Родительское собрание Здоровый ребенок — хороший ученик
Родительское собрание
«Здоровый ребенок – хороший ученик»
Учитель начальных классов
МБОУ «Тоншерминская СОШ»
Землякова Н. С.
-Здравствуйте, уважаемые гости, уважаемые родители! Сегодня, на нашем собрании, я хочу затронуть очень актуальную для всех нас тему и надеюсь, что ни один из вас не останется равнодушным.А начать наш разговор мне хотелось бы с одной притчи.
Однажды крестьянин спас даоса, когда тот тонул. Решил даос отблагодарить крестьянина за добрый поступок и отвёл его в свою пещеру. Там достал он из тайника огромную тыкву и вынул из неё три волшебные вещи: иглу, колотушку и жезл. Положил их даос у ног крестьянина и сказал: — Хоть эти вещи и неказисты на вид, заключена в них волшебная сила: игла дарует жизнь и излечивает все болезни, колотушка при ударе высекает золотые и серебряные монеты, а жезл даёт власть победить любое войско и уничтожить врагов. Ты спас мне жизнь и в награду ты можешь выбрать одну из них. Крестьянин, не долго думая, взял иглу и спрятал её у себя в поясе. — Ты слишком быстро принял решение, — удивился даос. — Неужели тебя не прельщают богатство или власть? — Я выбрал жизнь, — ответил мудрый крестьянин, — так как ни власть, ни богатство без неё цены не имеют.
Как вы уже догадались, что разговор наш будет о здоровье, здоровье наших детей.
Я предлагаю Вам поделиться своим жизненным опытом. Предлагаю поиграть в игру «Неоконченное предложение». Пригласить родителей в круг. У меня в руках мяч (на нем написано начало предложения), он для нас будет эстафетной палочкой. Мы будем передавать его по кругу со словами: «Ты катись, веселый мячик, быстро-быстро по рукам, у кого веселый мячик тот сейчас расскажет нам». И у кого по окончании слов остался мяч, продолжает предложение, написанное на мяче. А предложение будет у нас одно для всех:
– Мой ребёнок будет здоров, если будем… каждый день делать зарядку.
– Мой ребёнок будет здоров, если будем … соблюдать правила личной гигиены.
– Мой ребёнок будет здоров, если будем… заниматься физкультурой.
– Мой ребёнок будет здоров, если будем … соблюдать режим дня.
– Мой ребёнок будет здоров, если будем … правильно и вовремя питаться и т.д.
Тема нашего собрания «Здоровый ребенок – хороший ученик». Слайд 2.
-По определению всемирной организации здравоохранения: «Здоровье - это не просто отсутствие болезней, это состояние физического, психического, социального благополучия». Мы сегодня поговорим о физическом здоровье наших детей.
-Замечательно, когда все здоровы, а особенно, когда здоровы дети. Каждый из вас желает видеть своего ребенка здоровым и счастливым.
-Что же делается в школе для сохранения и укрепления здоровья школьников? Слайд 3
-В школе на уроках и внеклассных занятиях изучаются режим дня и личная гигиена школьников, ведётся разговор о правильном питании. На уроках и во внеурочное время используются здоровьесберегающие технологии. Школьное расписание составляется так, чтобы чередовалась умственная и физическая деятельность не только в течение учебного дня, но и учебной недели, составляется мониторинг состояния физического и психического здоровья школьников.
-А поддерживается ли это направление в семье? Что вы делаете для этого? (ответы)
-Школа, ребенок, семья….Звенья одной цепи. Перед нами стоит общая задача сохранения и укрепления здоровья школьника. Слайд 4
1.Режим дня младшего школьника.
-Особое внимание необходимо уделить проблеме формирования у детей привычки соблюдения режима дня как важнейшего фактора здоровья младшего школьника. Все дети знают, что необходимо соблюдать режим дня. Но на практике большинство ребят не выполняют режимные моменты. В этом им необходима помощь родителей.
-Почему режим дня так важен для здоровья ребенка?
-Равномерное чередование работы и отдыха необходимо для нормального физического роста школьника.
Режим дня ребенка строится в соответствии с тем временем, которое он проводит в школе. Давайте представим простую ситуацию: ребенок, отучившись 5 уроков, приходит домой, бросает портфель и….
- Что дальше?
-Я вам предлагаю поработать вместе и составить режим дня младшего школьника.
Слайд 5
Примерный режим дня ученика младших классов.Подъем 7.00Зарядка, умывание, уборка постели. 7.00-7.30Завтрак. 7.30-7.50Дорога в школу. 7.50-8.10Занятия в школе, прогулка на свежем воздухе. 8.30-14.30Обед, отдых, помощь по дому. 14.30-16.00Приготовление уроков. 16.00-17.00Свободное время. 17.00-19.00Ужин. 19.00-19.30Свободное время. 19.30-20.30Личная гигиена, подготовка ко сну. 20.30-21.002. Правильное питание.
Родителям необходимо помнить, что между здоровьем человека и его питанием очевидна прямая зависимость. Слайд 6
«Ешь правильно и лекарство не надобно», эта народная мудрость как нельзя лучше отражает то, насколько важен для растущего организма прием пищи в одно и то же время, правильно организованное и сбалансированное питание. Наши дети после 3 урока обедают в столовой. Все охвачены горячим питанием.
Растущему детскому организму необходимы витамины. Длительное отсутствие витаминов в питании приводит к авитаминозу, это особенно заметно в зимние и весенние месяцы.
- Как пополнять организм ребенка витаминами?
Можно принимать витамины в лекарственной форме, приобретённые в аптеке, а ещё можно и обязательно нужно употреблять в пищу свежие овощи и фрукты.
– Представьте, вы пришли в магазин и вам предстоит выбрать 3 фрукта, которые, на ваш взгляд, должны присутствовать чаще всего в рационе ребёнка. (гранат, мандарин, яблоко, груша, лимон, апельсин, виноград, киви, банан). Я раздам вам буклеты, можете посмотреть и узнать, чем полезны приобретенные вами фрукты. (Ответы)
3.Физическое развитие.
Слайд 7.Как мы уже сказали, организовать правильное, эффективное физическое воспитание помогает режим дня. Систематические занятия физкультурой и спортом способствуют укреплению здоровья, увеличивают работоспособность, вызывают бодрое настроение, при котором учеба и любая работа лучше спорится. Но, к сожалению, трёх уроков физической культуры в школьном расписании, подвижных игр на свежем воздухе на переменах и во внеурочное время, дней здоровья, проводимых в школе для решения этой проблемы не достаточно. Традиционно перед 1 уроком мы проводим утреннюю зарядку, на уроках проводим физкультминутки. Дома дети должны продолжать выполнять упражнения, направленные на сохранение физического здоровья. Часто родители задают вопрос:
«Нужно ли заставлять детей делать утреннюю зарядку?» (ответы).
Заставлять не надо. А вот вырабатывать привычку необходимо. «Учи показом, а не рассказом» - говорили в древности. Достаточно вместе с ребенком утром 10 минут подвигаться, ребенку важно, чтобы папа и мама делали упражнения вместе с ним, помогая ему и одобряя его. Важно обращать внимание на положение тела ребенка во время выполнения домашних заданий, поскольку неправильная посадка - одна из основных причин нарушения осанки. К основным факторам, вызывающим эти нарушения относятся: недостаточное и неравномерное развитие мышечной системы; плохие привычки (опора при стоянии на одну ногу, неправильная походка, привычка носить тяжести в одной и той же руке, спать на одном боку, на очень высокой подушке или на очень мягкой кровати, сворачиваться «калачиком» и т.д.). Неправильная посадка учеников в школе, во время подготовки домашних заданий часто становится причиной нарушения у них зрения.
- Сколько телепередач смотрит ваш ребенок в течение недели? (Ответы). Желательно, чтобы ребенок в течение недели смотрел не более 3-4 телепередач. Общее время просмотра телепередач для детей от 7 до 12 лет – 10 часов в неделю. Старайтесь, чтобы ребенок не смотрел телевизор более 30 минут подряд. Ученики начальных классов очень впечатлительны, доверчивы и восприимчивы, поэтому сцены насилия, жестокости, увиденные ими по телевизору, могут стать причиной нервных срывов и даже психических заболеваний. Вот почему взрослые члены семьи должны ежедневно изучать программу телепередач, выбирая те, которые не повредят ребенку.
- Сколько времени дети сидят за компьютером? (ответы).
Ребёнок младшего школьного возраста может проводить за компьютером не более 10-20 минут, после чего необходимо сделать перерыв и небольшую гимнастику для глаз. Очень полезным будет научить ребёнка специальной гимнастике для глаз.
Если у малыша проблемы со зрением, то садиться за монитор ему можно только в очках.
Ни в коем случае не разрешайте ребёнку работать за компьютером в темноте.
Расположите дисплей так, чтобы свет из окна не падал на экран и не светил в глаза. Проследите, чтобы расстояние от детских глаз до экрана составляло 50-70 см.
Регулярно наблюдайтесь у окулиста.
- Какие упражнения вы можете предложить по предупреждению зрительного утомления? Вы тоже сейчас с непривычки устали, сделаем несколько упражнений.
Упражнения по предупреждению зрительного утомления во время выполнения домашних заданий.
Теперь выполним несколько упражнений по предупреждению утомления во время выполнения домашних заданий.
1.И.п. – сидя, откинувшись на спинку стула, сделать глубокий вдох, наклониться вперед к столу и сделать выдох. Повторить 5-6 раз.2. И.п. – сидя, откинувшись на спинку стула, прикрыть веки, крепко зажмурить глаза, открыть глаза. Повторить 4 раза.3. И.п. – сидя, руки на пояс, повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки, повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки, вернуться в и.п. повторить 4-5 раз.4. И.п. – сидя, посмотреть прямо перед собой 2-3 секунды, поставить палец правой руки по средней линии лица на расстоянии 15-20 см от глаз, перевести взгляд на конец пальца и смотреть на него 3-5 секунд, затем опустить руку.5. И.п. – сидя, руки вперед, посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх ( вдох). Проследить глазами за руками, не поднимая головы, руки опустить (выдох). Повторить 5-6 раз.6. «Рисование картины». Найти в комнате какой-нибудь предмет и «нарисовать» его глазами: обвести взглядом по контуру с внутренней и с внешней стороны.Оздоровительные минутки.1. После письменных заданий – сжимание и разжимание пальцев, потряхивание кистями.2. Для снятия напряжения:«Моем руки»- энергичное потирание ладошкой о ладошку. «Моем окна»- попеременное, активное протирание воображаемого окна.«Ловим бабочку»- воображаемая бабочка летает по комнате. Нужно ее поймать и выпустить. При этом необходимо крепко сжимать и разжимать ладошку, совершая хватательные движения.3. После длительного сидения ребенку необходимо делать потягивания, приседания, повороты туловища в разные стороны.4. Позаботьтесь о том, чтобы в вашем доме был элементарный спортивный инвентарь: мяч, скакалка, обруч, гантели и т.д.5. Если вы сами в этот момент дома, делайте все упражнения вместе с ребенком. Только тогда он поймет их важность и необходимость!
4. Сон
Большую роль играет полноценный и здоровый сон.
- В котором часу дети ложатся спать?
Слайд 8
Младшие школьники не должны ложиться спать позже 21 часа.
Ложиться и вставать в одно и то же время.
Перед сном полезно прогуляться. Обязательно принять душ или умыться и вымыть ноги, почистить зубы.
Спать нужно в хорошо проветренном помещении.
Спать лучше на спине, на маленькой подушке.
Вывод. Итак, питание, здоровый образ жизни, организация занятий и отдыха – все это влияет на здоровье наших детей. Все мы: учителя, ученики и родители вместе учимся думать, беречь, заботиться и укреплять свое здоровье. Слайд 9.
Завершая наш сегодняшний разговор, хочу прочитать слова Януша Корчака, (Слайд 10)адресованные вам, родители: «Взрослым кажется, что дети не заботятся о своем здоровье… Нет. Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясни чем, и они будут беречься».
Уважаемые родители, на обратной стороне приглашений у вас записано начало предложений, допишите их, пожалуйста.
Мне понравилось…
Я узнал…
Я смогу применить…
Я желаю…
Главное: не забывайте сами и объясните детям, что жизнь это – прежде всего здоровье. Берегите его! Будьте здоровы! Слайд 11.
Спасибо за внимание!
В память о нашей встрече я бы хотела раздать вам памятки.