Открытое занятие по русскому языку 1 курс СПО на тему: Фонетические единицы: фонема и звук.


Открытый урок на тему:Фонетическая система русского языка. Фонетические единицы: звук и фонема. Цели и задачи урока:1.2.повторить и обобщить знания изученные в разделе «Фонетика»1показать значение фонетики для правописания и произношения;23.показать роль правильного литературного произношения слов.34 Вопросы для повторения1. В названии какого раздела науки о языке входит часть слов телефон, микрофон.2. Что изучает фонетика?3. Чем отличаются звуки и буквы?4. Сколько букв и сколько звуков в русском языке? 5.Звуки делятся на……6. Какие бывают гласные звуки?7. Какие пары образуют согласные звуки?8. Какие согласные звуки не имеют пары по глухости/звонкости?9. Какие согласные звуки не имеют пары по твердости/мягкости?  Основные фонетические процессы русского языка.Фонетические процессы – изменения звуков в потоке речи, когда звуки влияют друг на друга. Основные фонетические процессы, связанные с согласными звуками.1. Оглушение звонких парных на конце слова: стог (сток), кровь (кроф).2. Оглушение звонких парных перед глухими: лодка (лотка), в тень (фтен)..3. Озвончение глухих парных перед звонкими (кроме сонорных и (в),(в):молотьба (молодба), к дубу (гдубу). Такое уподобление звуков называется ассимиляцией.Возможна ассимиляция не только по глухости/звонкости, но и по другим признакам, например, по месту образования преграды (с) +(ш) =(ш): сшить (шыт) (з) + (ж) = (ж): разжать (ражат) (т) + (с) = (ц): улыбаться (улыбаца) . В результате ассимиляции возникают долгие согласные. В транскрипции долгота звука обозначается чертой над ними. Долгие согласные встречаются в корнях иноязычных слов: аллея (алэйа), тонна (тона) и на стыке морфем: поддеть (падэть).  Расподобление (диссимиляция) – усиление различий между звуками для облегчения произношения.Н-р, в слове МЯГКИЙ вместо ожидаемого уподобления (гк) или (кк) произносится (хк), что облегчает произношение слова. Упрощение групп согласных происходит в словах с непроизносимыми согласными: в сочетании из 3-х согласных один не произносится:ЗДН – (ЗН): праздный (празный).СТН – (СН): постный (посный).СТЛ – (СЛ): счастливый (счасливый).РДЦ – (РЦ): сердце (сэрце).ЛНЦ – (НЦ): солнце (сонце). УПРАЖНЕНИЕ 1Сколько раз названные звуки употреблены в тексте. Какими буквами обозначены эти звуки?А: Звук (ц): Хвост овечий – сердце бьется, расстается с телом дух. Что ж он (снаряд), черт, лежит, не рвется, ждать мне больше не досуг.Б: звук (ч): Поясняет осторожно, чтоб на том покончить речь: я считал, сыграть – то можно, думал, что ее (гармошку) беречь. УПРАЖНЕНИЕ 2ЗАДАНИЕ. Разделите слова на три группы. Аллея, кассовый, ясный, поздний, емкость, воюю, боевой, шведский, бельевой, ерш, расчет, приют, степь, отгадка. {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Количество букв и звуков в слове совпадают Звуков в слове больше, чем букв  Звуков меньше, чем букв   УПРАЖНЕНИЕ 3Запишите слова, которые образуются, если слова прочитать в обратном порядке транскрипцию следующих слов.Лен, лей, люк, ток, шел, шей, лед, муж, араб, торг, суд. УПРАЖНЕНИЕ 4Какие слова получатся, если звонкие согласные заменить глухими? Гол, док, бока, дом, злой. План фонетического разбора.1. Записать слово орфографически правильно.2. Разделить слово на слоги и найти место ударения.3. Отметить возможности переноса слова по слогам.4. Фонетическая транскрипция слова.5. По порядку характеризовать все звуки: а. согласный – звонкий – глухой (парный или непарный), твёрдый или мягкий, какой буквой он обозначен; б. гласный: ударный или безударный.6. Подсчитать количество букв и звуков. ПРИМЕР ФОНЕТИЧЕСКОГО РАЗБОРА СЛОВА Морковь мор-ковь (на второй слог падает ударение, 2 слога). Перенос: мор-ковь [маркоф'] М – [м] – согласный, твердый, звонкий и непарный. О – [а] – гласный и безударный. Р – [р] – согласный, твердый, звонкий и непарный. К – [к] – согласный, твердый, глухой и парный. О – [о] – гласный и ударный. В – [ф'] – согласный, мягкий, глухой и парный. Ь – ВЫВОД: В слове 7 букв и 6 звуков.