Доклад на тему Народные праздники как форма социализации детей дошкольного возраста на примере фольклорно -спортивного праздника Джангариада
ГАУ ДО «Астраханский областной центр развития творчества»
КОУ РК «Цаган-Аманская санаторная школа- интернат»
Межрегиональный проблемный семинар-практикум
«Народные праздники как основная форма сохранения национальных традиций: творчество, инновации, технологий»
Тема:
«Народные праздники
как форма социализации детей дошкольного возраста
на примере фольклорно-спортивного праздника «Джангариада»
Подготовил: Ганцукова С.В.,
воспитатель подготовительной
группы КОУ РК «ЦАСШИ»
Цаган Аман 2015
Чем дальше в будущее входим,
Тем больше прошлым дорожим.
И в старом красоту находим –
Хоть новому принадлежим.
В. Шифнер.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 года №1155, образовательная программа дошкольного образования должна формироваться как программа психолого- педагогической поддержки социализации и индивидуализации развития ребенка.
В психологическом словаре понятие «социализация» определяется как «исторически обусловленный, осуществляемый
Народные праздники являются неотъемлемой частью воспитательно–образовательной работы и с детьми дошкольного возраста. Национальные гулянья - это эмоционально насыщенные события в жизни воспитанников.
Одним из таких праздников является фольклорно спортивный праздник. С незапамятных времён он завершал цикл сельскохозяйственных работ кочевников. Этот праздник проводился в тёплые дни начала осени, до перехода поселений на зимние стоянки. Наши предки собирались в улусной ставке. Каждый род выставлял своих лучших представителей. Они соревновались в борьбе, стрельбе из лука, метании копья, скачках, Победители на целый год несли гордое звание сильнейшего богатыря. Здесь же проходили ярмарки, гуляния.
На долгое время эта традиция была прервана. В 90 е годы 20 столетия такие праздники вновь возродились и стали называться «Джангариадой» в честь главного героя народного эпоса «Джангар» и его богатырей.
Джангариада- это сочетание яркого этнографического спектакля и спортивных соревнований. Этнографическая часть включает в себя хотон, где демонстрируются быт и уклад жизни кочевников, организуются малые концертные площадки, на которых исполняются народные песни и танцы. Значительной частью праздника являются выступления джангарчи – исполнители народного эпоса «Джангар».
В нашем учреждении по традиции такой праздник проводится один раз в год в мае месяце. Мы его называем Малой джангариадой, Воспитанники с удовольствием участвуют.
В течении года проводится предварительная работа, к которой подключаются и родители воспитанников. Дети знакомятся с национальными играми, разучивают песни и танцы, йоряли (благопожелания), пословицы, поговорки. Воспитатели проводят экскурсию на занятие спортивной секции «Борьба», где дети узнают правила и приемы национальной борьбы на поясах.
В мае организуется сам праздник. Малая джангариада проводится в три этапа:
1-Этап спортивные игры;
2- Состязание исполнителей национальных песен и танцев;
3-Этап – Состязание юных сказителей.
Участие воспитанников в данном традиционном национальном празднике также, как и в других народных гуляниях, создает условия для их знакомства с элементами национальной культуры, для позитивных эмоциональных переживаний. способствует формированию социальных навыков.