Конспект родительского собрания на тему Проблема адаптации первоклассников в школе 1 класс
РАССМОТРЕНО: СОГЛАСОВАНО : УТВЕРЖДАЮ:: на заседании ШМО Зам. директора по УВР Директор МОУ «Средняя учителей начальной школы ___________ Т. В. Стадник общеобразовательная
Руководитель ШМО школа № 2» г. Истра
__________Л. В. Салычева « ____» _____ 20 __ г. ____________ И.И. Власов
« ____» _____ 20 __ г. . « ___» ______ 20 __ г.
Родительское собрание
по теме:
«Проблема адаптации первоклассников в школе»
1 класс
Разработала:
Салычева Л.В.,
учитель высшей категории
Родительское собрание № 2Тема: Проблема адаптации первоклассников в школе
Форма проведения: круглый стол.
Задачи собрания:
Познакомить родительский коллектив с возможными проблемами адаптации детей в первый год обучения.
Разработать рекомендации для создания системы комфортных взаимоотношений с первоклассником.
Вопросы для обсуждения:
Физиологические трудности адаптации первоклассников в школе.
Психологические трудности адаптации первоклассников в школе.
Система взаимоотношений детей в классе.
Ход собрания
Обсуждение первого школьного дня ребенка. Родители делятся впечатлениями друг с другом и учителями: с каким настроением ребенок пришел домой, как его поздравляли члены семьи, какие получил подарки.
Родительский практикум-игра «Корзина чувств».
Уважаемые мамы и папы! У меня в руках корзина, на дне ее находятся самые разнообразные чувства, позитивные и негативные, которые может испытать человек. После того, как ваш ребенок переступил школьный порог, в вашей душе, в вашем сердце прочно поселились чувства и эмоции, которые заполнили все ваше существование. Опустите руку в корзину и возьмите «чувство», которое вас переполняет более всего уже длительный период времени, назовите его.
Родители называют чувства, которые их переполняют, которые они болезненно переживают.
Физиологические условия адаптации ребенка к школе.
Ознакомление педагога и врача с проблемами здоровья ребенка.
Изменение режима дня ребенка в сравнении с детским садом.
Необходимость чередования игр с учебной деятельностью ребенка.
Наблюдение родителей за правильной позой во время выполнения домашних занятий (предупреждение близорукости, искривления позвоночника).
Организация правильного питания ребенка.
Забота родителей о закаливании ребенка, максимальное развитие двигательной активности (создание в доме спортивного уголка).
Воспитание в детях самостоятельности и ответственности как главных качеств сохранения собственного здоровья.
Психологические трудности адаптации ребенка к школе.
– создание благоприятного психологического климата по отношению к ребенку со стороны всех членов семьи;– роль самооценки ребенка в адаптации к школе (чем ниже самооценка, тем больше трудностей у ребенка в школе); – формирование интереса к школе, прожитому школьному дню;– обязательное знакомство с ребятами по классу и возможность их общения после школы;– недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии третьих лиц (бабушек, дедушек, сверстников); – исключение таких мер наказания, как лишение удовольствий, физические и психические наказания;– учет темперамента в период адаптации к школьному обучению; – предоставление ребенку самостоятельности в учебной работе и организация контроля за его учебной деятельностью;– поощрение ребенка не только за учебные успехи, но и моральное стимулирование его достижений;– развитие самоконтроля и самооценки, самодостаточности ребенка.
Взаимоотношения одноклассников.
Известный педагог и психолог Симон Соловейчик, имя которого значимо для целого поколения учеников, родителей и учителей, опубликовал п р а в и л а, которые могут помочь родителям подготовить ребенка к общению с одноклассниками в школе. Родителям необходимо объяснить эти правила ребенку и с их помощью готовить ребенка к взрослой жизни.
Не отнимай чужого, но и свое не отдавай.
Попросили – дай, пытаются отнять – старайся защититься.
Не дерись без причины.
Зовут играть – иди, не зовут – спроси разрешения играть вместе, это не стыдно.
Играй честно, не подводи своих товарищей.
Не дразни никого, не канючь, не выпрашивай ничего. Два раза ни у кого ничего не проси.
Из-за отметок не плачь, будь гордым. С учителем из-за отметок не спорь и на учителя за отметки не обижайся. Старайся все делать вовремя и думай о хороших результатах, они обязательно у тебя будут.
Не ябедничай и не наговаривай ни на кого.
Старайся быть аккуратным.
Почаще говори: давай дружить, давай играть, давай вместе пойдем домой.
П о м н и: ты не лучше всех, ты не хуже всех! Ты – неповторимый для самого себя, родителей, учителей, друзей!
Очень хорошо, если родители поместят свод этих правил в комнате или в рабочем уголке своего ребенка на видном месте. Желательно в конце недели обратить внимание ребенка на то, какие правила ему удается выполнить, а какие – нет и почему. Можно попробовать придумать совместно с ребенком свои правила.
МАМЫ И ПАПЫ
Быть родителем – значит пройти великую школу терпения. Нам следует помнить простые истины:
Дети должны быть для нас не потенциальными спортсменами, музыкантами или интеллектуалами, а просто детьми.
Если мы будем их любить независимо от того, плохо или хорошо они себя ведут, то дети скорее избавятся от раздражающих нас привычек.
Если мы будем любить их только тогда, когда ими довольны, это вызовет в них неуверенность, станет тормозом в их развитии.
Если наша любовь будет безоговорочной, безусловной, дети избавятся от внутриличностного конфликта, научатся самокритичности.
Если мы не научимся радоваться детским успехам, дети будут чувствовать себя некомпетентными, утвердятся в мысли, что стараться бесполезно – требовательным родителям всегда надо больше, чем ребенок может.
ПОМОЖЕМ ДЕТЯМ УЧИТЬСЯ
Несколько полезных советов.
1. Будите ребенка спокойно; проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку и услышать ласковый голос. Не подгоняйте с утра, не дергайте по пустякам, не укоряйте за ошибки и оплошности, даже если “вчера предупреждали”.
2. Не прощайтесь, предупреждая и наставляя: “смотри, не балуйся”, “веди себя хорошо”, “чтобы сегодня не было замечаний о твоем поведении” и т.п. Пожелайте ему удачи, подбодрите, найдите несколько ласковых слов. У него впереди трудный день.
3. Встречайте ребенка после школы спокойно, не обрушивайте на него тысячу вопросов, дайте расслабиться (вспомните, как вы сами чувствуете себя после тяжелого рабочего дня, многочасового общения с людьми). Если же ребенок чересчур возбужден, если жаждет поделиться чем-то, не отмахивайтесь, не откладывайте на потом, выслушайте, это не займет много времени.
4. Если видите, что ребенок огорчен, но молчит, не допытывайтесь, пусть успокоится и расскажет сам.
5. Лучшее время для домашних занятий с ребенком с 15 до 17 часов - первая смена, с 9 до 11 часов – вторая смена. Занятия вечерами бесполезны, т.к. ребенок уже устал от насыщенного учебного дня.
6. Не заставляйте делать все задания в один присест, это должно занимать не больше 15-20 минут времени, и только после 20 минутного отдыха можно вернуться к заданию.
7. Во время занятий с ребенком необходимы: спокойный тон, поддержка (“не волнуйся, все получится”, “давай разберемся вместе”, “я тебе помогу”), похвала (даже, если не очень получается).
8. В общении с ребенком старайтесь избегать условий: “Если ты сделаешь, то…”. Порой условия становятся невыполнимыми вне зависимости ребенка, и вы можете оказаться в очень сложной ситуации.
9. Будьте внимательны к жалобам ребенка на головную боль, усталость, плохое состояние. Чаще всего это объективные показатели утомления, трудности учебы.
10. Учтите, что все дети любят сказку перед сном, песенку, ласковые слова. Все это успокаивает их, помогает снять напряжение, спокойно уснуть. Старайтесь не вспоминать перед сном о неприятностях.
Правила поведения в школе
1.Не отнимай чужого, но и свое не отдавай.
2.Попросили – дай, пытаются отнять – старайся защититься.
3.Не дерись без причины.
4.Зовут играть – иди, не зовут – спроси разрешения играть вместе, это не стыдно.
5.Играй честно, не подводи своих товарищей.
6.Не дразни никого, не канючь, не выпрашивай ничего. Два раза ни у кого ничего не проси.
7.Из-за отметок не плачь, будь гордым. С учителем из-за отметок не спорь и на учителя за отметки не обижайся. Старайся все делать вовремя и думай о хороших результатах, они обязательно у тебя будут.
8.Не ябедничай и не наговаривай ни на кого.
9.Старайся быть аккуратным.
10.Почаще говори: давай дружить, давай играть, давай вместе пойдем домой.
11.П о м н и: ты не лучше всех, ты не хуже всех! Ты – неповторимый для самого себя, родителей, учителей, друзей!
____________________________________________________________________________
Правила поведения в школе
1.Не отнимай чужого, но и свое не отдавай.
2.Попросили – дай, пытаются отнять – старайся защититься.
3.Не дерись без причины.
4.Зовут играть – иди, не зовут – спроси разрешения играть вместе, это не стыдно.
5.Играй честно, не подводи своих товарищей.
6.Не дразни никого, не канючь, не выпрашивай ничего. Два раза ни у кого ничего не проси.
7.Из-за отметок не плачь, будь гордым. С учителем из-за отметок не спорь и на учителя за отметки не обижайся. Старайся все делать вовремя и думай о хороших результатах, они обязательно у тебя будут.
8.Не ябедничай и не наговаривай ни на кого.
9.Старайся быть аккуратным.
10.Почаще говори: давай дружить, давай играть, давай вместе пойдем домой.
11.П о м н и: ты не лучше всех, ты не хуже всех! Ты – неповторимый для самого себя, родителей, учителей, друзей!