Презентация к родительскому собранию Адаптация первоклассников
Адаптацияперво -классниковк школьномуобучению Романова Наталия Евгеньевна, учитель начальных классовГБОУ СОШ № 311Санкт-Петербурга «Быть готовым к школе уже сегодня – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться» Л.А.Венгер, А.Л.Венгер. «Готов ли ваш ребёнок к школе?» ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯГОТОВНОСТЬ СОЦИАЛЬНАЯ(ЛИЧНОСТНАЯ)ГОТОВНОСТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ Примерный перечень того, что должен знать и уметь ребенок при поступлении в школу Общий кругозор ребенкаМатематические представленияРазговорная речьРазвитие внимания и мышления5. Мелкая моторика Этапы адаптации: 1 этап (первая-вторая недели) – ориентировочный. Значительное напряжение всех систем организма.2 этап (третья-четвёртая недели) – неустойчивое, постепенное приспособление. 3 этап (пятая-шестая недели) – относительно устойчивое приспособление. Показатели трудностей адаптации. «Школьный стресс»: Выраженное утомление – у 40%.Неврозоподобные реакции (нарушение сна или аппетита, страх перед школой, головные боли, боли в животе – до 75% детей в начале учебного года). Ухудшение состояния здоровья. Показатели трудностей адаптации. «Школьный стресс»: Изменения в поведении (агрессивность, слезливость, капризность , вялость или перевозбуждение, раздражительность).Трудности в усвоении программы.Проблемы в отношениях со сверстниками, учителем. Успешность адаптации зависит от готовности к обучению в школе в свете Федеральных Государственных Образовательных Стандартов Виды универсальных учебных действий по новым ФГОС ЛичностныеРегулятивныеПознавательныеКоммуникативные Готовность к школе 1. Социальная готовность (коммуникативные УУД) – предполагает развитие у детей сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать, строить отношения как с учителем, так и со сверстниками. Готовность к школе 2. Личностная готовность предполагает, что первоклассник должен понимать и выполнять нормы и правила поведения в школе, быть в ладу с самим собой, сдерживать, контролировать себя. По новым стандартам это звучит так: личностные УУД - осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, ориентировка в нравственных нормах и правилах, выработка своей жизненной позиции в отношении мира. Главное в первом классе - это формирование учебной мотивации: развитие познавательных («хочу всё знать») и социальных («хочу стать взрослым…») мотивов у первоклассника способствует возникновению внутренней позиции школьника, освоению статуса ученика. Готовность к школе 3. Предполагает и сформированность регулятивных УУД – умения управлять познавательной и учебной деятельностью Первоклассник должен быть готов:- внимательно слушать задания, инструкции- ставить цель перед выполнением задания - планировать способы его выполнения - контролировать правильность выполнения - корректировать (исправлять) свои действия - оценивать успешность своей работы Готовность к школе 4. Интеллектуальная, умственная готовность предполагает сформированность познавательных УУД:исследование, поиск, отбор и систематизация необходимой информации, моделирование, структурирование,обобщение и практическое применение изучаемого материала,развитие мыслительных операций. Важнее не учить ребёнка читать, а развивать речь и способность различать звуки, не учить писать, а развивать мелкую моторику. Важно качество мышления, а не сумма знаний. деятельный и активный креативный любознательный инициативный открытый внешнему миру, доброжелательный и отзывчивый с положительным отношением к себе, уверенный в своих силах коммуникативность навыки самоорганизации и здорового образа жизни исследовательский интерес саморегуляция ответственность с чувством собственного достоинства уважительное отношение к окружающим, к иной точке зрения Портрет выпускника ДОШКОЛЬНИК НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА УЧЕБНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ = УМЕНИЕ УЧИТЬСЯ Режим дня первоклассника Суточный сон – 11, 5 часов (10 +1,5).Подъём – за 1-1,5 часа до занятий.Утренняя гимнастика.Питание (завтрак, обед, полдник, ужин).Прогулки – 3-3,5 часа в день.Занятия дома – с 16 до 20 часов, не более одного часа с перерывами через 20 минут. Режим дня первоклассника Внешкольные занятия – по состоянию ребёнка, спокойно, без спешки.Игры, любимые занятия дома.Посильная помощь по дому.Общение с родными.Просмотр телепередач – 2-3 раза в неделю не более 30 минут.За компьютером – не более 15-20 минут с гимнастикой для глаз и осанки. Режим дня первоклассника Совместная подготовка к школе с вечера : собрать портфель, приготовить одежду, обсудить меню завтрака.Отход ко сну – в одно и то же время, после спокойных игр и гигиенических процедур. Спать ребёнок должен при полной тишине и темноте. Семья – залог успеха Терпение и доброжелательность, эмоциональная поддержка и похвала, любовь и участие родителей – залог успешной адаптации первоклассника. Родители всегда должны быть вместе со своими детьми: и на экскурсиях, и в трудовых делах, и в соревнованиях, и в играх – во всех детских начинаниях. Только тогда дети будут делиться с родителями своими переживаниями. Ребёнок – это зеркало своей семьи. Ваше отношение к школьным делам своих детей всегда помогает им сделать правильный выбор друзей, дать правильную оценку своим поступкам и поступкам своих друзей. Если Вы активные участники всех школьных начинаний, то и Ваши дети будут активными участниками школьной жизни. Помните, что в начальных классах дети учатся и живут в школе так, как хотят их родители. Удачи Вам в воспитании ребёнка в новом статусе – ученик.Спасибо за внимание!