Урок литературного чтения в 1 классе. Л. Н. Толстой Косточка


Разработка открытого урока.
Класс: 1
Учитель: Мигда С. Ю.
Предмет: Литературное чтение (внеклассное чтение)
Тема: «Л. Н. Толстой. Косточка»
УУД:
Предметные: обучать анализу художественного текста с позиции читателя.Личностные: способствовать духовно-нравственному развитию личности ребёнка средствами художественного произведения.
Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя, извлечение необходимой информации, определение основной информации.
Коммуникативные УУД: сотрудничество в поиске и сборе информации.
Оборудование: портрет писателя, текст, иллюстрации, презентация, проектор. Интерактивная доска.
Ход урока.
Эмоциональный настрой на урок.
Под спокойную мелодию звучат слова:
Напряжение улетело,
И расслаблено всё тело,
И расслаблено всё тело…
Будто мы лежим на травке,На зеленой мягкой травке...Дышится легко... ровно... глубоко...Нам понятно, что такоеСостояние покоя...
Подготовка к восприятию.
Презентация. Слайд №1.
- На доске – тема урока. Прочитайте её про себя. А теперь вслух.
- Сегодня на уроке мы познакомимся с рассказом Л. Н. Толстого «Косточка» и откроем его тайны:
- Кто действующие лица и главный герой рассказа?
- Почему так называется рассказ?
- Чему учит рассказ? – это главная тайна «Косточки».
Слайд №2. Прочитайте выразительно.
Книга открывается.
Автор появляется.
Рассказ начинается.
Герой сомневается.
Читатель улыбается.
- Прочитайте только первые слова в каждом предложении. С этими литературными понятиями мы уже знакомы.
- Напомните мне. КТО ТАКОЙ АВТОР? (создатель произведений)
Что такое РАССКАЗ? (небольшое литературное произведение в прозе)
Работа над новой темой.
Итак, книга открывается!
- Откройте книгу и прочитайте, кто автор рассказа?
Слайд №3. Автор появляется.
Л. Н. Толстой – великий русский писатель. В своём имении Ясная Поляна он построил школу для крестьянских ребятишек. Работая в школе. Л.. Н. Толстой начал писать произведения для детей. А в 1872 году вышла «Азбука» Толстого в 4-х книгах – результат 14-летнего труда.
Этот рассказ – один из тех. Который входил в «Азбуку». Все рассказы этой книги были поучительны. И сегодня мы попробуем узнать. Чему учит рассказ «Косточка».
Физминутка.
Слайд №4. Рассказ начинается.
- Прочитайте название рассказа. Представьте. Что вы – экстрасенсы. Попробуйте догадаться, о чём будет этот рассказ.
- А если посмотреть на иллюстрацию, то можно догадаться, о чём пойдёт речь? (Слайд №5).
- Эту тайну мы сейчас и откроем. Я прочитаю это произведение. А вы представьте себе всё, что происходит.
- Вы услышите новое слово – ГОРНИЦА – это комната (слайд № 6)
Первичное чтение текста.
- Поделитесь своими впечатлениями: понравился ли вам рассказ?
- О чём он?
Кто был ближе других ребят к разгадке тайны?
Повторное чтение текста про себя. Анализ прочитанного.
- Сколько действующих лиц?
- Кто главный герой?
- Найдите в тексте ту часть, где идёт описание этой иллюстрации – мальчик готовится съесть сливу. Прочитайте.
- Долго ли Ванечка готовился съесть сливу? Давайте выберем из этой части слова, описывающие его действия.
Слайд №7. Никогда не ел.
Нюхал их.
Они нравились.
Очень хотелось съесть.
Ходил мимо.
- О чём говорят эти слова? ( Хотел съесть, но мучился, сомневался, боролся с желанием)
Герой сомневается.
-Итак. Долго ли Ваня собирался съесть эту сливу?
- А что произошло дальше? ( не удержался и съел сливу)
- Прочитайте при чтении голосом, что он делал медленно. А что делал быстро?
- Как вы думает, хорошо он поступил или плохо?
- А кто-нибудь видел, как он съел сливу? (нет)
- Так может и надо было автору закончить рассказ именно на этом месте? Зачем автор написал продолжение?

-Как отец понял, что это Ваня съел сливу? Найдите и прочитайте. (Ваня покраснел, как рак)
- Как в этой ситуации поступил отец? ( Он придумал рассказ о косточке, который заставил ребёнка сознаться)
- Как вы думаете. Мальчик испугался? Прочитайте (Ваня побледнел)
-Прочитайте последнее предложение.
- Почему Ваня заплакал? (ему стало легче, что он сознался)
- Почему все засмеялись? (все рады были тому, что Ваня честно сознался)
- Поднимите руку, кто тоже рад, что Ваня нашёл в себе силы сознаться в случившемся)Читатель улыбается.
- Как вы думаете. Успел Ваня насладиться вкусом сливы?
Физминутка. (слайд №8)

Обобщение.
- Давайте откроем тайну названия рассказа. Почему автор назвал произведение «Косточка»? (именно косточка помогла Ване принести чувство облегчения и избавиться от чувства вины)
слайд № 9
Тайна в этом рассказе живёт,
Попробуй её отгадать.
Лишь тот секрет рассказа поймёт,
Кто сможет Ваню понять.
- А вам понравился Ваня?
- Можно ли мальчику простить его поступок?
- Откроем главную тайну урока: чему же учит рассказ?
- Не совершать таких поступков.
- Если совершил, то сумей признаться.
- Учит прощать. Быть великодушными.
Подведение итогов.
- Я хочу сказать всем вам, ребята, большое спасибо за прекрасную работу на уроке! Надеюсь, что вы будете честными и великодушными.