Разработка урока по истории Древнего мира Индийские касты (5 класс)
310515-51054000Тема: «Индийские касты»
Герб Индии представляет собой изображение «Львиной капители» Ашоки в Сарнатхе. Император Ашока Великий установил Столп с капителью, чтобы отметить место, где Будда впервые преподавал Дхарму.На гербе изображены четыре индийских льва на круглой абаке. Четвёртый лев находится сзади и, следовательно, скрыт из виду. Герб символизирует нацию, которая «отважна в храбрости, сильна в теле, благоразумна в совете и устрашает противников».
Тип урока: комбинированный.
Цели:
Образовательные: формировать у учащихся представление о варно-кастовом делении индийского общества; раскрыть суть и значение индийской религии в мировой культуре. Показать, какой бесценный культурный вклад внесла Индия в копилку мировой цивилизации.
Развивающие: продолжить развивать умение работы с различными источниками, находить нужную информацию; развивать коммуникативные навыки, умение грамотно объяснять свою мысль.
Развивать наблюдательность, творческое воображение и эрудицию.
Воспитательные: формирование уважительного отношения к другой культуре.Оборудование: карта, доска, презентация, словарь, сообщения уч-ся, учебник.
Основные понятия: варна - (санскрит «качество, цвет, категория») — термин, обозначающий четыре основных сословия древнеиндийского общества.
брахманы — жрецы, учёные, подвижники.
кшатрии — воины, правители.
вайшьи — земледельцы, ремесленники, торговцы.
шудры — слуги, наёмные рабочие.
чандалы – неприкасаемые.
План урока
Оргмомент.
Актуализация по теме «Природа и люди Древней Индии»Изучение нового материала
Закрепление изученного материала
Домашнее задание
Ход урока
1. Орг. момент: приветствие, учет отсутствующих.
2. Актуализация: (10 вопросов без подготовки)
- Где находится Индия? (Южная Азия, п-ов Индостан) показ по карте.
- Назови главные реки Индии? (Инд и Ганг)
- Опиши климат Индии? (влажные тропики)
- Какой возраст древних городов Мохенджо - Даро и Хараппа? (более 4 тыс. лет)
- Чем удивил этот город археологов? (трехэтажные дома, городская канализация, водовод, широкие улицы с закруленными углами домов)
- Что выращивали на своих полях жители Индии? (рис, сахарный тростник, хлопок, пряности, овощи) - Что приносили из джунглей индийцы?
- Каких крупных животных сумели приручить древние жители Индии? (слонов)
- Кто стал основателем новой мировой религии? ( в Vв. до н.э. Сидхартха Гаутама из Непала)
- Назови 4 истины, которые открылись Будде? Что такое «нирвана»?
3. Изучение нового материала.
Мотивационная беседа – Индия это не только сахар, цифры, хлопок и буддизм. Это страна с удивительно красивой и прагматичной религией. Согласно верованиям жителей Индии, тело смертно, а Душа – вечна. После смерти человека его душа переселяется в другое тело, но в какое именно – зависело от поведения человека в прошлой жизни.
На доске тема и план урока.
План урока:
Миф о происхождении каст.
Характеристика каст.
Индийские цифры и шахматы (сообщения уч-ся).
Миф о происхождении четырёх варн. (рассказ учителя)
Индийцы верили, что каждая варна произошла из определенной части тела Пуруши – первочеловека и первожертвы богам. Жрецы-брахманы появились из его уст, и поэтому они знают, как произносить молитвы. Воины вышли из могучих рук Брахмы и потому умеют сражаться. Земледельцы созданы из его бёдер. А слуги находятся ниже всех, потому что возникли из запыленных ступней его ног.
Упоминание о четырех варнах - "чатурхварна" впервые встречается в Ригведе, которая сообщает … «Когда Брахма расчленил Пурушу (изначального, божественого человека), его рот стал брахманом, его руки сделались раджанья (кшатрии), его бёдра — вайшья, а из ступней родился шудра».
Варна – большая группа людей, обладающая определёнными правами и обязанностями с рождения. В свою очередь каждая варна состоит из многочисленных каст, которые формируются из разных профессий. Принадлежность к касте передавалась по наследству. Переход из одной касты в другую невозможен при жизни! Такой переход возможен только после смерти. В низшую или высшую – зависит от поведения самого человека. Точное и смиренное выполнение своей дхармы (иногда говорят кармы - совокупность добрых и злых поступков и их последствий, которыми определяется дальнейшая судьба перерождение),непротивление злу насилием, стойкое преодоление всех тягот судьбы - вот главное условие твоего перерождения в будущем. Это и есть основная идея индуизма. Человек рождается брахманом или шудрой, царем или «неприкасаемым» в зависимости от тех грехов или добродетелей, которыми он отличался в «прошлой жизни». Поэтому представление о четырех варнах важно для понимания общественной жизни Древней и современной Индии.
Представителям самой высшей варны — брахманам приписывался белый цвет — цвет чистоты, незапятнанности. Брахманы выполняли обязанности жрецов и совершали многочисленные обряды, которым в Древней Индии придавалось исключительно важное значение; они считались представителями людей перед лицом богов, требовавших совершения жертвоприношений и произнесения заклинаний. Брахманы были также хранителями древней учености, знатоками священных текстов. В течение многих веков эти тексты, будучи еще не записанными, хранились исключительно в памяти ученых брахманов. Именно поэтому каждый брахман проходил длительное обучение: еще мальчиком отдавали его в дом учителя, где он проводил жизнь в труде и заучивании вед.
Вторую варну представляли кшатрии — воины. Им приписывали красный цвет — цвет огня, войны, решительности и энергии. Кшатрии с детства обучались владеть оружием, управляться с конем и колесницей. К этой варне обычно принадлежали правители государств.
Третья варна — вайшью — земледельцы и ремесленники, «народ». Их цвет — желтый, цвет земли. На них лежала обязанность возделывать поля, работать в мастерских, а также торговать. Среди них были и весьма состоятельные люди.
Четвертая варна — шудры, или слуги. Их цвет — черный. Обязанность шудр — служить представителям высших варн. В отличие от брахманов, кшатриев и вайшью, шудры не считались потомками древних ариев-завоевателей и, видимо, были потомками покоренного населения. Три высшие варны назывались «дваждырожденными», поскольку проходили обряд «второго рождения» — посвящения в арии. В Древней Индии осуждалась женитьба на женщине из другой варны. Особенным грехом считалось создание такой семьи, в которой жена выше по варне, а муж — ниже; тогда их дети становились неполноправными.
Однако не все жители Древней Индии принадлежали к четырем варнам, часть населения стояла вне этих сословий. Таковыми считались чандалы — «неприкасаемые» ; они были настолько презираемы в обществе, что запрещалось к ним прикасаться, слышать их голос и даже видеть, чтобы не оскверниться.
Правила поведения и предписания индийцев зафиксированы в Законах Ману. Этот свод правил содержит 2685 статей. Подобным примером может служить Библия и ее 10 заповедей. По Законам Ману живет все индийское общество.
Теперь выполним практическую работу в тетради и проверим ваш словарный запас: попробуйте дать словесное описание качеств человека характерных для каждой из варн. (работа с учебником)
БРАХМАНЫ Спокойствие, самообладание, аскетизм, чистота, терпение, правдивость, мудрость, самоосознание, вера в Бога – вот обязанности брахманов, рожденные их собственной природой.КШАТРИИ Героизм, сила, стойкость, находчивость, храбрость в битве, благородство и умение руководить – обязанности кшатриев, рожденные их собственной природой.
ВАЙШЬИ Земледелие, скотоводство, торговля – обязанности вайшьев. Терпение, трудолюбие, уважение и забота – вот их качества.
ШУДРЫ Служение другим – обязанность шудр, рожденная их собственной природой. Смирение и послушание – вот их качества.
Промежуточный вывод: социальное неравенство среди индийцев было закреплено религией! - Считаете ли вы справедливым такое разделение людей? - Кому было выгодно такое деление людей на касты? - Какие варны считались в Индии высшими, а какие низшими? Таким образом, религия убеждала, что человек из низшей касты не должен стремиться к счастливой жизни на земле. Он должен смириться и выполнять свое предназначение
Индийские изобретения: санскрит, цифры и шахматы.
- Как вы думаете, откуда возникли такие слова, как «мама», «будильник», «говядина», «гитара», «бандит», « война», «любовь» и множество других слов? Прародителем всех индо-европейских языков был санскрит на котором записаны Веды. Факт тесной связи русского и санскрита хорошо известен, но об этом сегодня не принято громко говорить. Я предлагаю вам посмотреть на список слов, который поможет понять схожесть наших языков. (таблицы на партах) понравившиеся слова можно записать в свою тетрадь.
САНСКРИТ РУССКИЙ САНСКРИТ РУССКИЙ
Яма Яма Агни Огонь
ТварТворить Пака Пекота, жар
ЧитУчитывать, считать ПратанПротопить, прогреть
Вид, вед Знать, ведать ПрабудхПробудиться
Матри, мата, маМать, Матерь ПраматриПраматерь
ЛубхЛюбить Лад Ладить, играть Лас Ласкать, обнимать
ПадПадать Сад Садить, сидеть
ПлаванаПлавание ПлушПлескать
РушРушить ГрабхГрабить
АдиОдин ПурваПервый
ТраяТрое ТритаТретий
СваСвой ТваТвой
Вас Вас Нас Нас, нашСканда (санскрит) – это бог войны – скандал.дура – санскритский корень – по-русски «дурак», соответственно. Слово «говно» произошло из санскрита, что означает «говяжьи лепешки». «Говядина» - корова того же индоевропейского корня и английское название коровы — cow, а также пастуха этих коров — cowboy. Т. е. выражение «сраный ковбой» — не случайное, в нём — глубокая родственная связь.
А теперь поработаем со словами «ЗНАТЬ», «ВИДЕТЬ» и «ЗРЕТЬ» – это корневая основа из санскрита. (работа в тетради) Подберите и запишите слова с эти корнем.
1-й ряд: ваше слово «знать»- ……? поЗНАвать, уЗНАвать, приЗНАние, соЗНАние, распоЗНАвание.
2-й ряд: ваше слово «видеть» - …….? ВИДение, приВИДение, предВИДеть, сноВИДение,
3-й ряд: ваше слово «зреть»- ………? ЗеРкало, (оЗеРо — гладь воды, на которой ЗРимо отражается луна), обоЗРение, проЗРение, подоЗРение, обоЗРение.
Итак, славяне действительно говорят на Санскрите, — только на несколько трансформированном его варианте.
Арабские цифры. (сообщение ученика)
Всем вам известно, что числа и цифры – не одно и тоже. Изобретение цифр – явление относительно позднее! Сегодня весь мир пользуется изобретением, сделанным в Индии. Индийцы изобрели современные цифры, синус и корень. Они изобрели ноль, позволивший экономно и точно записывать любые числа. От индийцев эти цифры распространились через Иран к арабам, и затем уже арабы занесли их в Европу. Мы называем их арабскими цифрами, тогда как в действительности эти цифры индийские. Арабские числа стали известны европейцам в X—XIII вв. благодаря их изображениям на косточках абака. Для экономии места они изображались боком. Поэтому, в частности, цифры «2» и «3» приобрели ту форму, которую мы знаем. Европейская цифра «8» никак не связана с арабским эквивалентом. Её изображение происходит из сокращённой записи латинского слова octo («восемь») . От арабского слова «сыфр» ведёт происхождение слово «цифра» ! Чтобы вы поняли значение индийского счета, попробуйте произвести деление римскими цифрами CXXIV: VI, а затем арабскими(индийскими).История шахмат (сообщение уч-ся).
Изобретённые в Индии в V—VI веке, шахматы распространились практически по всему миру, став неотъемлемой частью человеческой культуры.
Не позже начала VI века на северо-западе Индии появилась первая известная нам игра, родственная шахматам — чатуранга. В точности правила чатуранги неизвестны, есть несколько восстановленных по разным источникам вариантов, тем не менее, ясно, что игра уже тогда имела вполне узнаваемый «шахматный» вид (квадратная игровая доска 8×8 клеток, 16 фигур и 16 пешек, похожие фигуры). Принципиальных отличий от современных шахмат два: игроков было четверо, а не двое (играли пара на пару), а ходы делались в соответствии с результатами бросания игральных костей. Каждый игрок имел по четыре фигуры (колесница (ладья), конь, слон, король) и по четыре пешки. Конь и король ходили так же, как в шахматах, колесница — в пределах двух полей по вертикали и горизонтали, слон — сначала на одно поле вперёд или по диагонали, позже он стал «прыгать» через одно поле по диагонали, причём, подобно коню, при ходе мог перешагивать через свои и неприятельские фигуры. Ферзя не было вовсе. Для выигрыша в партии нужно было уничтожить всё войско противников.
4. Закрепление изученного материала при помощи теста:
Тест: «ДРЕВНЯЯ ИНДИЯ»
1.В долине каких рек находится Индия?
А) Инд и Ганг Б) Тигр и Ефрат; В) Амударья и Сырдарья; Г) Хуанхэ и Янцзы
2. Какие горы служили защитой для Индии от холодных ветров с северо-востока?
А) Тибет; Б) Тянь-Шань; В) Гималаи; Г) Памир.
3. Как назывались труднопроходимые леса Индии изобилующие растительностью и змеями?
А) саванны; Б) джунгли; В) тайга; Г) амазония.
4. Когда на территории Индии появились первые города?
А) 4 тысячелетие до н.э.; Б) 3 тысячелетие до н.э.; В) 2 тысячелетие до н.э.
5. В древнейшем городе Мохенджо-Даро были обнаружены ….?
А) 5-ти этажные дома и широкие мостовые; Б) 3-х этажные дома с водопроводом и канализацией; В) 6-ти этажные дома с горячей водой и бассейном.
6. Какое название получила первая индийская цивилизация?
А) индская; Б) хараппская; В) делийская; Г) дорийская.
7. Какое племя вторгается на территорию Индии в 1500 г. до н.э.?
А) хетты; Б) египтяне; В) арийцы; Г) ассирийцы.
8. Как звали индийского бога приносящего избавление от засухи?
А) Индра; Б) Будда; В) Рама; Г) Кришна
9. По верованиям древних индийцев, кем станет человек после смерти зависело …?
А) от его положения в обществе; Б) от его материального достатка;
В) от его поступков при жизни; Г) от воли случая.
10. Как называлась категория людей, не входящая ни в одну касту (варну)?
А) грязные; Б) неприкасаемые; В) обиженные; Г) страдающие.
11. Кто, согласно кастовому строю, произошел из уст Брахмы?
А) брахманы; Б) кшатрии; В) вайшья; Г) шудры.
12. При каких условиях разрешался переход из одной касты в другую?
A) если переход осуществлялся в низшую касту; Б) если имелся родственник из другой касты;
В) если давал разрешение главный брахман; Г) это строго запрещалось.
13. Какая игра получила название «4 рода войск»?
А) шамуранга; Б) шахада; В) нарды; Г) чатуранга.
14. Как называется индийский литературный язык?
A) санскрит; Б) иврит; В) арамейский; Г) идиш.
15. Что означает имя Будда?
A) единственный; Б) просветвленный; В) мудрый ; Г) добрый.
16. Настоящее имя Будды от родителей?
А) Брахман; Б) Сидхартха; В) Чандрагупта; Г) Ашока.
17. Какие изобретения принадлежат древним индийцам?
A) шелк; Б) алфавит; В) хлопок; Г) колесо; Д) цифры; Ж) шахматы; З) пурпурную краску; К) стекло; Л) парус; М) ноль; Н) касты; П) смартфон; Р) иероглифы; С) знаки Зодиака.18. Как назывался древнеиндийский бог мудрости с головой слона?
A) Брахма; Б) Кришна; В) Ганеш; Г) Вишну.
19. Законы Ману излагали?
A) систему наказаний; Б) историю государства; В) обязанности каждой варны.
20. Какой хищник изображен на государственном гербе Индии сегодня?
A) орлы; Б) львы; В) тигры; Г) слоны; Д) змея.
5. Домашнее задание: § 21. Подготовить сообщение: «Мудрые высказывания Конфуция»; «Глиняная армия императора Цинь».
Подумайте: являются ли однокоренными слова «карма» и «карман»?