Знакомство с произведением Н.Носова Живая шляпа (литературное чтение)
Литературное чтение учитель Талалай О.А.
Тема: «Н. Н. Носов «Живая шляпа» анализ произведения».
«Смешное в рассказах Носова».
(слайд №1)
Цели и задачи урока: формировать умение определять отношение автора к героям на основе анализа рассказа; развивать чувство юмора, представления детей о средствах создания образа писателем и художником: учить осознанному чтению, давать характеристику героям, восстанавливать последовательность событий, соотносить пословицы с содержанием прочитанного анализировать иллюстрацию; уточнить представления детей о смелости и трусости, развивать навыки чтения, связную речь, мышление, память, внимание; воспитывать доброе отношение друг к другу.
Формы работы: коллективная, групповая, индивидуальная.
Оборудование: Выставка книг Н.Н.Носова, портрет писателя, учебник «Родная речь» книга 2 автор Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова , плакат-аппликация, иллюстрации к игре.
ХОД УРОКА
Организация класса.
Мотивация.
-Здравствуйте, ребята! Давайте улыбнемся друг другу. Приятно общаться с человеком весёлым, доброжелательным. Начнём урок с игры «Привет, сосед!» Итак, повернитесь друг к другу, возьмитесь за руки и улыбнитесь
(слайд №2)
Привет, сосед!
Улыбнись-ка мне в ответ.
Я хочу, чтобы ты не грустил,
Всем улыбки сегодня дарил.
Актуализация знаний.
Сегодня на уроке мы продолжим путешествовать по творчеству Николая Носова.
- В гостях какого рассказа мы были на прошлом уроке?
Создание проблемной ситуации.
Мы продолжаем путешествие по произведениям Н. Носова. Наше путешествие привело нас к загадкам. (слайд №3)
Что за зверь со мной играет?
Не мычит, не ржет, не лает,
Нападает на клубки,
Прячет в лапки коготки!
Вопросы учителя:
- О ком загадка?
- Назовите повадки кошек?
- Ребята, а вы любите кошек?
- Почему я вам показала картину про кошку?
- Как думаете?
4. Целеполагание. Формулировка темы урока.
- Молодцы! Н. Носов написал нам интересный рассказ «Живая шляпа», где главный герой котенок.
5. Изучение нового материала. (слайд №4)
- Ребята, сегодня мы с вами проводим урок внеклассного чтения по произведениям необыкновенного человека, талантливого великого детского писателя Николая Николаевича Носова. В этом году исполнилось бы 108 лет со дня его рождения.
-Его книги с огромным удовольствием читают дети и перечитывают взрослые. Он автор многих рассказов (подойти к выставке книг), таких, как «Огурцы», «Автомобиль», «Телефон», «Огородники», «Тук-тук-тук», «Живая шляпа», «Мишкина каша», «Фантазёры»; и повестей «Весёлая семейка», «Дневник Коли Синицына», «Витя Малеев в школе и дома». Но самый знаменитый роман – сказка « Приключения Незнайки и его друзей».
- К этому занятию вы успели прочитать его рассказы и сказки, нарисовали к ним замечательные рисунки.
- Чем вам запомнились рассказы и сказки?
- Какие у него рассказы? (Веселые, смешные, поучительные, забавные, интересные.)
(слайд №5)
Носов Николай Николаевич родился 23 ноября 1908 года в г. Киеве. Отец Николай Петрович был актёром эстрады, певец. Мама Варвара Петровна – рукодельница и певунья, тонкая, чуткая натура - воспитали четверых детей: сыновей Петра, Николая, Бориса и дочь Ларису.
(слайд №6)
Николай подрос и стал учиться в киевской гимназии.
О своём детстве Носов писал: «Чего только я не успевал тогда! Ходил в библиотеку. Читал там книжки. И нужные и ненужные. Играл в шахматы. Да как играл! Так что кричал во сне. Пел в школьном хоре. Играл в оркестре на скрипке, гитаре. Вместе со своими двоюродными братьями выпускал ежемесячный журнал «Икс», для которого писались рассказы, повести и даже роман с продолжением».
(слайд №7)
Прежде чем стать писателем, Николай Носов работал в цементной бригаде, на кирпичном заводе, увлекался химией и хотел поступить на химический факультет Киевского Политехнического института. Но в то время его привлекло кино. В 1929 году поступил в Московский институт Кинематографии. После окончания института работал на студии « Мосфильм» режиссёром.
Носов - участник Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. В годы войны ставил для армии военно-технические фильмы. Награждён орденом Красной звезды.
Писать детские рассказы стал после рождения сына. Сначала просто рассказывал истории своему маленькому сынишке Пете
а потом первый рассказ “Затейники” был опубликован в журнале “Мурзилка” в 1938 году. Он автор многих книг для детей.
Но славу ему принесла повесть-сказка о приключениях маленького человечка Незнайки.
Каждая книга имела огромный успех не только у детей, но и у взрослых. Вот так слушали Николая Николаевича в аудиториях.
Он награжден Государственными премиями нашей страны, двумя орденами, а также медалями.
«Смешное в рассказах Н.Н.Носова»
Николай Носов написал очень много детских забавных историй, которые могли приключиться с каждым из вас. Сегодня мы продолжим работать над произведением этого автора. (слайд №8)
Напомните, как называется это произведение?
Чтение с остановками: (слайд №9)
1 остановка: «Он как подпрыгнет- и уцепился когтями за шляпу.»
- Что будет делать дальше Васька?
- А кто думает по-другому?
- А ты как считаешь? (слайд №10,11)
2 остановка: «Он подошел, нагнулся, хотел поднять шляпу и вдруг как закричит:»
- Почему Володя закричал?
- А ты как думаешь?
- А что еще могло произойти?
- Почему дети так испугались?
- Что страшного мог увидеть Володя? (слайд №12,13)
3 остановка: «Шляпа как подскочит кверху»
- Как вы считаете, почему подскочила шляпа?
- Что мог увидеть Вадик под шляпой? (слайд №14,15)
4 остановка: «до конца»
- Почему шляпа оказалась «живой»?
- Ваши предположения оправдались?
- Какие? (Некоторые дети угадали, а кто-то нет) (слайд №16-21)
6. Физминутка. (слайд №22)
Сейчас у нас физкультминутка,
(Наклоны влево, вправо)
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
(Встали на носочки, потянулись)
А теперь назад прогнулись.
Разминаем руки, плечи,
Что б сидеть нам было легче.
(Вращения согнутыми руками)
Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова.
(Вращение головой)
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка.
7. Первичное закрепление.
- Совпали ваши прогнозы или нет? (Во многих случаях прогнозы совпадали, иногда – нет.)
- Назови главных героев рассказа?
- Как меняется их настроение на протяжении всего рассказа
- Живая шляпа.
* Почему, когда я читала рассказ, вы смеялись, а ведь мальчикам, героям рассказа, было совсем не до смеха? Для того чтобы ответить на этот вопрос, давайте перечитаем первую часть рассказа, до слов «Что – то плюхнулось – упало на пол».
Дети выполняют задание.
*Знали ли мальчики, кто скрывается под шляпой?
- Нет.
*А читатели?
- Да.
* Значит, автор хотел, чтобы читатели знали, что страх напрасен, поэтому он и начал свой рассказ с того, как котёнок попал под шляпу. Эта часть рассказа очень важна, она называется вступлением. Какое впечатление сложилось у вас о героях рассказа? Смелые они мальчишки или трусишки?
Дети дают разные ответы.
Чтобы понять характер мальчиков, отношение к ним автора, нужно проследить, как изображает Носов поступки героев, что и как о них рассказывает.
Дети читают вторую часть рассказа до слов «Ай – прыг на диван. Володя за ним».
*Что же испугало мальчиков?
- Шляпа, которая двигалась.
*Понимали ли они, что шляпы не бывают живыми?
- Да.
* Найдите в тексте слова, которые говорят об этом.
Ответы детей.
*Значит, они испугались того, что обычный, знакомый предмет ведёт себя странно, непонятно?
- Да.
Дети читают следующий отрывок до слов «прибежали на кухню».
* Какими словами говорит автор о состоянии мальчиков?
- Трясутся от страха.
* Герои очень испугались, они тряслись от страха. Что же они предприняли?
Дети читают до слов «и стали швырять её в шляпу».
*Кто из мальчиков, Володя или Вадик, вам больше нравится? Кто из них посмелее?
Ответы детей.
8. Работа по учебнику.
Самостоятельная работа (по карточкам).
Откройте учебник, прочитайте рассказ и выполните задание по карточкам.
(Дети работают по таблице. Прочитав авторские слова, дети должны дописать в таблицу, какое чувство испытывали герои).
Чувство мальчиков (слайд №23)
Увлечение
А в комнате сидели Володя и Вадик. Они раскрашивали картинки.
Испуг
Вдруг шляпа поползла прямо к нему. Вадик как закричит:
- Ай! - и прыг на диван.
Страх
-Я у-у-хо-хожу!- говорит Володя.
-Куда?
-Пойду к себе домой.
-Почему?
-Шляпы бо-боюсь. Я первый раз вижу, чтоб шляпа по комнате ходила.
Радость
Вадик схватил Ваську и давай его обнимать:
-Васька, миленький, как же ты под шляпу попал?
Слова для справок: увлечение, испуг, страх, радость.
8.1. Игра на внимание (слайд №24)
На доску вывешиваются иллюстрации: машина, шляпа, картофель, котёнок, лыжи, клюшка, сани, лыжная палка, ребята.
* Найдите те предметы и тех действующих лиц, которые встретились в рассказе. Назовите «лишние» предметы.
Молодцы! Вы все были очень внимательны и нашли «лишнее».
Вернёмся к рассказу.
Сейчас мы узнаем, кто был самым внимательным. Ответьте на такой вопрос
Кто первый раскрыл секрет «живой» шляпы: Володя или Валик?
Найдите и подтвердите словами текста.
Перечитайте эпизод рассказа, который вам показался самым интересным.
9. Подведение итогов урока.
На доске даны пословицы:
Пуганая ворона и куста боится.
У страха глаза велики.
Робкого и тень страшит.
Храбрый не тот, кто страха не знает, а тот, кто узнал и на встречу ему идет.
- Соотнесите пословицу с текстом рассказа. Какая пословица могла бы стать заголовком произведения?
- Почему вы так считаете?
Стихотворение про шляпу (слайд №25)
К шляпе дружно подойдем,
Ее взглядом обведем!
С нами, шляпа, не шути,
Ты не прыгай, не скачи!
Поскорей открой секрет-
Ты живая или нет?
Крылов Денис
- Я к вам обращаюсь, товарищи дети:
Полезнее книги нет вещи на свете!
Пусть книга друзья заходит в дома.
Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!
10. Рефлексия (слайд №26)
Весёлые рассказы вызывают у людей улыбку и смех.
А смех – дело серьёзное. Совсем не смешно, если ребёнок смеётся над попавшим в беду товарищем, над упавшей старушкой. Важно научиться видеть по – настоящему смешное в жизни, понимать шутки окружающих людей, уметь рассказывать самому о каком – либо забавном случае. Этому мы и научились на уроке на примере рассказов Н. Н. Носова.
- Наше путешествие подошло к концу.
- Покажите с каким настроением вы сегодня заканчиваете урок?
- Прикрепите свой смайлик к доске.
Дома еще раз прочитайте рассказ и ответьте на вопросы в конце произведения (слайд №27)
Рисунок 415