МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по организации практики специальность 38.02.04 «Коммерция» (по отраслям) 
ОГБОУ  СПО «Шарьинский политехнический техникум Костромской области»
УТВЕРЖДАЮ
Директор ОГБПОУ  «Шарьинский политехнический 
техникум Костромской области»
_______________ ______________
«      » _______________ ________
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по  организации практики
специальность 38.02.04 «Коммерция» (по отраслям)
Рассмотрено  и рекомендовано к утверждению
На заседании цикловой методической комиссии
общепрофессионального цикла
протокол №       «     » ___________________
Председатель комиссии__________ _____________
                                                                Шарья, 2016г.
ОБЩЕЕ   ПОЛОЖЕНИЕ
Целью практики является  комплексное   освоение  обучающимися  всех видов  профессиональной  деятельности  по специальности 100701»Коммерция»,формирование  общих и профессиональных  компетенций,а также приобретение необходимых  умений и опыта практической работы по специальности.     
Сроки и содержание практики определяются учебным планом по специальности.
Общее учебно-методическое руководство практикой студентов осуществляет заместитель директора по учебно-производственной работе. Конкретное руководство и контрольза ходом практики возлагается на преподавателядисциплин   профессионального  цикла  и (или) мастера производственного обучения, указания и распоряжения которых для студентов обязательны.
Направление студентов на практику осуществляется в соответствии с приказом по техникуму. 
Студенты проходят практику непрерывно  в организациях торговли (организация) любой формы собственности, на основе договоров, заключаемых   между организацией и образовательной организацией. В период прохождения практики студенты выполняют свои функции на соответствующем рабочем месте под руководством штатного работника предприятия.  В период прохождения производственной практики   обучающиеся могут зачислятся на вакантные должности, если работа соответствует  требованиям программы  практики.  Рабочее время определяется в соответствии с действующим на предприятии внутренним трудовым распорядком и режимом работы, продолжительность рабочей недели 36 часов.
Согласно стандарта по специальности 100701 «Коммерция» (по отраслям) и программы, предусмотрено выполнение работ по рабочим профессиям.
В ПМ. 04 «Выполнение работ по профессии «Продавец продовольственных товаров « и «Кассир торгового зала» предусмотрено 36 часа учебной практики и 
72  часа производственной практики, всего 108 часов. После освоения теоретических и практических знаний студенты сдают квалификационный экзамен и по результатам освоения  ПМ. 04 им  присваиваются  рабочие профессии(согласно  Постановления министерства труда РФ №  31 от 10.11.1992 года, с изменениями на 24 ноября 2008 года).
Код   17353 -   «Продавец продовольственных товаров» – 2 разряд
Код   12721 -   «Кассир торгового зала» - 2 разряд,
а студентам, показавшим высокие знания и получившим отличные оценки по всем разделам ПМ 04, присваиваются повышенные разряды:
«Продавец продовольственных товаров» – 3 разряд
«Кассир торгового зала» - 3 разряд
Учебная практика по специальности направлена на формирование у обучающихся  умений,приобретение первоначального практического опыта и реализуется в рамках профессиональных модулей  по основным видам профессиональной деятельности для последующего освоения ими общих и профессиональных компетенций по специальности.
Практика по профилю специальности  направлена на формирование у обучающихся  общих и профессиональных  компетенций, приобретение практического опыта и реализуется в рамках профессиональных модулей  по каждому из видов профессиональной деятельности. 
Преддипломная практика  направлена на углубление первоначального практического  опыта обучающегося, развитие общих и профессиональных компетенций, проверку его готовности к самостоятельной трудовой деятельности, а также  на подготовку к выполнению выпускной квалификационной  работы в организациях различных организационно-правовых форм.
В период прохожденияпрактики, по профессиональномумодулю,обучающимсяведется дневник практики, а по результатам практики,  составляетсяотчет, который утверждается  организацией. 
 По результатам практики руководителями от организации и от образовательной организации  формируется аттестационный лист, содержащий  сведения об уровне освоения профессиональных компетенций,а также  характеристиканаобучающегося по освоению профессиональных  и общих  компетенций в период прохождения  практики.
 Практика является завершающим этапом освоения профессионального модуля по виду профессиональной деятельности.
 Проверка знаний, умений и навыков по окончанию  практики проводится в формедифференцированного зачета,  при условии  положительного аттестационного листа, характеристики, своевременности предоставления дневника и отчета о практикев соответствии с заданием на практику- в последний день практики
Приложение.
Примерный график прохождения практики.
 Титульный лист отчёта.
 Аттестационный лист.
 Квалификация специалиста (выпускника)   менеджера по продажам.
Тарифно-квалификационная характеристика профессий  рабочих.
Примерный график прохождения практики  студентами специальность  100701  Коммерция (по  отраслям)
Профессиональный
модуль / МДК Вид практики Семестр Количество
часов
ПМ  01 ПП 6 108
МДК  01.01 24
МДК  01.02 48
МДК  01.03
МДК  01.04 12
12
ПМ 02 ПП 6 36
МДК  02.01 12
МДК  02.02 6
МДК  02.03 18
Составление отчета ПП 6 6
Дифференцированный зачет 6 6
Всего  часов МП 01, ПМ02 ПП 6 144
ПМ  03 УП 4 36
МДК  03.01 12
МДК 03.02 24
ПМ 03 ПП 4 72
МДК 03.01 36
МДК 03.02 24
Составление отчета 6
Дифференцированный зачет 6
Всего  часов  ПМ 03 УП  И ПП 4 108
ПМ  04 УП 3 36
МДК  04.01 30
МДК 04.02 6
ПМ  04 ПП 3 72
МДК  04.01 48
МДК  04.02 12
Составление  отчета 6
Дифференцированный зачет 6
Всего часов ПМ 04  УП  и ПП 4 108
Преддипломная практика ПП 6 144
ВСЕГО ЧАСОВ НА ПРАКТИКУ 504
ОБРАЗЕЦ
УТВЕРЖДАЮ:
                                         Индивидуальный предприниматель
МП         ______________Соколова Л.И.
                     «      »___________    201_ года    
О Т Ч Е Т
по   учебной/производственной практике
 ПМ 0__  «______________________________________»
Студентки  группы    ____
 ОГБОУ СПО« Шарьинского  политехнического техникума Костромской области»
 ФИО_________________________________________________________
 Период прохождения практики  с  «__»_________по «__» __________201_ года
 Место прохождения:    магазин « Продукты» г Шарья.ул. Советская-25
 Руководитель практики от образовательной организации:
 Мастер производственного обучения – ФИО___________________________
Шарья201_год
   ОБРАЗЕЦ                  Аттестационныйлистпрактики
поПМ___   «____________________________________________»
1.Студенткагруппы_____обучающаясяпоспециальности
Коммерция (поотраслям)___фио____________________________________________
2.Местопроведенияпрактики___________________________________________
3.Времяпроведенияпрактикис«__»__________по  «__»__________201_года  ВСЕГО____часов.
4. Виды, объем и качество работ, выполненные студентом во время практики:
Кодпрофессиональныхкомпетенции,которыестудентдолженсформироватьвходеосвоенияВПД. ВИДЫРАБОТ Объемработ
(час) Качество
выполненных
работ
(оценка)
3.1 – 3.8.
Постановкацелейизадачпопрохождениюпрактики. Проведениеинструктажапоохранетрудаитехникебезопасности. х Промежуточнаяаттестациявформедифференцированногозачета. х ВСЕГО х Качество выполнен яработвсоответствиистехнологиейитребованиямиорганизации, вкоторойпроходилапрактика:
РаботывыполнялиськачественновсоответствиистребованиямиВПД :
«_____________________________________________________________».
5.ХАРАКТЕРИСТИКА:
Входе практики студентка: ___________________________________________________________________
                                     (ФИО обучающегося)
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Руководитель практики от образовательного учреждения:
Мастер производственного бучения ________________ФИО.
Руководитель практики от организации:__________________________
                                                                 подпись/ ИОФ/должностьМ.П,
«___»____________201 _года
Квалификацияспециалиста (выпускника): менеджерпопродажам  
100701  КОММЕРЦИЯ.
Менеджерпопродажамэто–служащийкоммерческогопредприятия, осуществляющийфункцииуправления, отвечающийзаконкретныйучастокработыинаделенныйвпределахсвоихполномочийправамипопринятиюиреализацииуправленческихрешений.
Менеджерыработаютвкрупныхторговых, оптово-розничныхпредприятияхифирмах, вовсехорганизациях, учрежденияхинапредприятиях, связанныхсторговлей, обменомипродвижениемтоваровотпроизводителейкпотребителям.
Коммерция–понятиеширокое: этокупля-продажатоваровиуслуг, недвижимостииавтомобилей, медикаментовипродуктовпитания... Можноработатьнаемнымменеджером, аможносоздатьсобственныйбизнес–влюбомслучаешансовдобитьсяуспехабольшеутех, ктополучилспециальноеобразование.
Научитьсяорганизовыватьсвоесобственноепредприятие, свободноориентироватьсявусловияхрынка, познатьпсихологиюпотребительскогоповедения, уметьпланироватьмаркетинговыепрограммы, внедрятьпринципылогистикивуправлениепредприятием, оптимизироватьэкономическуюдеятельностьпредприятия, совершенствоватьорганизациюрозничнойторговлиимногомудругомувампоможетспециальность«Коммерция».
Квалификационнаяхарактеристикавыпускника.
Менеджерпопродажам - этоспециалистпоорганизациипроцессовиопераций, связанныхскуплей-продажей, товародвижениемиобменомтоварасцельюудовлетворенияпокупательскогоспросаиполучениядоходаилиприбыли.
Областьюпрофессиональнойдеятельностикоммерсантаявляетсясфератовародвижения. Объектамикоммерции, какпрофессиональнойдеятельностивыпускников, являютсятовары. Подтоваромследуетпониматьпродукциюотраслейматериальногоинематериальногопроизводства, поступившуюнарынокдлякупли-продажиилиобмена (потребительскиетовары, товарыпроизводственно-техническогоназначения, услуги, недвижимость, ценныебумаги, кредиты, духовно-информационный, интеллектуальныйпродуктит.д.).
Менеджерпопродажам являетсяуниверсаломвэкономике, таккаконобъединяетвсепрофессии, связанныесбизнесом.
Выпускникдолженбытьготовквыполнениюторгово-сбытовой, маркетинговойиорганизационно-управленческойдеятельностивсоответствиисквалификационнойхарактеристикой.
Выпускникдолженбытьподготовленкрешениюследующихпрофессиональныхзадач:
формированиетоварногоассортимента;
организацияпроцессовзакупкиипоставкитоваров;
организацияпроцессовтовародвижения (складирования, транспортирования, хранения);
коммерческо-управленческаядеятельность;
организацияторгово-технологическихпроцессов, связанныхсосбытом,
продажей, реализациейтоваровиобслуживаниемпокупателей.
Торговля, экономика, менеджментимаркетинг–четыренаправленияохватывает, специальность«Коммерция». Серьёзноевниманиеуделяетсябизнес-планированиюитоварнойполитикекомпании.
Видамипрофессиональнойдеятельностивыпускникаэтойспециальностиявляются:
организацияторговыхпредприятийлюбыхформсобственности;
бухгалтерскаядеятельность;
организациямаркетинговойслужбыпредприятия (анализпотребительскогорынка, поведенияпокупателей);
организациярекламнойдеятельности.
Возможностьтрудоустройства:
Специалистыэтойобластимогутработатьвотделахреализацииготовойпродукции, маркетинга, материально-техническогоснабжениянапромышленныхпредприятиях, вторговыхцентрах, оптовыхбазах, супермаркетах, гипермаркетах, различныхфирмах, компаниях, спортивныхиразвлекательныхкомплексах, вуправленияхторговлиидепартаментахпоторговымоперациям. Осуществлятьвнешнеэкономическуюдеятельностьнапромышленныхпредприятияхивнаучно-исследовательскихинститутах, втаможенныхслужбах.
Возможностипродолженияобразованиявыпускника:
Выпускник, освоившийосновнуюпрофессиональнуюобразовательнуюпрограммусреднегопрофессиональногообразованияпоспециальности«Коммерция», подготовлен:
косвоениюосновнойпрофессиональнойобразовательнойпрограммывысшегопрофессиональногообразования;
косвоениюосновнойпрофессиональнойобразовательнойпрограммывысшегопрофессиональногообразованияпоспециальности«Коммерция»всокращенныесроки.
ТАРИФНО-КВАЛИФИКАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКАПРОФЕССИЙ РАБОЧИХ  
Постановление № 31 от 10.11.1992 года с изменениями на  24.11.2008 года.
ПРОДАВЕЦ ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРОВ
2-йразряд
Характеристикаработ.Обслуживаниепокупателей: нарезка, взвешиваниеиупаковкатоваров, подсчетстоимостипокупки, проверкареквизитовчека, выдачапокупки. Контрользасвоевременнымпополнениемрабочегозапасатоваров, ихсохранностью, исправностьюиправильнойэксплуатациейторгово-технологическогооборудования, чистотойипорядкомнарабочемместе. Подготовкатоваровкпродаже: проверканаименования, количества, сортности, цены, состоянияупаковкииправильностимаркировки; распаковка, осмотрвнешнеговида, зачистка, нарезка, разделкаиразрубтоваров.Подготовкарабочегоместа: проверканаличияиисправностиоборудования, инвентаряиинструмента; заточка, правкаинструментов, установкавесов. Получениеиподготовкаупаковочногоматериала. Размещениетоваровпогруппам, видамисортамсучетомчастотыспросаиудобстваработы. Заполнениеиприкреплениеярлыковцен. Подсчетчеков (денег) исдачаихвустановленномпорядке. Уборканереализованныхтоваровитары. Подготовкатоваровкинвентаризации.Должензнать:ассортимент, классификацию, характеристику, назначение, питательнуюценностьирозничныеценынатовары; признакидоброкачественноститоваров; нормыестественнойубылитоваровипорядокихсписания; устройствоиправилаэксплуатацииобслуживаемоготоргово-технологическогооборудования; приемыиметодыобслуживанияпокупателей; путисокращениятоварныхпотерь, затрат  труда.
 3-й разряд Характеристика работ. Обслуживание покупателей. Консультирование покупателей о свойствах, вкусовых особенностях, кулинарном назначении и питательной ценности отдельных видов товаров. Предложение новых, взаимозаменяемых товаров и товаров сопутствующего ассортимента. Участие в получении товаров. Уведомление администрации о поступлении товаров, не соответствующих маркировке (накладной ведомости). Оформлениенаприлавочных и внутримагазинных витрин иконтроль за их состоянием. Изучение спроса покупателей.Должен знать: основные виды сырья, идущего на изготовление товаров; признаки сортности товаров; методы снижения потерь при хранении и реализации товаров; принципы оформления наприлавочных и внутримагазинных витрин; основных поставщиков и особенности ассортимента и качества их продукции; основные принципы устройства торгово-технологического оборудования; приемы и методы обслуживания различных контингентов покупателей с учетом их пола, возраста, уровня знаний о товаре и других особенностей; основы коллективных форм организации и оплаты труда.
                                                                                              4-ый разряд                                                                                                                             
Характеристика работ. Обслуживание покупателей. Получение товаров со склада, определение их качества по органолептическим признакам, отбор образцов для лабораторного анализа. Составление заявок на ремонт торгово-технологического оборудования. Составление товарных отчетов, актов на брак, недостачу, пересортицу товаров и приемосдаточных актов при передаче материальных ценностей. Участие в проведении инвентаризации. Разрешение спорных вопросов с покупателями в отсутствие представителей администрации. Руководство работой продавцов более низкой квалификации.Должен знать: порядок приема товаров от поставщиков; основные требования стандартов и технических условий к качеству товаров, таре и их маркировке; правила бракеража; простейшие лабораторные методы определения качества товаров; правила взятия проб и отбора образцов для определения пищевой пригодности товаров; принципы оформления оконных витрин; порядок проведения инвентаризации и составления и оформления товарных отчетов, актов на брак, недостачу, пересортицу товаров и приемосдаточных актов при передаче материальных ценностей; прогрессивные формы и методы обслуживания покупателей.
КАССИР ТОРГОВОГО ЗАЛА2-й разряд 
Характеристика работ. Расчет с покупателями за товары и услуги, получение денег, пробивка чека, выдача сдачи. Возврат денег по неиспользованному чеку. Проверка исправности кассового аппарата, заправка контрольной и чековой лент, запись показаний счетчиков, перевод нумератора на нули и установка дотатора. Устранение мелких неисправностей контрольно-кассовой машины. Получение разменной монеты и размещение ее в кассовом ящике. Ознакомление с ассортиментом имеющихся товаров и ценами на них. Подсчет денег и сдача их в установленном порядке, сверка суммы реализации с показаниями кассовых счетчиков.Должен знать: устройство и правила эксплуатации контрольно-кассовых аппаратов; правила расчета с покупателями; порядок получения, хранения и выдачи денежных средств, признаки платежеспособности государственных денежных знаков; ассортимент и розничные цены на товары, имеющиеся в продаже; порядок ведения кассовой книги, составления кассовой отчетности.При выполнении работ по ведению кассовой книги, составлению кассового отчета - 3-й разряд