Конспект урока по литературе на тему М.Ю.ЛермонтовГерой нашего времени-первый психологический роман в русской литературе
« М.Ю. ЛЕРМОНТОВ. «ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ» - ПЕРВЫЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ РОМАН В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ. ОСОБЕННОСТИ КОМПОЗИЦИИ»
Тип урока: урок – исследование
План урока
І. Организационный момент
ІІ. Сообщение темы, целей урока
Мы с вами продолжаем знакомство с творчеством Михаила Юрьевича Лермонтова. Тема сегодняшнего урока: «Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Особенности композиции». Как вы думаете, каковы цели нашего урока? (Ответы учеников)
ІІІ. Работа по теме
1.Вступительное слово учителя. Запишите, пожалуйста, тему в тетради и в ходе урока записывайте все важные моменты.
2.Учитель. Ребята были распределены на 3 группы, в которых был избран лидер, который организовывает и направляет работу. Названия групп:
«Мыслители»
«Исследователи»
«Текстоведы»
Каждой группе были предложены задания, которые были распределены между членами группы по желанию. Ребята подобрали материалы, продумали выступление и обратились к ученику, который подготовил презентацию по каждому вопросу. Мы проводим урок-исследование, поэтому обратимся к научным методам, узнаем новые понятия, термины.
3.Учитель. Начинает работать І группа. Роман «Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе:
Что обозначает слово психологизм?
Ученик. Психологизм – художественное изображение внутреннего мира персонажей, то есть их мыслей, переживаний. Автору важно обнаружить скрытые мотивы поведения, причины душевного состояния.
Учитель. Каково лексическое значение слова незаурядный?
Ученик. Незаурядный – выделяющийся среди других, выдающийся.
3.Учитель. Постараемся понять название романа. В нём 2 ключевых слова: герой и время. Назовите возможные значения слова «герой».
Герой 1.Главное действующее лицо литературного произведения.
2.Лицо, воплощающее в себе характерные черты эпохи, среды.
3.Лицо, привлекшее к себе внимание чем–нибудь или являющееся предметом,восхищения,подражания.4.Учитель.В каком значении употребляет Лермонтов слово герой?
Ответы учеников:в1и во2.
5.Учитель.Докажите на основе принципа парадокса несоответствие 3-го значения. Каково значение слова «парадокс» ?Ответ ученика. Парадокс – ситуация которая может существовать в реальности, но не имеет логического объяснения; мнение, расходящееся с общепринятыми, противоречащее (иногда только на первый взгляд) здравому смыслу.
Слово «герой» в 3 значении не может быть употреблено в качестве названия романа, так как Печорин приносил несчастья тем людям, с которыми его сводила судьба, он убил на дуэли Грушницкого .Следовательно, он не может являться предметом восхищения, а тем более – подражания.
6.Учитель. Герой нашего времени - какого?
Предлагаю провести компаративный анализ образов Онегина и Печорина.
Компаративный – это сравнительно – исторический метод, установление сходства и исторического развития образов, сюжетов в произведениях литературы.
Онегин (главный герой романа А. С. Пушкина « Евгений Онегин ») - герой 20 годов XIX века, а Печорин – 30 годов XIX века. Онегин – скучающий эгоист, Печорин – страдающий, Онегин лишь скучает, Печорин действует.
Спасибо ребятам из І группы.
В работу включается ІІ группа.
1.Расскажите о замысле романа.
Роман « Герой нашего времени» создавался с 1838 по 1840 год. Лермонтов обращается в нём к проблемам своего поколения. По словам автора, в романе представлен « портрет, составленный из пороков своего поколения».
2.Какие пороки своего поколения рисует Лермонтов?
Ответ ученика. Индивидуализм и эгоизм.
Что такое эгоизм?
Эгоизм (лат. еgo–я) – себялюбие, поведение, определяемое мыслью о собственной пользе, выгоде, предпочтении своих интересов интересами других людей.
Противоположное по значению слово – альтруизм.
3.Каковы причины « болезни» целого поколения? (скука, разочарование).
Ответы учеников.
- Реакционная внутренняя политика царя, которая не способствовала развитию и самореализации личности.
-Причины разочарования - в бездействии молодых людей, для которых « жизнь более мысль, чем действие ».
4.Как замысел автора нашёл отражение в композиции романа?
В 1838 году, начиная работу над романом, Лермонтов приходит к выводу, что нужно исследовать «историю души», внутренний мир людей печоринского типа, постараться понять истинные причины их душевных страданий.
Писатель продумывает композицию своего произведения.
5.Какой проблемный вопрос вы могли бы сформулировать, сравнивая хронологическую и композиционную последовательность глав?
Лермонтов нарушает хронологию событий из жизни героя. Какова цель такого композиционного решения?
Хронология сюжета – это история жизни. (цепь событий, приключений), а композиция романа – это история души.
Спасибо ІІ группе.
Учитель: Приступает к работе ІІІ группа.
1.Обратимся к герменевтическому анализу текста. Что обозначает это понятие?
Ответ ученика. Герменевтика (греч.-разъясняю, истолковываю).Этимологию этого слова связывают с именем Гермеса, посланника олимпийских богов, который объяснял людям их волю.
2.Как сформировался характер Печорина с самого детства?
«Княжна Мери», 3 июня. « Да, такова была моя участь с самого детства! Все читали на моём лице признаки дурных свойств, которых не было: но их предполагали – и они родились… лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца: они там и умерли…Я сделался нравственным калекой…»
3.Как складывались судьбы героев после вторжения в их жизнь Печорина?
Всем окружающим Печорин приносил только горе и несчастья: он разбил сердца Бэлы, Веры, княжны Мери, убил на дуэли своего друга Грушницкого.
4.Каким Печорин видит самого себя? Цитата. «Княжна Мери», 16 июня:
« Пробегаю в памяти всё моё прошедшее и спрашиваю себя невольно: зачем я жил? Для какой цели я родился?..». « Я давно уже живу не сердцем, а головою...Во мне два человека: один живёт в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его…»
Учитель. Какое отношение к герою возникает у нас после его исповеди?
Ученик. Обвинять человека легко, гораздо труднее его понять. Исповедь Печорина даёт нам такую возможность. Он не может жить без приключений, без душевных бурь. Скука – единственное, чего так страшится наш герой..
Учитель Личность Печорина мы представим в виде характеристики. Какой он?
Ответы учеников. Очень умный, смелый, честный, деятельный, скучающий, загадочный, страдающий.
Учитель. Инновационные технологии предполагают создание денотатного графа для характеристики героя.
Что такое денотатный граф? Денотатный граф (лат.-обозначаю и греч.-пишу)-способ вычленения из текста существенных признаков ключевого понятия.
Денотатный граф образа Печоринаleft0
5.Какой вывод мы можем сделать?
Вывод ученика: Лермонтов убеждает нас в том, что подлинная полнота жизни присутствует лишь там, где отношения между людьми строятся на принципах гуманизма, добра, что воля человеку нужна не для того, чтобы утратить добродетели, а для того, чтобы смирить зло и эгоизм в своей душе.
Спасибо за работу ребятам из III группы.
Учитель: Чему роман учит нас и наших современников? ( Ответы учеников).
Учитель: Работа на уроке - это опыт, который пригодится в жизни, чтобы понимать характеры и поступки других людей, анализировать свои. Это урок мудрости, ваш жизненный опыт.
V. Рефлексия. Самоанализ, самооценка работы.
VI. Выставление оценок (комментирование).
VII. Домашнее задание. Написать план, подготовить материал сочинения на тему: «Печорин – дитя своего времени»