Урок русского языка в 3 классе Корень слова. Однокоренные слова


Урок русского языка 3 класс
по теме «Корень слова. Однокоренные слова»
учитель начальных классов
Лядова Е.В.
МАОУ «СОШ № 131» г. Пермь
Цель: уточнение представлений о понятиях «однокоренные слова», «корень»;
Задачи: развивать умение распознавать и подбирать однокоренные слова; закрепить знания о проверяемых безударных гласных в корне слова; вспомнить умения составлять словосочетания.
План.
Оргмомент. Чистописание.
Упражнение в написании слов с проверяемыми безударными гласными в корне слова.
Работа над темой урока.
Работа по теме со стихотворением.
Работа с текстом на карточке.
Тест
Вывод, рефлексия.
Домашнее задание
Ход урока
Чистописание.
На доске записаны строчные буквы
ууу ддд ззз-Определите общие элементы в данных буквах.
Дети: общий элемент в данных буква большая петелька внизу.
- Запишите эти буквы. Обратите внимание на доску, там записаны слова, прочтите их.
Улица дорога автобус берёза погода
- Что общего у этих слов?
Дети: в них есть буквы, которые были в первой строке чистописания, эти слова относятся к им сущ, состоят из трёх слогов, обозначающие неодушевленные предметы, являются словарными словами.
- Запишите слова в тетрадь, комментируя по слогам.
- С одним из слов составьте и запишите словосочетание с вопросом. Укажите главное и зависимое слово.
Работа по теме «Правописание слов с проверяемыми безударными гласными в корне слова». Одновременная работа с сигнальными карточками: а о и е . слова записываются в столбик.
Загадки.
Принялась она за дело, завизжала и запела.
Ела, ела дуб, дуб, поломала зуб, зуб. (пила)
Домовитая хозяйка полетела над лужком,
Похлопочет над цветком – он поделится медком. (пчела)
Без рук, без топоренка построена избенка. (гнездо)
Я бегу струей из крана, бью ключом из-под земли.
Я качаю в океанах великаны- корабли.(вода)
- Глядя на данные слова, определите на какую орфограмму они.
- Что для этого надо знать? (ударение)
-Поставьте в словах ударение, укажите безударную гласную.
-Почему эту безударную гласную в корне вы написали? Как докажите верность написания? (дети дают свои ответы)
- Чем можно воспользоваться для подтверждения своих слов? (Учебником)
-Откройте учебник, по содержанию определите страницу.
-Прочитайте правило.
-Что общего между проверочным и проверяемым словом? (часть слова или корень)
Работа над темой урока.
- На доске находятся слова, такие же слова на карточках есть у вас на партах, прочтите их
Пильщик пчеловод
Водяная гнездовье
Пчелиный выпиливать
Гнездиться водоворот
- Разбейте эти слова на четыре группы, работая в парах.
- Сделайте вывод, по какому признаку вы распределяли слова.
Дети: данные слова поставили в эту строчку, потому что они имеют общую часть (корень), подходят по смыслу (однокоренными).
-Определите тему урока.
-Поставьте цель.
- Запишите в каждую строчку по одному своему однокоренному слову.
-Вопросы Почемучки.
- Какие слова являются однокоренными?
-Что такое корень?
-Где можно найти подтверждение своим словам? (в учебнике)
-Прочитайте правило.
-Выделите корень в однокоренных словах. Выполните взаимопроверку.
Работа по теме со стихотворением.
-Прочтите стихотворение.
Белка, беленький, белить,
Водяной, вода, водить,
Лист, лиса, лисенок,
Лось, лоскут, лосенок,
Горный, горка, городок,
Пёс, песочный и песок.
Где слова родные, однокоренные?
-Родственные слова это-то же самое, что и однокоренные?
- Можно ли утверждать, что данные слова являются однокоренными? (нет)
- В каждой строчке зачеркните лишнее слово.
Дети работают самостоятельно, затем проверка?
- По какому признаку вы определили, что оставшиеся слова однокоренные? (близкие по смыслу)
-Назовите признаки однокоренных слов.
Дети: однокоренные слова– это те, у которых одинаковый корень и одинаковый смысл.
Работа с текстом на карточке.
-Спишите, вставляя подходящие по смыслу слова. Пользуясь словами из справок.
По берегу Белого _________ живут люди. Они называют себя _______. Поморы хорошие _________. Они смело бороздят ______ просторы.
Слова для справок: море, поморами, моряки, морские.
Проверка тетрадей.
Тест
1. Выберите верное утверждение.
А)корень- это часть предложения;
Б)корень- это часть слова;
2. Выберите верное утверждение.
А)однокоренные слова- это те, которые имеют одинаковый корень;
Б) однокоренные слова- это те, которые имеют одинаковый смысл;
В) однокоренные слова- это те, которые имеют одинаковый корень и близкий смысл;
3. Выберите верное утверждение.
А)чтобы найти корень, надо изменить форму слова;
Б) чтобы найти корень, надо подобрать однокоренные слова.
4. Укажи однокоренные слова.
А) дело;
Б) делить;
В) поделки;
Г) деловой.
Вывод, рефлексия.
Домашнее задание по учебнику дифференцированное.