План-конспект урока литературы на тему Тема памяти в рассказе Н.Носова Живое пламя(7 класс)
Фандикова Лидия Константиновна, учитель русского языка и литературы первой категории МБОУ Коктебельская школа г. Феодосия
Урок литературы в 7 классе.
Тема: Тема памяти в рассказе Е. Носова «Живое пламя».
Цели: ознакомить учащихся с рассказом Е. И. Носова «Живое пламя», развивать речь учащихся, навыки выразительного чтения и анализа художественного произведения, умение работать со справочной литературой, воспитывать у школьников уважительное отношение и чувство благодарной памяти к погибшим в годы Великой Отечественной войны.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: познакомить с рассказом Е.Носова, в котором автор поднимает темы памяти о Великой Отечественной войне, связи человека с природой; показать, как автор решает эти темы памяти в произведении.
Метапредметные :познавательные: ориентироваться в справочной литературе, отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию в учебнике, справочниках, ресурсах Интернета, анализировать и использовать в самостоятельной деятельности;
регулятивные: принимать и сохранять учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке;
коммуникативные: владеть умениями вести диалог, работать индивидуально и в паре, участвовать в совместной работе со всем классом; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей и чувств; владеть навыками конструктивного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
личностные: развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем, нравственных качеств личности и критического отношения к собственным поступкам.
Тип урока: урок анализа художественного произведения.
Методы деятельности: репродуктивный, частично-поисковый, проблемный.
Оборудование: 1)Компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку. 2)Запись песни Ю.Антонова «Маки». 3) Иллюстрации учащихся к рассказу.4) Карточки самооценки учебной деятельности на уроке.
-3640455-258254500 Ход урока
Оргмомент.
Определение темы урока, целеполагание ( Слайд 1).
Слово учителя. Сегодня мы обратимся ещё к одному рассказу Евгения Носова, который называется «Живое пламя». Но прежде, чем перейти к анализу этого произведения, я предлагаю вам построить ассоциативный куст, чтобы определить тему нашего урока. Для этого давайте вспомним, какой образ в рассказе является основным? (Образ мака).
Приём «Ассоциативный куст».
цветок красота булочка
пирожок МАК живое пламя
кровь память
- Какое из записанных слов мы можем использовать для определения темы урока? (Память). Итак, запишем дату, тему урока: «Тема памяти в рассказе Е.Носова «Живое пламя».
- А теперь, исходя из темы урока, попытайтесь определить его цели (определить, каким образом эту тему раскрывает автор, какие средства изобразительности использует, что хотел сказать читателю этим рассказом).
3. Лексическая работа.
- Ребята, а вы можете точно истолковать значение слова «память»? (Мальчики читают словарные статьи из словаря Ожегова и В.Даля)
- Какое из определений, по вашему мнению, больше соответствует теме нашего урока? (определение слова «память» в словаре В.Даля).
Давайте запишем это толкование в тетрадь: «Память – способность помнить, не забывать прошлого; свойство души хранить, помнить сознанье о былом.)- А какие вы знаете фразеологизмы или крылатые выражения со словом память?( Группу ребят я попросила выписать из фразеологического словаря фразеологизмы со словом память) -. Пожалуйста, прочитайте те фразеологизмы, которые вы выписали.
- Какие из фразеологизмов вы могли бы использовать на нашем уроке? ( Хранить в памяти (никогда не забывать). Память души (то, что глубоко прочувствовано кем-либо, тяжело пережито). Вечная память (выражение пожелания всегда помнить умершего).
Давайте запишем в тетрадь эти фразеологизмы и будем использовать их в своих ответах.
III. Изучение нового материала. 1. Проблемный вопрос. – Как вы думаете, все ли события нашей жизни остаются в памяти навсегда? – Какие события могут стать памятью нашей души? – Как вы думаете, а какие события и почему оставили неизгладимый след в жизни Евгения Носова? Почему? (Рассказ об участии Е.Носова в Великой Отечественной войне).
2. Анализ рассказа «Живое пламя».
– Сегодня, ребята, на уроке мы обратимся к самым трагическим и в то же время героическим страницам нашей истории - Великой Отечественной войне, проследим, как писатель Евгений Иванович Носов рассматривает тему памяти на страницах своего рассказа «Живое пламя».
- На сколько частей можно поделить текст рассказа?
3.Чтение учащимися составленных ими планов рассказа, обсуждение.
4. Беседа по рассказу.
1) Что нам известно о рассказчике? Кем он приходится тёте Оле?
2) Расскажите об Ольге Петровне. Какие детали указывают на её одиночество?
3) Как вы считаете, почему тётя Оля занимается разведением цветов? (Чтобы унять душевную боль.)
4) Почему тётя Оля не любила маки? Как она сама это объясняет? (Для клумбы мак не подходит: «пыхнул и сразу сгорел».)
5) Почему рассказчик посеял маки?( Хотел переубедить тётю Олю, показать, что мак – это красивый цветок ).
5. Работа над выразительно-изобразительными средствами. (Слайд 2)
- Выразительно прочитайте описание клумбы. Каким цветам автор уделяет особое внимание? Можно ли сказать, что маттиолы, анютины глазки, парижские красавицы так же сильно волновали сердце героя, как и маки? - Какие художественные приёмы использует автор при описании маков (эпитеты, метафоры, сравнения) и с какой целью? - Как показана их недолгая красота?
6. Работа с иллюстрациями учеников.
- Какой эпизод проиллюстрирован? Что читателю помогают понять иллюстрации к произведению?
7) Перечитайте эпизод, где герой-рассказчик и тетя Оля рассматривают отцветший мак. Отчего вдруг «как-то сгорбилась» тетя Оля? (Слайд 3)
8) Что мы узнали о сыне тёти Оли? Как погиб Алексей? Какой человек способен на такой поступок? Самоотверженный поступок какого литературного героя напоминает подвиг Алексея? (Данко).(Слайд 4)
9) Удалось ли Е. Носову на страницах небольшого произведения показать жестокость войны? Каким образом? Вывод: В рассказе Е. И. Носова нет описаний военных событий, и о войне автор упоминает вскользь. Всего лишь несколько предложений передают весь ужас войны. Сын тёти Оли геройски погиб, короткая у него была жизнь, зато в полную силу прожита. А сколько молодых людей не вернулось с войны! В памяти близких и их боевых товарищей они остались вечно молодыми.
11) Выразительно прочитайте конец рассказа. Как вы понимаете его смысл? Для чего, по-вашему, тетя Оля посадила маки?
12) В чем, по-вашему, основная идея рассказа? Объясните смысл названия рассказа.
7. Выводы по рассказу. О погибшем на войне Алексее, сыне тети Оли, мы узнаем из последних строк рассказа. Эти строки являются ключевыми в произведении Носова. Память о погибших в Великой Отечественной войне живет в сердцах родных и совсем незнакомых людей. Известные и безымянные бойцы, не пришедшие с фронта, возвращаются в нашу жизнь ярко вспыхнувшим цветком на клумбе, как в этой истории, или постаревшей фотографией в семейном альбоме.
8. Рассказ учеников о прадедах, участниках Великой Отечественной войны.
– Ребята, я знаю, что для многих из вас дорога память о ваших прадедах, защищавших нашу Родину в годы Великой Отечественной войны. И в ваших семьях, как самые ценные реликвии, хранятся их фотографии, письма, медали и ордена. Сегодня у вас есть возможность рассказать своим одноклассникам, мне и нашим гостям о тех, чьи портреты вы понесёте в День Победы в составе Бессмертного полка. (Ребята коротко рассказывают о своих прадедах, участниках Великой Отечественной войны).
- Почему так важно для всех нас хранить память о войне, о фронтовиках?
9. Презентация проекта «Что символизирует мак». (Кирилл Алдобаев).
- Что вас больше всего впечатлило в рассказе Кирилла?
- Как вы думаете, почему именно маки стали символом памяти по погибшим на войне солдатам?
10. Прослушивание песни.
- А теперь прослушайте песню «Маки» (музыка Ю. Антонова, на слова Г. Поженяна) и скажите, что объединяет эту песню и рассказ Е.Носова?
(Слайд №. Звучит песня «Маки» (музыка Ю. Антонова, слова Г. Поженяна) в исполнении группы «Красные маки»). (Григорий Поженян - человек необычайной судьбы. «Разведчик-диверсант» — такова была военная специальность Григория Поженяна, моряка Черноморского флота. Его наградной «иконостас» был внушителен - по два ордена Отечественной войны I степени и Красной звезды, по одному — «Боевого Красного Знамени») IV. Рефлексия. Самооценка.
– Что в нашем уроке для вас показалось самым важным?
– Может ли рассказ Е.Носова «Живое пламя» стать для вас памятью сердца? Почему?
8. Заключительное слово учителя. Прошло 70 лет, как закончилась Великая Отечественная война, но её эхо до сих пор не затихает в людских душах и остаётся памятью сердца. Мы не имеем права забыть ужасы войны, чтобы они не повторились вновь. Мы не имеем права забыть тех солдат, которые погибли ради того, чтобы мы сейчас жили. Мы обязаны всё помнить, чтобы извлечь для себя уроки из прошлого. Мы обязаны всё помнить, чтобы жить.
Самооценка.
– Поставьте себе в каточке самооценки оценку за работу на уроке.
V. Домашнее задание: сочините свою легенду о маках, которые каждую весну покрывают холмы вокруг нашего посёлка.