Конспект урока Землетрясения. Причины возникновения и возможные последствия.


Учитель: Илюшкина О. Н.
Класс: 7
Тема: Землетрясения. Причины возникновения и возможные последствия.
Тип урока: Урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями. Комбинированный.
Цель урока: Создать педагогические условия для формирования у учащихся представления о землетрясениях, причинах их возникновения и возможных последствиях.
Задачи урока:
Образовательные:
актуализировать знания о землетрясениях;
познакомить с последствиями и основными характеристиками землетрясений;
Развивающие:
развить навыки по определению потенциально опасных мест при землетрясениях;
развить устную речь, умение слушать, ясно и четко излагать свои мысли;
развить познавательную деятельность при решении практических заданий-ситуаций;
Воспитательные:
воспитание дисциплинированности на уроке, требовательности к себе;
повысить интерес к уроку основ безопасности жизнедеятельности;
Оборудование: проектор, компьютер, учебник, тетрадь, карта, карточи-тесты, кроссворд.
План урока:
Организационный момент.
Проверка домашнего задания (взаимопроверка в парах).
Актуализация знаний, формулировка темы урока. Постановка цели урока.
Изучение нового материала.
Применение новых знаний.
Динамическая пауза.
Самостоятельное творческое использование сформированных умений и навыков.
Обобщение усвоенного и изученного материала, включение его в систему ранее усвоенных знаний.
Рефлексия деятельности.
Контроль процесса и результата учебной деятельности.

Ход урока:
1.Организационный момент (приветствие, фиксация отсутствующих).
- Здравствуйте ребята! У кого сегодня отличное настроение? Хорошее? Плохое? Кто готов работать и узнавать новое? (учащиеся поднимают цветные карточки: зеленая – отличное, желтая – хорошее, красная - плохое).
2.Проверка домашнего задания (взаимопроверка в парах).
Учитель раздает карточки с заданиями, ученики выполняют задание и проверяют работы друг друга.
3.Актуализация знаний, формулировка темы урока. Постановка цели урока.
- Сегодня мы начинаем изучение новой главы «ЧС геологического происхождения». Просмотр видеосюжета: «Землетрясение»
- Какую чрезвычайную ситуацию вы наблюдали в предложенном сюжете? (землетрясение).
- Скажите, а возможно ли возникновение землетрясения в нашем поселке, районе, области, стране? Почему?
- Попытайтесь сформулировать тему нашего урока (Землетрясения. Причины возникновения и возможные последствия).- Как вы думаете, какова цель нашего урока? (Изучить землетрясения, причины их возникновения и возможные последствия).
4. Изучение нового материала.
- Попытайтесь дать определение термину «землетрясение» используя опорные слова (на отдельных листочках написаны слова, из которых учащиеся в парах составляют определение).
- Определения получились разные. Чтобы проверить кто прав, откройте учебник на стр. 26 и прочтите определение (землетрясение – это природное явление, связанное с геологическими процессами, происходящими в литосфере Земли).
- Землетрясение – подземные толчки и колебание отдельных участков земной поверхности. Они возникают в результате внезапных разрывов в земной коре или в верхней части мантии. Эти смещения связаны с глубинными процессами, в результате чего происходит движение литосферных плит. В горных поясах это напряжение нарастает, пока не превысит сопротивление горных пород, в результате происходит выброс общей энергии и разрыв горных пород, и их смещение. Землетрясения зарождаются на глубине, а место разрушения горной породы называют очагом землетрясения или гипоцентром. Для измерения энергии в гипоцентре была введена шкала Рихтера (американский сейсмолог), имеющая 9 делений. За единицу измерения взята магнитуда-величина, характеризующая энергию сейсмических колебаний. Сила землетрясения оценивается по шкале Меркалли (итальянский ученый) от 1 до 12 баллов.
Презентация шкалы Рихтера и шкалы Меркалли с возможными разрушениями.
5.Применение новых знаний.
- Как вы думаете, где зарождается очаг землетрясения? (Внутри земных недр).
- Что при этом выделяется и в чем измеряется? (Общая энергия, измеряется в магнитудах).
- Что возникает в результате выброса общей энергии?
- Сейсмические волны, распространяющиеся во все стороны и вызывающие колебания земной поверхности.
- Мы с вами рассмотрели причины возникновения землетрясений.
- Как вы думаете, где наиболее часто происходят землетрясения?
- Местности, подверженные частым землетрясениям называют сейсмическими зонами.
- Рассмотрим карту мира и сейсмические зоны (презентация с картой мира).
- Где расположены наиболее сейсмические зоны?
- Относится ли наша область к сейсмической зоне?
- А зачем мы изучаем землетрясения? (Чтобы знать причины возникновения и возможные последствия землетрясений и применить эти знания вовремя путешествий или при выборе маршрута путешествия).
***
В качестве необходимости знаний о правилах поведения при ЧС природного характера приводится подводное землетрясение в Индийском океане, произошедшее 26 декабря 2004 года в 00:58:53 UTC (07:58:53 по местному времени), вызвало цунами, которое было признано самым смертоносным стихийным бедствием в современной истории. Магнитуда землетрясения составила, по разным оценкам, от 9,1 до 9,3. Это третье по силе землетрясение за всю историю наблюдения.
Эпицентр землетрясения находился в Индийском океане, к северу от острова Симёлуэ, расположенного возле северо-западного берега острова Суматры (Индонезия). Цунами достигло берегов Индонезии, Шри-Ланки, юга Индии, Таиланда и других стран. Высота волн превышала 15 метров. Цунами привело к огромным разрушениям и огромному количеству погибших людей, даже в Порт-Элизабет, в ЮАР, в 6900 км от эпицентра.
Погибло, по разным оценкам, от 225 тысяч до 300 тысяч человек. По данным Геологической службы США (USGS), число погибших — 227 898. Истинное число погибших вряд ли когда-либо станет известно, так как множество людей было унесено водой в море.
А ведь там было много и россиян и если бы люди обладали знаниями о предвестниках ЧС, многих жертв удалось бы избежать.
6.Динамическая пауза.
7.Самостоятельное творческое использование сформированных умений и навыков. Класс делится на 3 группы.
1 группа с помощью интернета ищет информацию о крупнейших землетрясениях и их последствиях.
2 группа составляет таблицу крупнейших землетрясений за последние 60 лет с использованием информации из учебника.
3 группа составляет карту знаний, выявляют важные понятия, которые необходимо усвоить на данном уроке.
8.Обобщение усвоенного и изученного материала, включение его в систему ранее усвоенных знаний.
Выступают представители каждой из групп, подводят итог своей деятельности. Результаты заносятся в таблицу. В тетрадях учащихся и на доске выписываются основные понятия.
9.Рефлексия деятельности.
Учащиеся называют цели и задачи, которые они формулировали и намечали в начале урока, анализируют, все ли успели и усвоили в процессе урока.
10.Контроль процесса и результата учебной деятельности.
Учащимся предлагается с помощью карточек самостоятельно оценить собственную деятельность на уроке. Прокомментировать оценку при необходимости.
Учитель предлагает дома выполнить задание на выбор:
Найти информацию о предвестниках землетрясений в различных регионах.
Найти информацию о том, как реагируют животные на приближение землетрясения?