Технологическая карта внеклассного занятия с использованием АМО на тему Пожарная безопасность
Предмет Окружающий мир
Класс 3
Тема «Пожарная безопасность»
Тип Внеклассное развивающее занятие
Время реализации 45 минут
Цель Пополнить знания детей о правилах пожарной безопасности, познакомить с профессией пожарного.
Планируемые результаты
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/ приобретут/ закрепят/др. ученики Предметные: познакомить детей с правилами пожарной безопасности; познакомить с причинами возникновения пожаров; систематизировать знания учащихся о причинах и последствиях пожара.
Личностные: формирование способности ставить цели, формулирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, приобретение навыков межличностных отношений, формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению.
Метапредметные: умение ставить и формулировать для себя задачи в познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы.
УУД
которые актуализируют/ приобретут/ закрепят обучающиеся в ходе занятия личностные УУД: формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
регулятивные УУД: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; умение адекватно оценить степень объективной и субъектной трудности выполнения учебной задачи; принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров; адекватная оценка собственных возможностей в отношении решения поставленной задачи;
коммуникативные УУД: участвовать в диалоге: слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки; выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы; критично относиться к своему мнению, договариваться с людьми иных позиций, понимать точку зрения другого; планировать общие способы работы группы; способность брать на себя инициативу в организации совместного действия; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;
познавательные УУД: отбирать и сопоставлять необходимую информацию из разных источников; анализировать, сравнивать, структурировать различные объекты, явления и факты; самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать ее; строить речевое высказывание в устной и письменной форме; извлечение необходимой информации из прослушанного текста.
Ресурсы, оборудование и материалы Мультимедийный проектор, экран, иллюстрации солнца и огня, цветные ладошки (жёлтого, голубого и красного цвета), синие шарики и корзины, предметные картинки, карточки для задания «Дополни предложение», конверты с разрезанным текстом и памятки, ручки, клей, ножницы, жетоны.
Дидактическое обеспечение Интерактивная презентация «Пожарная безопасность» (MS Power Point)
ход занятия
Этап занятия Время Деятельность учителя и учеников АМО
Инициация 4 мин. -Здравствуйте, ребята! Прежде, чем начать наше занятие, давайте поприветствуем друг друга и пожелаем удачи.
Далее педагог подробно объясняет ход и правила игры. Метод «Самолётик пожеланий» (метод адаптирован под данное мероприятие)
Цель: «проснуться» перед началом занятия, поприветствовать друг друга, сконцентрировать внимание.
Необходимые материалы: 2 листа белой бумаги
Технология проведения: Каждая команда пишет на листе пожелания команде соперников, складывает самолётик и бросает соперникам. Вхождение или погружение в тему 3 мин. Прежде чем я сообщу тему занятия, отгадайте загадки.
1) Накормишь – живет, напоишь – умрет. (Огонь.)
2) Это тесный-тесный дом: Сто сестричек жмутся в нём. И любая из сестерМожет вспыхнуть, как костер. (Спички.)
Ребята, темой нашего занятия будет противопожарная безопасность. Метод сообщения цели занятия «Удивительная загадка»
Цель: стимулировать учащихся на получение новых знаний, пробудить у детей интерес к мероприятию.
Технология проведения: Учитель предлагает детям ответить на наводящие вопросы и отгадать загадки по теме мероприятия. Объявляет цель занятия.
Формирование ожиданий обучающихся 3 мин. -Как вы думаете, сумеем ли мы на нашем занятии пополнить свои знания о правилах пожарной безопасности и о людях, которые рискуя своей жизнью, борются с пожарами?
Перед вами ладошки разных цветов. Если вы считаете, что у нас получится ответить на этот вопрос, то поднимите жёлтую ладошку, если нет – красную.
Дети делают выбор. Метод выяснения ожиданий и опасений «Солнышко и огонь» (метод адаптирован под данное мероприятие)
Цель: выяснить ожидания и опасения воспитанников на мероприятии.
Необходимые материалы: рисунок солнца без лучей и огня. Технология проведения:
На столе у каждой команды лежат ладошки. Учитель задаёт детям вопрос: как вы думаете, найдём ли мы ответ на этот вопрос на сегодняшнем занятии? Если да, то поднимите ладошки жёлтого цвета, если нет – красного. Дети выбирают ладошку и показывают. Если преобладают ладошки жёлтого цвета – опасения не оправдались. Педагог прикрепляет на доску ладошки, как лучи солнца.
Интерактивная лекция 11 мин. - Какую роль играет огонь в жизни человека?
- Послушайте стихотворение «Если бы не было огня».
- При неосторожном обращении огонь из верного друга превращается в беспощадного врага, который в считанные минуты уничтожает все, что создавалось долгими годами упорного труда. Он сметает все на пути, и остановить его бывает очень трудно.
Послушайте загадку и скажите кто всегда готов прийти на помощь, если случился пожар?
Смел огонь, они смелее,
Он силен, они сильнее,
Их огнем не испугать,
Им к огню не привыкать!
Дети. Это пожарные.
Учитель. Правильно.
Учитель: - На борьбу с пожарами направляются очень смелые, отважные люди. Бросаясь в огонь для спасения людей, они часто забывают о собственной жизни.
Учитель: - Отчего происходят пожары?
Ответы детей: - когда дети берут в руки спички без разрешения взрослых;
- зажигают без разрешения газовую плиту; - разжигают костры (около дома, вблизи сарая, сена); - если забыть выключить электроприборы и т. д..
Учитель. К сожалению, многие пожары происходят из-за детской шалости и неосторожного обращения детей с огнём, особенно если они остаются дома одни.
- Чтобы не случилось беды в вашем доме, чтобы как можно меньше было пожаров, необходимо знать и соблюдать правила пожарной безопасности.
Рассказ с применением презентационного материала.
В ходе лекции учитель задаёт вопросы на понимание материала. Лекция с использованием компьютерной презентации
Цель: познакомить детей с правилами пожарной безопасности; познакомить с причинами возникновения пожаров; систематизировать знания учащихся о причинах и последствиях пожара; познакомить с профессией пожарных.
Необходимые материалы: мультимедийный проектор, экран.
Технология проведения: Учитель предлагает детям посмотреть слайды с различными ситуациями возникновения пожара и правилами поведения при пожаре; просмотр слайдов, где показана работа пожарных.
Проработка содержания темы 15 мин. -А теперь давайте проведём командную игру по теме нашего занятия.
Педагог подробно объясняет ход проведения игры. Оценивает результаты и ответы команд жюри, состоящее из приглашённых на мероприятие педагогов.
Задание №1. - А теперь поиграем в игру "Пожарные". Две команды (по 4-6 человек), у каждой в корзинке по 10 синих шариков. Играющие встают в цепочку друг за другом, по очереди кидают по одному синему мячу в корзину напротив («заливают огонь» огонь). Кто быстрее - тот и выиграл.
Задание №2. Предлагаю следующее задание. Выходит один человек из команды. Из коробочки достаёт изображение от которого может возникнуть пожар. Всем остальным необходимо узнать, какой это предмет( спички, утюг).
Дома мы отдыхаем, занимаемся любимыми делами, поэтому стараемся окружить себя удобствами, полезными предметами. А какие электроприборы есть у вас дома? Перечислим некоторые из них. Знаете ли вы правила обращения с ними?
Ответы детей: Нельзя пользоваться неисправными электроприборами. Нельзя самим чинить, разбирать электроприборы. Электричество не терпит соседства с водой.
Задание №3
Обсуждение конкретных ситуаций.
ситуация №1 загорелась лампа. Какими должны быть действия? Покажите их, используя данные предметы: настольная лампа, миска с водой, плотная ткань.
Ответ: обесточить лампу; 2. накрыть влажной тканью
Ситуация №2 На сковороде загорелось масло. Какими должны быть действия? Покажите их, используя данные предметы: сковорода, кружка, полотенце, миска с водой.
Ответ: выключить газ; 2. накинуть влажное полотенце
Задание №4. На листочке вписать правильно пропущенные слова(выполняют под музыку)
Дым столбом поднялся вдруг
Кто не выключил …………утюг…….
Красный отблеск побежал
Кто со спичками……………играл.
Стол и шкаф сгорели разом
Кто сушил белье над ………газом…….
Помни каждый гражданин
Это номер …………01….
Дым увидел не зевай
И пожарных …………вызывай…….
Это всем должно быть ясно
Что шутить с огнем …………опасно…
(СЛОВА: играл, утюг, газом, 01, опасно, вызывай)
Задание №5. Раздаются конверты (внутри разрезанный на части текст) для составления памятки. Ребята наклеивают текст на памятку сами).
Давайте составим памятку «Как надо действовать при пожаре в доме». (наклеивают, зачитывают памятки, показывают как выходить из-за задымлённого помещения) (выполняют под музыку)
Давайте повторим правила безопасного поведения:
Осторожным будь, где газ – это раз.
Спички прячь от малыша – это два.
Ты костры не разводи – это три.
Чистота нужна в квартире, в доме, школе – пункт четыре.
Электрическую сеть нельзя перегружать – это пять. Метод групповой работы над темой «Командная игра»
Цель: развитие умения работать в команде, взаимодействовать с другими участниками; формирование и совершенствование умения работать с информацией, анализировать и обобщать.
Необходимые материалы: синие шарики и корзины; предметные картинки; карточки для задания «Дополни предложение»; конверты с разрезанным текстом и памятки; ручки, клей, ножницы, жетоны.
Технология проведения:
Учитель предлагает детям провести командную игру по теме занятия. Игра состоит из 5-ти конкурсов. За каждый выигранный конкурс команда получает жетон. Побеждает та команда, у которой больше жетонов.
Эмоциональная разрядка 4 мин. -А теперь давайте немного отдохнём. Встаньте, я буду называть одно из состояний, а вы должны его показать.
Воздух. Дети дышат глубже, чем обычно. Они встают и делают глубокий вдох, а затем выдох. Пару раз зевнуть.
Земля. Дети устанавливают контакт с землёй. Они давят на пол, стоя на одном месте, топают ногами, подпрыгивают вверх. Потереть ногами пол, покрутиться на месте.
Огонь. Дети активно двигаются, изображая языки пламени.
Вода. Участники представляют себе, что комната превращается в бассейн. Они делают мягкие, свободные движения в «воде». Метод релаксации «Земля, воздух, огонь и вода»
Происхождение метода: «Копилочка активных методов обучения», http://www.moi-universitet.ru/ebooks/kamo/kamo/
Цель: повысить уровень энергии в группе.
Технология проведения: Учитель просит по команде изобразить одно из состояний – воздух, земля, огонь, вода.
Подведение итогов 5 мин. -Ребята, а сейчас, по окончании нашего мероприятия, я предлагаю вам самостоятельно оценить его. Перед вами ладошки красного, жёлтого и голубого цвета. Если вы остались довольны занятием, вам было интересно на нём, и вы узнали много нового о пожарной безопасности и о людях, укрощающих огонь – возьмите жёлтую ладошку. Если остались не очень довольны занятием – возьмите голубую ладошку, а если совсем не довольны – красную. Прикрепите каждый ладошку нужного цвета перед нашими солнышком и огнём, голубые ладошки прикрепите между ними.
Дети делают выбор.
Жюри подсчитывает баллы, набранные командами в ходе игры. Награждение команды-победителя, утешительные призы для побеждённой команды. Метод рефлексии «Ладошки»
Цель: организовать обратную связь с обучающимися.
Необходимые материалы: набор ладошек красного, жёлтого и голубого цвета
Технология проведения:
Дети выбирают ладошку и прикрепляют её на доску перед солнышком или огнём; голубые ладошки прикрепляют между солнцем и огнём.
Результат мероприятия:
Преобладание жёлтых ладошек – дети довольны своим участием в мероприятии.