Презентация по экологии на тему Методика обучения исследовательской деятельности в области экологии (5 класс)
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Высокоярская средняя общеобразовательная школа»Бакчарского района Томской областиe-mail: zharinkova52@mail.ru Методика обучения исследовательской деятельности в области экологии учащихся основной школы и система оценивания уровня сформированности исследовательских компетенцийЖаринкова Галина Африкановна - учитель химии 2016г. I этап. Мотивационный.Вызов интереса. Делаем снимки интересных с точки зрения ребят мест. Рассматриваем фотографии озера, отвечаем на вопросы. Определяем проблему. Карточка 1Продолжите мысль.А) Обмеление озера приведёт к …Б) Я бы …. Карточка 21. Объектом вашего исследования будет озеро «Михеевское». Выберите то, что бы вы отнесли к предмету исследования (предмет исследования – составляющая часть объекта исследования):рыбы, качество дна озера, растительность по берегам и внутри озера, качество воды в озере, крутизна склонов берега озера, ширина озера, длина озера, пушные звери леса, окружающего озеро.2. Объедините выбранные вами слова и словосочетания, каким-нибудь общим выражением, то есть укажите предмет исследования.3. Из предложенных тем выберите ту, которая наиболее близко отражает предмет исследования:А) экологическое состояние озера «Михеевское»;Б) обитатели озера «Михеевское»;В) влияние хозяйственной деятельности. II этап. Формирование умений обосновывать актуальность темы исследования, определять предмет исследования, формулировать тему и выдвигать гипотезы. 1. Актуальность 2. Предмет исследования Карточка 31.Задайте вопрос, на который бы вы хотели получить ответ, работая по выбранной вами теме (проблемный вопрос).2. Выскажите вашу версию ответа на этот вопрос (гипотеза). Карточка с заданиями, помогающими детям ставить проблемный вопрос и выдвигать гипотезу: Озеро «Михеевское» Водоплавающие птицы Рыбы Лес Земноводные Насекомые Птицы Формируем понятие «экологическая система» Млекопитающие Водные растения Ставим цель и определяем задачи исследования Тренинг Карточка 41. Вам необходимо пойти в магазин и выбрать игрушку для младшего брата.Сформулируйте цель вашего похода в магазин. Формулировка должна представлять словосочетание в виде «существительное + ….».2.Перечислите, что вы должны сделать, чтобы выполнить поставленную цель. Перечисления должны представлять словосочетания в виде «глагол + …». Все перечисления озаглавьте словом «Задачи». Ответы должны быть примерно такими.Цель: выбор игрушки для младшего брата.Задачи:1) выясняем вкусы брата;2) находим деньги на покупку (с разрешения родителей);3) … 1. В процессе работы формирую исследовательские умения.Учу детей как:- с помощью специальной методики определить крутизну берега озера;- определить высоту склона способом горизонтального визирования;- экспериментально определить качественные показатели воды (прозрачность, запах, цвет, жёсткость, вкус);- проводить промеры глубины озера;- определить площадь зеркала озера;- с помощью специальной методики нарисовать план озера. III этап. Формирование исследовательских и общеучебных навыков Общеучебные навыки:- анализировать факты;- сравнивать;- обобщать и делать выводы;-умение составлять диаграммы;- производить вычисления;- работать с научной литературой и т.д. III этап. Формирование исследовательских и общеучебных навыков Все шаги и результаты исследовательского этапа работы отражаем в журнале проведения исследования. Определение высоты склона способом горизонтального визирования Все шаги, вычисления и результаты исследовательского этапа работы отражаем в журнале проведения исследования. Определение качественных показателей воды Все шаги, вычисления и результаты и исследовательского этапа работы отражаем в журнале проведения исследования. Промеры глубины озера и определение площади зеркала озера Собранный материал представляем в виде графиков, диаграмм Когда все данные получены, учу детей правильно оформлять результаты работы в разделе исследовательской работы «Исследовательская часть». А все сделанные выводы оформляем в разделе «Заключение». Составляем список литературы Тренинг Карточка 5.1. Ниже дан образец оформления литературы. Чирков Ю. Ожившие химеры. - М.: Детская литература, 1991. - С. 92-94.Внесите нужную информацию в таблицу, не забывайте о знаках препинания. Кол. страниц Год издания Название издательства Место издания Название Автор С. 92-94. 1991.- Детская литература, М.: Ожившие химеры.- Чирков Ю. Кол. страниц Год издания Название издательства Место издания Название Автор Ответ: IV этап. Рефлексия Карточка 6Вопросы анкеты:1. Полезна ли была для тебя проделанная работа.2. Что нового для себя ты узнал?3. Чему ты научился в процессе работы?4. Как эта работа изменила тебя самого? Система оценивания уровня сформированности исследовательских компетенций 2 1 0 Уровень творческой активности Творческая активность 2 1 0 Уровень самостоятельности в выполнении различных этапов работы Самостоятельность Степень владения рефлексивными умениями 2 1 0 Уровень продуктивной коммуникации 2 1 0 Уровень устной коммуникации Коммуникативные способности 2 1 0 Уровень оформления работы Умение оформлять работу 2 1 0 Уровень обработки информации 2 1 0 Уровень самостоятельности поиска информации Способность к осмыслению использованной информации Степень значимости полученных результатов 2 1 0 Уровень оценки результата 2 1 0 Уровень планирования 2 1 0 Уровень целеполагания Степень осмысления проблемы исследования Способность к осмыслению проблемы, формулированию цели и задач, полученных результатов исследования Баллы:0 – не сформированы1 – частично сформированы2 – полностью сформированы Критерии Критериальная база развития исследовательских компетенций обучающихся Компетенции Лист самооценки учащегося (раз в полугодие обучающиеся заполняют листы самооценки исследовательских компетенций) Насколько готов к выступлению в классе, в другой школе? Насколько самостоятельно можешь выполнять работу? Умеешь правильно оформлять исследовательскую работу? Умеешь проводить анализ информации? Умеешь самостоятельно осуществлять поиск информации? Умеешь выдвигать гипотезу? Умеешь определять задачи? Умеешь ставить цель? Умеешь видеть проблему? Самооценка по пятибалльной системе Вопросы