Статья ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС — КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНО — ГРАЖДАНСКОГО, ЛИЧНОСТНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ.
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС - КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНО - ГРАЖДАНСКОГО, ЛИЧНОСТНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ.
Автор статьи: Г.М.Барышникова
город Волгоград
муниципальное общеобразовательное
учреждение гимназия № 4
Уважение к своей стране, к ее национальным традициям, истории и богатой культуре является основой любого воспитания. Согласитесь, что невозможно вырастить настоящего гражданина и достойного человека без уважительного, трепетного отношения к своим истокам. Каждая травинка, лесной или полевой цветок, нежный шелест ветра напоминают нам о Родине. Мы росли и учились любить свою страну и уважать традиции и национальные особенности народов, которые ее населяют.
Изменения, которые произошли в последние десятилетия в России, сопровождающиеся изменениями в социально-экономической и политической сферах жизни общества, привели к значительной дифференциации населения и потере духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательный потенциал российской культуры, искусства, образования как важнейших факторов формирования чувств патриотизма. Следовательно, возникла необходимость создания реальных условий, способствующих формированию патриотических качеств личности.
Патриотическое воспитание младших школьников должно стать той объединяющей силой, которая сможет вырастить поколение настоящих патриотов, любящих свою Родину не на словах, а на деле. Патриотизм призван дать новый импульс духовному оздоровлению народа, поколение, которое возведет Россию на пьедестал, сможет приумножить национальные богатства, а уровень жизни сделать качественнее.
Патриотизм (греч. patris - отечество) - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь и преданность Отечеству, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины. Понимание патриотизма имеет глубокую теоретическую традицию, уходящую корнями в глубь веков. Уже у Платона имеются рассуждения о том, что родина дороже отца и матери. В более разработанном виде любовь к отечеству, как высшая ценность, рассматривается в трудах таких мыслителей, как Макиавелли, Руссо, и др. Таким образом патриотизм - одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущих всем сферам жизни общества и государства, является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее развития и проявляется в ее активной самореализации на благо Отечества.
Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современной российской школе является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ученика. Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности. Многие мыслители и педагоги прошлого, раскрывая роль патриотизма в процессе личностного становления человека, указывали на его (патриотизма) многостороннее формирующее влияние. Так, например, К.Д.Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством: "Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями".(1) В "Лекциях о воспитании детей" А.С. Макаренко говорил: "Мы требуем от нашего гражданина, чтобы он в каждую минуту своей жизни был готов выполнить свой долг перед коллективом, и значит перед Родиной, не ожидая распоряжения или приказания, чтобы он обладал инициативой и творческой волей".(2)
Многие нравственные качества человека закладываются в детские, школьные годы. Дети все ощущают на уровне эмоций. Малая родина где они выросли это степные дали и дремучие леса, маленькие ерики и могучая Волга- все это в равной степени формируют у детей симпатию к родному краю, а исторические повествования и памятники оставляют большой след в детской душе. Чем полнее, глубже, ярче, содержательнее будут знания учащихся о родном крае и лучших его людях, тем более действенным скажутся они в формировании благородного нравственного чувства: интереса и любви к родному краю, глубокого уважения к патриотическим традициям земляков. А главное, - они помогут учащимся на доступных, близких примерах из окружающей жизни понять сущность и полноту большого патриотизма - патриотизма как чувства долга перед народом, перед Родиной.
Младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, чему учат, что говорят, в безусловность и необходимость нравственных норм. Именно в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Опираясь на то новое положительное, что появилось в психике ребенка, начальная школа пытается формировать чувства патриотизма, интернационализма, товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям труда. С малых лет необходимо дать детям представление, пусть даже самое простое, о месте и роли их страны в мире. Тот, кто работает с младшими школьниками, хорошо знает, насколько трудно сформировать у детей 7-10 лет хоть какое-то представление о малой и большой родине. Но делать это, тем не менее, необходимо. Без любви к Отечеству и уважению к его истории и культуре невозможно воспитать гражданина и патриота, сформировать у ребенка чувство собственного достоинства, привить ему положительные качества. Значимость воспитания детей особенно остро обозначилась в современный период - в связи с утратой людьми нравственных ориентиров в собственной жизни. Дефицит нравственных ценностей и пренебрежение моральными нормами становятся повсеместным явлением. Поэтому все острее встает вопрос о повышении уровня патриотического воспитания. Необходимо воспитывать, начиная уже с младшего школьного возраста, доброту, ответственность, чувство собственного достоинства, гражданственность, толерантность. Таким образом, воспитание патриотизма - это важнейшая педагогическая задача нашего времени.
Начинаю эту работу я всегда с традиционного урока 1 сентября "Я – гражданин России". Цель этого урока - вызвать у детей интерес к родной стране, дать им самые начальные представления о родном крае, о стране, в которой они живут, познакомить их с понятиями "гражданин", "государство", "законы страны", с государственными символами - флагом, гербом и гимном, дать некоторое представление о правах и обязанностях граждан. При этом активно используются возможности компьютерной техники.
Обучающиеся моего класса - активные участники традиционных дел гимназии патриотической направленности таких как: Мемориальная неделя, посвященная 92 Отдельной Стрелковой Бригаде морской пехоты, возложение цветов к памятнику Североморцам, встречи с ветеранами войны, тыла и детьми Сталинграда. Огромный воспитательный потенциал несут в себе посещения школьного Музея 92 ОСБр . У меня выстроена система коллективных творческих дел класса это: походы одного дня по местам Боевой и Трудовой Славы нашего города, экскурсии по памятным местам города и области с последующим оформлением фотоальбома . Традиционными стали Уроки Мужества «Февраль, февраль – солдатский месяц» и День контрнаступления под Сталинградом.
При активной поддержке родителей в классе был дан старт проекту «Судьба семьи в судьбе страны».В результате огромной кропотливой работы с семейными архивами собрали материал для рукописной книги «Судьба семьи в судьбе страны» о своих родственниках, участниках войны и работниках тыла.
На праздник « Солдатский май» приглашаем всех тех, кто пережил войну. Беседы о тех далеких событиях способствуют взаимопониманию между поколениями, формируют патриотические чувства. Учащиеся класса занимаются исследовательской работой по теме" Родословная моей семьи" обрабатывают и систематизируют собранный материал. Активное участие в проекте принимают родители обучающихся (рисунки, рассказы, семейные фотографии и реликвии) - все это легло в основу классных часов и встреч с интересными людьми из числа семей моих учеников. Таким образом, патриотическое воспитание, воспитание гражданина своей страны - одна из трудных, но приоритетных задач современной школы. Необходимо уже в начальной школе создавать условия для того, чтобы учащиеся росли идейно зрелыми, нравственно стойкими и духовно богатыми людьми.
Литература:
1. Ушинский, К. Д. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. - М., 1974. Т.2. - с.160.
2.Макаренко, А.С. Лекции о воспитании детей / А.С Макаренко. Избранное. Педагогические сочинения. Т.2.: -М.: Педагогика, 1977. с.14