Математика, 2 класс Единицы времени. Минута. Секунда 
Конспект урока по математике во 2 классе (Система Д.Б. Эльконина – В. В. Давыдова) 
Тема: «Единицы времени. Минута. Секунда». 
Тип урока: открытие нового знанияЦель урока: создать условия для формирования понятия: «Единицы времени».Задачи урока:1. Привлечение обучающихся с целью информирования об истории создания часов2. Обеспечить усвоение и обозначение единиц измерения времени: минута, секунда;3. Обеспечить формирование конкретных представлений об отношении между единицами измерения времени – минутой и секундой;4. Создать условия для формирования умения отличать минуту от секунды в процессе практической работы5. Создать условия для формирования умения решать задачи с новыми единицами измерения6. Развитие приёмов умственной деятельности: классификация, сравнение, анализ, обобщение.7. Создать условия для формирования умения организовывать и поддерживать диалог, способность слушать; взаимного сотрудничества.8. Воспитывать толерантное отношение друг к другу, умение выслушивать собеседника и принимать его точку зрения.Методы работы: объяснительно – иллюстративные, частично – поисковые, словесные, наглядные, практические.Педагогические технологии:- личностно – ориентированного обучения;- объяснительно – иллюстративного обучения;- педагогика сотрудничества (учебный диалог, учебная дискуссия);-ИКТ - технология (презентация).Оборудование: презентация, изображения часов, карточки с примерами
Этап
урока
Время, мин
Цель
Содержание взаимодействия с учащимися
Методыи приемы работы
ФОУД*
 Деятельность учителя 
 Деятельность учащихся
Формируемые УУД
Организационный
Самоопределение к деятельности
 1 
 Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу 
Итак, сядьте удобно, закройте глаза. Повторяйте за мной:Я в школе на уроке.Сейчас я начну учиться.Я радуюсь этому.Память моя крепка.Я готов к работе.Я работаю!!!  
 Ф 
 Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку 
Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку 
Регулятивные:
-нацеливание на успешную деятельность.
Личностные:
- выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнавать новое.
Коммуникативные:
- формирование  умения слушать и слышать.
Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности
7
Ситуация успеха и неуспеха
(слайд 1) Задание 1. Запишите единицы измерения в порядке возрастания: см, дм, мм, м, км.- Какую величину измеряют данными единицами измерения? (длину)
(слайд 2) Задание 2. Запишите единицы измерения в порядке убывания: кг, г, т, ц, г- Что скажите про данные единицы измерения? (это единицы измерения массы )- Оцените свою работу в паре?- Чем различаются кг и г? (кг больше г).- Определите, чем различаются 2 звука?- Произнести звук /а/ первый раз коротко, а второй раз – длинно.- Один звук длиннее другого.- Значит, у звука есть длина?- Никто мне не хочет возразить?- Длину мы измеряем см, м.- А звук мы можем измерить таким образом? (нет)- Какая проблемная ситуация у нас возникла? (какая величина и какие единицы измерения нам подойдут для измерения времени)- Ваши предположения?- Два звука отличались по времени звучания.- Зачем нам нужно это знать? (ответы обучающихся)- Какие единицы времени вам известны?
Наблюдение, проблемная ситуация. Работа по плану урока
П
П
Ф
Организует работу учащихся на закрепление изученного материала. 
Диалог с обучающимися, в ходе которого дети обнаруживают неумение выполнения задания данного вида 
Записывают   в тетради, производят взаимооценку. 
Проверяют ход решения по отработанному способу, находят тот шаг в алгоритме, где произошёл «сбой», где способ не работает
Регулятивные:
- оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности.
Познавательные:
- классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку)
Коммуникативные:
- умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
Постановка учебной задачи
4
Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работы
- Сформулируйте тему нашего урока?- Время. Единицы времени.- Сформулируйте цель нашего урока? (знакомство с понятием «время», единицами измерения времени)- Какие задачи поставим для себя?- Познакомиться с величиной – время и узнать историю создания часов.- Узнать единицы измерения времени- Узнать, как они обозначаются на письме- Сравнить единицы измерения времени- Уметь пользоваться единицами времени в практической деятельности
Наблюдение, проблемная ситуация. Работа по плану урока
Ф
Организует диалог с обучающимися, в ходе которого конкретизирует понятие "время", формулирует некоторые задачи урока, составляет совместно с обучающимися план урока
Формулируют тему, цель  и задачи урока
Регулятивные:
 - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно;
Познавательные: 
- постановка и решение проблемы;
Личностные: 
- развитие познавательных интересов учебных мотивов;
Коммуникативные:
- умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.
Открытие нового знания
13
Подведение детей к самостоятельному выводу 
-Что вы знаете о величине ВРЕМЯ?
-ЧТО ТАКОЕ ВРЕМЯ?
-Подумайте об этом в группах. Условие: сформулировать одним предложением
-А зачем нам нужно знать, что такое время?
В современном мире очень важно знать, что такое время. Отправление поездов, вылет самолётов, начало рабочего дня, занятий в школах – всё это происходит в точно назначенный час.
-Проснувшись утром, мы сразу же задаём себе вопрос: «Который час?» - и смотрим? На часы, чтобы решить: можно ещё поспать или пора вставать. И в течение всего дня по часам мы определяем, чем должны заняться или какое событие скоро наступит.
-Как вы думаете, давно ли люди умеют ориентироваться во времени?
-А вы знаете, когда появились первые часы?
Об этом нам подготовили небольшой рассказ ваши товарищи.
-Какую задачу с вами выполнили? (познакомились с величиной время и узнали историю создания часов)
-Выберите единицы времени из перечисленных (слайд 3)
-Запомните, как они обозначаются
- Какая следующая задача стоит перед нами?
-Соотнести единицы измерения времени.
-Как мы можем это сделать?
-Провести опыт
-Узнаем, что же такое секунда. Перед вами выражения. По команде начнёте записывать только значения этих выражений.
-Что значит найти значение выражения? (сосчитать)
-Когда я говорю «стоп» - все останавливаются
-Начали – «стоп»
-Что можете сказать?
-Замрите на 1 секунду
-Сделайте вывод (секунда – это маленькая единица измерения времени) (слайд 4)
-Теперь давайте узнаем, что же такое минута. Пред вами циферблат с подвижными стрелками. За 1 мину
·ту стрелка часов передвинется от одного маленького деления до другого
-Давайте почувствуем, какая она – минута.
-По моей команде начнёте записывать только ответы на карточках с примерами. Когда я говорю «стоп» - останавливаетесь
-Сколько значений выражений удалось найти?
-Проверяем
-Какой вывод можно сделать относительно минуты? (минута больше секунды)
Наблюдение, работа в группах, 
просмотр презентации
Наблюдение.
Проведение опыта
Г
И
Организует подводящий диалог, уточняет понятие «время»
Обсуждают в группе, делают вывод, читают правило в учебнике, сравнивают и добавляют свои слова.
Регулятивные:
 - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
Познавательные: 
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
Личностные: 
- выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше. 
- знание основных моральных норм работы в группе (справедливого распределения, взаимопомощи, ответственности);
Коммуникативные:
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Психофизическая тренировка
2
Релаксация
Ребята повернитесь лицом друг к другу. Один из вас раскрывает свои ладошки, а другой накрывает их своими ладонями. Посмотрите так ласково в глаза друг другу, чтобы ваши ладошки потеплели: Вы почувствовали тепло рук? А теперь каждый по очереди скажет несколько слов своему товарищу, но так нежно и ласково, чтобы ваши ладошки потеплели ещё больше.
Работа в парах
П
Организация психофизической тренировки
Выполняют упражнение для релаксации
Коммуникативные:
- умение работать в паре, слушать и вступать в диалог, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками.
Гимнастика для глаз.
1
Снятие усталости с глаз
Мультимедийная презентация 
Просмотр презентации
Ф
Организует выполнение гимнастики для глаз
Выполняют гимнастику для глаз по упражнениям презентации
Первичное закрепление во внешней речи
7
Развитие умения распознавать единицы времени 
Проверка понимания способа действия.
-Что ещё можно сделать за 1 минуту? А за секунду?
-Проведём несложный опыт, предложенный в учебнике на с.25 № 85
По учебнику с.25 № 85
-Что можете сказать?
-Какую задачу выполнили?
-Сравнили единицы измерения длины.
-Следующая задача?
-Применять их в практической деятельности.
-Где можно их применять?
-А на уроке математики?
-При решении задачи.
-Учебник, с.25 № 86
-Какую задачу выполнили?
Самостоятельная работа, рефлексия, контроль
Доказательство
Ф
Г
 Проводит инструктаж обучающихся. Организует выступление групп, обмен мнениями 
По очереди выполняют задания, доказывая. Один человек объясняет решение группы у доски. Производят взаимопроверку, рефлексию
Регулятивные:
 - умение действовать по плану и планировать свою деятельность;
- умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками;
Познавательные: 
- выдвижение гипотез, их обсуждение, доказательства;
Личностные: 
- готовность к сотрудничеству, оказанию помощи, распределение ролей;
- оценивание усваиваемого содержания, 
Коммуникативные:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Включение в систему знаний
5
-Сказочный герой выписал единицы измерения времени. Проверьте его
(слайд 5) Килограмм, секунда, литр, дециметр, центнер, минута
-Проверяем
-Работа в парах
-Перед вами изображения часов. Подпишите их названия
П
Г
Производят предварительную оценку работы. Записывают единицы измерения времени, сверяют с записями на доске, ставят констатирующую оценку
Коммуникативные:
 - умение работать в статичных и мигрирующих группах, делегировать полномочия, распределять роли, владение монологической и диалогической формами речи;
Познавательные: 
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Личностные: 
- ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях;
- умение выделить нравственный аспект поведения;
- готовность к сотрудничеству и дружбе;
Регулятивные:
- умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей.
Подведение итогов
2
Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей
-Какую цель ставили на урок?
-Достигли ли эту цель?
-Чем заинтересовал вас урок?
-Закончите одно из высказываний: я научился, я смог, я узнал, на следующем уроке, это мне пригодится для
(слайд 6)
Рефлексия, контроль
Ф
 Задает вопросы о задачах урока. Спрашивает, какая задача останется на следующие уроки 
Проговаривают по плану новые знания, высказывают свои впечатления от урока, делают предположения 
Регулятивные:
 - контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
Познавательные: 
- выбор наиболее эффективных способов решения в зависимости от конкретных условий;
- установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательства, выдвижение гипотез и их обоснования;
Личностные: 
- оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей;
Коммуникативные:
- умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении  проблем, интегрироваться в группу сверстников.
Заключительный этап и рефлексия. 
КОД (контрольно-оценночная деятельность)
2
Обеспечение позитивного настроя на получение знаний
Урок наш окончен
И выполнен план.
Спасибо, ребята, 
Огромное вам,
За то, что упорно,
Усердно трудились!
И знания ваши
Нам всем пригодились!
Работа с листом самооценки, 
и «Волшебными линеечками» 
Г. Цукермана, «лесенками продвижений»
Рефлексия, КОД
Ф
Обеспечивает положитель
ную реакцию учащихся на уроки русского языка
Получают позитивный настрой от урока
Регулятивные:
 - оценка – осознание качества и уровня освоения и владения теми или иными учебными действиями;
- осуществлять итоговый контроль
Личностные:
- оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудач. 
Коммуникативные:
- умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми.
- проявлять активность в деятельности.
* ФОУД – форма организации учебной деятельности обучающихся (Ф – фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая
15