Программа подготовки будущих первоклассников Ступеньки к школе


УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ШАХТЕРСКАШАХТЕРСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА І-ІІІ СТУПЕНЕЙ № 14
СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:
Руководитель ШМО Директор ОШ № 14
учителей начальных классов ________ Н. Н. Жогло_______ Е. В. Попкова "___" ___________ 2015 г.
"___" ____________ 2015 г.
ПРОГРАММА
ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ
"СТУПЕНЬКИ К ШКОЛЕ"
Автор Костюченко Л. Л.,
учитель начальных классов
Шахтерск-2015
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка
2. Цели, задачи, принципы программы
3. Планируемые результаты освоения программы
4. Организация учебно-воспитательного процесса
5. Содержание программы
6. Учебно-тематическое планирование занятий
7. Литература
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Проблема готовности ребенка к школе существовала всегда и понимание её постоянно уточняется и конкретизируется. Так, если в начале внимание ученых и педагогов - практиков было сосредоточено на том, какие именно знания и навыки необходимо формировать у дошкольников, то сейчас на первое место выдвинут вопрос о том, какие условия нужно создать, для того чтобы обеспечить эффективное поступательное развитие у ребенка качеств школьной зрелости.
К старшему дошкольному возрасту, когда дети приобретают определенный кругозор, запас конкретных знаний, перед ними встает проблема адаптации к условиям школьной жизни. А если учесть современные требования программ начального обучения, то становится ясным, что необходима организация качественно новой подготовки детей к школе, причем проводимой именно учителями начальной школы и школьными психологами.
В работе с дошкольниками необходимо учитывать то, что умственные процессы (восприятие, наглядно-образное мышление, продуктивное воображение и др.), определяющие готовность детей к школе, должны формироваться в свойственных для них привычных видах деятельности: игре, рисовании, конструировании, которые позволяют детям почувствовать себя активными, самостоятельными, способными решать постоянно усложняющиеся задачи и быстро адаптироваться к школе, к учебной деятельности.
Данная программа представляет собой систему подготовки будущих первоклассников, основой которой является интегрированный курс, объединяющий все основные направления, развивающие необходимые качества, навыки, стимулирующие познавательные интересы.
Программа предназначена для детей 6-7 летнего возраста, как посещающих так и не посещающих детские дошкольные организации. Нормативный срок освоения программы: февраль-май каждого календарного года.
ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, ПРИНЦИПЫ ПРОГРАММЫ
Цель программы "Ступеньки к школе": создание условий для формирования предпосылок к овладению универсальными учебными действиями (УУД) у будущих первоклассников.
Программа предусматривает решение следующих задач:
Обеспечить преемственность между детскими дошкольными организациями и начальной школой.
Подготовить будущих первоклассников к овладению знаниями, умениями, навыками по математике и обучению грамоте.
Помочь ребенку адаптироваться в новом коллективе на основе единых норм и правил взаимодействия.
Развивать функции внимания, памяти, речи, мышления, воображения.
Развивать связную грамматически и фонетически правильную речь.
Создать условия для развития социально – психологической готовности детей к школе (умение общаться, слушать учителя и товарищей, действовать совместно с другими).
Работа по подготовке будущих первоклассников основывается на следующих принципах:
1. Принцип природосообразности: образовательный процесс строится согласно логике развития личности ребенка.
2. Принцип индивидуализации: создаются условия для наиболее полного проявления индивидуальности как ребенка, так и педагогов.
3. Принцип индивидуального подхода: максимально учитываются индивидуальные особенности ребенка и создаются наиболее благоприятные условия для их развития.
4. Принцип гуманистичности: ребенок рассматривается как активный субъект совместной с педагогами деятельности.
5. Принцип наглядности.
6. Принцип опоры на жизненный опыт ребёнка.
7. Принцип систематичности и последовательности.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Программа подготовки будущих первоклассников "Ступеньки к школе" нацелена на подготовку старшего дошкольника к достижению следующих планируемых результатов:
- личностных;- метапредметных (регулятивных, познавательных, коммуникативных);- предметных.
Личностными результатами дошкольной подготовки является формирование следующих умений:
- определять и высказывать под руководством учителя самые простые общие для всех правила поведения (этические нормы);
- в предложенных учителем ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как поступить (при поддержке учителя);
- при поддержке учителя и окружающих давать оценку своим поступкам и поступкам других людей;- понимать, что оценка его поступков и мотивов определяется не столько его собственным отношением к самому себе (Я «хороший»), но прежде всего тем, как его поступки выглядят в глазах окружающих людей;- выражать свои эмоции, соблюдая этические нормы;- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;- высказывать свое отношение к героям литературных произведений, их поступкам;объяснять, хочет идти в школу или нет, и почему;- иметь положительную мотивацию к учебной деятельности: «Я хочу учиться!» (самый желаемый планируемый личностный результат).
Метапредметными результатами дошкольной подготовки является формирование следующих универсальных учебных действий (далее по тексту УУД): регулятивных, познавательных, коммуникативных.
Регулятивные УУД:
- учиться определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;- учиться работать по предложенному учителем плану;- учиться проговаривать последовательность действий на занятии;- учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом (иллюстрациями) учебного пособия;
- учиться отличать верно выполненное задание от неверно выполненного;- учиться совместно с учителем и другими ребятами давать эмоциональную оценку своей деятельности на занятии и деятельности всего класса;- учиться оценивать результаты своей работы.
Познавательные УУД:
- учиться ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
- учиться ориентироваться в учебном пособии (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);- учиться находить ответы на вопросы в иллюстрациях;- сравнивать и группировать различные объекты (числа, геометрические фигуры, предметные картинки);- классифицировать и обобщать на основе жизненного опыта;
- учиться делать выводы в результате совместной работы с учителем;- учиться преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять математические рассказы на основе предметных рисунков и простейших моделей, заменять слово, предложение схемой).
Коммуникативные УУД:
- называть свои фамилию, имя, домашний адрес;- слушать и понимать речь других;- учиться ориентироваться на позицию других людей, отличную от собственной, уважать иную точку зрения;
- учиться оформлять свои мысли в устной форме;- строить понятные для партнера высказывания;- уметь задавать вопросы, чтобы с их помощью получать необходимые сведения от партнера по деятельности;- совместно с учителем договариваться с другими ребятами о правилах поведения и общения и учиться следовать им;- сохранять доброжелательное отношение друг к другу не только в случае общей заинтересованности, но и в нередко возникающих на практике ситуациях конфликтов интересов;
- учиться выполнять различные роли при совместной работе.
Предметными результатами дошкольной подготовки является формирование следующих умений:
Подготовка к обучению грамоте:
- отвечать на вопросы учителя по содержанию услышанного произведения;
- задавать свои вопросы по содержанию услышанного литературного произведения;- рассказывать наизусть небольшое стихотворение;
- конструировать словосочетания и предложения;- определять количество слов в предложении;- составлять устный рассказ по картинке, серии сюжетных картинок;- выделять отдельные звуки в словах, определять их последовательность, подбирать слова на заданную букву;- делить слова на слоги, выделяя ударный слог;- различать звуки и буквы;- узнавать и различать буквы русского алфавита;- правильно держать ручку и карандаш;- аккуратно выполнять штриховку, раскрашивание, обведение по контуру.
Подготовке к обучению математике:
- называть числа от 1 до 10 в прямом и обратном порядке;- соотносить число предметов и цифру;- сравнивать группы предметов с помощью составления пар;- составлять математические рассказы и отвечать на поставленные учителем вопросы: Сколько было? Сколько стало? Сколько осталось?;- классифицировать объекты по форме, цвету, размеру, общему названию;- устанавливать пространственно-временные отношения с помощью слов: слева – направо, вверху – внизу, впереди – сзади, близко – далеко, выше – ниже, раньше – позже, вчера – сегодня – завтра;- распознавать известные геометрические фигуры (треугольник, круг, квадрат, прямоугольник) среди предложенных и среди объектов окружающей действительности;- обводить заданные геометрические фигуры на листе бумаги в клетку и изображать простейшие фигуры «от руки»;- ориентироваться в пространстве с использованием себя или выбранного объекта в качестве точки отсчета, а также на листе бумаги.
ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Прием ребенка в «Школу будущего первоклассника» осуществляется на основе подписания личного заявления родителей (лиц, их заменяющих).Занятия рассчитаны на 10 недель и проводятся 1 раз в неделю согласно утвержденному директором школы графику и согласованному с руководством дошкольной общеобразовательной организации. Занятие длится 40 минут с десятиминутной динамической паузой в перерыве. Наполняемость группы 15-20 человек. Занятия проводит учитель будущего первого класса.
Детям, обучающимся в "Школе будущих первоклассников", предлагаются интегрированные занятия по трем курсам программы:
1. "Ступеньки к чтению"
2. "Ступеньки к письму"
3. "Ступеньки к математике"
Творческие работы и достижения детей отслеживаются и накапливаются в портфолио ребенка. Педагогами и психологом "Школы будущих первоклассников" проводится диагностика готовности ребенка к школе. Обработанная информация доводится до сведения родителей на собраниях и индивидуальных консультациях.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Содержание курса "Ступеньки к чтению"
Основной задачей данного курса является развитие фонематического слуха дошкольников, умения вычленять звуки из слова, производить звуковой анализ слова, сравнивать звуки в похоже звучащих словах. На этом этапе большую роль играет развитие устной речи, навыков слушания и говорения. На занятиях вводятся понятия слово, предложение, гласные звуки, ударение. Дети учатся подбирать слова, называющие предмет на рисунке, подбирать слова на заданную букву, составлять предложения.
Лексическая и грамматическая работа:
- обогащение словарного запаса детей, наблюдение над многозначными словами в речи;- употребление новых слов в собственной речи, конструирование словосочетаний и предложений.
Развитие связной речи:
- ответы на вопросы, участие в диалоге;
- составление рассказа по сюжетной картинке, по серии картинок.
Развитие звуковой культуры речи и фонематического слуха:
- знакомство с органами артикуляции, способами произнесения звука;- знакомство с классификацией звуков: согласные и гласные звуки, твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные;- выделение в слове гласных и согласных звуков;
Обучение звуко-слоговому анализу:
- звуковой анализ состава слогов и слов;- дифференциация понятий «звук» и «буква»;- соотнесение букв и звуков.
Содержание курса "Ступеньки к письму"
Основной задачей данного курса является развитие мелкой моторики руки. Работа по подготовке к письму включает:
1. Обведение по контуру, составление узоров по аналогии и самостоятельно, дополнение и штриховка предметов.
2. Гимнастика для пальцев.
3. Знакомство с правилами письма - с правильной посадкой при письме, с положением листа, карандаша (ручки) при работе в тетради.
4. Ориентировка в тетради.
Содержание курса "Ступеньки к математике"
Основной задачей данного курса является развитие образного мышления, когнитивных качеств и творческих способностей детей. В основу изучаемого курса положены следующие понятия:
- Признаки предметов. Свойства (признаки) предметов: цвет, форма, размер, назначение, материал, общее название. Выделение предметов из группы по заданным свойствам, сравнение предметов, разбиение предметов на группы (классы) в соответствии с выделенными свойствами. Сравнение групп предметов.
- Отношения. Пространственные представления: слева – направо, вверху – внизу, впереди – сзади, близко – далеко, выше – ниже и т.д. Ориентация в пространстве с использованием себя, выбранного объекта в качестве точки отсчета. Временные представления: утро – день – вечер – ночь, вчера, сегодня, завтра, раньше, позже, ориентация в последовательности дней недели, времен года и месяцев, относящихся к каждому времени года, составление рассказов по сюжетным картинкам.
- Числа от 1 до 10. Последовательность чисел. Различение количественного и порядкового счета, счет в обратном порядке.
- Величины и их измерение. Величины: длина, масса.
- Простые арифметические задачи на сложение и вычитание. Составление и решение простых арифметических задач на сложение и вычитание с помощью наглядного материала.
- Геометрические фигуры. Различение и называние геометрических фигур (квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, прямая, кривая линия, отрезок).
Элементы логического мышления. Объединение предметов в группы по их назначению, происхождению и т.д. на основе жизненного опыта детей, имеющихся у них ассоциаций.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ
№ п/пСодержание
"Ступеньки к чтению" "Ступеньки к письму" "Ступеньки к математике"
Тема. Скоро в школу
1. Тема. Устная и письменная речь. Отвечаем на вопросы
Беседа о школе.
Работа со словарём "Школьные принадлежности".
Игра "Не пропусти школьные принадлежности" Беседа о правилах посадки во время письма. Знакомство с разлиновкой тетради.
Работа с рисунками: "Заштрихуй портфель", "Что спряталось в портфеле" (обведение по контуру).
Работа в прописях: письмо по образцу прямых и наклонных палочек. Тема. Свойства предметов
Игры: "Описываем предметы", "Найди лишний предмет", "Найди отличия"
Тема. Дом. Семья
2. Тема. Слово и предложение. Составление предложений
Беседа о семье. Составление предложений.
Работа со словарём "Члены семьи".
Игра "Кто где живёт" Работа с рисунками: "Где живут геометрические фигуры?" (обведение по контуру, рисование фигур), "Дорисуй орнамент".
Работа в прописях: письмо по образцу геометрических фигур. Тема. Геометрические фигуры
Игры: "Разложи фигуры в домики", "Найди предмет такой же формы", "Геометрическая мозаика".
Тема. Наши друзья - игрушки
3. Тема. Деление слов на слоги
Беседа об игрушках.
Работа со словарём "Какие бывают игрушки".
Игра "Назови игрушку" Работа с рисунком: симметрическое рисование "Дорисуй и раскрась пирамидку".
Работа в прописях: географический диктант "Юла", письмо по образцу овалов Тема. Пространственные отношения
Игры: "Где что стоит", "Что изменилось", "Назови соседей", "Найди игрушку"
Тема. Двенадцать месяцев
4. Тема. Составление слов из слогов
Беседа о временах года
Работа со словарём "Месяца года".
Игра "Бывает - не бывает" Работа с рисунками "Признаки времён года": обведение по контуру, рисование по точкам, раскрашивание.
Работа в прописях. Тема. Временные представления (дни недели, части суток)
Игры: "Чья неделька быстро соберётся", "Что сначала, что потом"
Тема. Я и транспорт
5. Тема. Звуки. Выделение звуков. Звуковой анализ слов
Беседа о транспорте, о правилах поведения на дороге и в транспорте.
Работа со словарём "Виды транспорта". Игра "По воде, по земле, по воздуху" Работа с рисунками: "Нарисуй путь автомобиля", "Найди кораблик и раскрась".
Работа в прописях: письмо по образцу линий. Тема. Отрезок. Линия
Игры: "Сколько отрезков?", "Найди линию"
Тема. Путешествие к созвездию Весы
6. Тема. Ударение. Ударный слог.
Беседа о космосе. Работа со словарем "Планеты и звёзды". Игра "Найди лишнее в каждой строчке", "Найди отличия в планетах" Работа с рисунком "Раскрась Землю по цифрам". Обведение пунктирной линии "Помоги ракетам добраться до планет" Тема. Масса предметов
Игры: "Больше, меньше или равно?", "Что тяжелее"
Беседа о весах. Взвешивание предметов.
Тема. В гостях у сказки
7. Тема. Буквы. Знакомство с алфавитом
Беседа о сказках.
Игры: "Угадай сказку", "Я начну, а ты продолжи" Работа с рисунками: обведение по контуру, рисование по точкам героев сказок.
Работа в прописях: письмо элементов букв, печатанье цифр. Тема. Числа 1 - 10. Прямой и обратный счёт
Игры: "Кто за кем?", "Кто не на своём месте", "Считай дальше"
Тема. Природа - наш дом
8. Тема. Составление рассказа по сюжетной картинке
Беседа о живой и неживой природе.
Работа со словарём "Объекты природы".
Игры: "Птицы, рыбы, звери", "Воздух, земля, вода", "Четвёртый лишний" Работа с рисунками: "Обведи, где больше", "Соедини овалы с одинаковым количеством фигур".
Работа в прописях: письмо фигур в указанном количестве, письмо элементов букв Тема. Сравнение групп предметов
Игры на сравнение.
Тема. Во саду ли, в огороде
9. Тема. Пересказ текста
Беседа о саде, об огороде
Работа со словарём "Овощи, фрукты"
Игры: "Что лишнее", "Вершки - корешки", "Угадай, что это" Работа с рисунками: обведение по точкам, "Посчитай и соедини", "Дорисуй, чтобы стало.."
Работа в прописях. Тема. Примеры и простые задачи на сложение и вычитание
Составление по предметным картинкам примеров на сложение и вычитание в пределах 10
Составление по сюжетным картинкам простых задач на сложение и вычитание.
Тема. В цирке
10. Тема. Звуки, буквы. Слово. Предложение (обобщение)
Беседа о цирке.
Работа со словарём "Артисты цирка"
Дидактические игры. Работа с рисунками: обведение по контуру, штриховка, раскрашивание.
Работа в прописях. Тема. Задачи-шутки. Весёлые задачи
Решение задач.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гербова В.В.,   Комарова Т.С. Программа воспитания и обучения в детском саду.- М., 2006.
2. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения.- М., 2003.
3. Ушакова Н.В. Развитие навыков учебной деятельности дошкольников.–.М., 2004.
4. Бабаева Т.Н. У школьного порога. М., 2002.
5. Интернет-ресурсы: https://www.google.com.ua
http://nsportal.ru/
http://rme30school.ru/