Статья на тему Речевая готовность к школьному обучению
Речевая готовность к школьному обучению (Слайд 1)
Введение.
Каждый родитель с нетерпением ждет долгожданного и ответственного момента, когда любимый малыш пойдет в первый класс. Поступление в школу чрезвычайно важный момент в жизни ребенка. С приходом в школу меняется привычный для ребёнка образ жизни он перемещается в новый неведомый прежде мир. Дошкольник становится школьником.
Свойственные дошкольникам беспечность, беззаботность, погруженность в игру сменяются жизнью, наполненной множеством требований, обязанностей и ограничений. Теперь ребенок должен каждый день ходить в школу, систематически и напряженно трудиться, соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и правилам школьной жизни, выполнять, требования учителя, заниматься на уроке тем, что определено школьной программой, прилежно выполнять домашние задания, добиваться хороших результатов в учебе.
За последнее время в школе произошли серьезные преобразования, введены новые программы, изменилась её структура. Все более высокие требования предъявляются к детям, идущим в первый класс. Развитие в школе альтернативных методик позволяет обучать детей по более интенсивной программе. Успешность обучения детей в начальной школе в значительной мере определяется тем уровнем умственного развития, которого они достигли к концу дошкольного детства. Готовность к школе складывается из нескольких компонентов: физической, интеллектуальной, речевой, личностной, эмоциональной. В этой статье речь пойдёт о речевой готовности.
Если устной речью маленький человек овладел до школы, то письменной ему еще только предстоит овладеть. И чем лучше будет развита у ребенка устная речь, тем легче ему будет овладеть чтением и письмом.
В норме речевая готовность- это сформированность:
1 .Звуковой стороны речи (слайд 2)
Приходя в школу, ребёнок должен отчётливо произносить звуки в различных словах, во фразовой речи. Он не должен их пропускать, искажать, заменять другими. Важно знать, что именно не различение ребенком некоторых звуков речи на слух является основной причиной их замены в устной речи, а в дальнейшем – и на письме.
2. Фонематических процессов (слайд 3)
Умение различать звуки по звонкости-глухости (бочка - почка), твердости – мягкости
(банка - белка), свистящие - шипящие (сок - шок), слова, отличающиеся одним звуком.
Умение выделять заданный звук из слова, выделять первый и последний звук в словах, определять место звука, а также их количество и последовательность звуков в слове. Определять количество слогов в слове, ребенок должен уметь отбирать картинки с заданным количеством слогов.
3.Словарного запаса (слайд 4).
К 7 годам ребёнок в своей речи должен активно использовать антонимы (грустный – весёлый и т. д.), синонимы (например, пес, собака и т. д.), слова - действия, слова - признаки. Словарь ребенка до 3500 слов. Он должен уметь обобщать и классифицировать предметы по группам: не только времена года, овощи, фрукты, грибы, ягоды и т.д., но и головные уборы, ткани, посуда, транспорт, школьные принадлежности, знать зимующих и перелетных птиц, как называются детеныши животных).
4.Грамматического строя речи (слайд 5).
К 7 годам ребёнок должен уметь понимать различные грамматические конструкции. Например, Папа прочёл газету после того, как позавтракал. (Что он сделал вначале?) Охотник бежит за собакой. (Кто бежит впереди?) и т. д. А также правильно образовывать слова и предложения. Например, варенье из сливы -сливовое, шапка из соломы - соломенная, у лисы - лисята и т. д.
Уметь образовывать и использовать в речи имена существительные в единственном и множественном числе (ухо - уши, лист - листья много карандашей, пней лис); Согласовывать имена существительные с именами прилагательными (коричневая юбка, коричневое пальто), правильно употреблять в речи относительные и притяжательные прилагательные (лисий хвост, медвежье ухо); Уметь употреблять не только простые, но и сложные предлоги и т.д. (из-под стола, из-за дерева)
5.Связной речи (слайд 6).
К 7 годам ребёнок должен уметь пересказывать небольшие по объёму незнакомые рассказы и сказки: при этом правильно формулировать основную мысль, уметь последовательно и точно строить пересказ, полно использовать лексику, правильно строить предложения, уметь использовать сложные предложения, не использовать подсказки учителя по ходу пересказа.Владеть навыком составления описательного рассказа, рассказа по картине, по серии картин, из личного опыта. Владеть нормами речевого этикета: использовать принятые нормы вежливого речевого обращения (обращаться в соответствии с возрастом собеседника, внимательно его слушать, задавать вопросы, строить высказывания кратко или распространенно).
6.Мелкой моторики (слайд 7).
Поскольку в школе ребенку предстоит овладеть новым, сложным для него видом деятельности - письменной речью, рука должна быть готова. Виртуозное нажимание кнопок на игровых приставках и игрушках в дошкольном детстве не подразумевает должного уровня развития мелких мышц руки, наличия необходимого тонуса.
Как готовить ребенка к школе? (Слайд 8)
В первую очередь надо позаботиться о его здоровье. Плавание, прогулки, велосипед - это занятия, способствующие будущему успешному вступлению в школьную жизнь. Развивать навыки самообслуживания.
Помните все в ваших руках! (Слайд 9)
Многое зависит от индивидуальных особенностей детей. С одним нужно больше говорить, другого больше слушать, с третьим бегать и прыгать, а четвертого учить "по минуточкам" сидеть и внимательно работать. Одно ясно - готовить ребенка к школе нужно; и все, чему вы научите ребенка сейчас, а главное - чему он научится сам, поможет быть ему успешным в школе. Помогите ребенку развить и реализовать свои возможности.
Рекомендации родителям (Слайд 10)
Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития ребёнка. Не перегружайте его речевыми занятиями. Игры, упражнения, должны соответствовать возрасту. (Слайд 11)
Следите за точным использованием слов.
Уточняйте значения слов, не используемых в быту – вас ждут великие открытия.
Общайтесь с ребёнком, пусть он вам рассказывает содержание фильма, спектакля, планируемой игры или другой деятельности. Важно не количество, а качество общения. Задавайте такие вопросы, на которые нельзя отделаться односложными ответами. Не оставляйте без ответа вопросы ребёнка. И не забудьте проверить: «А понятен ли ему ваш ответ?» (Слайд 12)
Требуйте от ребенка четкого проговаривания, неторопливой речи.
Внимательно слушайте ребёнка. Если малыш допустил ошибки - перепутал звуки, пропустил или неадекватно использовал предлог, неправильно выбрал окончание - дайте ему образец, пусть повторит правильно. (Слайд 13)
4. Обращайте внимание детей на природные и явления, события жизни – ищите причины и предполагайте последствия этих явлений и событий. Больше речевой практики.
Никогда не смейтесь над ошибками и не укоряйте ребёнка!!!
Любые игры и просто действия, даже самые простые, направленные на развитие речи и таких важнейших психических процессов, как память, внимание, восприятие, полезны для ребенка. Но они принесут пользу только тогда, когда выполняются на подъеме, без принуждения. (Слайд 14)
5. Чтобы ребенок хорошо говорил, с ним надо разговаривать: так задаются образцы устной речи. Чтобы ребенок научился быть внимательным, ему надо читать и рассказывать сказки: так задаются образцы восприятия слова. (Слайд 15)
6. Развивайте мелкую моторику!
Не покупайте бесконечное количество тетрадей-прописей, а лучше больше лепите, нанизывайте бусины, пуговицы, а используя раскраски опять помните, что лучше меньше, да лучше! (Слайд 16)
Речевые игры и упражнения. (Слайд 17)
Цепочка слов.
Подбор слов с заданным звуком. (Лучше близким по глухости-звонкости, мягкости-твёрдости, способу и месту образования. Например ц -ч, з -ж.
Все виды рифмовок.
Слова- наоборот (антонимы).
Сравнение предметов по ширине, высоте, толщине, температуре, гладкости,
цвету, вкусу, материалу, и т.д и т.п.
Четвёртый – лишний.
Целое и части.
Какой? Чей?
Игра «Эхо». Водящий называет слово или фразу, а ребенок должен точно повторить за ним. Или наоборот - кто-то говорит слово, а водящий – «эхо» повторяет его.
Игра «Узнай звук». Попросите малыша хлопнуть в ладоши, если он услышит определенный звук, например, звук «ж». Звук «ж» нужно говорить протяжно, чтобы ребенок его услышал.
Упражнение «Пиши кружочками». Попросите ребенка записать слова кружочками: сколько в слове звуков, столько и кружков. Определенный звук можно закрасить цветным карандашом.
Корректурная проба.
Убираясь в квартире, попросите ребенка найти не меньше 5 -10 слов (названий предметов), где первым был бы какой-то определенный звук. Только помните, что именно звук (не удивляйтесь, если на звук «А» ребенок назовет «огурец» - он прав!)
Возвращаясь домой из детского сада, на прогулке, попросите, чтобы малыш назвал предметы которые видит и составил с ними предложения с определенным количеством слов.
В супермаркете можно использовать время покупок для плодотворной работы по развитию словаря и звукобуквенного анализа: найти на полках новые или незнакомые фрукты-овощи (например, помело), продукты с определенным количеством звуков или слогов; устроить соревнование - кто больше найдет таких слов.
Учите слушать и слышать! Пусть ребенок выполнит Ваше «секретное» поручение, повторит за вами скороговорку. Развивая слуховое внимание, попросите 1 минуту молчать, а затем спросите, что он услышал за это время, какие звуки, голоса.
Чтобы книга воспринималась как необходимый элемент жизни, она должна жить в доме и быть востребованной взрослым. Так задаются образцы определенного жизненного стиля.
Все эти игры и упражнения и им подобные нужно продолжать до тех пор, пока ребенок не научится легко справляться с ними.
Неправильный подход к обучению грамоте может привести к дополнительным проблемам обучения. Поэтому родителям необходимо владеть следующей информацией: ( слайд 18)
Звук и буква – не одно и то же. Звуки мы произносим и слышим, а буквы читаем и пишем.
Звуки делятся на гласные и согласные. Гласные звуки можно петь. Их 6: «А, О, У, И, Ы, Э». Е, Ё, Ю, Я – гласные буквы, но не звуки.
Согласные звуки делятся на твёрдые и мягкие. Почти все твёрдые согласные имеют мягкие пары. Но есть исключения: Ш, Ж, Ц – всегда твёрдые; Щ, Ч, Й – всегда мягкие.
Согласные смягчают гласные буквы Е, Ё, Ю, Я, И, когда стоят после них, или буква Ь (в конце слов или в середине перед согласной – конь, коньки)
Буква Ь не обозначает звука. Гласные Е, Ё, Ю, Я могут обозначать 2 звука, если стоят в начале слова или в середине перед гласной – яблоко (йа), маяк. Если же они стоят после согласной, то смягчают её и обозначают один звук (Я – звук «А», Ё – «О», Ю – «У», Е – «Э»
Называем букву, как звук: «б», а не «бэ», «л», а не «эль». Иначе ребёнку будет непонятно, как сливать слоги. С правильным названием букв он познакомится, когда освоит чтение слогов и слов.
Чтобы читать и писать без ошибок, ребёнок должен уметь определять последовательность звуков в слове и соединять звуки в слова. Этому можно учить его в игре ещё до изучения букв:
«Поймай словечко»: называете звуки слова отдельно, а ребёнок – слово целиком. К, о, т – кот; р, у, к, а – рука и т.д. Можно играть с перекидыванием мяча.
Назови 1-й, последний, 2-й и т.д. звук в слове.
Выводы:
Таким образом, основная задача родителей обеспечить речевую готовность ребенка к школе, вовремя обратить внимание на различные нарушения устной речи своего ребенка, как можно более раннее начало логопедической работы с ним, тем самым предотвратить трудности обучения и неуспеваемости в общеобразовательной школе. Все, чему вы научите ребенка сейчас, а главное - чему он научится сам, поможет быть ему успешным в школе. Помогите ребенку развить и реализовать свои возможности. Не жалейте затраченного времени. Оно многократно окупится.
Стоит задуматься, если к 6-7 годам ребенок:
негативно относится к любой умственной деятельности;
не любит отвечать на вопросы, не любит чтение;
не может подчиняться правилам;
не может подобрать синонимы или антонимы;
не умеет ориентироваться на заданную систему требований;
не умеет слушать говорящего и воспроизводить задания;
не умеет воспроизводить задание на основе зрительного восприятия.
Для предотвращения негативных сторон необходимо:
рассказать ребенку, что значит быть школьником и какие обязанности появятся в школе;
на доступных примерах показать важность уроков, оценок, школьного распорядка;
воспитывать интерес к содержанию знаний и получению новых знаний;
никогда не говорить, что в школе неинтересно, что это напрасная трата времени и сил.
Успехов вам и вашим детям при обучении в школе! Слайд 19.
13PAGE 15
13PAGE 14115
15