Конспект урока по ОБЖ на тему Землетрясения. Причины возникновения и возможные последствия.»


Урок основ безопасности жизнедеятельности в 8 «А» классе.
Учитель: Кириченко Алексей Валерьевич.
Тема: Землетрясения. Причины возникновения и возможные последствия.
Тип урока: Урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями.
Цель урока: формирование у учащихся представления о землетрясениях, причинах их возникновения и возможных последствиях.
Задачи урока:
Образовательные:
Актуализировать знания о землетрясениях.
Познакомить с последствиями и основными характеристиками землетрясений.
Развивающие:
Развить навыки по определению потенциально опасных мест при землетрясениях.
Воспитательные:
Повысить интерес к уроку основ безопасности жизнедеятельности.
Оборудование: проектор, компьютер, учебник, тетрадь, презентация.
Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Проверка домашнего задания (взаимопроверка в парах).
Учитель раздает карточки с заданиями, ученики выполняют задание и проверяют работы друг друга.
3.Актуализация знаний, формулировка темы урока. Постановка цели урока.
Просмотр видеосюжета: «Землетрясение» (слайд 2).
Учитель: Какую чрезвычайную ситуацию вы наблюдали в предложенном сюжете?
Ученики: Землетрясение.
Учитель: Попытайтесь сформулировать тему нашего урока.
Ученики: Землетрясения. Причины возникновения и возможные последствия.
Учитель: Как вы думаете, какова цель нашего урока?
Ученики: Изучить землетрясения, причины их возникновения и возможные последствия.
4. Изучение нового материала.
Выступление учителя с использованием компьютерной презентации.
(слайд 3)
Землетрясение-это подземные толчки и колебание отдельных участков земной поверхности. Они возникают в результате внезапных разрывов в земной коре или в верхней части мантии. Эти смещения связаны с глубинными процессами, в результате чего происходит движение литосферных плит.
В горных поясах это напряжение нарастает, пока не превысит сопротивление горных пород, в результате происходит выброс общей энергии и разрыв горных пород, и их смещение (слайд 4).
Землетрясения зарождаются на глубине, а место разрушения горной породы называют очагом землетрясения или гипоцентром. Эпицентром землетрясения называют место на поверхности земли наиболее близкое к очагу (слайд 5).
Рассмотрев слайд 6, мы можем назвать виды землетрясений.
Для обнаружения и регистрации всех типов сейсмических волн изобретен специальный прибор, который называется – сейсмограф (слайд 7).
Для оценки и сравнения землетрясений используют шкалу магнитуд и шкалу интенсивности (слайд 8).
Магнитуда измеряется с помощью шкалы Рихтера (американского сейсмолога), в которой 9 делений. За единицу измерения взята магнитуда-величина, характеризующая энергию сейсмических колебаний (слайд 9, 10).
Интенсивность землетрясения оценивается по шкале Меркалли (итальянский ученый) от 1 до 12 баллов (слайд 11,12,13).
Актуализация новых знаний.
Учитель: Как вы думаете, где зарождается очаг землетрясения?
Ученики: Внутри земных недр.
Учитель: Что при этом выделяется и в чем измеряется?
Ученики: Общая энергия, измеряется в магнитудах.
Учитель: Что возникает в результате выброса общей энергии?
Учитель: Сейсмические волны, распространяющиеся во все стороны и вызывающие колебания земной поверхности.
Таким образом, мы с вами рассмотрели причины возникновения землетрясений.
Учитель: Как вы думаете, где наиболее часто происходят землетрясения?
Ответы учащихся.
Местности, подверженные частым землетрясениям называют сейсмическими зонами.
9.Рефлексия деятельности.
Учащиеся называют цели и задачи, которые они формулировали и намечали в начале урока, анализируют, все ли успели и усвоили в процессе урока.
Учитель предлагает дома выполнить задание на выбор:
Найти информацию о предвестниках землетрясений в различных регионах.
Найти информацию о том, как реагируют животные на приближение землетрясения?