Конспект урока по чтению в 5 классе. Тема: Внеклассное чтение «Н.Н. Носов Заплатка». Для детей с ОВЗ.
Приложение №1
Викторина «Рассказы о ровесниках.
Узнайте произведение, назовите автора.
И вместо дяди Гриши во двор пришли три девушки. Они все были очень красиво одеты: носили мужские длинные штаны, измазанные разными красками и совершенно твердые. Когда эти девушки ходили, штаны на них гремели, как железо на крыше. А на головах девушки носили шапки из газет.
В. Драгунский «Сверху вниз, наискосок».
А в его груди билось благородное сердце рыцаря. В заветных мечтах он видел себя закованным в блестящие стальные доспехи, в шлеме с опущенным забралом, на белом коне с раздувающимися ноздрями. В таком виде он мчался по свету и совершал множество подвигов, защищая слабых и обиженных.
Ю. Яковлев «Рыцарь Вася».
Все ребята молчали, никто не знал, что сказать. Костя смотрел на Ольгу Николаевну во все глаза и изо всех сил натягивал на себя одеяло, будто решил закутаться в него с головой. Ольга Николаевна подошла к нему:
Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома».
Приложение № 2
Тест
1. Мальчика в рассказе зовут:
А) Борька Б) Бобка В) Вовка
2. У него были штаны:
А) солдатские Б) милицейские В) лыжные
3. Мальчик попросил зашить штаны:
А) бабушку Б) маму В) сестру
4. Мальчик вырезал заплатку величиной с:
А) яблоко Б) кулак В) огурец
5. Мальчику удалось крепко и аккуратно пришить заплатку:
А) сразу Б) во второй раз В) только с третьей попытки:
6. Дети увидели, что заплатку он сам пришил, потому что заплатка:
А) была неаккуратно пришита Б) была помята В) была обведена карандашом
7. Дети во дворе назвали Бобку:
А) молодцом Б) героем В) солдатом
Ответ: 1 – б; 2 – а; 3 – б; 4 – в; 5 – б; 6 – в; 7 – а.
Приложение №3
Цифровой диктант
1. У Бобки были штаны защитного цвета.
2. Эти штаны порвала злая собака.
3. Мама пришила заплатку на штаны.
4. Солдат все должен уметь делать сам: ставить заплатки, пришивать пуговицы.
5. Бобка вырезал заплатку синего цвета величиной с огурец.
6. Бобка разговаривал с иголкой.
7. Бобка отпорол неудачную заплатку ножницами.
8. Во второй раз он пришил заплатку ровно, гладко и крепко.
9. Бобка жалел, что у него оторвались все пуговицы и некому их пришить.
Ответы: 100 101 010
Конспект урока по чтению в 5 классе.
Тема: Внеклассное чтение «Н.Н. Носов Заплатка».
Цель: обеспечение совершенствования чтения через освоение литературного текста.
Задачи урока:
Образовательные:
продолжить знакомство с творчеством Н.Н.Носова
Коррекционные:
развивать творческие и коммуникативные способности ребёнка
формировать основы читательских и речевых умений
Воспитательные:
воспитывать в детях чувство товарищества, осознания ценности дружбы, поддержки, взаимовыручки
Тип урока: комбинированный
Оборудование:
компьютер;
мультимедийный проектор;
Презентация к уроку Microsoft Office PowerPoint 2007;
Текст рассказа Н.Н. Носова «Заплатка». (5 экземпляров)
№
Название этапа урока
Отведённое время
1.
Организация урока
1 мин.
2.
Проверка домашнего задания
4 мин.
3
Динамическая пауза для глаз
2 мин.
4.
Подготовка к активной познавательной деятельности: – актуализация знаний– вступительное слово о писателе
3 мин.
5.
Первичное слушание текста
- разбор непонятных слов
- словарная работа
5 мин.
6.
Дыхательная гимнастика
1 мин.
7.
Выразительное чтение и анализ эпизодов:
- чтение по цепочке
- чтение по ролям
- ответы на вопросы по тексту
11 мин.
8.
Физкультминутка общая
2 мин.
9.
Соотнесение картинки с текстом
6 мин.
10.
Тест
4 мин.
11.
Цифровой диктант
3 мин.
12.
Подведение итогов
2 мин.
13.
Домашнее задание
1 мин.
ХОД УРОКА
Этапы урока и время
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
1. Организация урока (1 мин.)
1. Организация позитивной мотивации деятельности учащихся на уроке.
– Ребята, пусть этот урок принесёт нам радость общения и наполнит наши души прекрасными чувствам.
Сегодня на уроке Мы будем думать,Размышлять,На вопросы отвечать!
Спинки подравняли, руки перед собой, глазки на меня.
Дети встают около своих парт
Тихо сели
2. Проверка домашнего задания (4 мин.)
(Презентация, слайд 1, 3, 5 ) . Мы с вами заканчиваем большую тему которая называется «О друзьях – товарищах». Мы прочитали много произведений посвященных детям, вашим ровесникам. Вашим домашним заданием было вспомнить эти произведения и авторов которые их написали. Зачитываются отрывки (Приложение № 1 ).
Ответы детей (Приложение № 1 )
Ответы детей на вопросы по произведениям (Презентация 2, 4, 6 ).
3. Динамическая пауза для глаз (2 мин).
Зажмуриваемся
Упражнение укрепляет мышцы век, способствует улучшению кровообращения и расслаблению мышц глаз. Сядьте на стул, крепко зажмурьте глаза на 3–5 секунд, а затем откройте их на это же время. Повторите 2 - 4раза.
Моргаем
Это упражнение тоже улучает кровообращение. Быстро поморгайте глазами в течение 1 минуту.
Следим за пальцем
Встаньте со стула, посмотрите прямо перед собой 2–3 секунды, затем вытяните вперед правую руку на расстояние 25–30 см на уровне глаз и посмотрите
на указательный палец3–5 секунд, опустите руку.
Повторите упражнение 3 - 5 раз. Это упражнение позволит снизить утомление глаз.
Другой вариант этого упражнения тоже делается стоя. Вытяните руку вперед, посмотрите на указательный палец, после чего медленно приблизьте его к глазам до тех пор, пока изображение не начнет двоиться.
Повторите 3 - 5 раз.
Дети выполняют упражнения вместе с учителем.
4. Подготовка к активной познавательной деятельности: (3мин)– актуализация знаний– вступительное слово о писателе.
(Презентация, слайд 7). Рассказ учителя о писателе Н.Н. Носове (Приложение №4)
Ребус (название произведения «Заплатка»). (Презентация, слайд 8,9).
Объявление темы урока.
Дети отгадывают ребус.
5. Первичное слушание текста(5 мин)
- разбор непонятных слов
- словарная работа.
Учитель читает медленно рассказ.
(Приложение № 5).
Разбор непонятных слов (Презентация, слайд 10,11,12).
Словарная работа (пуговица). (Презентация, слайд 13,14).
6. Дыхательная гимнастика (1 мин)
Важнейшие условия правильной речи - это плавный, длительны выдох, четкая, ненапряженная артикуляция. Прежде чем вы начнете читать, мы с вами сделаем дыхательную гимнастику. Упражнение 1. НАСОСИК.Малыш ставит руки на пояс, слегка приседает – вдох, выпрямляется – выдох. Постепенно приседания становятся ниже, вдох и выдох длительнее. Повторить 3 – 4 раза.
Упражнение 2. МЫШКА И МИШКА. Вы читаете стихотворение, ребёнок выполняет движения. У мишки дом огромный (выпрямиться, встать на носочки, поднять руки вверх, потянуться, посмотреть на руки, вдох) У мышки – очень маленький (присесть, обхватить руками колени, опустить голову, выдох с произнесением звука ш-ш-ш) Мышка ходит в гости к мишке (походить на носочках) Он же к ней не попадёт. Повторить 3 – 4 раза.
Упражнение 3. Часики.Встать прямо, ноги врозь, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить «тик-так». Повторять 10–12 раз.
Дети выполняет упражнения.
7. Выразительное чтение и анализ эпизодов:
- чтение по цепочке
- чтение по ролям
- ответы на вопросы по тексту(11мин).
Молодцы дети ! Мы с вами приготовились к дальнейшей работе. Спинки ровные, руки перед собой.
Дети, мы сейчас будем читать по цепочке. Каждый внимательно следит по тексту.
Ребята, скажите пожалуйста сколько в рассказе можно выделить действующих лиц?
Сейчас мы с вами будем читать по ролям. Распределение ролей.
Вопросы по прочитанному:
– Как зовут героя рассказа? – С чего начинается рассказ? – Как вы думаете, почему Бобка дорожил своими штанами? – Как он их порвал? – Почему Бобка пошел на улицу в рваных штанах? – Подумайте, почему мама не помогла сыну? – Когда и почему Бобке стало стыдно?
1.Дети читают по цепочке.
2. Дети читают по ролям
Ответы детей: – История начинается со штанов.– Они были замечательные, защитного цвета, солдатские.
- Главного героя зовут Бобка.
-Бобка перелезал через забор.
-Мама не захотела зашить штаны.
-Она хотела чтобы он был самостоятельным и сам мог зашить себе штаны.
- Его пристыдили ребята во дворе.
88. Физкультминутка общая (1 мин).
Для здоровья сбереженьяВыполняем упражненья:Руки вверх, руки вниз,На носочки поднялись:То присели, то нагнулись:Ровно стали, улыбнулись:Тихо сели и опятьМы готовы отвечать.
Как живёшь? Вот так! А плывёшь? Вот так! Как бежишь? Вот так! Вдаль глядишь? Вот так! Ждёшь обед? Вот так! Машешь в след? Вот так! Утром спишь? Вот так! А шалишь? Вот так!
Дети выполняют упражнения.
Соотнесение
Картинки и текста (6мин)
Следующее задание необходимо найти строчки в тексте в соответствии с данной картинкой. (Презентация, слайда 15 - 24 ).
Дети смотрят на картинку и подбирают текст. (Приложение №6).
Тест (4 мин).
Мы будем работать с тестом. Условия работы таковы:(Приложение№2)
-Читаем вопрос про себя.
- Читаем ответы.
-Выбранный ответ обводим кружком.
Затем устно разбираем.
Дети работают самостоятельно.
Работают группой.
Цифровой диктант.
(3 мин).
Учитель читает утверждения.(Приложение№3)
-Если утверждение верно , то вы ставите цифру 1.
-Если неверно, то ставите цифру 0.
Проверка вместе с детьми.
Дети работают на листочках.
Подведение итогов.
(2мин).
Выберите черты, которые характеризуют Бобку?
– В начале рассказа, каким был мальчик?– Как вы думаете, что помогло ему стать другим?– Прочитайте пословицы. Какая подходит больше всего к данному рассказу «Терпение и труд всё перетрут» ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], слайд 25 ).– Как вы её понимаете?– Подходит ли она к рассказу «Заплатка»
– Ленивым, злым– Труд, упорство.– Благодаря терпению и труду мальчик справился с работой. Значит эта пословица подходит.
Домашнее задание
(1 мин).
Прочитайте дополнительно рассказы Н.Н. Носова.(Презентация, слайд 26).
Приложение № 5
У Бобки были замечательные штаны: зелёные, вернее сказать, защитного цвета. Бобка их очень любил и всегда хвастался:
– Смотрите, ребята, какие у меня штаны. Солдатские!
Все ребята, конечно, завидовали. Ни у кого больше таких зелёных штанов не было.
Однажды Бобка полез через забор, зацепился за гвоздь и порвал эти замечательные штаны. От досады он чуть не заплакал, пошёл поскорее домой и стал просить маму зашить.
Мама рассердилась:
– Ты будешь по заборам лазить, штаны рвать, а я зашивать должна?
– Я больше не буду! Зашей, мама!
– Сам зашей.
– Так я ведь не умею!
– Сумел порвать, сумей и зашить.
– Ну, я так буду ходить, – проворчал Бобка и пошёл во двор.
Ребята увидели, что у него на штанах дырка, и стали смеяться.
– Какой же ты солдат, – говорят, – если у тебя штаны порваны?
А Бобка оправдывается:
– Я просил маму зашить, а она не хочет.
– Разве солдатам мамы штаны зашивают? – говорят ребята. – Солдат сам должен уметь всё делать: и заплатку поставить и пуговицу пришить.
Бобке стало стыдно.
Пошёл он домой, попросил у мамы иголку, нитку и лоскуток зелёной материи. Из материи он вырезал заплатку величиной с огурец и начал пришивать её к штанам.
Дело это было нелёгкое. К тому же Бобка очень спешил и колол себе пальцы иголкой.
– Чего ты колешься? Ах ты, противная! – говорил Бобка иголке и старался схватить её за самый кончик, так, чтобы не уколоться.
Наконец заплатка была пришита. Она торчала на штанах, словно сушёный гриб, а материя вокруг сморщилась так, что одна штанина даже стала короче.
– Ну, куда же это годится? – ворчал Бобка, разглядывая штаны. – Ещё хуже, чем было! Придётся наново перешивать.
Он взял ножик и отпорол заплатку. Потом расправил её, приложил снова к штанам, хорошенько обвёл вокруг заплатки чернильным карандашом и стал пришивать её снова. Теперь он шил не спеша, аккуратно и всё время следил, чтобы заплатка не вылезала за черту.
Он долго возился, сопел и кряхтел, зато, когда всё сделал, на заплатку было любо взглянуть. Она была пришита ровно, гладко и так крепко, что не отодрать и зубами.
Наконец Бобка надел штаны и вышел во двор. Ребята окружили его.
– Вот молодец! – говорили они. – А заплатка, смотрите, карандашом обведена. Сразу видно, что сам пришивал.
А Бобка вертелся во все стороны, чтобы всем было видно, и говорил:
– Эх, мне бы ещё пуговицы научиться пришивать, да жаль, ни одна не оторвалась! Ну ничего. Когданибудь оторвётся – обязательно сам пришью.
Приложение № 4
Знакомство с биографией Н. Н. Носова.
– Николай Николаевич Носов родился 1908 году в Киеве. Писал он в то же время, когда писали К. Чуковский, А. Барто, С. Маршак, С. Михалков. Первый его рассказ «Затейники» был опубликован в журнале «Мурзилка» в 1938 году. Н. Носов писал много рассказов и повестей о ребятах («Карасик», «Автомобиль», «Федина задача», «Замазка» и др.). В 1954 году вышла его книжка-сказка «Приключения Незнайки и его друзей». Потом появились «Незнайка в Солнечном городе» и «Незнайка на Луне». Но Н. Носов не сразу стал писателем. Он сменил множество профессий: продавал газеты, был чернорабочим, землекопом, косарем, возчиком бревен. Поступил сначала в Киевский художественный институт, а потом перевелся в Институт кинематографии в Москве. Был постановщиком нескольких учебных и научно-популярных фильмов. И только после такой трудовой биографии стал писателем. В 1952 г. писатель получил Государственную премию за свои повести и рассказы.
Н.Н. Носов родился в 1908 году в Киеве, в семье актёра. Прежде чем стать писателем он был продавцом газет, землекопом, возчиком брёвен, чернорабочим. После окончания института кинематографии он работал почти 20 лет режиссёром, поставил немало научных и мультипликационных фильмов. Первый рассказ «Фантазёры» напечатали в журнале «Мурзилка». Подрастал сын писателя и просил новых сказок. И Носов стал сочинять для него забавные рассказы, которые нравятся не только детям, но и взрослым.
Приложение № 6 Заплатка
У Бобки были замечательные штаны: зелёные, вернее сказать, защитного цвета.
Бобка их очень любил и всегда
хвастался:– Смотрите, ребята, какие у меня штаны.
Солдатские!Все ребята, конечно, завидовали. Ни у кого больше таких зелёных штанов не было.
Однажды Бобка полез через забор, зацепился за гвоздь и порвал эти замечательные штаны.
От досады он чуть не заплакал, пошёл поскорее домой и стал просить маму зашить.
Мама
рассердилась:– Ты будешь по заборам лазить, штаны рвать, а я зашивать
должна?– Я больше не буду! Зашей,
мама!–Сам
зашей.–Так я ведь не умею!– Сумел порвать, сумей и зашить.
– Ну, я так буду ходить, – проворчал Бобка и пошёл во двор.Ребята увидели, что у него на штанах дырка, и стали смеяться.
– Какой же ты солдат, – говорят, – если у тебя штаны порваны?А Бобка оправдывается:– Я просил маму зашить, а она не хочет.– Разве солдатам мамы штаны зашивают?
– говорят ребята.
– Солдат сам должен уметь всё делать: и заплатку поставить и пуговицу пришить.Бобке стало стыдно.
Пошёл он домой, попросил у мамы иголку, нитку и лоскуток зелёной материи.
Из материи он вырезал заплатку величиной с огурец и начал пришивать её к штанам.Дело это было нелёгкое. К тому же Бобка очень спешил и колол себе пальцы иголкой.
– Чего ты колешься? Ах ты, противная!
– говорил Бобка иголке и старался схватить её за самый кончик, так, чтобы не уколоться.Наконец заплатка была пришита.
Она торчала на штанах, словно сушёный гриб,
а материя вокруг сморщилась так, что одна штанина даже стала короче.– Ну, куда же это годится? – ворчал Бобка, разглядывая штаны.
– Ещё хуже, чем было! Придётся заново перешивать.
Он взял ножик и отпорол заплатку.
Потом расправил её, приложил снова к штанам, хорошенько обвёл вокруг заплатки чернильным карандашом и стал пришивать её снова.
Теперь он шил не спеша, аккуратно и всё время следил, чтобы заплатка не вылезала за черту.
Он долго возился, сопел и кряхтел, зато, когда всё сделал, на заплатку было любо взглянуть.
Она была пришита ровно, гладко и так крепко, что не отодрать и зубами.Наконец Бобка надел штаны и вышел во двор. Ребята окружили его.– Вот молодец! – говорили они.
– А заплатка, смотрите, карандашом обведена. Сразу видно, что сам пришивал.
А Бобка вертелся во все стороны, чтобы всем было видно, и говорил:– Эх, мне бы ещё пуговицы научиться пришивать, да жаль, ни одна не оторвалась! Ну ничего.
Когда-нибудь оторвётся – обязательно сам пришью.
Рисунок 1Рисунок 2Рисунок 5Рисунок 6Рисунок 8зђЗаголовок 215