Конспект урока в 10 классе по литературе И подобные происшествия бывают на свете (по повести Н.В.Гоголя Нос)
Конспект урока по литературепо учебнику Литература 9 класс. Под редакцией В.Я.Коровиной.Тема урока: «И подобные происшествия бывают на свете» (По повести Н.В.Гоголя «Нос».Цели обучающие:-расширить знания учащихся о творчестве Н.В.Гоголя на примере повести «Нос»;-помочь осознать особенности «Петербургских повестей» и смысл переплетения в них реального и фантастического;-выявить нравственные проблемы произведения, помочь понять, как автор раскрывает пошлость главного героя и мира Петербурга;развивающие:- развивать умение находить в тексте приёмы, используемые автором для создания комического;-способствовать развитию творческого мышления, инициативности и творчества учащихся;-(ЗСТ) использовать разнообразные формы обучения и организации познавательной деятельности учащихся;воспитательные: - воспитывать внимание учащихся к слову, деталям текста;- прививать интерес к изучению русской литературы.Ход урока1) Организационная часть.Демонстрация 1 слайда презентации (Портрет Н.В.Гоголя)2) Вступительное слово учителя:-Продолжая начатый на прошлом уроке разговор о творчестве Гоголя, мы обращаемся сегодня к циклу «Петербургские повести», а именно, к одной из повестей этого цикла – «Нос», чтобы выявить секрет и долголетия и популярности произведений Гоголя. Слайд 2. Тема урока: « И подобные происшествия бывают на свете»-Обратимся к истории. Сообщение «Из истории «Петербургских повестей». Чадаева Ольга.- В 1836 году в пушкинском журнале «Современник» впервые печатается повесть «Нос». Она сопровождается следующим комментарием Пушкина: (Слайд 3) «Н.В.Гоголь долго не соглашался на печатание этой шутки; но мы нашли в ней та много неожиданного, фантастического, весёлого, оригинального, что уговорили его позволить нам поделиться с публикою удовольствием, которое доставила нам его рукопись». Пушкин говорит о фантастическом. Какие произведения можно отнести к фантастическим?Слайд 4. Понятие фантастического. - «Нос» - не первая повесть, в которой Гоголь обращается к фантастическому. Ранее мы уже знакомились с повестями из его сборников «Миргород», «Вечера на хуторе близ Диканьки», где происходили события, которые нельзя отнести к реалистическим. Но одинаково ли проявляется фантастическое в разные периоди творчества Гоголя? (Сообщение. Вырмаскина Люба)- Многие исследователи творчества Гоголя говорят о переплетении реального и фантастического в художественном мире писателя. Слайд 5.Слова Анненского. Например, по словам Анненского, «трудно найти в русской литературе более тесное сплетение фантастического с реальным, чем у Гоголя». Как же такое переплетение в повести «Нос»? 1 группа: Отметьте фантастические события, факты, описания, изображённые в повести.2 группа: Отметьте реальные события, факты, изображённые в повести.Вывод: фантастические события происходят наряду с реальными, они настолько переплетены, что иногда непонятно, где кончается одно и начинается другое. Теперь подробнее остановимся на реалиях повести и посмотрим, какие приметы времени обнаруживаются в произведении. Это задание выполняла 3 группа.Действие происходит в Петербурге. Автор настолько достоверно описывает город, что тот становится героем повести. Здесь даны архитектурные примеры города: действие начинается на Вознесенском проспекте города, продолжается на Исаакиевском мосту. Ковалёв живет на Садовой улице, гуляет по Невскому проспекту (Слайд 6. Невский проспект) от Полицейского до Аничкова моста(Слайд 7. Аничков мост). Едет вслед за Носом к Казанскому собору (Слайд 8 Казанский собор»), покупает орденскую ленточку в Гостином дворе и т.д.Вывод: Гоголю удаётся воссоздать достоверную картину современной жизни столицы 30-х годов 19 века. «Гоголь в своих произведениях изображает реальный, современный ему мир, реально существующий город, реальных людей, своих современников, но, обозначив достоверно и наглядно характерные приметы обыденного существования своих героев, автор повести внезапно взрывает нормальный порядок их жизни». (В. Маркович).-Что же нарушает привычную жизнь столицы? ( Цирюльник Иван Яковлевич находит в только что испечённом его женой Прасковьей Осиповной хлебе нос майора Ковалёва)- В каком тоне рассказывает об этом Гоголь? (Ирония) Найдите примеры в тексте. 1) Стр. 39 (ирония); 2) стр. 40 (несоответствие, неожиданность); 3) стр. 50 (ирония); стр. 51 (ирония); стр. 51-52 (ирония);стр. 54 (ирония).- Какие приёмы комического использует автор? (Слайд 9. Приёмы создания комического:гипербола, гротеск, неожиданность, несоответствие, говорящие фамилии,ирония)Начнём с фамилии главного героя. Можно ли назвать её говорящей? Не Трубецкой, не Меншиков, а просто Ковалёв. Что же он из себя представляет?Вывод: Суть героя – раздутое самолюбие, тщеславие;- преклоняется перед чинами и званиями;- карьерист;- мечтает о браке по расчёту (не менее 200 тысяч приданного);- хочет придать себе весу в обществе ( хвалится связями и знакомствами с влиятельными людьми: со статской советницей Чехтарёвой и штабс-офицершей Подтыкиной).- Есть ли в этом человеке что-то, привлекающее внимание? Вот как раз для этого и нужны необычайные происшествия, случающиеся с ним.-Как Гоголь использует в повести гротеск? (Слайд 10. Гротеск).1 группа: Найдите применение гротеска в сюжетной линии «Ковалёв – нос».(Слайд 11. Иллюстрация Алимова к повести «Нос»).1) Стр.40 (фантаст-е); 2) стр. 42-43 (фантаст-е); 3) стр. 59 (фантаст-е).Вывод: Ковалёв вступает в конфликт с собственным носом. Здесь гротескно всё.2 группа: Как при помощи гротеска показана реакция героев на происходящее, абсурдность их суждений?Вывод: реакция окружающих тоже гротескно.Стр. 38- Прасковья Осиповна;Стр. 50- частный пристав – неожиданность;Стр.52- полицейский чиновник.3 группа: Найдите размышления Ковалёва о носе.Стр. 44- ирония; стр. 51 –ирония; стр. 48.Вывод: Потеряв свой нос, Ковалёв боится, что планы его относительно карьеры и личной жизни могут не осуществиться.- Почему именно носа лишает автор героя? (Можно потерять то, что имеешь. Совести, чести, достоинства у него нет, значит, он не может их потерять).- Повлияло ли происшествие на жизнь героя? (Это не заставило его пересмотреть свои идеалы, приоритеты.)- Одинок ли Ковалёв?- Какие негативные явления жизни современного Петербурга вскрыты в повести? (Взятничество, чинопочитание, карьеризм, корыстолюбие, т.е. пошлость.- Какой урок можно извлечь из этой повести? (Когда человек печётся только о внешней привлекательности, не задумываясь над своим внутренним миром, он может потерять своё лицо, свою личность)Домашнее задание: 1 уровень-тесты; 2 уровень – сочинение-миниатюра «Какие пороки раскрывает Гоголь в Ковалёве?»; 3 уровень – эссе «Что значит для меня выражение «потерять нос»?»Итоги урока.