошке.
Ведь это чудесно, подумайте сами.
Когда у вас целое солнце в ладошке.
Улыбнитесь ему, подарите зайчика своему другу. Пусть у вас будет хорошее настроение в течение всего урока.
2. Тест
Игра «Змейка»: Начертите числовой луч, единичный отрезок которого равен 1 см. Таких единичных отрезков 8. Давайте вспомним всё, что мы знаем о треугольниках.
Треугольник - это многоугольник
Треугольник, у которого все углы острые называется тупоугольным
Прямоугольный треугольник – это треугольник, у которого есть прямой угол
Треугольник, у которого нет прямого угла, но есть тупой – называют тупоугольным
В прямоугольном треугольнике 1 острый угол и один тупой
В остроугольном треугольнике 3 острых угла
Треугольник имеет три вершины, три угла и две стороны.

1.Актуализация знаний:
Мы уже знаем, что геометрия – это наука о свойствах геометрических фигур. Евклид обо всём написал очень просто и понятно, поэтому по его книгам легко изучать геометрию и сейчас. Первая его книга написана о треугольниках, 2 – о многоугольниках, 3 – об окружностях. Фигуры из какой книги, мы изучаем уже несколько уроков? Всё уже знаем о треугольниках? Цель нашего урока?
Чтобы начертить треугольник нужны три стороны. Как вы думаете, какие это должны быть стороны? (Одинаковые, разные по длине)
Практическое занятие в паре:
Возьмите полоски синего цвета (10 см. 8 см, 6 см), а ваш сосед по парте жёлтого (20 см, 15, 5 см). Сложите из них треугольники. Из какого набора полосок не удалось составить треугольник? Объясните почему? Для того, чтобы составить треугольник важно, чтобы сумма двух сторон треугольника всегда должна быть больше длины третьей стороны.
Попробуем определить, какой треугольник получится начертить. А какой нет.
Даны три стороны: 2 см, 3 см, 5 см. 6 см, 8 см, 1 см.
Начертите треугольник № 1. Одинаковые или разные по длине стороны этого треугольника? Составьте название треугольника, используя ключевые слова: разные стороны. Дайте определение: Треугольник, у которого все с
·тороны разные по длине называется – разносторонним.
Алгоритм построения разностороннего треугольника: (3 см, 5 см, 4 см)
Начерти прямую линию, отложи на ней отрезок, равный длине первой стороны треугольника.
Провести дугу, радиус, которой равен длине второй стороны треугольника, поставив ножку циркуля в начало отрезка.
Провести дугу, радиус которой равен длине третьей стороны треугольника, поставив ножку циркуля в конец отрезка.
Точку пересечения дуг соединить с точками – началом и концом отрезка.
Самостоятельная работа:
Начертите разносторонний треугольник со сторонами: 2см, 3 с м, 5 см.
Работа с учебником:
С.132 № 437. Рассмотрите треугольники. Есть ли среди них разносторонние? Докажите.
№ 1: 25 мм, 55 мм, 55 мм – Как называется этот треугольник?
№ 2: 40 мм, 30 мм, 60 мм – разносторонний.
№ 3: 65 мм, 65 мм, 65 мм.
№ 438. Начертите любой угол. Аделя, какой угол ты начертила? А Илькам? Отложите с помощью линейки равные отрезки на сторонах угла, считая от вершины. Соедини концы этих отрезков ещё одним отрезком. Закрась получившийся треугольник. Как же назвать треугольник, у которого две одинаковые по длине стороны? Обратимся за помощью к учебнику.
Может ли равнобедренный треугольник быть остроугольным? А прямоугольным? А тупоугольным? Попробуем начертить по заданным двум сторонам и углу. Можем воспользоваться тем же способом построения?
– Отложите с помощью линейки равные отрезки на сторонах этого угла, считая от вершины.
– Соедините концы этих отрезков еще одним отрезком.
– Закрасьте получившийся треугольник.
– Будет ли этот треугольник равнобедренным, если равнобедренным называется треугольник, у которого две стороны равны?
Физкультминутка
Раз – согнуться, разогнуться.
Два – нагнуться, потянуться.
Три – в ладоши три хлопка.
Головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять, шесть – тихо сесть.
Семь, восемь – лень отбросим.
Слушайте, запоминайте,
На вопросы отвечайте.
Все, ребята, подмечайте,
Ничего не забывайте.
Задания на карточках:
Начерти равнобедренный треугольник, один из углов которого острый, а стороны равны 13 см.
Начерти равнобедренный треугольник, один из углов которого прямой, а стороны равны 13 см.
Начерти равнобедренный треугольник, один из углов которого тупой, а стороны равны 13 см.
Может ли равнобедренный треугольник быть разносторонним?
Можно ли равнобедренный треугольник разбить на два одинаковых прямоугольных треугольника? Попробуйте.
Задание 442.
– Начертите равнобедренный остроугольный треугольник со стороной 5 см.
Задание 444.
– Можно ли равнобедренный треугольник разбить на два одинаковых прямоугольных треугольника? (Можно.)
– Покажите на чертеже, как это сделать.
В нашей жизни встречаются остроугольные треугольники.
Назовите предметы, похожие на остроугольный треугольник.
( Пирамида, окна, звезда, стол, фронтовое письмо, тарелка, полки для цветов, кустарник постриженный, муз. инструмент)
Итог
Урок подходит к завершению, давайте вспомним цель урока.
Была ли она достигнута. Какие треугольники называются разносторонними, а какие равнобедренными Чем занимались на уроке? (выделяли углы, называли треугольники и их вид, отвечали у доски правила) – Что нового узнали на уроке?
– Какой треугольник называют разносторонним?
– Какой треугольник называют равнобедренным?
Рефлексия
Что понравилось? ( измерять углы, чертить свой остроугольный треугольник, называть предметы похожие на остроугольные треугольники)
Ответственные групп, оцените работу участников группы.
Оцените себя сами.









15