Рабочая программа дисциплины Основы экономической теории специальность 38.02.07 Банковское дело
Министерство образования Нижегородской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Арзамасский коммерческо-технический техникум
УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по УПР__________________А.Н. Ушанков«__»_____________20 г.
рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
по специальности среднего профессионального образования
38.02.07 Банковское дело
Основы Экономической теории
(прием 2014)
2015 г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 38.02.07 Банковское дело
Одобрена методическим объединением социально – экономических и гуманитарных дисциплин
Протокол №___
от «___»_____________20 г
Председатель МО:
_________________
.
Разработчик:
С.А. Крупнова, преподаватель специальных дисциплин высшей квалификационной категории ГБПОУ «Арзамасский коммерческо-технический техникум».
содержание
стр.
Паспорт рабочей программы учебной дисциплины 4
Структура и содержание учебной дисциплины 6
Условия реализации учебной дисциплины 11
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины 12
паспорт Рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОСНовы экономической теории
Рабочая программа учебной дисциплины в соответствии с ФГОС является частью программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 38.02.07 Банковское дело
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в профессиональный цикл.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
оперировать основными категориями и понятиями экономической теории;
использовать источники экономической информации, различать основные учения, школы, концепции и направления экономической науки;
строить графики, схемы, анализировать механизмы взаимодействия различных факторов на основе экономических моделей;
анализировать статистические таблицы системы национальных счетов, определять функциональные взаимосвязи между статистическими показателями состояния экономики;
распознавать экономические взаимосвязи, оценивать экономические процессы и явления, применять инструменты макроэкономического анализа актуальных проблем современной экономики;
выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения с учетом действия экономических закономерностей на микро- и макроуровнях;
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
генезис экономической науки, предмет, метод, функции и инструменты экономической теории;
ресурсы и факторы производства, типы и фазы воспроизводства, роль экономических потребностей в активизации производственной деятельности, типы экономических систем, формы собственности;
рыночные механизмы спроса и предложения на микроуровне, роль конкуренции в экономике, сущность и формы монополий, теорию поведения потребителя, особенности функционирования рынков производственных ресурсов;
роль и функции государства в рыночной экономике, способы измерения результатов экономической деятельности, макроэкономические показатели состояния экономики, основные макроэкономические модели общего равновесия, динамические модели экономического роста, фазы экономических циклов;
задачи и способы осуществления макроэкономической политики государства, механизмы взаимодействия инструментов денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики, направления социальной политики и методы государственного регулирования доходов;
закономерности и модели функционирования открытой экономики, взаимосвязи национальных экономик и мирового хозяйства.
Формируемые компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ПК 1.1. Осуществлять расчетно-кассовое обслуживание клиентов.
ПК 1.2. Осуществлять безналичные платежи с использованием различных форм расчетов в национальной и иностранной валютах.
ПК 1.3. Осуществлять расчетное обслуживание счетов бюджетов различных уровней.
ПК 1.4. Осуществлять межбанковские расчеты.
ПК 1.5. Осуществлять международные расчеты по экспортно-импортным операциям.
ПК 1.6. Обслуживать расчетные операции с использованием различных видов платежных карт.
ПК 2.1. Оценивать кредитоспособность клиентов.
ПК 2.2. Осуществлять и оформлять выдачу кредитов.
ПК 2.3. Осуществлять сопровождение выданных кредитов.
ПК 2.4. Проводить операции на рынке межбанковских кредитов.
ПК 2.5. Формировать и регулировать резервы на возможные потери по кредитам.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 48 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 32 часов;
самостоятельной работы обучающегося 16 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы Количество часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 48
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 32
в том числе: Лабораторно-практические занятия 8
контрольные работы 0
Самостоятельная работа обучающегося (всего) 16
в том числе: тематика внеаудиторной самостоятельной работы выполнение домашних заданий Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета2
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
«ОСНовы экономической теории»
Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) Объем часов Уровень освоения
1 2 3 4
Раздел 1 Введение в экономическую теорию 12/8 (2) Тема 1.1 Экономическая теория как наука, ее предмет, метод и функции 6/4 1 Предмет, функции и методы экономической теории.
Функции экономической теории: познавательная, методологическая, практическая. Генезис экономической науки. 4 1
2 История развития экономической теории.
Основные положения меркантилистов, физиократов, английской классической школы, учения К. Маркса, маржиналистов. Различия основных современных концепций экономической теории: неоклассической, неокейнсианской, монетаристской, институционально-социологической и неолиберализма. 2
Внеаудиторная самостоятельная работа:
Выполнение домашних заданий по теме 1.1 (проработка конспектов занятий, учебной литературы);
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
Составление таблицы «Методы экономической теории»
Составление схемы «Экономические направления и школы» 2 Тема 1.2. Производство – основа развития общества 6/4 (2) 3 Производство. Воспроизводство. Экономические потребности и производственные возможности.
Материальное и нематериальное производство. Фазы и типы воспроизводства.
Классификация факторов производства.
Потребность как экономическая категория. Виды потребностей. Закон возрастания (возвышения)
потребностей. Альтернативные (вменённые) издержки. Кривая производственных возможностей. 2
2
4 Практическое занятие №1Кривая производственных возможностей 2 Внеаудиторная самостоятельная работа:
Выполнение домашних заданий по теме 1.2 (проработка конспектов занятий, учебной литературы, решение задач, подготовка к практическому занятию).
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
Определение структуры потребностей населения; 2 Раздел 2. Микроэкономика 27/18 (6) Тема 2.1. Рынок как развитая система отношений 6/4 5 Натуральное и товарное производство. Товар: его стоимости и свойства.
Основные элементы рынка. Товар и его свойства. Теория предельной полезности. Различие экономических школ в теоретическом обосновании стоимости товара 4 2
6 Рынок, его сущность, функции и структура.
Сущность рынка, классификация рынков по различным признакам. Условия существования. Функции рынка. Цели, задачи рынка. Типы экономических систем. 2
Внеаудиторная самостоятельная работа:
Выполнение домашних заданий по теме 2.1 (проработка конспектов занятий, учебной литературы, подготовка к практическому занятию);
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
Составление схемы «Двойственный характер труда»
Подготовка сообщения на тему: «Решение главных проблем экономики в разных экономических системах» 2 Тема 2.2. Теория спроса и предложения. Рыночное равновесие 12/8 (4) 7 Спрос и предложение.
Спрос и факторы его определяющие. Закон спроса. Предложение и факторы его определяющие. Закон предложения. Рыночное равновесие 4 2
8 Эластичность спроса и предложения.
Эластичность спроса и предложения. 2
9 Практическое занятие № 2 Спрос и предложение 2 10 Практическое занятие № 3 Эластичность спроса и предложения 2 Внеаудиторная самостоятельная работа:
Выполнение домашних заданий по теме 2.2 (изучить основную и дополнительную учебную литературу, решить задачи, подготовка к практической работе).
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
Подготовить тестовые вопросы по теме «Спрос и предложение»
Решение задач «Перекрестная эластичность» 4 Тема 2.3. Рыночные структуры 9/6 (2) 11 Конкуренция, ее сущность и виды. Модель рынка совершенной конкуренции.
Принцип «невидимой руки» рынка. Сущность и роль конкуренции в экономике. Понятие совершенной и несовершенной конкуренции. 4 2
12 Модель рынков несовершенной конкуренции.
Сущность и формы монополий. Понятие естественной монополии. Характерные особенности рынков: чистой конкуренции, монополистической конкуренции, олигополии, монополии. Антимонопольная политика. 2
13 Практическое занятие №4 Определение прибыли и издержек на рынках совершенной и несовершенной конкуренции 2 Внеаудиторная самостоятельная работа:
Выполнение домашних заданий по теме 2.3 (изучить основную и дополнительную учебную литературу, составить подобрать и проанализировать производственные ситуации, решить задачи по образцу);
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
Доклад: «Антимонопольная политика государства» 3 Раздел 3 Макроэкономика 9/6 Тема 3.1. Макроэкономика – составная часть экономической науки 3/2 14 Основные макроэкономические проблемы и показатели.
Общие понятия о макроэкономике. Способы измерения результатов экономической деятельности.
Система национальных счетов (СНС).
Основные макроэкономические показатели и их взаимосвязь. Методы расчёта валового внутреннего
продукта (ВВП). Понятие номинального и реального ВВП. Система показателей национального дохода 2 2
Внеаудиторная самостоятельная работа:
Выполнение домашних заданий по теме 3.1 (изучить основную и дополнительную литературу, решить вариативные задачи на определение темпов роста и прироста ВВП, уровня безработицы, индексов цен и уровня инфляции, подобрать и проанализировать статистические данные, характеризующие динамику ВВП, уровень безработицы и инфляции в России);
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
Решение задач «Определение показателей макроэкономики» 1 Тема 3.2. Финансовая система и денежно кредитная система 6/4 15 Бюджетная система. Денежно - кредитная политика. Банковская система.
Макроэкономическое регулирование экономики посредством бюджетно-налоговой политики
государства. Государственные расходы и налоги.
Механизм функционирования денежного рынка. Роль банковской системы. Мультипликация денег.
Функции центрального (национального) банка.
Цели и инструменты денежно-кредитного регулирования экономики. Антиинфляционная политика. 2 2
16 Дифференцированный зачет 2 Внеаудиторная самостоятельная работа:
Выполнение домашних заданий по теме 3.2 (изучить основную и дополнительную литературу, характеристику структуры доходов и расходов федерального бюджета России);
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
Презентация «Денежная система» 2 Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3.–продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины осуществляется в учебном кабинете «Экономики организации, статистики и анализа финансово – хозяйственной деятельности»
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий;
- комплект методических указаний к выполнению лабораторных работ.
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением;
- мультимедийный проектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Основные источники:
Алексей Киреев, Экономика 10-11: Электронный учебник: практикум, презентации, интернет-ресурсы, ООО Издательство «ВИТА-ПРЕС» 2007
Гомола А. И. Экономика для профессий и специальностей социально – экономического профиля: учебник.- М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 336 с.
Гражданский кодекс РФ с изменениями и дополнениями. – М., 2006.
Миронов М.Г. , Загородников С.В. Экономика отрасли (машиностроение): учебник/ - М.: ФОРУМ: ИНФРА – М, 2010.
Основы экономической теории: Под ред. С. И. Иванова, В 2 книгах. – М.:Вита – Пресс, 2006г.
Экономика: Учебник. 3 – изд, перераб. и доп./ Под ред. д-ра экон. наук А.С. Булатова, - М. : Юрист, 2000.
Дополнительные источники:
Анисимов А.А., Артемьев Н.В., Тихонова О.Б. Макроэкономика. Теория, практика, безопасность: электронное учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям. Под редакцией Е.Н. Барикаева. М.: ЮНИТИ-ДАНА., 2010
Экономическая теория: Учебник / под ред. В.Д. Камаева, 6-е изд. – ГИД ВЛАДОС., 2000.
Кожевников Н.Н. Основы экономики. Учебник для ссузов. – М., 2005.
Череданова Л.Н. Основы экономики и предпринимательства. Учебник для НПО. – М., 2004.
Интернет-ресурсы:
Электронный ресурс «Студенческая электронная библиотека «»ВЕДА». Форма доступа www.lib.ua -ru.net
Электронный ресурс «Административно-управленческий портал: электронная библиотека деловой литературы и документов, бизнес-форум». Форма доступа www.aup.ru
Электронный ресурс «Экономический портал». Форма доступа www.economicus.ru
Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ ДисциплинЫ
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания) Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Умения: Практические работы
оперировать основными категориями и понятиями экономической теории; использовать источники экономической информации, различать основные учения, школы, концепции и направления экономической науки; строить графики, схемы, анализировать механизмы взаимодействия различных факторов на основе экономических моделей; анализировать статистические таблицы системы национальных счетов, определять функциональные взаимосвязи между статистическими показателями состояния экономики; распознавать экономические взаимосвязи, оценивать экономические процессы и явления, применять инструменты макроэкономического анализа актуальных проблем современной экономики; выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения с учетом действия экономических закономерностей на микро- и макроуровнях; Знания: Тестирование
Решение задач.
Индивидуальные задания.
генезис экономической науки, предмет, метод, функции и инструменты экономической теории; ресурсы и факторы производства, типы и фазы воспроизводства, роль экономических потребностей в активизации производственной деятельности, типы экономических систем, формы собственности; рыночные механизмы спроса и предложения на микроуровне, роль конкуренции в экономике, сущность и формы монополий, теорию поведения потребителя, особенности функционирования рынков производственных ресурсов; роль и функции государства в рыночной экономике, способы измерения результатов экономической деятельности, макроэкономические показатели состояния экономики, основные макроэкономические модели общего равновесия, динамические модели экономического роста, фазы экономических циклов; задачи и способы осуществления макроэкономической политики государства, механизмы взаимодействия инструментов денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики, направления социальной политики и методы государственного регулирования доходов; закономерности и модели функционирования открытой экономики, взаимосвязи национальных экономик и мирового хозяйства.