Методическая разработка урока обучения грамоте. . Буква ь – показатель мягкости предшествующих согласных звуков
Тема
Буква ь – показатель мягкости предшествующих согласных звуков
Педагогическая цель
Создать условия для ознакомления учащихся с буквой ь, обозначающей мягкость согласных, развития речи, памяти, логического мышления
Тип урока
Усвоение новых знаний
Планируемые результаты (предметные)
Осознают роль буквы ь как обозначение мягкости согласных на конце и в середине слова; производят слого-звуковой анализ слова (с опорой на схему), устанавливают количество звуков в слове, читают слова с новой буквой, предложения и короткие тексты с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания
Личностные результаты
Проявляют заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий. Проявляют интерес к окружающей природе
Универсальные учебные действия (метапредметные)
Регулятивные: удерживают цель до получения ее результата, воспринимают учебное задание, выбирают последовательность действий, оценивают ход и результат выполнения.
Познавательные: находят ответы на вопросы в иллюстрациях, художественном тексте; строят логические рассуждения, проводят аналогии, используют обобщенные способы действий. характеризуют букву ь.
Коммуникативные: работают в паре, выразительно рассказывают, владеют монологической и диалогической формами речи.
Основное содержание темы, понятия и термины
Буква ь – показатель мягкости предшествующих согласных звуков
Образовательные ресурсы
-учебник «Азбука», Ч. 2.
- электронная физминутка «На зарядку становись!»
- презентация к уроку.
- ноутбук, интерактивная доска
- нитка, шнурок. Предметные картинки
Ход урока
Этапы урока
Формы, методы, методические приёмы
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Вид и форма
контроля
Осуществляемые
действия
Формируемые
умения
1
2
3
4
5
6
I. Организация начала урока.
Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок
Фронтальная. Словесный. Слово учителя
Приветствие учащихся.
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе
Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя
Фронтальный. Наблюдение учителя
Беритесь, ребята,
Скорей за работу.
– Проверим готовность к уроку
II. Речевая разминка
Коллективная. Словесный. Артикуляционная гимнастика
Чтение гласных на выдохе: а-о-у-ы-и Чтение с изменением ударного слога: лисичка
Выполняют упражнения под руководством учителя
Готовят артикуляционный аппарат к чтению
Коллективный. Правильное произношение звуков
III. Актуализация опорных знаний.
Коллективная.
Словесный.
Работа с лентой букв.
Вспомним изученные нами буквы.
- На какие группы можно их разделить?
- На какие группы можно разделить согласные?
- На какие группы можно разделить гласные?
Отвечают:
- гласные и согласные
-твердые и мягкие, глухие и звонкие;
- обозначают один и два звука;
- указывают на твердость согласного; –указывают на мягкость согласного.
Слушают вопросы и осознанно строят ответы. Умеют работать коллективно, контролируют работу друг друга, исправляют ошибки.
Коллективный. Устные ответы.
IV. Постановка учебной задачи
Фронтальная. Словесный.
Решение проблемной ситуации.
Постановка темы урока.
Постановка учебных задач.
– Сегодня мы отправляемся в гости к необычной букве.
Послушайте загадку
Зимой и летом одним цветом.
Это дерево нам хорошо знакомо, а скоро мы увидим его в наших домах. Как символ Нового года.
Но вырубать ели – нельзя! Необходимо приобретать искусственные ели. Почему?
Как будет выглядеть звуковая схема к этому слову?
- Сколько звуков?
- А теперь давайте напечатаем это слово.
- Читаем полученное слово. Почему говорим [йэл,], а читаем [ ел ]
Что помогает смягчить согласный [л] ?
Назовем тему урока.
Назовем задачи, которые должны выполнить.
Слушают учителя.
Отгадывают загадку - - ель
Отвечают на вопросы.
- нужно охранять природу.
Составляют схему к слову ель.
Печатают слово (ел)
Отвечают на вопрос.
- нужна буква –ь
Называют тему и задачи урока:
- буква Ь
-познакомимся с буквой – ь; узнаем о роли ь; будем учиться читать слова с новой буквой.
Слушают вопросы и осознанно строят ответы.
Формулируют тему урока, учебные задачи.
Принимают учебную задачу
Фронтальный. Наблюдение.
V. Усвоение новых знаний и способов деятельности.
1. Знакомство с буквой ь
Фронтальная. Словесный, практический. Беседа, моделирование буквы
– На что похожа буква ь?
Буква Р перевернулась –
Мягким знаком обернулась
В. Степанов
Мягкий знак – хитрый знак.
Не сказать его никак.
Он не произносится,
Но в слово часто просится.
Почему у дома угол
Превратился сразу в уголь,
Без пожара, просто так?
Это сделал мягкий знак.
– Выложите букву ь из нитки или шнурка
Находят букву ь на «ленте букв».
Высказывают свои предположения.
Из нитки выкладывают букву ь
Находят букву ь на «ленте букв».
Моделируют ее из нитки или шнурка
Фронтальный. Устные ответы,
моделирование
2. Слого-звуковой анализ слов (учебник, с. 11)
Фронтальная. Словесный, наглядный, практический. Работа со схемой, беседа
Беседа. Формулирование вывода
Перед учениками предметные картинки с изображением двух гусей и одного гуся.
– Рассмотрите схемы слов. Выполните слого-звуковой анализ слов. Работа в паре.
– Буква ь сама никакого звука не обозначает, а нужна для того, чтобы обозначить мягкость согласного звука
– Согласный звук в слоге си мягкий [c’]. Мягкость обозначена буквой и.
Слово гусь состоит из трех звуков (из слияния и мягкого согласного, гласного, твердого образующих один слог)
Формулируют вывод.
Выполняют слого-звуковой анализ слова гуси (с опорой на схему). Объясняют, как обозначена мягкость согласного звука [с’].
Соотносят звуковую форму слова гусь с его схемой. Устанавливают количество звуков в слове
Фронтальный. Слого-звуковой анализ слов
3.Дидактическое упражнение «Один – много»
Фронтальная. Словесный, практический
– Прочитайте слова.
– Назовите слова, которые обозначают один предмет, много предметов
Читают слова.
– Один предмет: голубь, лебедь
Различают существительные единственного и множественного числа
Фронтальный. Устные ответы, упражнение
Физкультминутка
Коллективная. Практический
Электронная физминутка.
Выполняют движения
Осуществляют профилактику утомления
Коллективный. Правильное выполнение движений
VI.Закрепление знаний и способов действий.
1. Сообщения учащихся о лосе.
2. Работа с текстом (учебник, с. 11)
Коллективная. Словесный, практический.
Поисковый. Словесный.
Чтение, беседа
Вам было дано задание найти материал о лосе. Кто приготовил?
- Что узнали о лосе из рассказов ребят?
– Прочитайте текст.
– О ком говорится в рассказе?
– Чем питается лось?
– Что насыпали мальчики лосю?
– Как можно назвать рассказ?
Рассказывают о лосе.
Отвечают на вопросы по тексту сообщения.
Читают текст рассказа, отвечают на вопросы.
Озаглавливают рассказ:
– «Лось», «Что едят лоси?», «Помогли лесным великанам»
Отвечают на вопросы.
Осмысленно читают текст рассказа, соблюдая интонацию. Находят ответы на вопросы в тексте. Определяют основную мысль рассказа, озаглавливают его.
Коллективный.
Ответы на вопросы.
Коллективный.
Чтение, беседа
VII.Рефлексивно-оценочный
Фронтальная, индивидуальная. Словесный. Беседа
– Что нового вы узнали на уроке?
– Что особенно вам понравилось? Почему?
– Что вызвало затруднение? Почему?
– Какие знания, умения, навыки помогали нам сегодня на уроке?
– Спасибо за урок
Отвечают на вопросы учителя
Устанавливают причинно-следственные связи. Отвечают на итоговые вопросы урока. Оценивают свою работу на уроке
Индивидуальный, фронтальный. Устные ответы
15