Научно-исследовательская работа по теме Какую воду пьет школьник?
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1
им. Б.Н. Куликова г. Семикаракорска»
Школьная научно-практическая конференция
Исследовательская работа
по теме:
«Какую воду пьёт школьник?»
661035161290
Автор работы:
ученик 5 «А» класса
Лысенко Иван
Руководитель:
учитель физики, информатики, природоведения
И.С. Гужвина
г. Семикаракорск
2015 год
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретическая часть
Глава 2. Практическая часть
Заключение
Литература
Приложение
Введение
В этом году на уроках природоведения мы изучили тему «Вода», три её состояния, работа воды в природе. Меня заинтересовала проблема: как вода влияет на организм человека. И на примере школьников, я решил выяснить, какую воду они пьют в школе и дома.
Учась в пятом классе, я стал чаще наблюдать за тем, что во время перемен многие мои одноклассники утоляют жажду просто водой из-под крана, другие по привычке пьют бутилированную воду, а некоторые успевают купить в буфете «газировку». Я начал за этим наблюдать и решил разобраться: чем вредна вода "из-под крана", покупная вода, и конечно же, чем вредны газированные напитки, о которых всё время говорит моя мама. Так же я решил проследить динамику бережного отношения школьников разных параллелей к выбору воды и своему здоровью. Ведь многие сверстники не задумываются о своём здоровье, пока у них что – то не заболит.
В нашем классе есть дети, которые постоянно жалуются на боли в животе, тошноту, слабость. Не является ли это причиной того, что они пьют? Я думаю, связь тут есть! У маминой знакомой дочка в детстве пила Пепси почти каждый день, сейчас у неё сахарный диабет.
Мои родители всегда говорят о том, что все болезни от плохой воды и питания. И чем раньше мы начнём задумываться о том, какую воду пьем, и, зная, к чему это может привести, есть шансы сберечь своё здоровье, а не лечиться потом от разных заболеваний.
1064895652780Итак, тема моей исследовательской работы: «Какую воду пьет школьник?».
Глава 1. Теоретическая часть
26492202138045Вода - важнейшая составляющая среды нашего обитания. После воздуха, вода второй по значению компонент, необходимый для человеческой жизни. Насколько важна вода, свидетельствует тот факт, что ее содержание в различных органах составляет 70 - 90%. С возрастом количество воды в организме меняется. Трехмесячный плод содержит 90% воды, новорожденный 80%, взрослый человек - 70%. Вода присутствует во всех тканях нашего организма, например:
Мозг содержит - 75 %
Сердце - 75%
Легкие - 85%
Печень - 86%
Почки - 83%
Мышцы - 75%
Кровь - 83%.
Вода действительно является источником жизни на Земле – ни одна клетка живого организма не может без нее существовать. Вода участвует в процессе дыхания, так как дышать сухим воздухом человек может относительно недолго. Вода выводит из организма человека шлаки, отходы и токсины. Доставляет в клетки кислород и питательные вещества (минеральные соли, витамины). Внутриклеточная жидкость регулирует температуру тела и не дает клеткам слипаться. Кроме того, она служит смазкой для суставов и костей, защищает от ударов внутренние органы. Внутриклеточная жидкость необходима для восстановления и исцеления организма природным способом, созданным Богом.
Значение воды для человека настолько велико, что для нормальной жизнедеятельности ему необходимо выпивать более 1,5 – 2 литра в день.
Интересно! Поскольку в мышцах содержится больше воды, чем в жире, то, чем мы стройнее, тем больше воды в нашем теле. Недостаток воды тяжело переносится организмом. Обезвоживание способствует развитию многих болезней. Следовательно, если содержание воды окажется хоть немного ниже нормы, это вызовет те же последствия, что и недостаточный полив для огорода. Конечно, многие овощи будут продолжать расти, но их состояние окажется далеким от идеального, а некоторые растения вообще засохнут. Увидеть обезвоживание невозможно, но оно чувствуется.
Когда я учился в начальных классах, помню, как мама покупала маленькую бутылочку воды и клала мне её в портфель, и так было, пока в классе не появилась помпа и большая бутылка воды. В настоящее время, самый распространенный и удобный вариант питьевой бутилированной воды – вода, очищенная промышленным способом и разлитая в 19-литровые бутыли. В каждом городе найдётся, по меньшей мере, несколько фирм, которые занимаются очисткой, разливом и доставкой питьевой воды.
Виды бутилированной воды
Бутилированная вода и обычная питьевая вода - это не всегда одно и то же соединение. Многие производители бутилированных питьевых вод добывают чистую воду из артезианских скважин, а также воду из минеральных источников, родников и бюветов.
Бутилированная вода может быть газированной или негазированной; газированная пользуется значительно большим спросом, чем негазированная вода.
2861945339090Артезианские воды
Артезианские воды глубокого залегания лучше защищены от различных промышленных и бактериальных загрязнений. Для бурения используются специальные установки, затем в скважину 5524566675опускают стальные трубы, погружают мощный насос, через который выводится на поверхность трубопровод. Существуют два водоносных горизонта: песчаный залегает на глубине 15— 40 м и отделен от верхнего слоя почвы глинистыми пластами, которые и защищают его от загрязнений, а на глубине 30—230 м и более находятся известняковые водоносные слои, так называемые артезианские.
Состав артезианских вод зависит от глубины их залегания. Такая вода может иметь повышенную жесткость и содержать бактерии и органические вещества. Кроме того, из-за плохого соединения труб в скважинах в артезианскую воду могут просачиваться загрязнения из более высоких водоносных слоев. Обычно эту воду необходимо фильтровать и очищать, что осуществляется с помощью очистных систем промышленного и бытового назначения.
Родниковые воды
28835351813560Родником или ключом обозначается небольшой водный поток, бьющий непосредственно из земных недр. Некоторые российские реки и водоёмы порождаются именно такими подземными источниками. Родниковая вода берется в том самом месте, откуда она поступает из-под земли. Вода может быть пресной или минерализованной. В первом случае мы говорим о родниках и ключах, а во втором — об источнике минеральных вод.
Природа у родниковой воды такая же, как у колодезной или артезианской, так как она поступает с подземного водоносного горизонта или бассейна.
12700629920На территории России количество родников неисчислимо, они различаются качеством и составом вод. Родниковые воды обладают лечебными свойствами, они свежи и приятны на вкус. Но родники так же, как артезианские скважины и колодцы, подвержены загрязнению. В наше время невозможно гарантировать неизменное качество родниковой воды, так как оно зависит не только от сезонных обстоятельств (ливни, паводки, грунтовые воды), но и от выбросов близлежащих промышленных предприятий.
Водопроводная вода
2840990603885Вода "из-под крана" используется нами повсеместно. По данным лаборатории питьевого водоснабжения НИИ экологии человека и окружающей среды РАМН, 90% водопроводных сетей подают в дома воду, не отвечающую санитарным нормам. Главная причина наличия в водопроводной воде вредных для здоровья нитратов, пестицидов, солей тяжелых металлов и нефтепродуктов - это катастрофическое состояние водопроводных и канализационных систем. Соединение канализационных вод с выбросами предприятий дает добавочный эффект: к перечисленным выше химическим составляющим питьевой воды добавляются и бактерии - кишечные палочки, патогенные микроорганизмы, холерный вибрион и т.д.
Полезно ли пить такую воду? Ответ для нашей страны здесь будет практически однозначным – лучше не пить, только если нет другой альтернативы, при этом стараться либо очищать ее в домашних условиях, пользуясь фильтрами, которых сейчас предлагается большое количество, либо хотя бы отстаивать ее в течение часа или двух (за это время соединения хлора выпадают в осадок). Правда, если водопровод в вашей местности старый и изношенный, могут содержаться и болезнетворные микроорганизмы и более токсичные соединения, избавиться от которых простым отстаивание не получится.
Показатели качества питьевой воды
В настоящее время существуют пять основных условных показателей качества питьевой воды:
1. Химические. По ним определяется состав и количество химических веществ и элементов, которые образовались после обработки воды перед подачей её в водопроводы. В частности определяется содержание в воде остаточного свободного хлора, серебра и хлороформа.
2. Органолептические. Этот вид показателей отвечает за вкусовые показатели: запах, цвет, мутность.
3. Токсикологические. С их помощью контролируется отсутствие или наличие в воде в пределах допустимых норм таких опасных веществ как фенолов, свинца, алюминия, мышьяка, пестицидов.
29686254375154. Микробиологические. По ним производят определение отсутствия в воде опасной микрофлоры.
5. Общие. Определяются такие параметры, как общая жёсткость, отсутствие нефтепродуктов, допустимые пределы (по железу, нитратам, марганцу, кальцию, магнию, сульфидам, уровню pH).
После беседы со взрослыми, я узнал, что у нас в городе Семикаракорске были случаи отравления водой из под крана. Ниже я приведу статью, которую нашел в интернете.
«Болели целыми семьями …»
«17 февраля 2010 года город Семикаракорск Ростовской области опустел: многие взрослые не вышли на работу, дети не ходили в школы и детские сады. Люди плохо себя чувствовали, у них поднялась температура, началась рвота. Близнецов Сему и Степу Скворцовых забрали в больницу утром. У обоих начала кружиться голова и поднялась температура. Испорченных продуктов братья не ели, не простужались. Проснувшись, они только успели почистить зубы, а уже через час им стало плохо. 18 февраля в больницах уже не хватало места, машины скорой помощи подъезжали каждые 15 минут. Ситуация больше напоминала фильм ужасов. Болели целыми семьями. Людям становилось все хуже. Всем заболевшим стали диагноз ОРВИ. Но жители Семикаракорска мало в него верили – ведь заразились даже те, кто неделю не выходил из дома. По городу поползли самые разные слухи. Правда выяснилась только через четыре дня. В воде, которая текла из кранов, обнаружили инфекцию – ротавирус. 20 февраля появился приказ о том, что нужно увеличить дозу хлора. В резервуары засыпали в 12 раз больше хлора, чем положено. Вода не просто пахла, она буквально воняла хлором. Но для жителей города хлор стал спасением. Уже на следующий день в больницы не привезли ни одного больного ротавирусом. Ротавирус, или кишечный грипп - инфекционное заболевание. Заражение происходит через сырую воду, продукты питания и воздушнокапельным путем. Симптомы: рвота, высокая температура, расстройство желудка. В 23% случаев заканчивается летальным исходом.
Хлор – палка о двух концах. Здесь важно соблюсти баланс: положишь мало хлора – в воде останутся бактерии, положишь слишком много – вода сама станет опасной. С началом паводков старайтесь не пить сырую воду из крана, пропустите ее через фильтр. Если фильтра нет, то просто налейте воду в кастрюлю и дайте ей отстояться несколько часов. За это время хлор испарится. После этого обязательно прокипятить».
Получается, пить воду из-под крана очень опасно!
Сладкие газированные напитки
311721511430На переменке в столовой в буфете всегда большая очередь, и газированные напитки всегда в спросе. Какова же их польза для организма школьника?! Для примера приведу еще одну статью.
«Что будет с вашим телом, если вы выпьете «Кока-колу»?»
Через 10 минут. 10 чайных ложек сахара «ударят» по вашей системе (это ежедневная рекомендуемая норма). Вас не тянет рвать, потому что фосфорная кислота подавляет действие сахара.
Через 20 минут. Произойдет скачек инсулина в крови. Печень превращает весь сахар в жиры.
Через 40 минут. Поглощение кофеина завершено. Ваши зрачки расширятся. Кровяное давление увеличится, потому что печень выбрасывает больше сахара в кровь. Блокируются аденозиновые рецепторы, тем самым предотвращая сонливость.
Через 45 минут. Ваше тело увеличит производство гормона дофамина, стимулирующий центр удовольствия мозга. Таков же принцип действия у наркотика – героина.
Спустя час. Фосфорная кислота связывает кальций, магний и цинк в вашем кишечнике, ускоряя метаболизм. Увеличивается выделения кальция через мочу.
Более чем через час. Мочегонные действия входят в игру. Выводятся кальций, магний и цинк, которые находятся в ваших костях, так же как и натрий, электролит и вода. Вы становитесь раздражительным или вялым. Вся вода, содержащаяся в кока-коле, выводится через мочу.
Основные заболевания, наблюдаемые у школьников при постоянном употреблении «Пепси», «Кока колы» и других газированных напитков:
-избыточный вес и ожирение;
-пагубное влияние на почки;
-разрушение зубов;
-гипогликемия;
-снижение уровня калия в крови;
-повышение артериального давления;
-обезвоживание организма;
-рак поджелудочной железы, желудка;
-невроз и т.д.
Думаю, неплохо было бы ввести указ о запрете продажи сладких газированных напитков школьникам. Кстати, с такой инициативой выступили в Общественной палате.
Согласно предложению заместителя секретаря ОП Владислава Гриб, детям до 14 лет следует запретить самостоятельно покупать в магазинах сладкие газированные напитки, пишут "Известия". Также на бутылках с газировкой должны появиться надписи, предупреждающие о том, что чрезмерное и постоянное употребление таких напитков приводит к ожирению, диабету и другим заболеваниям.
Владислав Гриб подчеркнул, что подобные меры не направлены против конкретных брендов — "Пепси", "Кока-Колы", "Фанты" или "Буратино". Предложение об ограничении продажи газировки будет направлено в Федеральную антимонопольную службу, а также Министерство промышленности и торговли России и комитет Госдумы по охране здоровья. Ранее В. Гриб обратился к премьер-министру РФ Дмитрию Медведеву с просьбой запретить продажу сладких газированных напитков в школах и детских больницах …
Глава 2. Практическая часть
Изучив материал о вреде употребления газированных напитков, а так же, не всегда полезной бутилированной воды и, тем более, воды из-под крана, я провел опрос «Какую воду пьет школьник?» (Приложение 1) среди учеников нашей школы.
Цель опроса: выяснить, что же все-таки пьют школьники в школе и дома, и как относятся к выбору воды и своему здоровью.
В опросе приняли участие ученики младших, средних и старших классов: 2 «А» и 2 «Б», 5 «А» класс и параллель 8-х классов.
Результаты опроса представлены в виде диаграмм:
Получив результаты опроса в восьмых классах, я узнал, что многие предпочитают газированные напитки: пепси, колу, минеральную воду и обычные лимонады в полторалитровых бутылках, но чаще пьют воду «из-под крана». Я пришёл к выводу, что старшеклассники больше всего вредят своему здоровью.
Проведя опрос в своём классе, я увидел, что большая часть класса предпочитает покупную бутилированную воду, а меньшая часть - воду «из-под крана», некоторые покупают соки в столовой. Можно сделать вывод, что большая часть класса следит за своим здоровьем, а другая, употребляющая воду из-под крана, рискует получить отравление.
Результаты опроса 2-х классов были самые лучшие, они больше всего следят за тем, что пьют, слушают мнение своих родителей и учителей. Поэтому они меньше вредят своему здоровью.
Влияние качества воды на организм школьника
27451051293495Качественная вода является незаменимым помощником для восстановления сил и развития ребёнка. Вместе с питьевой водой в организм ребенка поступает в несколько раз больше химических веществ, чем во взрослый организм. Дети более чувствительны к различным токсичным веществам. Ведь как раз в раннем возрасте такие вещества оказывают особо пагубное влияние на здоровье, и возможны необратимые эффекты от их воздействия. Ученые сделали вывод, что уровень энергии человека напрямую зависит от качества потребляемой воды. Плохо очищенная вода способствует ухудшению общего состояния организма, ведёт к снижению иммунитета.
Заключение
Проанализировав данные в различной литературе, я узнал, какая вода полезней сырая или бутилированная, а так же каковы последствия систематического употребления газированных напитков.
29362401518920Путём опроса школьников начальных классов, моего класса и старшеклассников, я выяснил, какую воду они пьют в школе и дома. Динамика построенных диаграмм такова, что чем старше школьники, тем меньше они обращают внимание на то, что пьют, а значит, они больше наносят вред своему здоровью.
Подводя итоги своего исследования, считаю нужным предложить следующие методы организации питьевого режима в школе. Так как не во всех классах находятся помпы с бутилированной водой, хорошо было бы установить в коридорах питьевые кулеры. Водопроводные краны в столовой оснастить специальными очистителями (фильтрами), установив отдельные фонтанчики на раковинах для питья воды. А также ограничить продажу сладких газированных напитков в столовой.
Помните:
1. Лучшая питьевая вода – природная родниковая.
2. Водопроводная вода не безопасна для организма.
3. Покупая питьевую бутилированную воду, обращайте внимание на ее категорию и производителя.
4. При кипячении не давайте воде кипеть, выключайте чайник при первых признаках вскипания воды.
5. Не увлекаться газированными напитками.
Пейте чистую воду и будьте здоровы!
Литература
Новиков Ю.В., Сайфутдинов М.М. «Вода и жизнь на Земле» - М; Наука, 1981.
Савина Л.А. Детская энциклопедия «Я познаю мир. Химия» - М; «Издательство АСТ»; ООО «Астрель», 2006.
СанПиН 2.1.4.1074-01 «Гигиенические требования и нормативы качества питьевой воды» Минздрав России, М., 2003
www .o8ode.ru
www.vashdom.ru
www.aqua-club.ru
Приложение 1
Социальный опрос
«Какую воду пьёт школьник?»