Конспект на тему «Нравственно-патриотическое воспитание младших школьников»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 7»









«Нравственно - патриотическое воспитание младших школьников»
АВТОР: Маханькова Ольга Ивановна, учитель начальных классов
г. Нефтеюганск
2012г
Введение.
В концепции модернизации образования говорится: "Воспитание как первостепенный приоритет в образовании должно стать органичной составляющей педагогической деятельности. Важнейшие задачи воспитания - формирование у школьников гражданской ответственности, духовности, культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда".
Категория "ценность" - одно из ключевых понятий современной педагогической мысли. Какие же ценности можно считать нравственными? В педагогической литературе авторы вкладывают в понятие "нравственные ценности" то, чем дорожит человек, включая уже достигнутое, определяют их как факторы, придающие человеку стойкость, сопротивляемость, надёжность. На мой взгляд, нравственные ценности - это те ценности, которые действуют в любом обществе: это доброта милосердие, готовность помочь попавшему в беду, скромность, справедливость, а отсюда и более глобальные нравственные ценности: Жизнь, Красота, Человек, Труд, Познание, Добро.
Освоение внешнего мира и познание самого себя у младшего школьника происходит во взаимодействии с родителями, учителями, другими взрослыми и детьми.

Актуальность
В концепции модернизации российского образования на период до 2020 года подчеркивается: развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, способные самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, обладать развитым чувством ответственности за судьбу страны, другими словами быть полноценными членами гражданского общества. Эти качества формируются с самого раннего возраста.
Человек становится гражданином в тот момент, когда он появляется на свет. Одного факта рождения достаточно, чтобы получить все права, которые существуют в той или иной стране для гражданина соответствующего возраста. Но недостаточно быть просто носителем таким образом полномочий. Для истинно демократического государства важно, чтобы каждый человек выполнял свою гражданскую миссию и здесь уже не обойтись без школьного воспитания, без формирования гражданской позиции.
В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности. Поэтому актуальность проблемы воспитания младших школьников связана, по крайней мере, с четырьмя положениями:
Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.
Во-вторых, в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.
В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, ибо воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. К. Д. Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания».
В-четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют младшего школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.
Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных свойств личности школьника. Значение и функция начальной школы в системе непрерывного образования определяется не только преемственностью ее с другими звеньями образования, но и неповторимой ценностью этой ступени становления и развития личности ребенка.
Проблемой является создание педагогических условий для нравственно-патриотического воспитания младших школьников.
Младший школьник, особенно в начале своего школьного пути, счастливый человек. Ведь в это время одна из главных потребностей детства стремление быть взрослым впервые удовлетворяется «по- настоящему»: в серьезной, трудной и всех интересующей (как принято говорить у взрослых, социально значимой) учебной деятельности. Именно она начинает заполнять основное время, преобладать среди занятий ребенка, вступать в сложные взаимоотношения с уже освоенными им ранее видами деятельности (игрой, общением и др.); именно она воплощает суть его новой жизни, и овладение ею становится предметом острого интереса всех окружающих.
Жизнь младшего школьника коренным образом меняется: с одной стороны, ужесточается, а с другой расширяется и обогащается. Ребенок вынужден ежедневно проводить за столом около четырех часов в школе и до полутора часов дома, занимаясь тяжелым и заслуживающим уважения трудом учебной деятельностью. Ему приходится отказываться от некоторых удовольствий (прежде всего от физической активности и игры, развлечений). Он вынужден быть более самостоятельным, ответственным, уметь управлять собой, принуждать себя к преодолению усталости, скуки и т. д. Кроме того, у него появляются новые, серьезные и зачастую нелегкие обязанности и занятия не только в школе, но и дома.
Младший школьный возраст не просто период детства и один из многих этапов развития человека. Это чрезвычайно значимый период человеческой жизни, очередной ее старт и одновременно вершина.
Сложность сегодняшнего воспитания - как отмечают многие исследователи, в размытости нравственных ориентиров. Актуальность проблемы выражена в определении условий и содержания нравственного воспитания, соответствующего реалиям современности.
Цель - выявить наиболее эффективные условия для нравственно- патриотического воспитания младших школьников.
Изучение особенностей, оптимальных условий, для нравственного воспитания младших школьников, позволили сформулировать гипотезу, основные положения которой выражены в следующем: семейные традиции, моральные принципы, педагогическое мастерство родителей, являются необходимыми условиями формирования нравственных убеждений ребёнка, что позволит сформировать у детей гуманистическое отношение к окружающим, будет способствовать не только духовному, но и интеллектуальному, творческому и эстетическому развитию и становлению ребенка.
Исходя из этой гипотезы, можно выдвинуть следующие задачи:
Проанализировать состояние проблемы нравственно-патриотического воспитания младших школьников в литературе.
Способствовать формированию сплоченного коллектива учащихся.
Воспитывать доброту, чуткость, сострадание через работу в проекте «Дом без одиночества» и работу на уроках чтения и письма.
Воспитывать патриотов земли Юганской и России.
Описать опыт нравственно-патриотического воспитания младших школьников.
Методы:
изучение и анализ теоретических работ по психологии, педагогике, научно - методической литературы;
наблюдение за детьми;
анкетирование;
анализ рисунков детей, сочинений, рассказов.
Состав участников: Родители, учащиеся и классный руководитель 2 «Б» класса Маханькова Ольга Ивановна.
Содержание работы
1. Различные подходы к воспитанию младших школьников
Пробудить душу ребенка, развить заложенные природой творческие способности, научить общению, воспитать элементарную культуру поведения, чувства милосердия и сострадания - вот основные задачи, которые я определяю, заглядывая на 4 года вперед.
Почти тридцать лет работая в школе, я постоянно ощущала какую то незавершенность в воспитательной работе. Всегда думала, как объединить все проводимые мероприятия в одно единое целое для достижения результата? Изучив соответствующую литературу, я пришла к выводу, что этому может помочь социальное проектирование. Так возник проект Дом без одиночества». Сейчас в моем классе сложилась система воспитательной работы на основе методики проектной деятельности. Она позволяет организовать сотрудничество учителя + ученика + родителей. (Сотрудничество - это совместная развивающая деятельность взрослых и детей на основе взаимопонимания совместного анализа процесса и результатов деятельности).
Этапы работы:
1, Подготовка учащихся к работе над проектом.
Его цель: проверка знаний и умений школьников необходимых для социально- значимой деятельности.
Мною был проведен опрос, а не анкетирование учащихся, так как это был 1-ый класс.
Когда была ВО война?
Как называют людей, которые участвовали в Великой Отечественной войне?
Как называют детей, которые родились в годы войны?
Каким было их детство?
Что мы можем сделать дл пожилых людей?
Общими усилиями мы получили ответы на все вопросы. После этого разговора мы пришли к выводу, что пожилым людям нужно общение с детьми, что их дом не будет одиноким, если там будут дети.
Но так как это был 1-ый класс, необходимо было найти единомышленников для работы в этом проекте. Ими стали родители. Как же я сделала их своими единомышленниками?
На родительском собрании прочла душещипательное стихотворение «Непростая гостья» (Приложение №1). И все без исключения родители откликнулись на мое предложение работать в проекте «Дом без одиночества». Проект - процесс целенаправленный и я в нём занимаю руководящую позицию. Моя задача - выстроить воспитательную систему.
2. Планирование.
Мы разделились на четыре группы (по количеству пожилых людей и по желанию родителей), составили план работы (Приложение № 2).
3.Реализация плана действий.
Всё намеченное на год мы выполнили. Работали
2009 -2010 уч. год 2010 - 2011 уч. год
Дети - 27 человек, родители - 54ч. Дети - 25 человек, родители - 48 человек 100% 100%
4. Оценка результата.
Главное для нас с родителями было не благодарность пожилых людей, которую мы получили, а разбудить чувства, чтобы у детей появилась потребность помогать старым людям. Как эту работу оценили родители?
Отзывы родителей
Что положительного принесла работа над проектом?
Летопись богата примерами патриотизма, подлинного героизма.
Наши пожилые люди не были участниками войны , но они были дети войны. Они взрослели, неся на своих хрупких плечах и горечь наших поражений, и радость наших побед. Я и сама с огромным удовольствием слушала их воспоминания.
Как долго мы вместе выбирали песню, очень хотели, чтобы она понравилась нашей бабушке.
Мы вместе с детьми ходили и с удовольствием общались с пожилыми людьми, так как мои родители живут на Большой земле, и мне так не хватает общения с ними.
Больше времени стали проводить с ребёнком вместе.
Нас объединяло одно большое дело.
Я заметила, что моя дочь стала внимательней относиться ко мне. Часто нальёт и принесёт чай, когда я отдыхаю. Меня это очень радует.
Мне нравится, как дети умеют распределять обязанности и работать в группе. Они предусматривают всё до мелочей.
Заботясь о престарелых людях, мой сын теперь знает,что надо заботиться о всех старших.
Я понимаю, что мы последнее поколение, которое может поговорить с участниками Вов, а ведь это живой пример для воспитания в ребёнке патриотизма, любви к ближнему, старшему поколению.
Проанализировав, я пришла к выводу, что это прекрасное начинание мы будем продолжать и в следующем году.
Как же я связала воедино всю воспитательную работу? Работая с пожилыми людьми, ветеранами ВОв, тружениками тыла, стараемся выполнять все в системе.
Работая в творческом направлении, мы инсценировали сказки, чтобы показать их нашим дедушкам и бабушкам. Организуем «Фабрику звезд», выбираем победителей, которые потом едут с концертом к нашим ветеранам. Им очень нравится, когда по желанию исполняем их любимые песни военных лет.
Перед тем, как отправиться в путь к нашим ветеранам, мы изучаем и повторяем правила дорожного движения, правила поведения в общественном транспорте, правила поведения за столом, так как мы постоянно вместе пьем чай.
Работая в направлении «Здоровье», мы каждый день делаем зарядку, бегаем, катаемся на лыжах и коньках, чтобы быть такими же выносливыми и сильными, как наши бабушки, дедушки, мамы и папы.
Ребята знают, что им нужны эти встречи, что их постоянно кто-то ждет и нуждается в их помощи.
МОРОШАН ЛЮБОВЬ ПРОКОФЬЕВНА - это бабушка моего ученика - Сухан Вани, который учится сейчас в моем классе. Она бывшая учительница нашей школы.
СВЕТОНОСОВА ГАЛИНА ИВАНОВНА - это бабушка бывшей моей ученицы - Светоносовой Татьяны, тоже бывшая учительница.
БАЛЫБЕРДИНА ГАЛИНА ВИТАЛЬЕВНА - бывший завхоз нашей
школы.
БАЛЫБЕРДИН НИКОЛАЙ КОНСТАНТИНОВИЧ.
Таким образом, получаются следующие результаты:
сложилась определенная воспитательная система;
цикл получается завершённый
совместная работа, единый коллектив: дети + родители + учитель;
МЫ - маленькая частичка большого школьного проекта «Родник милосердия», участники акции «Я - гражданин России».
С целью формирования патриотов земли юганской, изучаем наш край.
класс - Растительный мир.
класс - Животный мир
класс - Достопримечательности города Нефтеюганска
класс - История ХМАО.
В итоге получается красочно оформленный альбом, глубокие знания своего края и желание остаться жить и работать здесь.(Приложение №3, №4)
Как только дети научатся списывать с печатного текста, даю им списывать стихи о Тюменском крае и о городе Нефтеюганске. (Приложение №5)
Средственным обеспечением формирования ценностного ряда является изучение произведений на уроках чтения и письма: В. Осеева "Бабка", А. Раскин "Как папа дружил с девочкой", Л. Воронкова "Что сказала бы мама?" и др.
Песни прежних лет снова вошли в нашу жизнь, потенциал их можно использовать в педагогике. Одна из школьных технологий A.M. Кушнира, по которой я работаю, предлагает начинать обучение чтению и письму на материале песен. Массовая песня высокого уровня подготавливает человека с самых юных лет к восприятию великой литературы. Личность, воспитанная на образах таких песен, как «Я на подвиг тебя провожала», «Катюша», «Соловей», обретая зрелость, обретает и должную эстетическую подготовленность к восприятию самых сложных художественных ценностей, таким образом, мы получаем человека, готового проявить себя, как говорили раньше, «и в труде, и в бою», человека, знающего цену любви и дружбе, мужеству и долгу перед Родиной.
Первый шаг в освоении письма - научиться читать и понимать рукописный текст, использую для этого «рукописное» издание сказок А.С. Пушкина. Второй шаг - научиться «раскрашивать» текст правильным росчерком. Текст народных песен, напечатанных «прозрачным» шрифтом, или обводить рукописный текст цветным карандашом.
Третий шаг - копировальный - научиться писать поверх рукописного текста на кальке (прозрачной бумаге). Этот этап позволяет легко перейти к списыванию.
Наконец, освоив технику репродуктивного копирования, первоклассник преступает к списыванию песен в собственную тетрадь вначале с рукописного образца, позднее - с печатного. При этом, прежде-чем писать диктанты, учитель и дети добиваются полной грамотности при списывании. Данная последовательность работы позволяет детям на самых ранних этапах освоения деятельности работать с целостными художественными текстами, обладающими для них высокой эмоциональной привлекательностью.

f*
Г4
iz I
2. Формы, методы и приемы организации воспитательного процесса.
*
Организация воспитательного процесса проявляется в формах и приемах воспитания. В своей воспитательной работе использую такие формы, как- этические беседы с детьми, инсценирование различных рассказов на нравственные темы с последующим анализом, игры, викторины, спектакли, детские и семейные праздники, концерты, акты милосердия больным детям, творческие сочинения, сочинения стихов и загадок о дружбе, помощи, групповая защита мнений.
Я стараюсь использовать такие приемы, как анкетирование, тестирование детей. В анкетах бывают такие вопросы: Что лучше? Быть:
Красивым мальчиком /девочкой/
Порядочным человеком.
Что лучше?
Дарить кому-то подарок.
Получать подарок самому. Что выберешь?
Шоколад
Книгу
Игрушку и другие.
В тестах я предлагаю детям небольшие психологические ситуации и три ответа к ним, один из которых надо ребенку выбрать. Например:
1.1. После завтрака, надо говорить маме "спасибо"?
а) нет
б) иногда
в) всегда
2. 2. В коридоре твой друг натолкнулся на учительницу, и она уронила тетради. Ты
а) извинишься перед ней за товарища
б) догонишь и вернешь друга собрать тетради
в) сам соберешь тетради
3.3. Девочку твоего возраста обидели мальчики из твоего класса, а) станешь успокаивать девочку
б) пойдешь разбираться с этим мальчиком
в) скажешь учительнице и т.п.
> 1спользуя также психодиагностику детей, предлагаю им вопросы типа:
С кем ты хотел бы сидеть за партой?
С кем пойдешь в кино?
К кому пошел бы на день рождения? И другие...
Таким образом, я выявляю лидеров и отверженных. С помощью таких тестов и анкет я выявляю жизненную установку ребенка, что является для него ценностным ориентиром, от чего он хочет избавиться и что хочет приобрести. После этого я стараюсь дать каждому ребенку жизненный ориентир, учу детей отличать добро от зла, т.к. часто зло прикрывается красивой фразой. Для закрепления этих теоретических выкладок я использую в работе практическое действие детей в различных ситуациях. И важным в этой работе считаю фиксацию приращения и его показа для того, чтобы ребёнок видел, как меняется его представление о поведении на уроке, на перемене, одружбе, об отношении к близким.
В течение учебного года все результаты по нравственному воспитанию фиксировались в индивидуальных картах поведения и воспитанности ребенка. Вот вопросы этой карты:
Недели
1
2
3
4
5
6
7
8

Поведение на уроках
Поведение на переменах
Взаимоотношения с товарищами
Взаимопоним. с девочками
Взаимоотношения с учителями
Доброта
Честность
Участие в делах класса и школы
Целеустремленность










О - отлично, * - хорошо, 0! - помочь, поговорить
В конце года подводим итог по рейтинговой таблице "Я ученик школы
№7"
Дети создали инициативную группу, в которую сами выбрали 5 достойных подражания детей. Эта группа детей выставляет каждую неделю оценки, но и проводит беседы, помогают в различных ситуациях. В конце года все результаты воспитательной работы будут помещены в сводную таблицу воспитанности и представлены на родительском собрании.
Какими я хочу увидеть детей в конце 2-го, в 3 классе?
Овладев основными навыками и умениями о данной теме в 1-м классе, во 2-м классе дети должны обладать настойчивостью, умением отстаивать свою позицию, адекватно оценивать себя и других.
В 3-м классе дети должны выработать свою позицию в жизни, стремиться достичь гармонии с окружающим миром.
Продолжая работать по данной программе и совершенствуя ее, хочу привести новые примеры и формы воспитательной работы во втором классе Дети немного повзрослели и назрела в классе такая проблема, как формирование групп по различным интересам и талантам детей, чтобы работая в группе, ребенок мог проявить себя как маленькая формирующаяся личность. Таких групп получилось 5. Причем некоторые дети изъявили желание быть сразу в 2-х группах, имея более обширный талант или знания.
группа «Инициаторы».
В нее вошли лучшие ученики класса, которые являются примером для подражании. Эта группа - первый помощник учителя до всех делах. Они оценивают поведение учащихся в картах воспитанности, подводят итоги различных дел, праздников и т.п., помогают в учебе детям, перенесшим болезни. Кстати, членов этой группы выбирает весь класс открытым голосованием.
группа «Смекалистые»
Эта группа готовит викторины, утренники, игры, подбирает интересный материал для них.
группа «Спортивная»
Эта группа организует ребят на спортивных играх, обучает различным народным играм детей класса, помогает учителю на уроках физкультуры, проводит физкультминутки и игры на переменах.
группа «Санитарная»
Группа поддерживает порядок в классе , следит за ведением учебников, тетрадей, за внешним видом учащихся и т.п.
группа «Музыкальная»
Группа готовит музыкальные номерам помогает в проведении праздников, утренников и т.д.
Такое деление класса на группы очень удобно для воспитательной работы классного руководителя.
Во-первых, каждую неделю работает определенная группа. То есть, учитель объявляет, например, неделю санитарной группы, и дети этой группы всю неделю проверяют состояние учебников, тетрадей, внешний вид ребят, вносят свои замечания, помогают детям, помогают детям быть прилежными.
Во-вторых на классных часах и играх такое деление на группы позволяет вовлечь в игру, классный час, викторину и др. всех детей сразу, хак, каждая группа получает свою тему иди задание, готовит его с помощью детей своей группы и представляет на классный час.
ь младшем школьном возрасте, когда душа очень податлива к эмоциональным воздействиям, мы раскрываем перед детьми общечеловеческие нормы нравственности, учим их азбуке морали.
Ты живешь среди людей. Не забывай, что каждый твой поступок, каждое твое желание отражается на окружающих тебя людях. Знай, что существует граница между тем, что тебе хочется, и тем, что можно. Проверяй свои поступки вопросом к самому к себе: не делаешь ли ты зла, неудобства людям? Делай все так, чтобы людям, окружающим, тебя было хорошо.
Ты пользуешься благами, созданными другими людьми. Люди делают тебе счастье детства. Плати им за это добром.
Все блага и радости жизни создаются трудом. Без труда нель:: честно жить.
Будь добрым и чутким к людям. Помогай слабым и беззащитны Помогай товарищу в беде. Не причиняй людям зла. Уважай и почитай мать и отца - они дали тебе жизнь, они воспитывают тебя, они хотят, чтобы ты стал честным гражданином, человеком с добрым сердцем и чистой душой.
5. Будь неравнодушен к злу. Борись против зла, обмана несправедливости. Будь непримиримым к тому, кто стремится жить за счет других людей, причиняет зло другим людям, обкрадывает общество.
Такова азбука нравственной культуры, овладевая которой дети постигают сущность добра и зла, чести и бесчестия, справедливости и несправедливости.
Приложение №1
Стихотворение «Непростая гостья»
Чем жизнь длиннее, тем трудней дорога
У каждого конечно же, своя.
Едва ли стариков счастливых много –
На них легла вся трудность бытия.
Приходит старость - непростая гостья
Однажды невзначай я узнаю
В одной старушке с деревянной тростью
Учительницу бывшую свою.
Исчезла стать и молодость с годами,
Погас в глазах задорный огонек,
Ссутулившись, шла мелкими шагами,
В пальто, из моды вышедшим давно.
И подойти мне не хватило силы
Я чувство жалости бы не смогла сдержать,
Я помню ее гордой и красивой,
А жалость может только унижать.
Я путь ее глазами проследила,
Слезинки покатились по щекам,
И с той поры печально и уныло
Я вслед смотрю невольно старикам.
У них почти одни проблемы,
Какой длины ещё остался путь?
В погоде были реже перемены,
До пенсии бы деньги дотянуть,
Про доллары не знают их карманы,
И поскромнее с каждым днём обед,
А крабы да креветки - для гурманов,
Для них - не дорожал бы только хлеб.
А ведь трудились тсак, не зная лени!
Сил не жалели, строя новый мир,
И вот сейчас у многих, к сожаленью,
Нет благоустроенных квартир.
Мы говорим, что лучшее - то детям,
Под этим лозунгом живёт любая мать.
Но что ещё есть старики на свете,
Мы не имеем права забывать .
Приложение №2
Тематический план работы по нравственно-патриотическому воспитанию
младших школьников (1 класс)
Сентябрь Тема "Моя се.мья "
Работа над понятием "родня". Чтение стихотворения Я. Акима "Моя родня".
Чтение заранее подготовленными детьми стихов о сестренке, братишке и т.д.
Рассказы детей о членах семьи на основе личного опыта.
Оформление тетради "Моя семья"
Рисование на тему "Моя семья".
Обсуждение проекта.
Октябрь Тема "Моя любимая школа "
Беседа о важности труда всех людей, работающих в школе.
Пение песен и чтение стихов о школе.
Экскурсия по школе и знакомство с трудом сотрудников.
Труд по уборке листьев на пришкольном участке.
Выставка детских рисунков на тему "Моя любимая школа".
Поздравление пожилых людей.
Ноябрь
Тема "Мой город, в котором я живу"
Экскурсия по городу на "автобусе" (по фотографиям и иллюстрациям).
Разучивание песни о Нефтеюганске.
Экскурсия по городу на автобусе (с родителями).
Рассматривание фотографий с изображением самых знаменитых мест в городе.
Изготовление альбома "Мой Нефтеюганск".
Декабрь Тема "Я и мое имя "
Для чего человеку имя? (беседа).
"Полное" и "неполное" имя (игра).
Рисование на тему "Мой лучший друг".
4 Проведение конкурса "Лучшая новогодняя игрушка" (вместе с родителями).
Акция "Подкормим птиц".
Акция "Поздравь ветерана".
Январь
Тема "Наша Родина - Россия "
Рассматривание репродукций с картин о родной природе.
Объяснение значения пословиц о Родине.
Рассказ о Российском флаге (раскрашивание нарисованного флага).
Рисование на тему "Моя Родина".
Общение с пожилыми людьми "Дом без одиночества".
Февраль
Тема "Москва - главный город нашей Родины "
1) Прогулка по Москве» (по иллюстрациям).
Тема "Наши защитники" (ко Дню Защитника Отечества)
Рассказ приглашенного воина (из пап) о защитниках Отечества.
Изготовление подарков для пап и дедушек.
Спортивное развлечение "Вместе с папой".
Поздравление Балыбердина Николая Константиновича.
Март
Тема "Очень я люблю маму милую мою "
Составление рассказов на тему "За что я люблю свою маму. Как я помогаю ей".
Рисование портрета "Моя мама".
Изготовление подарка маме.
Праздник Мам.
Поздравление Морошан Л.П.. Светоносовой Г.И.. Бааыбердиной Г.В.
Апрель
Тема "Наши бабушки и дедушки "
1) Оформление летописи.
Май
Тема "Этот День Победы "
Беседа о войне.
Слушание и пение фронтовых песен.
Изготовление праздничных открыток.
Показ сказок и концерта для пожилых людей. *
Тематический план работы по нравственно-патриотическому
воспитанию
младших школьников (2 класс) Сентябрь
Тема "Моя семья "
Разгадывание ребуса "7 Я".
Работа над понятием "семья".
Рисование дома для своей семьи.
Беседы с детьми об их домашних обязанностях, о семейных традициях и праздниках.
Октябрь
Тема "Ялюблю свою школу и город, где я живу"
Беседа о профессиях людей, работающих в школе.
Рассказы заранее подготовленных детей (вместе с родителями) об исторических местах города и его знаменитых людях. Рассматривание фотографий.
Встреча с лучшими людьми города (бабушками и дедушками).
Рассказ об истории Нефтеюганска (местоположение, особенности застройки).
Экскурсия по городу.
Рисование на тему "Мой город".
Поздравление пожилых людей.
Ноябрь
Выставка поделок "Руками детей и их родителей".
Работа в проекте "Дом без одиночества".
Декабрь Тема "По Новогодней карте"
Праздник Нового года.
Рассказ о Новогодних обычаях.
Акция "Поможем птицам зимой".
Акция "Поздравь ветерана".
Январь
Тема "Наша Родина Россия "
Выставка рисунков "Моя Родина".
Народные игры
Рисование на тему "Моя Родина".
Работа в проекте "Дом без одиночества".
Тема "Живем в России" I) Беседа о людях разных национальностей, живущих в России. 2) Рассказ о семейных национальных праздниках родителями (татарский, азербайджанский, чувашский и др.).
Февраль
Тема "Москва столица нашей Родины "
Рассказ о гербе нашей Родины.
Рассказы детей из личного опыта (кто побывал в Москве).
Тема "Сильны и могучи богатыри славной Руси" (ко Дню Защитника Отечества)
Рассматривание картины "Богатыри" В. Васнецова.
Объяснение смысла пословиц о храбрости, героизме воинов ("Смелость города берет", "Тот герой, кто за Родину горой" и др.).
Изготовление подарков папам и дедушкам.
Спортивные развлечения "Вместе с папой".
Поздравление Балыбердина Н.К.
Март Тема "Моямама"
Рассказы детей о своих мамах.
Чтение стихов и пение песен о маме.
Викторина "Что ты знаешь о своих родителях".
Изготовление подарков для мам.
Поздравление Морошан Л.П., Светоносовой Г.И.. Батыбердиной Г.В.
Апрель Тема "Наши космонавты "
1) Беседа о космонавтах
Апрель
Тема "Наше государство Российская Федерация "
Беседа о государстве "Российская Федерация".
Знакомство с различными городами России.
Знакомство с гимном России.
Прослушивание гимна.
Оформление летописи.
Май
Тема "Этот День Победы"
Встреча с фронтовиками, тружениками тыла.
Беседа о подвигах солдат во время Великой Отечественной войны.
Экскурсия к памятнику.
f
Изготовление праздничных открыток.
Ј
Оформление материалов о пожилых людях, проживающих в нашем микрорайоне.
Концерт для пожилых людей "Дом без одиночества"
Приложение 3
Стихи о Тюменском крае
Буровые мастера.
Буровые мастера,
И строители дорог.
Как земля моя щедра
Нефть её горячий дух.
Армия богатырей
К вам моя молитва вслух:
Будьте ласковые с ней.
Газ становится огнём
Всё сметая на пути.
Если с ним шутить начнёшь
Лес прощай,
Трава прости.

Мольба природы.
Качая нефть из глубины земли. Опережая плановые сроки, Не углядели, не уберегли,
Спустили в реку, чёрные потоки.
Неужто может впрямь прийти пора.
И вкуса не узнают наши внуки,
Не только Нельмы или Осетра,
Но даже и простой зубатой щуки.
Вода молчит и рыбы в ней молчат.
И солнце с высоты не скажет слова. Молчит листва глотая синий чад А вместе молят грязно и сурово. Мы, человек, друзья, а не враги.
Ты свой прогресс всего превыше ценишь.
Но всё таки и нас побереги,
Ведь нас не чем на свете не заменишь.

Загадочны нынче закаты
Пол неба горит за кормой
И сосен пурпурные латы
Нас вновь восхищают с тобой.
Я Родины себе не выбирал. Она, как жизнь, даётся от рожденья. Мне стала вьюжная суровая Югра. Отечеством,
У всех, как свечка в юрте на виду.
****
...Земля, моя земля!
Тебя увижу я –
И новую струну
Нежданно шевельну.
И в дрожи той струны,
Как в глубине глубин,
Услышу шум волны
Разлившейся Оби.
И солнца золотей,
Сверкнёт далёкий плёс!
И лепет лебедей,
И звонкий смех берёз!
И этою струной
Звенит весь край родной!...

«В тайге».
В тайге поскрипывают ели;
Смола стекает, словно мёд,
Вдруг шишка, сорванная ветром ,
Как птенчик на ладонь порхнёт.
Дождь прибежит с далёких сопок,
И зажелтеет зверобой,
А сколько тут звериных тропок
Побродим по тайге с тобой!
И поглядим, кто в дуплах, норах.
Кто гнёзда на вбершинах вьёт,
Кто в синих прячется озёрах
И в реках медленных живёт.
****

Тайгой весеннею шагаю».
Тайгой весеннею шагаю,
Живые запахи ловлю
Я медвежонка обнимаю
Ласу и волка понимаю
И даже тех кого не знаю
Я принимаю и люблю.
О чём в ручьях трещит сорока
Ручей лопочет под ногой,
Бобры хлопочут над протокой
И вместе мне не одиноко.
А мне идти ешё далёко
И хорошо шагать весной
И белых ночей звенит тишина.
И у бабушки летом, купаясь в озёрах,
Объедаясь блинами, ловя пескарей,
Вспоминаю свой класс свою добрую школу.
И мечтаю домой возвратиться скорей.
****
Югорский край.
Высокопарных слов писать не буду.
Я расскажу лишь о любви своей.
Земля Югра - чудеснейшее чудо.
И нет природы в мире красивей.
Здесь поражает всё: леса, озёра, реки.
Заходишь в лес как в сказку забредёшь.
И выйдешь к озеру допустим на рассвете
И восхищённых глаз не отведёшь
Услышишь птиц увидишь лучик солнца
И сердце кровь по венам гонит веселей
Хоть нелегко порой здесь живётся
Но на земле нет места нам родней.
Пойковская земля.
Всё болота да тайга.
Да бескрайние снега.
Небо в северном сиянье.
Сотня вёрст - не расстоянье
Только клюква да мошка,
Узкой ленточкой река.
Моховое одеяло землю всю поукрывала
Да играет на трубе
Ветры, Север, гимн тебе.
Нефть морозными ночами
Добывают пойковчане
Славлю землю, славлю труд.
I людей, что здесь живут
П> сть суровые края -
Всей душой люблю их я. Шаим.
И вот я вновь в родном Шаиме
Сосновый и озёрный край.
В стране твоё известно имя
И город нефтяной У рай.
Но сам Шаим в плену заката
Живут здесь старики
Давно нет сосен в три обхвата
Нет озера и тоё реки.
Что в мае щукою резвится.
Шаим, как раненая птица
Всё прячет голову в крыло.
(А.Тарханов).
«Тонкий запах весны».
Тонкий запах весны
В дыхании свежего ветра
Горький привкус сосны,
Терпкий столетнего кедра.
Даже в оврагах уют,
Подснежники - словно свечки
Звонкие песни поют
Лесные ручьи и речки.
(М.Щульгин). ****
«Север».
По крутым сугробам сани стелются
Снег столбом - олени скачут ходкие...
Разгулялась белая метелица
От Хибинских гор
И до Чукотки!
А над ними ходят стужи.
Белые, тундру обнимают выше пояса.
Крайний Север - это люди смелые
Пишут биографии у полюса.
****

Среди болот, среди лесов
По воле человека
Из белых пуховых снегов
Возник наш городок на веки
Нефтяник, газовик, шофёр,
Строитель, лётчик и монтажник
Здесь поселились с давних пор
И вырос наш желанный
В своём названье носит он
Зачем сюда мы пробивались
И где был вкопан первый кол
Где на ветру палатки рвались
Пусть будет славен город наш
По всей России и планете!
Я точно знаю лучше нет,
Чем наш Юганск на целом свете!

«Нефтеюганск».
В Сибири западной таёжной
Среди болотной черноты
Растёт наш город как возможно
И здесь живём и я и ты
Вокруг нефтяников здесь лица
Что добывают нефть и газ
Моя земля моя Столица
Тебя люблю Нефтеюганск.

Край ты мой родной».
Край ты мой, тебя люблю я
Как тебя мне не любить?!
Ты дары свои приносишь,
Продолжаешь в жизни нить.
Благодать зимой морозной,
Побывать в лесу таёжном.
Белый снег, и тишина,
Скоро матышка весна
Принесёт в мой край спасенье
Долгожданное веселье.
Спроси за что люблю я.
Свой край, свою зорю
Я вам коротко скажу
Я жила здесь и живу
И такую красоту не любить я не могу.
А А А А
«Я - русский человек».
Люблю на Кремль глядеть я в час вечерний
Он в пять лучей над миром засверкал
Люблю я Волги вольное теченье,
Люблю сибирских рек задумчивое пенье,
Я, красавец мой, люблю тебя, Урал.
Я - русский человек, и русская природа
Любезна мне, и я её люблю.
Я - русский человек, сын своего народа,
Я с гордостью гляжу на Родину свою.
Она цветёт, работает и строит,
В ней стали явью прежние мечты.
Россия, Русь, - могла ль ты стать такою,
Когда б советскою не стала ты!
****
Приветствие городу Ханты - Мансийску.
Город прекрасный, и мы пойковчане.
Городом этим гордимся, центром ты стал нефтяного края,
С вами всегда мы поднимемся
Наши отцы тут нефть добывают
В холод мороз и пургу.
Пусть вся Россия знает
Славную нашу Югру.

«Любимый край».
Люблю тебя мой край родной
За доброту и ласку.
Дождь, снег и солнечные дни,
Как в самой лучшей сказке.
3 г н комаров когда тепло,
Мороз звон зимний –
Все мило мне, а потому,
Что здесь мой дом родной.
Прими этот мир дорогая,
Тоскующий мир о любви.
И плачет бессонная стая
И чувства светлеют твои.
Приложение 6
Подборка материалов к родительскому собранию
«Основные пути и условия формирования нравственности ребёнка в семье»
Задача педагога объяснить любящим родителям, что их педагогическая грамотность зависит прежде всего от них самих, от их желания разобраться в сложном и трудном процессе становления и развития личности; указать пути и условия формирования нравственности ребёнка.
Семья - это первая инстанция на пути ребёнка в жизнь.
Семья воспринимает и передаёт своим воспитанникам культурные и моральные ценности. «Семья есть первичное лоно человеческой духовности; а потому и всей духовной культуры, и прежде всего - Родины»1.
Родители составляют первую общественную среду ребёнка. Родители являются образцами, на которые ребёнок ориентируется ежедневно. Личности родителей играют существеннейшую роль в жизни каждого человека.
Цель и мотив воспитания ребёнка - это счастливая, полноценная, творческая, полезная людям, а значит нравственно богатая, жизнь этого ребёнка. На созидание такой жизни и должно быть направлено семейное воспитание.
Только при уверенности ребёнка в родительской любви возможно правильное формирование психического мира человека, возможно воспитание нравственного поведения.
Нравственность ребёнка - это необходимое условие его принципиальных позиций, последовательности его поведения, уважения достоинства личности, духовности.
Опираясь на труды педагогов В. А. Сухомлинского, С. И. Варюхиной, М. Климовой-Фюгнеровой и других исследователей, выделим следующие методы и условия формирования нравственных потребностей (нравственного воспитания ребёнка в семье).
1. Атмосфера любви. Лишённый этого чувства человек не способен
уважать своих близких, сограждан, Родину, делать людям добро. Атмосфера любви и сердечной привязанности, чуткости, заботливости членов семьи друг о друге оказывает сильнейшее влияние на детскую психику, даёт широкий простор для проявления чувств ребёнка, формирования и реализации его нравственных потребностей.
Американский психолог Джеймс Добсон отмечает: «Все мы очень нуждаемся в том, чтобы не только принадлежать к отдельной группе людей, занятых своими делами и проживающими в одном доме, но и чувствовать близость родных людей, дышать общей атмосферой семьи, которая осознаёт свою индивидуальность и неповторимость, свой особый характер, свои традиции». При этом П. Лесгафт утверждал, что слепая неразумная материнская любовь«забивая ребёнка хуже, чем розги», делает человека безнравственным потребителем.
Атмосфера искренности. «Родители... не должны лгать детям ни в каких важных, значительных обстоятельствах жизни. Всякую ложь, всякий обман, всякую симуляцию... ребёнок подмечает с чрезвычайной остротой и быстротой; и, подметив, впадает в смущение, соблазн и подозрительность. Если ребёнку нельзя сообщить чего-нибудь, то всегда лучше честно и прямо отказать в ответе или провести определённую границу в осведомлении, чем выдумывать вздор и потом запутываться в нём или чем лгать и обманывать и потом быть изобличённым детской проницательностью. И не следует говорить так: «Это тебе рано знать», или «Это ты всё равно не поймёшь»; такие ответы только раздражают в душе ребёнка любопытство и самолюбие. Лучше отвечать так: «Я не имею право сказать тебе это; каждый человек обязан хранить известные секреты, а допытываться о чужих секретах неделикатно и нескромно». Этим не нарушается прямота и искренность, и даётся конкретный урок долга, дисциплины и деликатности...
3. Разъяснение. Воздействие словом.
В. А. Сухомлинский отмечал, что слово должно применяться именно к конкретному человеку, слово должно быть содержательным, иметь глубинный смысл и эмоциональную окраску. Чтобы слово воспитывало, оно должно оставлять след в мыслях и душе воспитанника, а для этого надо учить вникать в смысл слов. Только тогда мы можем рассчитывать на эмоциональное воздействие. Воспитатель должен своевременно перейти от конкретных фактов, событий, явлений к раскрытию обобщенных истин, принципов поведения. Подростки любят рассуждать, но родители часто пресекают эти рассуждения, подчёркивая их незрелость, объясняя её тем, что они ещё малы, а потому им рано высказывать свои мнения. Но именно в ходе этих рассуждений подростки постигают нравственные понятия.
Как правильно говорить с ребёнком? Всё дело в том, что необходимо знать, что сказать и как сказать.
Во-первых, не надо говорить ребёнку или подростку то, что он очень хорошо знает без нас. Это бессмысленно.
Во-вторых, надо задумываться над тоном, манерой нашего разговора, чтобы избежать «отчитываний» и «скучных проповедей». Ни то, ни другое не западает в душу ребёнка.
В-третьих, надо продумывать, как связать нашу беседу с жизнью, какого практического результата мы хотим добиться.
\ I содержание, и тон, и место, и время разговора - всё важно. Словом мы беждаем, но убеждение не может существовать без его реализации. В том и заключается мастерство воспитателя (родителя), чтобы разговор с ребёнком зызвал у последнего отзвук собственных мыслей, переживаний, побуждая к активной деятельности. «Богатство духовной жизни начинается там, где благородная мысль и моральное чувство, сливаясь воедино, живут в высоконравственном поступке», - писал В. А. Сухомлинский. Детей разного возраста нужно убеждать по-разному. Младшие школьники требуют убедительных примеров из жизни, из книг. Подростка убеждает глубокая вера в слово взрослых. С ребятами старшего школьного возраста В. А. Сухомлинский советует размышлять вслух, делиться с ними сомнениями, обращаться за советом. Такая непринуждённость утверждает доверие, чистосердечность, искренность, сближает взрослого и ребёнка, открывает путь в его духовный мир.
Большой ошибкой в семейном воспитании являются упреки. Одни упрекают ребенка в том, что он уже большой, но плохо учится, другие ставят в упрек и возраст, и физическую силу. Правильно поступают те родители, которые вызывают у детей чувство гордости их взрослостью, подбадривают, вселяют уверенность в возможность успеха. В чём же вред упреков? Основное зло в том, что такие упреки вызывают неверие в себя, а неверие расслабляет волю и парализует душу, мешая принимать самостоятельные решения в преодолении трудностей.
Крайней мерой воздействия В. А. Сухомлинский считает наказание. Наказание имеет воспитательную силу в том случае, когда оно убеждает, заставляет задуматься над собственным поведением, над отношением к людям. Но наказание не должно оскорблять достоинство человека, выражать неверие в него.
Порицание. Воспитательная сила порицания зависит от моральных качеств, тактичности воспитателя. Надо суметь, не оскорбляя ребёнка, дать справедливую, хотя, может быть, и резкую оценку его действиям. Искусство порицания состоит в мудром сочетании строгости и доброты. Очень важно, чтобы ребёнок в порицании взрослого почувствовал не только строгость, но и заботу о себе.
Очень важным методом в воспитании В. А. Сухомлинский считает запрещение. Оно предупреждает многие недостатки в поведении, учит детей разумно относиться к своим желаниям. Желаний у детей и подростков очень много, но их все невозможно и не нужно удовлетворять. «Если старшие стремятся удовлетворять любое желание ребёнка вырастает капризное существо, раб прихотей и тиран ближних. Воспитание желаний - тончайшая филигранная работа «садовода»-воспитателя, мудрого и решительного, чуткого и безжалостного». С детства надо учить человека управлять своими желаниями, правильно относиться к понятиям можно, надо, нельзя. Таким образом потворство родителей действует очень вредно. «... искусство повеления и запрета ... даётся нелегко. Но в здоровых и счастливых семьях оно цветёт всегда»'.
Необходимо воспитывать чувства. Это значит и словом и делом вызывать переживания, пробуждать чувства, умышленно создавая соответствующую ситуацию или используя естественную обстановку.
С V И. Душа ребёнка// Очаг.- 1993. -№9. Суть эмоциональной ситуации как средства воспитания состоит в том, что в связи с каким-либо событием, поступком человек ощущает тончайшие переживания другого и отвечает на них своими собственными. Чувства не навязываются, а пробуждаются, и пробудить их можно не искусственно, а искренними переживаниями.
Регулярный труд в присутствии ребёнка. Постоянно наблюдая за работой взрослых, ребёнок начинает, имитировать это в игре, а затем и сам включается в процесс труда как помощник, и, наконец, как самостоятельный исполнитель.
Необходимо исключение так называемых прибавочных раздражителей из жизни ребёнка: роскоши, нищеты, чрезмерных лакомств, беспорядочной еды, табака, алкоголя.
Оградить ребёнка от контакта с безнравственными людьми. Важнейшим методом овладения знаниями и опытом у ребёнка является имитация. Инстинкт имитации заставляет ребёнка пытаться воспроизвести все действия и поступки окружающих его людей. Воспроизвёл - значит освоил. Только к 7-и годам ребёнок вырабатывает свои собственные нравственные основания и может оценивать поведение и поступки окружающих людей. Поэтому взрослые, которые любят ребёнка и желают ему добра, должны строго контролировать каждый свой шаг, чтобы не послужить ему примером безнравственного поведения.
Родителям необходимо обращать внимание на целомудрие семейных отношений и в связи этим:
а) остерегаться слишком чувственной «обезьяньей» любви к ребёнку, которого они то и дело волнуют всевозможными неумеренными физическими ласками;
б) контролировать проявление взаимной любви в присутствии детей. «Супружеская ложе родителей должно быть прикрыто для детей целомудренной тайной, хранимой естественно и неподчеркнуто», - писал И. А. Ильин. Приложение №7
Задачи и беседы
Я предлагаю учащимся самостоятельно составлять задачи по математике по рисункам, схемам, кратким записям, выражениям. Они способствуют не только осознанию хода решения задач различных видов, но и развитию творческого воображения детей, расширению их кругозора, способствуют проявлять самостоятельность мышления. Активизируя самостоятельную деятельность учащихся, учитель ориентирует их на составление задач по тематике, связанной с профессией их родителей, с материалом из местных газет. Естественно, что в составлении таких задач дома учащимся оказывают помощь родители, участвующие таким образом в процессе гражданского воспитания детей.
Задача 1. Площадь территории США 9 млн. 4 тыс. км2. На сколько она меньше площади территории России, если площадь России равна 17 млн.км.2 Беседа. Россия - это страна огромных лесов, необъятных лугов и степей, прозрачных рек и озер. Каждый россиянин любит свою родину. Многие поэты и писатели выражали свою любовь в стихах.
Россия - удивительная страна. На ее долю выпало много испытаний: 300 лет она была под монголо-татарским игом, в 1812г. воевала с Наполеоном, тысячу четыреста восемнадцать дней вела битву с фашистами в великой отечественной войне. Каждый раз враги опустошали страну, но она, не смотря ни на что, поднималась из руин.
И сейчас мы должны верить в свою страну, в ее народ и в самих себя. Мы можем и должны сделать нашу Родину богатой и процветающей.
Задача 2. Население России 148 млн. человек. Какова численность населения Японии, если там проживает на 20 млн. человек меньше. Сколько человек проживает в этих двух государствах?
Беседа. Япония и Россия - это два соседних государства. Территория Японии примерно в пять раз меньше территории России. Это очень развитая страна. Ее товары пользуются большим спросом во всем мире. Япония процветает. Но мы должны верить, что страна наша займет достойно место среди таких развитых государств, как Япония, США, Германия, Англия и др. Для этого нужно, чтобы каждый человек сделал свой вклад в развитие и процветание России. Ваше главное дело - учеба. Государство только тогда будет сильным и богатым, когда в нем будут жить и работать умные, образованные люди.
Задача 3. Русские составляют 4/5 всего населения России. Какова численность русских и людей других национальностей и народностей. если известно, что численность всего населения России 148 млн. человек? Беседа. - Люди каких национальностей, и каких народностей, кроме русских, живут в России? (Буряты, чуваши, украинцы, татары и др.). - Да, перечислить людей всех национальностей трудно, ведь в России проживает около 100 наций и народностей. Они корнями связаны с русскими землями и с многовековой историей России. Без* них не было бы того пути,
который прошла Россия от далеких времен до наших дней.
История России начинается с киевской Руси - первого русского государства.
Оно сложилось в 9 веке на землях, где издавна жили славяне.
Часто пытались завоевать и поработить Русь, но народ всегда вставал на ее
защиту. Рядом с русскими были украинцы, белорусы, чуваши. И сейчас мы все
должны встать на борьбу с разрухой, потому что только общими усилиями
сможем вывести Россия из нищеты, сделать ее цветущей и богатой!
Воспитание уважения к историческому и культурному наследию
Родины
Задача 1. В 1037г. в Киеве князь Ярослав Мудрый основал новую библиотеку. Сколько лет уже существуют библиотеки?
Беседа. Сейчас есть библиотеки домашние, школьные, городские, сельские, библиотеки при заводах, институтах. В библиотеке есть редкие книги, которых нигде не найдешь. Книгами можно пользоваться тысячи человек. В Москве находится самая большая библиотека в нашей стране - библиотека Российской академии наук, бывшая библиотека им. В.И. Ленина. В ней собраны практически все выпущенные на разных языках научные труды и очень редкие книги.
А когда-то на Руси не было ни одной библиотеки. Книги были очень дороги и редки, так как писались от руки и их могли иметь только богатые люди. Князь Ярослав Мудрый, предвидя огромную роль книги в жизни людей, собирал их для первой библиотеки по всей Руси. Он не зря получил прозвище - Мудрый.
Задача 2. А. П. Чехов родился за 40 лет до конца 19 века, а умер через 4 года после наступления 20 века. Сколько лет прожил Антон Павлович? Беседа. Вы помните историю, которая произошла с Каштанкой? Рассказ «Каштанка» написал А.П. Чехов. Уже студентом Чехов начал печатать в юмористических журналах маленькие рассказы и подписывал их - «Антоша Чехонте». Сначала он писал только юмористические произведения. Писал кратко, несколькими словами умел сказать о многом. Сегодня в России Чехова читают от мала, до велика. Пьесы его не сходят со сцен театров, экранизируются, а книги издаются почти на всех языках народов мира. Задача 3. Узнайте, сколько лет прожал М.В. Ломоносов, если родился он через 11 лет после начала 18 века, а умер за 35 лет до его окончания?
Беседа. М.В. Ломоносов родился в Архангельской губернии в крестьянской семье. С детства страстно мечтал учиться. Денег на дорог)' не было, и он пешком пошел в Москву. В Москве, чтобы поступить в славяно-греко- латинскую академию, ему пришлось выдать себя за сына дворянина (крестьянскому сыну туда дороги не было). А через 6 лет Михаил Ломоносов в награду за успехи в учении был направлен в Германию для изучения горного дела и химии. Годы упорного труда, стремление к знаниям, и Ломоносов становиться крупнейшим ученым. Ломоносов был поэтом и химиком, физиком и художником, астрономом и историком, просветителем и государственным деятелем.
Всю жизнь он неустанно боролся за торжество н^уки. Он один из крупнейших астрономов своего времени. Он написал первую подлинно научную грамматику русского языка, добился открытия первого в России высшего учебного заведения - университета в Москве, который носит его имя. И мы гордимся великим ученым.
Воспитание чувства гордости за достижения науки и техники Задача 1. Первый в мире радиоприемник изобрел в 1895 г. русский физик А. С. Попов. Сколько лет существует радио? Беседа. Ребята, кто-нибудь из вас знает о жизни А.С.Попова? В прошлом веке на Урале, в заводском поселке Туринские Рудники жил мальчик, Саша Попов. Он увлекался техникой, строил модели машин, крошечные насосы, водяные мельницы. Любовь к технике сохранилась у него на всю жизнь.
Изобретение Попова совершило переворот в мире науки и техники. Оно имело огромное значение для человечества: давало возможность иметь связь людям, находившимся на большом расстоянии друг от друга. Так, зимой 1899-1900гг. у острова Готланд в Балтийском море потерпел аварию броненосец «Генерал-адмирал Апраксин». В работах по спасению людей использовались приборы радиосвязи.
7 мая - день изобретения радиосвязи - принято считать Днем радио.
Трудовое воспитание. Воспитание уважительного отношения к
людям различных профессий Задача 1. В первый день лесорубы с помощью машин повалили 4 т. леса, а на следующий день на 2 т. больше. Сколько из этой древесины получится карандашей, если известно, что на изготовление одного карандаша потребуется 20 г. древесины?
Беседа. В жизни нас окружает мир вещей. Эти вещи самые разные, и мы к ним относимся не всегда бережно. А сколько труда стоит создание этих предметов людям, которые заняты их производством: швеям, которые изготавливают одежду, работникам типографии, которые печатают книги, рабочим фабрик, выпускающим ручки, пеналы, карандаши, портфели.
Возьмем, например, простой карандаш. Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, сколько людей трудилось для того, чтобы у вас на партах появились красивые простые карандаши. Это и лесорубы, добывающие лес для корпуса карандаша, и геологи, ищущие графит для стержня, и художники, делающие их яркими и красивыми.
Возьмем любой предмет, и мы увидим, сколько людей вложили свой труд, чтобы он появился в нашем обиходе. И прежде, чем сломать или выбросить вещь, вспомните людей, которые трудились над ее созданием. Подумайте, стоит это делать или нет.
А теперь представьте себе, что мы, лесорубы, валим лес, отправляем его на обработку, где из его древесины будут изготавливать карандаши.
Задача 2. Рабочий делает за смену 8 деталей, а его ученик - в 2 раза меньше. Сколько деталей сделают они за смену вдвоем?
Беседа. Как вы думаете, почему ученик работает медленнее, чем рабочий? Да, в каждом деле необходимо умение. А чтобы его приобрести, нужно немало потратить труда и времени. Но не всегда все получается быстро, и хорошо. Нужно сначала приложить достаточно усердия и внимания, а потом уже ждать результата. И чем больше ученик проявит усердия, тем быстрее станет настоящим мастером. Каждый человек должен владеть своим делом в совершенстве.
А сейчас вы ученики и ваш главный труд - учеба в школе. Идя в школу, вы идете на работу. И свою работу должны выполнять «на совесть». Ведь знания, приобретенные в школе, помогут в любом деле.
Задача 3. Учитель тратит на проверку одной тетради 3 мин. Сколько времени ему понадобиться для проверки тетрадей, если в классе 38 учащихся, и каждый сдал учителю по две тетради? Результат вырази в часах. Беседа. Посмотри на результат. Каждый день учитель тратит только на проверку тетрадей 228 минут. Еще подготовка к урокам занимает почти в 1,5-2 раза больше времени. Учителю, прежде чем прийти в класс, нужно самому тщательно подготовиться: прочитать книги, найти интересные задания, наглядный материал. Каждый учитель хочет научить своих учеников чему-то новому, нужному и полезному, научить думать, искать и рассуждать. И как бывает ему обидно, когда он не находит понимания, когда его не слушают. Знакомая картина, правда? Постарайтесь представить себя на месте учителя. Ведь каждый из вас требует к себе внимания и уважения, хочет, чтобы его обязательно выслушали, поняли, а учитель имеет на это двойное право: он старше и мудрее вас. Учитель - это одна из трудных, но и самых важных профессий. Ведь учитель учит и воспитывает вас, будущих космонавтов, врачей, инженеров, певцов и спортсменов, тех, кем вы хотите стать. Задача 1. В классе 30 учеников. Сколько граммов хлеба окажется в пищевых отходах после посещения классом столовой, если каждый оставит полкусочка х-геба, а масса всего кусочка 50 г?
Беседа. Погублена целая буханка! А сколько за неделю их выбросил класс? А ведь в школе не один класс и школа не одна в городе! Сколько же мы выбрасываем. Это не уважение к труду многих людей, к хлебу, потому что хлеб в жизни человека всему голова. Как вы понимаете эту народную мудрость? Правильно! Без хлеба нет жизни. Небрежно к нему нельзя относиться.
Задача 2. Пятачок, Винни Пух, и Сова пришли на обед к кролику. Кролик. :а>: очень экономный хозяин, знал, сколько кусочков хлеба может съесть --л:-:оый гость. Поэтому он отрезал для себя и Пятачка по одному кусочку. С - 2 кусочка, а Винни Пуху на 2 кусочка больше, чем Сове. Сколько всего
. очке в .хлеба приготовил кролик для гостей? Бесела. - Экономным ли хозяином оказался Кролик? (Да)
В чем это проявляется? (Он экономит хлеб, правильно нарезал хлеб для каждого гостя.)
Правильно ли посту пает Кролик? (Да, правильно).
А что же делать, если кусочки хлеба все же остались? (Их можно использовать для приготовления гренок, пирога).
- Есть еще много разных блюд, которые b^i сами можете приготовить из остатков хлеба. Главное, чтобы не пропал не один кусочек, ни одна крошка хлеба, который достается людям тяжелым трудом.
Задача 3. Конвейер по производству хлеба представляет собой многоэтажную карусель. Производство хлеба начинается на верхнем этаже, где муку просеивают, очищают, добавляют в нее дрожжи, соль, сахар. На двух последующих этажах движутся огромные чаши с тестом, затем тесто делится на куски и помещается в формы, похожие на батоны. На следующих двух этажах будущие батоны подходят и пекутся. Готовые батоны по транспортеру попадают на самый нижний этаж, где их уже ждут машины с надписью «Хлеб». Сколько этажей в конвейере?
Беседа. Представьте себе, какой сложный путь проходит хлеб прежде, чем попасть к нам на стол. А ведь мы еще не учитываем, сколько времени растет зерно, обрабатывается и перемалывается в муку.
Русский ученый К. Тимирязев говорил, что ломоть хорошо испеченного хлеба составляет одно из важнейших изобретений человеческого ума. Простое, казалось бы, дело - испечь хлеб. А сколько труда, сколько знаний и изобретательности потребовало оно от людей, чтобы появились автоматы - помощники людей.
Хотя они и облегчают труд пекарей, за автоматическими конвейерами нужно следить, и в случае поломки позвать механика.
Нужны земледельцы, выращивающие и убирающие зерно, мельники, производящие муку, шоферы, доставляющие муку на хлебозавод. Это только часть людей, которые заняты производством хлеба. А еще готовый хлеб необходимо развести в магазины и там уже продать его. Теперь вы понимаете, как бережно нужно относиться к хлебу, уважать труд людей.
Воспитание бережного отношения к книге
Задача 1. Ученикам было задано прочитать рассказ из 10 страниц. Маша не смогла прочитать весь рассказ, так как из книги были вырваны 3 страницы. Сколько страниц прочитала Маша?
Беседа. А в ваших учебниках есть вырванные страницы? Вспомните, вы сами не вырывали страницы? А ведь изготовить книгу очень трудно. Над созданием книг работает много людей. Нужна разная бумага, а это значит, что необходимо валить лес, уменьшать наши природные богатства. Жаль, что не все понимают, что книгу нужно беречь.
Первого сентября вы получили учебники. Какие из них вам приятнее держать в руках - новые чистые или грязные, исписанные? Поэтому подумайте, что в следующем году по вашему учебнику будут заниматься другой мальчик или другая девочка. Им тоже хочется, чтобы их учебники тоже были чистые.
Задача 2. Книга, содержащая 96 страниц , стоит 15 р., а тетрадь такого же объема 5 р. Во сколько раз книга дороже тетради? Беседа. Почему книга дороже тетради, если количество страниц и качество бумаги у них одинаковое? Правильно. Тетрадь изготовить легче, чем книга, требуется меньше средств и времени. В наше время тетради изготавливает станок-автомат. А для изготовления книги нужен упорный труд многих людей различных профессий: автора, редактора, корректора, художника, наборщика. Только после этого включается печатный станок.
Сделать хорошую, красивую книгу - настоящее искусство, поэтому книги дорого стоят. Беречь книги - значит, уважать труд многих людей. *
Приложение №8
"...Я родилась 17 сентября 1941 года, когда война шла уже три месяца. Я хорошо помню, что в свои четыре года постоянно хотела есть. Когда есть совсем было нечего, ели траву.
День Победы! Он запомнился со всеми подробностями. Как всегда в детском саду по утрам слушали сводку, воспитатели поясняли нам все события, но в тот день всё было как-то необычно. За оградой детского сада слышалась музыка, какая-то торжественная. (Позже я полюбила её на всю жизнь "Священная война", я услышала её 9 Мая, в День Победы) Воспитатели радостные, принарядившиеся. Конечно, нам разъяснили, что скоро будет митинг, но мы не понимали, что это значит. А то, что немцев победили, это все сразу поняли..."
(Морошан Любовь Прокофьевна)
"...B школу записывали с восьми лет, я была самой маленькой, но были и переростки, которым война помешала учиться. Портфелей не было, была сумка из ткани. Учебники раздавали по одному на три - пять человек. Мы договаривались, кто когда будет делать уроки, и по очереди бегали друг к другу за учебниками. Писали карандашами в тетрадях из сшитых листов. Потом появились первые ручки и чернильницы непроливайки, которые носили с собой.
Не помню, чтобы кто-нибудь кого-то обижал. Нас не заставляли учиться, сами старались.
По вечерам, сидя на кухне, чистили шкурки с варёных картофельных очисток, и мама пекла из них оладьи на рыбьем жире.
Всю зиму ходили в резиновых сапогах, так как были одни валенки на пятерых... "
(Балыбердина Галича Витальевна)
"...B школу я ходила за 5 километров, шла через гору хоть в дождь, хоть в снег, старалась не пропускать занятия. Зимой на лыжах. Слышали вой волков. Когда приходили мокрые, отогревались на печке, сушили одежду.
Шли в любую непогоду, мороз и распутицу. Раз чуть не утонула - спасибо подруги спасли... "
(Светоносова Галина Ивановна) * Директору Нефтеюганском школы №7 Габдрахмановой К.Ф.
БЛАГОДАРСТВЕННОЕ ПИСЬМО
Исполыуя предоставленную нам возможность, выражаем искреннюю благодарность коллективу учителей школы №7 за обучение нашего сына-Еремина Павла Александровича в руководимой Вами школе. Наш сын обучался в школе №7 в 1997-2006г.г. с 1-го по10-й класс. Особенно трепетно вспоминаются первые 4 года обучения в вашей школе, в классе под руководством Маханьковой Ольги Ивановны. В лице Ольги Ивановны мы увидели не только талантливого педагога, не жалеющего личного времени и неистощимого на проведение различных мероприятий классного руководителя, но душевного, нежного, заботливого человека, который в каждом своем ученике видел Человека. Все дети в классе нашего сына учились с удовольствием , активно постигали все премудрости учебы, с интересом изучали природу , с удовольствием участвовали в спортивных и внеклассных мероприятиях , на которые зачастую приглашались и мы родители учеников.
Эти годы учебы сына вспоминаются им и нами с удовольствием. С годами взросления сына мы особо ощущаем , что желание совершенствоваться, умение дружить , уважение к окружающим и другие хорошие черты , заложены были именно тогда - в классе Ольги Ивановны.
Сегодня и сын уже практически взрослый, но случайно встречаясь на улице с Ольгой Ивановной мы также ощущаем неравнодушие и заинтересованность в дальнейшей судьбе Павла. Эти же чувства испытывают и большинство родителей его одноклассников, обучавшихся с 1-го по 4-й класс у Ольги Ивановны. Искренне желаем всяческих успехов всему педагогическому коллективу, а особенно первому Учителю нашего сына- Маханьковой Ольге Ивановне.
Родители Еремина Павла Александровича
Раиса Зямилевна Александр Васильевич












13 PAGE \* MERGEFORMAT 14815

13 PAGE \* MERGEFORMAT 14715





4

13 PAGE \* MERGEFORMAT 141615

13 PAGE \* MERGEFORMAT 141715



13 PAGE \* MERGEFORMAT 142015

13 PAGE \* MERGEFORMAT 141915





13 PAGE \* MERGEFORMAT 142415
" Cv : Ильин И. А. Душа ребёнка//' Очаг. - 1993. - №9.

13 PAGE \* MERGEFORMAT 142515
" Cv : Ильин И. А. Душа ребёнка//' Очаг. - 1993. - №9.





13 PAGE \* MERGEFORMAT 142815

13 PAGE \* MERGEFORMAT 142715

13 PAGE \* MERGEFORMAT 142615

13 PAGE \* MERGEFORMAT 142915







15