Урок литературного чтения на тему: Л. Н. Толстой Косточка (2 класс)


УРОК 14
Тема: «Л. Н. Толстой «Косточка»
Цель: познакомить учащихся с творчеством Л.Н. Толстого; дать понятие, что такое быль; совершенствовать навык чтения. его правильность, беглость, осознанность; воспитывать волевые качества. Планируемые результаты: Личностные: формировать нравственно-этические ориентиры; развивать рефлексию. Познавательные: ориентироваться в книгах; анализировать текст для вы-явления подтекста. Предметные: анализировать текст для выявления причинно-следственных связей; анализировать текст для определения его идеи; для определения его жанра. Коммуникативные: вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения; аргументировать своё мнение.
Оборудование: учебник, тетрадь, портрет, Сайт УМК Гармония, http://www.umk-garmoniya.ru/electronic_support/literary-reading-. ИКТ.
Ход урока
Организационный момент.
Ум и сердце в работу вложи, Каждой секундой в труде дорожи!
2. Проверка домашнего задания и подготовка к восприятию. 1) Выразительное чтение по ролям.
- Какую интонацию в голосе вы старались передать, читая за бабушку? – А читая за автора? – Кому из ребят это удалось сделать?
2) Обобщение
- За что же можно сказать спасибо очень вредной крапиве? - А теперь дружеский совет: На крапиву не садись, Если сядешь – не сердись!
3. Постановка темы и целей урока. – Когда люди краснеют или бледнеют? Бывало ли с вами такое? – Сегодня мы прочитаем с вами рассказ о мальчике, который сначала покраснел, а потом побледнел. – Как вы думаете, какие цели мы поставим сегодня на уроке?
4. «Открытие» новых знаний.
1) Чтение уч-ся текста вслух. – Как вы думаете, сюжет этого рассказа выдуман? Почему вы так думаете? Л.Н. Толстой писал лишь о том. что происходило на самом деле. Он ничего не придумал и в этом случае с Ваней. – Прочитайте и подумайте, к какому жанру отнес Л.Н. Толстой свой рассказ «Косточка» (Быль). Сейчас мы былью называем произведение о том, что произошло в далеком прошлом. Меняется наша жизнь, многие предметы появляются (компьютер), а другие уходят из нашей жизни. А вместе с ними уходят и слова, которые их называли.
2) Чтение уч-ся текста про себя. - Найди устаревшие слова. если они есть. Горница – комната или чистая половина крестьянской избы.
5. Физкультминутка. Наклонились вперед, Руки в стороны. Ветер дует, завывает, Нашу мельницу вращает.
3) Беседа по содержанию. - Что вы можете сказать о Ване? – Отчего Ваня заплакал? Докажите словами из текста. – Что плохого сделал Ваня? – Почему Л.Н. Толстой назвал рассказ «Косточка», а не «Слива»?
4) Знакомство с биографией Л.Н. Толстого. — Что вы знаете о Льве Николаевиче Толстом?
Лев Николаевич Толстой жил очень давно, в то время, когда жили ваши прапрабабушки и прапрадедушки, т. е. почти два столетия назад. Толстой всю жизнь посвятил литературе. Он любил учиться и самостоятельно изучал историю и медицину, занимался музыкой и рисованием. Толстой открыл школу для крестьянских детей в Ясной Поляне и сам учил их. Ребятишки с удовольствием стали ходить в школу. Здесь каждый занимался тем, что получалось: кто цифры писал, кто учился читать, кто рисовал. Дети так увлекались, что иногда засиживались допоздна и тут же, за столом, и засыпали. Льву Николаевичу приходилось провожать припозднившихся домой. Толстой очень переживал за детей, не мог со спокойным сердцем смотреть на безрадостную жизнь бедноты. Он считал, что может изменить их судьбу, если будет учить грамоте, разбудит в их душах любовь к знаниям, книгам. Но книг для детей простых и понятных было очень мало. И хотя у писателя было всегда много работы (он писал романы, рассказы, пересказывал и обрабатывал русские народные сказки), Лев Николаевич нашёл время и для детских учебных книг. Для детей были созданы «Новая азбука», «Русские книги для чтения». Многие годы по всей России дети учились читать по книгам Толстого. И до сих пор во многих учебных книгах есть его сказки, рассказы, были и басни. Полное собрание сочинений Толстого составляет 90 томов. Его произведения любят и дети, и взрослые. Книги великого русского писателя переведены на различные языки, их читают люди всего мира.)6. Подведение итогов урока. - Чему хотел нас научить автор рассказа?
7. Рефлексия. Меня удивило… Урок дал мне для жизни… Мне захотелось… Расскажу дома, что …
8. Домашнее задание. Выразительное чтение произведения Л. Н. Толстого «Косточка», пересказ.