Программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления Четыре путешествия


Миллеровский район
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №5
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу «Четыре путешествия»
Начальное общее образование – 1-а,б классы
Количество часов – 33
Педагог-психолог первой квалификационной категории С.В.Рыбалкина
Программа разработана на основе программы психопрофилактических развивающих занятий по психологии для младших школьников под редакцией О.В. Хухлаевой. – М., 2005.
Пояснительная записка
Нормативно-правовые документы:
Нормативно-правовой и документальной основой Программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся являются:
Федеральный Закон от 29.12.2012 №273-Фз «Об образовании в Российской Федерации»
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утв. Приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 №373 (п.19.5)
Конвенция ООН о правах ребенка
Конституция Российской федерации (Ст.1,10,17,15,19,32,43,50,51,52)
Семейный кодекс РФ. Раздел 4 « Права и обязанности родителей и детей»
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания российских школьников
Устав МОУ СОШ №5
ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ:
- формирование культуры общения школьников с друзьями, родителями, учителями, взрослыми;
- ознакомление с социальными нормами поведения во всех сферах жизни человека;
- развитие способностей учащихся соотносить культурные и социальные нормы с собственным поведением во всех видах деятельности;
- создание благоприятного нравственно-психологического климата в коллективе, обеспечение защищенности каждого его члена;
- создание условий для самоуважения каждого воспитанника в формах общественно приемлемого поведения.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:
1. Возрождение духовно-нравственных ценностей.
2. Обеспечение единства воспитательных и жизненно-практических задач, создание собственного отношения к жизни. Формирование нравственных основ личности.
3. Формирование гуманистического отношения к окружающему миру.
4. Изучение приоритетных жизненных ориентиров и нравственных ценностей учащихся. Формирование внутренней потребности к самосовершенствованию.
5. Расширение культурного кругозора, развитие культуры этического мышления, способности морального суждения и оценки, умения самостоятельно принимать решение в ситуации нравственного выбора.
Общая характеристика курса
Курс «Четыре путешествия» реализует духовно-нравственное направление во внеурочной деятельности в 1-6-х классах в рамках апробации федерального государственного образовательного стандарта общего образования. Главное назначение данного курса – формирование и профилактика нарушений психологического здоровья детей в соответствии с его трехкомпонентной структурой.
Принципами отбора содержания курса «Четыре путешествия» являются: - обеспечение преемственности между ступенями образования;
- конфиденциальность;
- безоценочность;
Место учебного предмета в учебном плане
Программа «Четыре путешествия» во 1-а,б классах рассчитана на 33 недели, 33 часа из расчёта 1 час в неделю.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.
Программа духовно-нравственного воспитания «Школа – территория нравственной чистоты» опирается на традиционные источники нравственности такие как:
патриотизм - любовь к Родине, своему краю, своему народу, служение Отечеству;
социальная солидарность - свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство;
гражданственность – долг перед Отечеством, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;
семья - любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
труд и творчество - уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость;
наука - ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
традиционные религии – представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;
искусство и литература - красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие;
природа - эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
человечество - мир во всем мире, многообразие и уважение культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Путешествие в Школьную страну (9 часов)Формирование у учащихся осознания принадлежности к школьному коллективу, стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе.Воспитание сознательного отношения к учебе.
Путешествие в Мир Дружбы (7 часов)Знакомство с нравственными законами и поступками предыдущих поколений. Формирование потребности в совершенствовании нравственных поступков. Воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения, ответственности и исполнительности.
Путешествие во Внутренний Мир (9 часов)Создание условий для сохранения физического, психического, духовного и нравственного здоровья учащихся. Воспитание положительных эмоций.
Путешествие к семейным истокам (8 часов) Формирование представлений о семейных ценностях и традициях.Воспитание уважения к членам семьи, воспитание семьянина, любящего своих родителей.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
1.        Знание и понимание учащимися истоков отечественной духовной культуры, осознание духовных основ русской культуры, умение жить по законам гармонии и красоты.
2.        Духовно-нравственный потенциал подрастающего поколения. Высокий уровень самосознания, самодисциплины, способность сделать правильный нравственный выбор. Гуманность, уважение прав, свобод и достоинства других людей.
3.        Убежденность учащихся в том, что настоящий гражданин любит свою Родину, гордится ее славной историей, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества.
4.        Ведение здорового образа жизни, физическое развитие и стремление к физическому самосовершенствованию, отсутствие вредных привычек, отношение к духовному и физическому здоровью как к важной личной и общественной ценности, экологической культуре.
5.        Взаимодействие семьи и школы в процессе духовно-нравственного воспитания, школа – территория нравственной чистоты.
У обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия, а именно:
Личностные универсальные учебные действия:
ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им
Выпускник получит возможность для формирования:
морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия:
Выпускник научится:
принимать и сохранять учебную задачу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках
Познавательные универсальные учебные действия:
Выпускник научится:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
строить сообщения в устной и письменной форме;
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Выпускник научится:
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов
Учебно-тематическое планирование курса «Четыре путешествия»
(33 часа, 1 час в неделю)
№ Наименование разделов Всего часов Занятий
1. Путешествие в Школьную страну 8 8
2. Путешествие в Мир Дружбы 7 7
3. Путешествие во Внутренний Мир 9 9
4 Путешествие к семейным истокам 8 8
Итого: 33 33
Календарно- тематическое планирование 1-а,б классы

п/п Блок Название темы урока Кол-во часов Дата проведения Содержание учебной темы
Основное содержание
по темам Характеристика основных видов деятельности ученика
план факт Путешествие в Школьную страну Я – первоклассник! 1 03.09 Понятие школьник, правила поведения в школе, дисциплина, класс, школа. Ознакомление с правилами поведения в школе, формирование единого коллектива.
Что значит быть школьником? 1 10.09 Зачем надо ходить в школу? 1 17.09 Собираем свой портфель. 1 24.09 Что такое школьная дисциплина? 1 01.10 Правила поведения на уроке 1 08.10 Правила поведения на перемене. 1 15.10 Мой класс. 1 22.10 Моя школа 1 29.10 Путешествие в мир Дружбы Что такое «добро» и «зло». 1 12.11 нравственные понятия «добро» и «зло», дружеские отношениями с друзьями, уважительное отношение к старшим. Ознакомление с нравственными понятиями «добро» и «зло», учатся дорожить дружескими отношениями с друзьями, уважительному отношению к старшим.
Добрые и не добрые дела. 1 19.11 Ты и твои друзья. 1 26.11 Помни о других - ты не один на свете. 1 03.12 Мои родители 1 10.12 Младшие и старшие. 17.12 Уважение к старшим 24.12 Путешествие во Внутренний мир Мир человеческих чувств 1 14.01 Понятия «человеческие чувства», «эмоции», «радость и веселье», «страх», «гнев». Умение осознавать свои и чужие эмоции. Ознакомление с понятиями
«человеческие чувства», «эмоции», «радость и веселье», «страх», «гнев». Осознание своих чувств и чувств окружающих.
Мы владеем разными эмоциями. 1 21.01 Город Радости и Веселья. 1 28.01 Гора злости. Пещера гнева. 1 04.02 Море положительных Эмоций. 1 11.02 Остров страха и его обитатели 1 25.02 Мы умеем побеждать страх! 1 04.03 Прощение растворяет обиды. 1 11.03 Мимика жесты. 1 18.03 Путешествие к Семейным истокам
Мой дом - моя семья. 1 01.04 Первоначальные представления о нравственных взаимоотношениях в семье, история возникновения имен и фамилий.
Получение первоначальных представлений о нравственных взаимоотношениях в семье, об истории возникновения имен и фамилий (участие в беседах о семье, о родителях и прародителях).
Традиции моей семьи. 1 08.04 Праздники в моей семье. 1 15.04 Путешествие в страну имен. 1 22.04 Путешествие в страну фамилий. 1 29.04 Профессии моих родителей. 1 06.05 Кем я буду в будущем. 1 13.05 Конкурс рисунков «Моя семья» 1 20.05 ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ДЛЯ УЧИТЕЛЯ:
А.В.Агафонова «Классные часы на темы этики» Москва, 2009.
А.А.Андреев Методика «Изучение удовлетворённости учащегося школьной жизнью», Москва,1991.
Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учебное пособие. М.: Ось-89, 2000.
Возрастная психология \ Под ред. Немова Н.Р. .- М., Просвещение, 1993.Петерина С. В.
Воспитание культуры поведения у детей. /Текст/: С. В. Петерина. – М.: «Просвещение», 1986, - 135 с..И.В.Персидская и др. «Классные часы 1-4 классы» Москва, 2007.
Психогимнастика в тренинге /Под редакцией Н.Ю. Хрящевой. СПб., 2001.
Самоукина Н. В. Игры в школе и дома: Психологические упражнения и коррекционные
программы. Н. В. Самоукина. - М.: «Просвещение», 1993, - 110 с..Стандарты второго поколения. Концепция под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова.
М.И.Шилова Методика «Изучение воспитанности учащихся», Москва, 1990.
Щуркова. Н.Е. «Программа воспитания школьника». – М., 1998.
ПЕРЕЧЕНЬ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ДЛЯ УЧЕНИКА:
Волина В. В. Учимся играя. /Текст/ В. В.Волина. М.: «Просвещение», 1994, 120 с..Вачков И.В. В зеркале сказки //Школьный психолог, № 21, 2001.
Ладынежская Т. А., Сорокина Г. И., Сафонова И. В., Никольская Р. И. Детская риторика в рассказах, стихах, рисунках. /Текст/: Т. А. Ладынежская. и др. - М.: «Просвещение», 2002, - 255 с., ил..Интернет – ресурсы:
www.nsportal.ru
www.proshkolu.rufestival.1september.ru