Урок по рассказу Е.И. Носова «Кукла» («Акимыч»)
ОГОУ ДПО «КИНПО (ПК и ПП) СОО»
Кафедра филологии
Урок по рассказу
Е.И. Носова «Кукла» («Акимыч»)
Выполнила:
учитель русского языка и литературы
Залогина Оксана Валерьевна
2010
Цель и задачи урока:
•знакомство учащихся с творчеством Е. И. Носова;
•углубление навыков анализа текста;
•развитие эмоциональной отзывчивости школьников на содержание прочитанного произведения литературы.
Дидактическое оснащение урока: выставка книг Е.И. Носова, портрет. Презентация.
Ход урока.
I Организация начала урока.
II Работа по теме урока
1)
- Ребята, дома вы должны были прочитать рассказ Е.И Носова «Кукла», но прежде чем мы приступим к анализу этого произведения, давайте познакомимся с биографией автора этого произведения.
См. Презентация
2) Беседа после просмотра презентации.
- Расскажите, что нового вы узнали из жизни Евгения Носова.
- Сколько примерно лет было Е.И. Носову, когда он стал противотанковым артиллеристом?
- Где и кем работал писатель?
Какова главная тема его творчества?
3) Словарная работа
Внапашку - внакидку
Выгон - место, где пасётся скот; пастбище.
Глумиться - злобно и оскорбительно издеваться.
Дурнишник, белокопытник, куга, стрелолист - просторечные названия сорняков
Избыть - избавиться от чего - либо
Картуз - мужской головной убор с жёстким козырьком.
Кирзачи - сапоги из кирзы (заменителя кожи, пропитанные специальным составом, предохраняющим от влаги)
Святотатство - поругание, оскорбление чего - либо святого.
Сижи - места рыбалки, насиженные места.
Споро - быстро, проворно.
4) Беседа по прочитанному произведению
– Какое значение имеет начало рассказа? (писатель сравнивает прошлое и настоящее, и это сравнение не в пользу настоящего, небрежного к природе, истории)
- Как проходит в рассказе о мирной жизни тема войны? С какой целью автор обращается к теме войны? (Война отзывается эхом и в мирной жизни. И у рассказчика и у Акимыча во многом сходная судьба.)
5) Сообщение учащегося
У писателя было особое отношение к Великой Отечественной войне. Носов ушел на фронт восемнадцатилетним пареньком, сражался в составе противотанковой бригады, был тяжело ранен и, вернувшись домой, некоторое время получал пособие как инвалид. Позже все пережитое, увиденное, запомнившееся – и детство, и война, и послевоенные судьбы родной страны – проходило перед духовным взором Носова и оживало в особом, преображенном виде в книгах. В своих произведениях автор никогда не описывал непосредственно военные действия. «Война в произведениях Носова звучит нередко, хотя и отрывочно, фрагментарно – то в воспоминаниях фронтовиков, то в обстоятельствах их сегодняшней жизни, как бы за пределами сюжета». «Моей неизменной темой по-прежнему остается жизнь простого деревенского человека, его нравственные истоки, отношение к земле, природе и ко всему современному бытию», – писал Носов в своей автобиографии. Для самого Е.И. Носова, как и для его героев, земля, на которой живут находящиеся рядом с ним люди, священна. Это земля Родины. Её надо любить и защищать. Такое отношение к земле было характерно с древних времен.
– А что можно сказать о современных людях, прочитав рассказ «Кукла» ? Как они относятся к своей земле, природе? (Описывая места, где оставил «следы» своего пребывания человек, автор показывает бездушное отношение человека к природе, привлекает внимание к экологической проблеме нашего времени.)
– Только ли к природе равнодушен человек в рассказе? (Нет. Кто-то сжег шалаш Акимыча. Рассказчик даже испугался, жив ли его старый приятель.)
– Что увидели рассказчик и Акимыч в грязном придорожном кювете? (Куклу. «Она лежала навзничь, раскинув руки и ноги. Большая и все еще миловидная лицом, с легкой, едва обозначенной улыбкой на припухлых по-детски губах».)
– Что поразило Акимыча и рассказчика в найденной кукле? (Над ней кто-то жестоко и цинично глумился: «светлые шелковистые волосы на голове были местами обожжены, глаза выдавлены, а на месте носа зияла дыра, прожженная, должно быть, сигаретой. Кто-то сорвал с нее платье, а голубенькие трусики сдернул до самых башмаков, и то место, которое прежде закрывалось ими, тоже было истыкано сигаретой».)
– Как Акимыч воспринимает глумление над куклой? (Как серьезную трагедию, ведь кукла имеет человеческий облик. «Так мне нехорошо видеть это! Аж сердце комом сожмется. Вроде и понимаешь: кукла. Да ведь облик-то человеческий. Иную сделают так, что от живой не отличишь. И плачет по-людски.)
– Акимыч уже не ребенок. Почему эпизод с куклой показался ему таким страшным? (Он напомнил Акимычу военное время.: «Может, со мной с войны такое. На всю жизнь нагляделся я человечины». Старый фронтовик не смог спокойно пройти мимо. Растерзанная кукла, лежавшая навзничь с раскинутыми руками и ногами, напомнила ему об ужасах войны, о тяжелораненых, оставшихся без рук и ног, об изуродованных телах погибших солдат, не преданных земле. Акимыч решил похоронить куклу. Для этого он выкопал настоящую могилку, охапкой сена выстлал днище ямы, аккуратно положил туда куклу, сверху прикрыл охапкой сена и только тогда закопал.
Акимыч считает, что если кто-то смог растерзать куклу, то он сможет и над человеком надругаться.)
6) Сообщение учащегося
Значение куклы в древности.
Это мы сейчас думаем, что играть в куклы – занятие детское. Но много веков назад отношение к кукле было очень серьезным. С древности куклы играли таинственную, связанную с понятиями жизни и смерти роль. Древние люди считали, что кукла с нарисованным лицом походит на человека, она живая, следовательно, у нее есть душа. На Руси куклы были, прежде всего, оберегами, участниками языческих обрядов. Постепенно кукла превратилась в простую детскую игрушку, хотя и осталась эстетически привлекательной. Кукла, созданная неживой, посредством игры «оживает» в руках ребенка, который через игру постигает жизнь.
– Давайте сравним рассказ Е.И. Носова «Кукла» и стихотворение К. Случевского «Кукла».
Куклу бросил ребенок. Кукла быстро свалилась,
Стукнулась глухо о землю и навзничь упала...
Бедная кукла! Ты так неподвижно лежала
Скорбной фигуркой своей, так покорно сломилась,
Руки раскинула, ясные очи закрыла...
На человека ты, кукла, вполне походила!
Учащиеся делают вывод о том, что в обоих произведениях говорится о брошенной кукле, только в стихотворении куклу бросил ребенок – существо неразумное, поэтому его действия можно считать неосознанными. В рассказе Носова над куклой надругались взрослые или подростки, значит это сделано осознанно и достойно осуждения.
III Закрепление
– Что отличает Акимыча от других людей, которые проходили мимо куклы и не обращали на неё внимания? (У него болит душа и сердце за все окружающее и увиденное, он возмущен равнодушием людей.)
– Словарь литературоведческих терминов дает такое определение: «Равнодушие – это молчаливое согласие на зло». Как вы поняли, что значит равнодушие?
– Какой вывод делает Акимыч о причинах происшедшего? («Нынче многие притерпелись к худу и не видят, как сами худое творят. А от них дети того набираются... Проходят парочки, за руки держатся, про любовь говорят, о детках мечтают. Везут малышей в колясках – бровью не поведут. Детишки бегают – привыкают к такому святотатству». Большое зло начинается с малого. Самое страшное – привычка к святотатству, равнодушие.)
– Рассказ Е.И. Носова «Кукла» заканчивается такими словами: «Всего не закопать…». Что значит «всего»? Как понять смысл этих слов?
IV Итог урока
– В первых публикациях рассказ назывался «Акимыч», а позднее – «Кукла». Как вы думаете, почему автор изменил название?
(Изменив название рассказа, автор акцентирует внимание читателя не на образе Акимыча, а на случае с куклой. Так автор выражает свой протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к природе, к окружающим людям, в том числе и к Акимычу, вкладывая его в уста своего героя.)
– Как вы думаете, изменилась ли в дальнейшем ситуация? Верит ли сам Акимыч в лучшее будущее? А рассказчик?
Рассказ Носова «Кукла» повествует о проблемах, которые должны волновать всех. Безразличное отношение людей друг к другу, к вещам, жестокость по отношению к природе, к сожалению, не становится меньше, а, напротив, растет. Изменить ситуацию можно, если каждый задумается над ней и начнет меняться сам, будет работать над собой, займет активную жизненную позицию. Такую же, как автор рассказа «Кукла», дающий пример беззаветной любви к родной земле, людям, живущим на ней. Эта любовь чувствуется даже в том, что писатель использует в своем рассказе слова и выражения, характерные для жителей Курской области: дурнишник, белокопытник, стрелолист (названия растений), язь (вид речной рыбы), гусак, взгорок, «гукает кирзачами», «телогреечка внапашку» и другие. (Здесь можно поработать над отдельными словами, объяснить их значение.)
«...Он освещает проблемы, существенно важные для Родины, волнующие народ: о судьбе деревни, о социальной справедливости... о том, как жить и что делать...» (И. Баскевич.)
V Домашнее задание
Прочитать любой рассказ Е.И. Носова
Сделать иллюстрацию к любому рассказу Е.И. Носова.