Классный час по теме Профилактика дорожно-транспортных правонарушений . Правила дорожного движения
Министерство образования и науки
Самарской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Среднего профессионального образования
«Губернский колледж г.Сызрани»
технический профиль
Классный час по теме
Профилактика дорожно-транспортных правонарушений . Правила дорожного движения
Разработала: Курова О.С. Самсонова Л.С.
2014
Тема Профилактика дорожно-транспортных правонарушений . Правила дорожного движения
Цели:
Соблюдение правил дорожного движения для водителей и пешеходов
Профилактика дорожно-транспортного травматизма.
Развитие культуры поведения во время дорожного движения
Развитие творческих способностей студентов.
Задачи:
– познакомить с историей возникновения дорожных правил;
– повторить правила уличного движения для пешеходов и водителей
– развивать умения самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни.
Ход классного часа:
1.Мотивация. Причины, необходимые для соблюдения правил дорожного движения на дороге. 5мин
2. Выступление инспектора ГИБДД 10 мин
2.Знакомство с историей и правилами дорожного движения для водителей и пешеходов. 15 мин
3. Конкурсы, учимся применять правила дорожного движения для водителей и пешеходов на практике 10 мин
3.Подведение итогов конкурсов. Рефлексия 5 мин
МОТИВАЦИЯ
Здравствуйте, ребята, сегодня мы поговорим с вами о правилах дорожного движения. Вам уже исполнилось или скоро исполнится (в зависимости от курса) по 18 лет. В 18 лет у вас появляется много новых прав, которые ранее вам были недоступны. Почему эти права предоставляют только взрослым, ответственным людям? Студенты пытаются ответить на этот вопрос. Приходим к выводу, что такие права требуют наличие у гражданина обязанностей. Эти права не только дают дополнительные возможности человеку, но и могут быть опасными для общества, если ими пользоваться неправильно. Именно поэтому для получения ряда таких прав нужно пройти специальное обучение и научиться грамотно их использовать. После обучения человек получает так называемые права – документ, подтверждающий, что он владеет знаниями для реализации своего права. Что может случиться, если ты не владеешь знаниями необходимыми для реализации своего права ? (слайд 1,право на управление ТС)
ДОКЛАД ВСЕМИРНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
Всемирной организацией здравоохранения был опубликован доклад, в котором представлена статистика гибели людей в результате дорожных аварий. В докладе сказано, что к 2020 г. дорожно-транспортные происшествия обгонят в качестве причин смертности СПИД и инсульты.
Более 1 млн. 200 тыс. человек и еще 50 млн. получают травмы. Ежедневно на дорогах погибают более 3 тыс. человек, большая часть которых – молодые люди от 15 до 44 лет. И если не принимать срочных мер, то в течение ближайших 14 лет дорожная смертность возрастет еще на 60%.
Статистика утверждает, что ежедневно в автомобильных авариях погибают 95 человек – одна смерть каждые 15 минут. По прогнозам, к 2020 году травматизм в результате дорожных аварий может стать третьей основной причиной гибели или увечий. (слайд 2 данные статистики)
Среди основных причин ДТП – превышение скорости, употребление алкоголя, отсутствие программ технического осмотра транспортных средств и устройств, обеспечивающих безопасность водителей и пассажиров.
Смерти и увечья на дорогах могут и должны быть предотвращены. На это направлены усилия государства, общества, этому способствует реализация Федеральной целевой программы –«Повышение безопасности дорожного движения» Считаете ли, вы что вам эту информацию нужно принять к своему вниманию?
Сегодня мы будем с вами говорить о правилах дорожного движения не только для пешеходов, но и для водителей.
ВЫСТУПЛЕНИЕ ИНСПЕКТОРА ГИБДД
ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
Весь транспорт подчиняется строгому закону, который называется – «Правила дорожного движения».
Историческая справка. Сами правила родились на свет давно Попытки ввести правила езды по улицам и дорогам создавались в то время когда по улицам ездили конные экипажи. Были эти правила, конечно, не такими, как сейчас, – намного проще. Но и тогда знать их обязаны были все. В России царский указ предупреждал: «Извозчикам и прочим всяких чинов людям ездить, имея лошадей взнузданными, со всяким опасением и осторожностью, смирно». За ослушание «виновные за первую вину будут биты кошками, за вторую кнутом, за третью сосланы будут на каторгу.
«Первые правила» были созданы для извозчиков и ямщиков. Потом появились велосипеды (двухколесные, трехколесные). Первый автомобиль, паровой, был создан в 1769 г. французом Жан Кюньо. В 1885 г. немецкие изобретатели Карл Бенц и Даймлер создали автомобиль с бензиновым мотором – мотоколяску. Позднее появились автомобили с двигателем внутреннего сгорания.
С появлением автомобилей, появились новые правила. В Англии, например, когда появились первые автомобили, было издано специальное постановление, в котором говорилось: «В городах перед механической повозкой должен бежать человек с красным флажком, дабы предупредить тем самым об опасности». Когда первые автомобили появились в Петербурге и Москве, городская дума предписывала их владельцам ездить по городу не быстрее 12 км/ч.( слайд 3 возникновение ПДД)
ОСНОВНЫЕ НАРУШЕНИЯ ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
1. Управление ТС водителем, не имеющим права управления ТС (за исключением учебной езды). штраф от 5000 до 15000 руб. + отстранение от управления ТС, задержание ТС ст 12.7 ч. 1 КОАП
2.Управление ТС водителем, находящимся в состоянии опьянения. штраф 30000 руб. лишение права управления ТС на срок от 1,5 до 2 лет + отстранение от управления ТС, направление на МО, изъятие ВУ, задержание ТС. При повторном нарушении: штраф 50000 руб. + лишением прав на 3 года. 12.8 ч. 1 КОАП
3.Управление ТС водителем, находящимся в состоянии опьянения и не имеющим права управления ТС либо лишенным права управления ТС. 12.8 ч.3 арест на срок до 15 суток или штраф 30000 руб. для лиц, в отношении которых не может применяться арест + отстранение от управления ТС, направление на МО задержание ТС, 12.8 ч. 3 КОАП
4.Превышение установленной скорости движения ТС на величину более 60 километров в час, но не более 80 километров в час. штраф от 2000 до 2500 руб. или лишение права управления ТС на срок от 4 до 6 мес. + изъятие ВУ при повторном нарушении: лишение права управления ТС на 1 год. 12.9 ч. 4 КоАП
5.Превышение установленной скорости движения ТС на величину более 80 километров в час. 12.9 ч.5 штраф 5000 руб. или лишение права управления ТС на 6 мес. + изъятие ВУ при повторном нарушении: лишение права управления ТС на 1 год 12.9 ч. 5 КоАП
6.Проезд на запрещающий сигнал светофора или на запрещающий жест регулировщика, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 12.10 и частью 2 статьи 12 настоящего Кодекса. 12.12 ч.1 штраф 1000 руб. при повторном нарушении: штраф 5000 руб. либо лишение права управления ТС от 4 до 6 месяцев. 12.12 ч. 1 КоАП
7.Невыполнение требования ПДД уступить дорогу пешеходам, велосипедистам или иным УДД (за исключением водителей ТС), пользующимся преимуществом в движении. штраф 1500 руб 12.18 КоАП
8.Нарушение ПДД или правил эксплуатации ТС, повлекшее причинение легкого вреда здоровью потерпевшего. штраф от 2500 до 5000 руб. или лишение права управления ТС на срок от 1 года до 1,5 лет + изъятие ВУ 12.24 ч. 1 КоАП
9.Нарушение ПДД или правил эксплуатации ТС, повлекшее причинение средней тяжести вреда здоровью потерпевшего. 12.24 штраф от 10000 до 25000 руб. или лишение права управления ТС на срок от 1,5 до 2 лет + изъятие ВУ 12.24 ч. 2 КоАП
10. Часть 2 статьи ст. 264 Уголовного кодекса РФ за нарушение Правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекших по неосторожности смерть человека, наказывается лишением свободы на срок до пяти лет.
11. Часть 3 Уголовного кодекса РФ за то же деяние, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц, наказывается лишением свободы на срок до десяти лет. (слайд 4 наиболее тяжкие нарушения ПДД, ответственность за нарушение ПДД)
Посмотрите на эти графики, составленные по данным статистики Госавтоинспекции МВД России. Вы видите, как много ДТП происходит на дорогах нашей страны. Причем большинство аварий происходит именно из-за тех грубых нарушений правил, о которых мы с вами говорили(графики в презентации) (слайд 5 количество пострадавших в ДТП с тяжкими нарушениями ПДД )
За несоблюдение правил дорожного движения, излишней самоуверенности на дороге часто приходится платить слишком высокую цену. Они приводят к потере здоровья, а иногда и жизни людей. Посмотрите подборку этих видеосюжетов и задумайтесь об этом. ( слайд 6 подборка аварий с нарушением ДТП)
Как вы считаете, можно ли было избежать этих аварий? Что нужно делать водителю, чтобы не попасть в такую ситуацию?
ДОРОЖНЫЙ ЭТИКЕТ
Помимо соблюдения ПДД на дороге существует и соблюдается некий «негласный» дорожный этикет. Его нормы не записаны в Правилах Дорожного Движения, он выработан многими и многими водителями с большим стажем вождения.Следование правилам дорожного этикета позволяет облегчить себе жизнь на дороге .(слайд 7 правила дорожного этикета)
1.Соблюдайте Правила Дорожного Движения (ПДД). Как бы банально не звучало это правило, оно является самым основным в дорожном этикете. Соблюдение правил ПДД(правила дорожного движения) является гарантом как вашей безопасности, так и безопасности других участников движения.
2. Уступайте дорогу.
Это правило распространяется для следующих автомобилей: Скорая, Пожарные, Полицейские машины и автомобили спецслужб с включенными проблесковыми маячками и звуковой сиреной, едут не по личным делам, а спешат спасти жизни.
Автобус, троллейбус и маршрутное такси. Между прочим, по ПДД эти автомобили в населенном пункте, отъезжающие от остановок имеют преимущества перед другими участниками движения. В случае ДТП с общественным транспортом может пострадать большое количество людей. Не будем создавать дополнительных трудностей для водителя общественного транспорта, а вежливо уступим дорогу Грузовой автомобиль Так как он вас просто может не заметить, как вы порой не видите лягушку которую переехали. Или того хуже просто переехать вас
3. Старайтесь помогать другим участникам движения.
Это просто значительно облегчает жизнь всем участникам дорожного движения. если вы видите, как в час пик одна из машин тщетно пытается отъехать от тротуара или выехать из переулка на забитую транспортом улицу, притормозите, мигните фарами или жестом предложите водителю проехать
если кто-то собирается обогнать вас на загородном шоссе, а вы видите, что из-за поворота (горы, леса) навстречу едет машина предупредите человека (мигните один-два раза левым сигналом поворота) , что, на ваш взгляд, сейчас обгонять опасно.
Когда опасность минует, покажите при помощи сигнала (мигните правым «поворотником), что вы видите обгоняющего, следите за ним и в случае чего готовы сбросить скорость и пропустить его.
Никогда, ни при каких условиях не мешайте, автомобилю, который обгоняет вас. Он выполняет сложный и опасный маневр, а за рулем сидит, может быть, всего второй день.
ЗНАКИ, ПОДАВАЕМЫЕ ВОДИТЕЛЯМИ НА ДОРОГЕ ДРУГ ДРУГУ.
На дороге существует множество знаков, которыми водители обмениваются для сообщения друг другу различной информации. Это неформальные правила поведения на дороге, поскольку они не оговорены ни в одном из существующих учебников по обучению вождению, ни в Правилах дорожного движения. Азбука световой сигнализации существует уже достаточно давно и успешно используется автолюбителями.
Первыми специальные знаки общения стали применять водители-дальнобойщики. Можно сказать, что дальнобойщики и являются основными законодателями в области дорожного этикета. Общения с водителями с других стран делает такое негласные ПДД универсальными и понятными на дорогах всей Европы.
ДАЛЬНИЙ СВЕТ ФАР
Два коротких сигнала дальним светом фар для встречных автомобилей означают, что впереди на их стороне движения стоит патрульная машина инспекторов ГАИ, контролирующих скорость транспортных средств радаром. Или что на полосе движения встречных транспортных средств какая-либо опасность открытый люк, ДТП. Обычно в подобной ситуации моргают дальним светом фар несколько машин, а не один «гонщик», стремящийся обогнать впереди едущий автомобиль.
Один длинный сигнал дальним светом фар впереди едущему автомобилю означает просьбу подвинуться и уступить дорогу. Часто сочетается с длинным звуковым сигналом.
Один короткий сигнал дальним светом фар в городском заторе встречному автомобилю пропускаю, можешь проезжать. Актуален в «пробках», когда встречному автомобилю необходимо повернуть, а затор на дороге мешает ему выполнить этот маневр.
Один длинный сигнал дальним светом фар для встречных автомобилей просьба пропустить, уступить дорогу. Особенно актуален на трассе за городом. В случае, когда не успеваешь обогнать попутный автомобиль, длинный сигнал дальним светом фар означает просьбу встречному транспортному средству съехать немного правее. Подобное означает и включение аварийной световой сигнализации метод, чаще всего использующийся в Западной Европе, а также бывших постсоциалистических странах.
УКАЗАТЕЛИ ПОВОРОТОВ
Включенный левый указатель поворота на трассе автомобилем, который совершил обгон, но пока не перестраивается со встречной полосы движения на свою информация для транспортных средств, едущих сзади, о том, что впереди на полосе встречного движения пусто и можно совершать обгон вслед за ним.
ДОРОЖНЫЕ ЗНАКИ
ИСТОРИЯ ПОЯВЛЕНИЯ ЗНАКОВ ДОРОЖНОГОДВИЖЕНИЯ
Характерно, что сведения о дорогах и дорожных знаках обнаруживаются археологами и в других странах. Так, например, самый старый в мире знак найден на дороге неподалеку от итальянского города Ливорно. Археологи откопали здесь камень, на котором на латинском языке было написано: «Это место опасно». Так древнеримская «служба движения» предупреждала путешественников о крутом повороте. В одном из городов Англии с древнейших времен сохранился здоровенный булыжник с указанием расстояния до ближайшего населенного пункта. Таким образом, и этот знак стал прообразом указателей расстояния.
Необходимость в регулировании дорожного движения возникла в те времена, когда еще не было машин, а улицы находились во власти конных экипажей. В 1868 г. в Лондоне установили железнодорожный семафор с цветным диском. Но он не оправдал себя. И на их месте появились регулировщики. Держать огромную армию регулировщиков оказалось не совсем выгодно.
И в 1914 г. в городе Кливленде (США) появился первый электрический светофор. Он имел два сигнала – красный и зеленый и управлялся вручную. А уже в 1918 г. на улицах Нью-Йорка начали работать трехцветные электрические светофоры.(слад 8 история возникновения дорожных знаков)
КЛАССИФИКАЦИЯ ЗНАКОВ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
Дорожных знаков очень много. Есть знаки запрещающие, предписывающие, предупреждающие, информационно-указательные. Это еще не все. Знаки приоритета, знаки сервиса, знаки дополнительной информации. Чтобы не путать их и быстрее ориентироваться, каждой группе присвоен свой цвет – красные, синие и особая форма – круглые, треугольные, квадратные, прямоугольные. . Тридцать лет назад было всего полсотни знаков, а сегодня больше ста. Почему? (Ответы детей)
Предупреждающие знаки – треугольные, а периметр треугольника красного цвета. Между собой знаки этой группы различаются рисунками внутри треугольника. ( слайд 9 подборка предупреждающих знаков)
У запрещающих знаков изображения и цифры, нарисованные внутри красного круга, точно и категорически говорят, что именно данный знак запрещает. ( слайд 10 подборка запрещающих знаков)
Следующая группа – предписывающие знаки. У этих знаков изображения и цифры расположены в круге синего цвета. Белые стрелки предписывают направление движения. Белые цифры на синем фоне предписывают водителю не максимальную, а минимальную скорость, или ехать медленно опасно. ( слайд 11 подборка предписывающих знаков)
Информационно-указательные знаки. Их основной цвет – синий, а форма – квадратная или прямоугольная. Эти знаки указывают, где пешеходный переход и место стоянки, направление к нужному населенному пункту и расстояние до него. ( слайд 12 подборка информационно-указательных знаков)
Знаки особых предписаний, которые указывают очередность проезда перекрестков, пересечений отдельных проезжих частей, а также узких участков дорог - это знаки приоритета. Их форма – треугольник, круг, квадрат и восьмигранник. ( слайд 13 подборка знаков особых предписаний)
Знаки сервиса, информируют о расположении соответствующих объектов. ( слайд 13 подборка знаков сервиса)
Знаки дополнительной информации (таблички), которые применяются для уточнения или ограничения других знаков. ( слайд 14 подборка знаков дополнительной информации)
КОНКУРСЫ НА ЗНАНИЕ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
Ребята делятся на 3-4 группы. Выбирают капитанов. Право ответа предоставляется той команде, чей капитан первым поднял руку. За каждый правильный ответ команда получает 2 балла, за неполный ответ – 1 балл. Если команда отвечает неправильно, то право ответа переходит к той команде, капитан которой вторым поднял руку.
КОНКУРС «УГАДАЙ ЗНАКИ»
Вопросы:
Как называется, что означает этот дорожный знак?
Предупреждающие дорожные знаки (дорожные знаки:1.Пешеходный переход, 2. Дети, 3.Пересечение с велосипедной дорожкой, 4.Дорожные работы).
Предписывающие знаки (1.Движение прямо или налево, 2.Круговое движение, 3. Ограничение минимальной скорости, 4.Конец зоны ограничения минимальной скорости.)
Знаки приоритета (1.Пересечение с второстепенной дорогой, 2.Премыкание второстепенной дороги, 3. Уступи дорогу, 4.движение без остановки запрещено)
Запрещающие знаки (1. Движение пешеходов запрещено, 2. Движение запрещено. 3.обгон запрещен, 4. Ограничение минимальной скорости, 5. Ограничение минимальной дистанции). (знаки берутся из презентации)
Какие специальные светофоры вы знаете? (Железнодорожный, двухцветный (красный и зеленый), пешеходные светофоры, светофоры для велосипедистов, светофоры с указанием направления движения.)
Как должен поступить пешеход, если он не успел закончить переход на разрешающий сигнал светофора? (Дойти до середины проезжей части и оставаться там, продолжить движение только тогда, когда загорится зеленый сигнал светофора.)
КОНКУРС «ДОРОЖНАЯ СИТУАЦИЯ»
Командам показываются спорные ситуации на дороге. Необходимо определить имело ли место нарушения правил дорожного движения.
Ситуации демонстрируются в презентации.(можно взять подборку где ситуации показывает и дает правильные ответы инспектор ГИБДД)
РЕФЛЕКСИЯ
Вот и подошел к концу наш классный час.
- Что вы знали, а что для вас было впервые?
- Что для вас было интересным?
- Как вы считаете, удалось ли участникам отразить сущность проблемы?
Помните, ребята! Дорога может быть опасной. Соблюдайте правила дорожного движения. Берегите себя, свою жизнь и жизнь окружающих вас людей. Всем огромное спасибо! До свидания!
Список использованной литературы:
Комментарии к правилам дорожного движения 2013
Воронова Е.А. Красный, желтый, зеленый. ПДД во внеклассной работе. Ростов-н/Д. Феникс, 2006 г.
Интернет ресурсы
http://www.who.int/ru/ - сайт всемирной организации здравоохранения
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - сайт передачи Главная дорога (ситуации для конкурса)
http://www.gibdd.ru/stat/ сайт Госавтоинспекции МВД России
15