Проект Программа подготовки будущих первоклассников
Программа подготовки будущих первоклассников «Филиппок»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В настоящее время проблема адаптации детей в начальной школе стоит очень остро. По данным обследования среди поступающих в школу 6-летних детей только 40% имеют «внутреннюю позицию школьника» - у остальных она отсутствует, примерно треть 7-летних первоклассников недостаточно готова к школе. Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников уровень психического развития ребенка.
По этой причине необходимо не только учитывать, но и формировать готовность учащегося к школе.
Зачастую наблюдается несформированная внутренняя позиция школьника, низкий уровень произвольности, завышенная самооценка, интеллектуальная неготовность к обучению, недостатки развития речевой сферы, отсутствие мотивации.
Главная цель предшкольной подготовки – выравнивание стартовых возможностей будущих школьников, чтобы у них не возникало стрессов, комплексов, которые могут отбить желание учиться на все последующие годы .Для этого, в школе решено продолжать проводить работу Школы будущего первоклассника.
Проведение занятий осуществлять учителями, набирающими первые классы и педагогом - психологом.
Занятия в «Школе будущего первоклассника» построить с учетом возрастных особенностей детей шестилетнего возраста, направить на развитие учащихся. Материал занятий не должен совпадать с материалом, изучаемым на уроках в 1 классе. Преимущество отдается игровым упражнениям и групповым формам работы.
ЦЕЛЬ ПОДПРОГРАММЫ:
Выравнивание стартовых возможностей будущих школьников.
ЗАДАЧИ ПОДПРОГРАММЫ:
1.Создание достаточной для подготовки дошкольников здоровьесберегающей среды.
2.Разработка программ, адекватных поставленным целям, способностям детей и периоду подготовки.
3.Поддержание высокой мотивации в подготовке детей, родителей и всех заинтересованных сторон.
Принципы:
Доступность (для детей любого уровня готовности к школе)
Универсальность (подготовка осуществляется теми средствами, которые наиболее подходят для формирования данной группы школьников)
Комфортность (положительная эмоциональная оценка любого достижения учащегося со стороны ведущего группу, чтобы успех ребят переживался ими как радость).
Направленность (не занимается комплексным развитием ребенка, а формирует компоненты, необходимые для последующей учебной деятельности ребенка, на основе уже сформированной игровой).
Открытость (работают педагоги разной специфики, программы, которых одобрены педагогическим советом).
Добровольность (в группы подготовки попадают все дети, родители которых (или заменяющие их лица), дали согласие на подготовку.Актуальность (Использование современных достижений науки. Своевременное реагирование на изменение социального заказа, стандартов образования мониторинговых показателей)Критерии сформированности способностей дошкольников:
1.Деятельность и общее развитие:
-произвольная деятельность;
-психологическая саморегуляция;
-развитость творческого потенциала;
-способность принимать инструкцию;
-коммуникативные способности;
-зрительное восприятие
2.Речевое развитие:
-словесная реакция на ситуацию;
-способность понимать говорящего;
-способность объяснять мысль словами
Функции
1.Методическая
-сопровождение деятельности ребенка, родителей, специалистов;
-консультирование;
-рекомендации
2.Диагностическая
(отслеживание результатов с целью корректировки)
3.Обучающая
4.Развивающая
5.Воспитывающая
УЧАСТНИКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
-администрация ОУ
-педагог ОУ
-дети
-родители
ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Дошкольник готовый к обучению
МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
I. Обеспечение здоровья и здорового образа жизни.1 .Правильное составление расписания в соответствии с нормами СанПина.
2.Физкультминутки во время занятий.
3.Разучивание подвижных игр и проведение их на переменах
4.Профилактические мероприятия и консультации медработника.
5.Своевременные профилактические прививки.
6.Углубленный медицинский осмотр с обязательным последующим отслеживанием детей с проблемами здоровья.
II. Обеспечение базового уровня воспитания и образования дошкольников и младших школьников.
1 .Комплектование первых классов.
2.Обеспечение учебниками и наглядными пособиями.
Ш.Методическое и кадровое обеспечение.
1.Разработка и утверждение программы будущего первоклассника с учетом характеристик школьников, необходимых для поступления в школу.
2.Проведение педагогических советов и методических объединений учителей начальных классов и воспитателей
3.Проведение открытых уроков для родителей будущих первоклассников.
IУ.Обеспечение готовности дошкольников к обучению в школе.1 .Работа школы будущего первоклассника с привлечением логопеда и психолога с января по апрель.
2.Диагностика определения уровня готовности детей к школе.
3.Формирование следующих характеристик дошкольника, необходимых для поступления в 1 класс:
• Формирование навыка произвольной деятельности (выполнение задания на протяжении 10 минут)
• Формирование навыка наблюдения за объектом
- выделение существенных признаков объекта
-умения сравнивать объекты по признакам (форма, величина, цвет функции)
-умение найти лишнее
-умение определить наличие изменений.
• Тренинг мелкой моторики (подготовки руки к письму)
• Формирование навыка деятельности в группе.
• Формирование навыков самоорганизации (поведение на уроке)
V. Работа с родителями.1.Консультации с родителями по результатам диагностики определения уровня готовности детей к школе.
2.Проведение родительских собраний с родителями будущих первоклассников.
3.Проведение дня открытых дверей для родителей будущих первоклассников.
4.Привлечение родителей как социальных партнеров.
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММНЫХ ТРЕБОВАНИЙ
Предметы:
1.Окружающий мир.
2.Развитие речевых способностей.
3.Прикладная продуктивная деятельность.
4.Развитие математических представлений.
Занятия по курсу «Окружающий мир»
Задачи:
Создать условия для развития представления дошкольников об окружающем мире.
Способствовать развитию учащихся умения вести наблюдения за природой, устанавливать логические взаимосвязи между явлениями природы.
Создать условия для развития умения самостоятельно действовать в соответствии с игровым замыслом, умения объединять несколько игровых замыслов в один сюжет, общаться и считаться с интересами товарищей
Развивать творческое воображение, инициативу.
Расширять знания детей о предметах, их существенных признаках. Учить их сравнивать, группировать, классифицировать, понимать значение обобщающих слов.
Материал для проведения подготовки:
Времена года. Сезонные явления природы. Растения. Птицы. Животные. Труд людей.
Занятия по курсу «Развитие речевых способностей»
Задачи:
• Создать условия для развития детей (обогащение и активизация словарного запаса на основе социокультурных категорий и ценностей, развитие монологической и диалогической речи, способности к рассуждению и доказательству).
• Способствовать к приобретению детьми коммуникативных и управленческих навыков путем использования активных форм обучения (ресурсный круг, работа в паре, в группе).
• Создать условия для развития фонематического слуха, умения различать на слух и в произношении все звуки речи.
Материал для проведения:
Слово. Предложение. Рассказ. Звуковая культура и единицы речи. Интонация. Тембр голоса. Использование выразительных средств языка. Сказка. Рассказ. Рассказ по картинке, из личного опыта. Традиции слова. Вопросы. Ответы.
Занятия по курсу «Прикладная продуктивная деятельность»
Задачи:
• Способствовать развитию моторики мелких мышц руки.
• Создать условия для развития умения работать в группе.
• Развивать творческие способности учащегося, умение видеть конструкцию предмета, соответствие форм, размера, местоположение различных частей объекта.
• Способствовать эстетическому развитию учащихся.
Материал для проведения.
Изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация, раскрашивание). Конструирование. Ручной труд.
Занятия по курсу «Развитие математических способностей»
Задачи:
1 .Формировать представления о различных преобразованиях:
-количество;
-положения о пространстве
2.Формировать геометрические представления
3. Формировать:
-представления детей о числе, количестве, счете, измерении;
-навыки счета и измерения
4.Развивать начала логического мышления, абстрактное воображение, образную память.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ
1 ЭТАП. Разработка программы будущего первоклассника «Филиппок»
2 ЭТАП. Проведение занятий с дошкольниками и мониторинга по итогам.
Январь – апрель.
3 ЭТАП. Комплектование 1 классов.