Специальные условия обучения и воспитания детей с ОВЗ


Специальные условия обучения и воспитания детей с ОВЗ
№ Особенность
ребёнка
(диагноз) Характерные особенности развития детей Рекомендуемые условия обучения и воспитания
1 Дети с за-
держкой пси-
х и ч е с к о г о
развития 1) снижение работоспособности;
2) повышенная истощаемость;
3) неустойчивость внимания;
4) более низкий уровень
развития восприятия;
5) недостаточная продуктивность произвольной
памяти;
6) отставание в развитии
всех форм мышления;
7) дефекты звукопроизношения;
8) своеобразное поведение;
9) бедный словарный
запас;
10) низкий навык самоконтроля;
11) незрелость эмоционально-волевой сферы;
12) ограниченный запас общих сведений и представлений;
13) слабая техника чтения;
14) неудовлетворительный навык каллиграфии;
15) трудности в счёте
через 10, решении задач 1. Соответствие темпа, объёма и сложности учебной программы реальным познавательным возможностям ребёнка, уровню развития его когнитивной сферы, уровню подготовленности, то есть уже усвоенным знаниям и навыкам.
2. Целенаправленное развитие общеинтеллектуальной деятельности (умение осознавать учебные задачи, ориентироваться в условиях, осмысли-
вать информацию).3. Сотрудничество с взрослыми, оказание педагогом необходимой помощи ребёнку, с учётом его индивидуальных проблем.
4. Индивидуальная дозированная помощь ученику, решение диагностических задач.
5. Развитие у ребёнка чувствительности к помощи, способности воспринимать и принимать помощь.
6. Малая наполняемость класса (10–12 человек).
7. Щадящий режим работы, соблюдение гигиенических и валеологических требований.
8. Организация классов коррекционно-развивающего обучения в стенах массовой школы.
9. Специально подготовленный в области коррекционной педагогики (специальной педагогики и коррекционной психологии) специалист – учитель, способный создать в классе особую доброжелательную, доверительную атмосферу.
10. Создание у неуспевающего ученика чувства защищённости и эмоционального комфорта.
11. Безусловная личная поддержка ученика учителями школы.
12. Взаимодействие и взаимопомощь детей в процессе учебной деятельности
2 Дети с лёг-
кой степенью
умственной
отсталости, в
том числе с
проявления-
ми аутизма
(по желанию родителей и
в силу дру-
гих обстоя-
т е л ь с т в
могут учить-
ся в общеоб-
разователь-
ной школе) Характерно недоразвитие
1) познавательных интересов: они меньше испытывают потребность в познании, «просто не хотят ничего знать»;
2) недоразвитие (часто глубокое) всех сторон
психической деятельности;
3) моторики;
4) уровня мотивированности и потребностей;
5) всех компонентов устной речи, касающихся
фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон; возможны все виды речевых нарушений;
6) мыслительных процессов, мышления – мед-
ленно формируются обобщающие понятия; не формируется словесно-логическое и аб-страктное мышление; медленно развивается словарный и грамматический строй речи;
7) всех видов продуктивной деятельности;
8) эмоционально-волевой сферы;
9) восприятии, памяти, внимания 1. Развитие всех психических функций и познавательной деятельности в процессе воспитания, обучения и коррекция их недостатков.
2. Формирование правильного поведения.
3. Трудовое обучение и подготовка к посильным видам труда.
4. Бытовая ориентировка и социальная адаптация как итог всей работы.
5. Комплексный характер коррекционных мероприятий (совместная работа психиатра, если это необходимо, психолога, педагога и родителей).
6. Поддержание спокойной рабочей и домашней обстановки (с целью снижения смены эмоций, тревоги и дискомфорта).
7. Использование метода отвлечения, позволяющего снизить интерес к аффективным формам поведения.
8. Поддержание всех контактов (в рамках интереса и активности самого ребёнка).
9. Стимулирование произвольной психической активности, положительных эмоций.
10. Развитие сохранных сторон психики и преобладающих интересов, целенаправленной деятельности.
11. Применение различных методов, способствующих развитию мелкой моторики и произвольных движений (ритмика, гимнастика, ручной труд, спорт, бытовые навыки).
3 Дети с нару-
шениями ре-
чи1) речевое развитие не соответствует возрасту
говорящего;
2) речевые ошибки не являются диалектизмами, безграмотностью речи и выражением незнания языка;
3) нарушения речи связаны с отклонениями в
функционировании психофизиологических ме-ханизмов речи;
4) нарушения речи носят устойчивый характер, самостоятельно не исчезают, а закрепляются;
5) речевое развитие требует определённого лого-
педического воздействия;
6) нарушения речи оказывают отрицательное
влияние на психическое развитие ребёнка 1. Обязательная работа с логопедом.
2. Создание и поддержка развивающего речевого пространства.
3. Соблюдение своевременной смены труда и отдыха (расслабление речевого аппарата).
4. Пополнение активного и пассивного словарного запаса.
5. Сотрудничество с родителями ребёнка (контроль за речью дома, выполнение заданий логопеда).
6. Корректировка и закрепление навыков грамматически
правильной речи (упражнения на составление словосочетаний, предложений, коротких текстов).
7. Формирование адекватного отношения ребёнка к речевому нарушению.
8. Стимулирование активности ребёнка в исправлении речевых ошибок
4 Дети с нару-
шением слу-
ха (слабо-слышащие и
позднооглох-
шие дети)1) нарушение звукопроизношения (или отсут-
ствие речи);2) ребёнок не может самостоятельно учиться гово-
рить;
3) ребёнок старается уйти от речевых контактов или «не понимает» обращённую к нему речь;
4) ребёнок воспринимает слова собеседника на слухо-зрительной основе (следит глазами за дви-
жениями губ говорящего и «считывает» его речь);5) возможны отклонения в психической сфере:
осознание, что ты не такой как все и как след-ствие – нарушение поведения, общения, психи-ческого развития;
6) пассивный и активный словарный запас по объё-
му совпадает (ребёнок хорошо понимает лишь то, о чём он может сказать);
7) характерны нарушения звуко-буквенного состава слов;
8) трудности в освоении учебной программы;
9) ребёнок нуждается в дополнительной коррек-
ционной помощи, подборке индивидуального слухового аппарата 1. Стимулирование к общению и содержательной коммуникации с окружающим миром.
2. Правильная позиция педагога: не поворачиваться спиной к слабослышащему ученику во время устных объяснений; стараться контролировать понимание ребёнком заданий и инструкций до их выполнения;
3. Правильная позиция ученика (поставить ребёнка с нарушенным слухом так, чтобы он мог видеть не только педагога и доску, но и большинство детей; посадить за первую парту сбоку от педагога (справа от него).
4. Помощь ребёнку в освоении в коллективе слышащих детей (постараться подружить его со сверстниками).
5. Избегание гиперопеки: не помогать там, где ребёнок может и должен справиться сам.
6. Развитие слухового внимания: требовать от ребёнка с нарушенным слухом, чтобы он всегда смотрел на говорящего, умел быстро отыскать говорящего, для этого его необходимо контролировать, например: «Повтори, что я сказала», «Повтори, о чём рассказала Оля», «Продолжи, пожалуйста» и т.п.7. Активное включение ребёнка с нарушенным слухом в работу класса (группы), не задерживая при этом темп ведения урока (занятия).
8. Требование от ребёнка повторять вслух задания, предложенные в устной форме, или заданные вопросы.
9. Включение слабослышащего ребёнка в учебную деятельность непосредственно на уроке, специально организовывая эту деятельность (в течение первых лет обучения учитель должен менять или дополнять инструкции к упражнениям из учебника, учитывая возможности ученика).
10. Корректировка и закрепление навыков грамматически правильной речи (упражнения на составление словосочетаний, предложений, коротких текстов).
11. Учёт конкретных ошибок, допускаемых ребёнком при письме, использование соответствующих заданий с применением словаря (письменная «зарядка»).
12. Поддержка при написании изложений, диктантов, при составлении пересказов и других видах работы.
13. Расширение словарного запаса слабослышащего ребёнка; пояснение слов и словосочетаний, несущих дополнительную, например математическую нагрузку (поровну, дали по..., раздали каждому, больше на..., меньше на... и др.).
14. Обязательное сотрудничество с сурдопедагогом (логопедом) и родителями ребёнка.
5 Дети с нару-
ш е н и я м и
зрения (сла-бовидящие
дети) 1) основное средство познания окружающего мира – осязание, слух, обоняние, др. чувства (переживает свой мир в виде звуков, тонов, ритмов, интервалов);2) развитие психики имеет свои специфические особенности;
3) процесс формирования движений задержан;
4) затруднена оценка пространственных при-знаков (местоположение, направление, расстояние, поэтому возникают трудности ориентировки в пространстве);
5) тенденция к повышенному развитию памяти
(проявляется субъективно и объективно);
6) своеобразие внимания (слуховое концентриро-
ванное внимание);
7) обострённое осяза-ние – следствие иного,
чем у зрячих использования руки (палец никогдане научит слепого видеть, но видеть слепой может
своей рукой);
8) особенности эмоционально-волевой сферы (чувство малоценности, неуверенности и слабо-сти, противоречивость эмоций, неадекватность воли;
9) индивидуальные особенности работоспособно-
сти, утомляемости, скорости усвоения информа-
ции (зависит от характера поражения зрения, личных особенностей, степени дефекта), отсюда ограничение возможности заниматься некоторыми видами деятельности;
10) обеднённость опыта детей и отсутствие за словом конкретных представлений, так как зна-комство с объектами внешнего мира лишь формально-словесное;
11) особенности общения: многие дети не умеют общаться в диалоге, так как они не слушают собеседника;
12) низкий темп чтения и письма;
13) быстрый счёт, знание больших по объёму стихов, умение петь, находчивы в викторинах;
14) страх, вызванный неизвестным и не познан-ным в мире зрячих (нуждаются в специальной ориентировке и знакомстве). 1. Обеспечение дифференцированного и специализированного подхода к ребёнку (знание индивидуальных особенностей функционирования зрительной системы ученика).
2. Наличие технических средств и оборудования, обеспечивающих процесс обучения и воспитания.
3. Наличие методического обеспечения, включающего специальные дидактические пособия, рассчитанные на осязательное или на зрительно-осязательное восприятие слепого и слабовидящего; специальные учебники, книги, рельефно-графические пособия по изучаемым предметам и для проведения коррекционных занятий по ориентированию, развитию зрения, осязания.
4. Выделение ребёнку специального шкафчика для хранения этих приспособлений.
5. Правильная позиция ученика (при опоре на остаточное зрение сидеть ребёнок должен за первой партой в среднем ряду, при опоре на осязание и слух – за любой партой).
6. Охрана и гигиена зрения (повышенная общая освещённость (не менее 1000 люкс), освещение на рабочем месте (не менее 400–500 люкс); для детей, страдающих светобоязнью, установить светозатемнители, расположить рабочее место, ограничивая попадание прямого света; ограничение времени зрительной работы (непрерывная зрительная нагрузка не должна превышать 15–20 мин. у слабовидящих учеников и 10–20 мин. для учеников с глубоким нарушением зрения); расстояние от глаз ученика до рабочей поверхности должно быть не менее 30 см; работать с опорой на осязание или слух.
7. При работе с опорой на зрение записи на доске должны быть насыщенными и контрастными, буквы крупными, в некоторых случаях они должны дублироваться раздаточным материалом.
8. Создание благоприятного психологического климата в коллективе, усиление педагогического руководства поведением не только ребёнка с нарушением зрения, но и всех окружающих людей, включая педагогов разного профиля.
9. Взаимодействие учителя с тифлопедагогом, психологом, офтальмологом и родителями
6 Дети с нару-
ш е н и е м
опорно-дви-
гательного
а п п а р а т а
(способные к самостоя-
т е л ь н о м у
передвиже-
нию и само-
обслужива-
нию, с
сохранным
интеллектом) У детей с нарушениями ОДА ведущим является
двигательный дефект (недоразвитие, нарушение или утрата двигательных функций). Основную массу среди них составляют дети с церебральным параличом (89%). У этих детей двигательные расстройства сочетаются с психическими и речевыми нарушениями, поэтому большинство из них нуждается не только в лечебной и социальной помощи, но и в психолого-педагогической и логопедической коррекции. Все дети с нарушениями ОДА
нуждаются в особых условиях жизни, обучения и последующей трудовой деятельности 1. Коррекционная направленность всего процесса обучения.
2. Возможная психолого-педагогическая социализация.
3. Посильная трудовая реабилитация.
4. Полноценное, разноплановое воспитание и развитие личности ребёнка.
5. Комплексный характер коррекционно-педагогической работы.
6. Раннее начало онтогенетически последовательного воздействия, опирающегося на сохранные функции.
7. Организация работы в рамках ведущей деятельности.
8. Наблюдение за ребёнком в динамике продолжающегося психоречевого развития.
9. Тесное взаимодействие с родителями и всем окружением ребёнка
7 Дети с нару-
шением пове-
дения, с эмо-
ционально-
в о л е в ы м и
расстройства-
ми, с ошибка-
ми воспита-
ния (дети с девиантным
и деликвент-
ным поведе-
ние, со-
циально-
запущенные,
из социально-
неблагопо-
л у ч н ы х
семей) 1) наличие отклоняющегося от нормы поведения;
2) имеющиеся нарушения поведения трудно исправляются и корригируются;
3) частая смена состояния, эмоций;
4) слабое развитие силы
воли;
5) дети особенно нуждаются в индивидуальном
подходе со стороны взрослых и внимании коллек-тива сверстников 1. Осуществление ежедневного, постоянного контроля как родителей, так и педагогов, направленного на формирование у детей самостоятельности, дисциплинированности.
2. Терпение со стороны взрослого, сохранение спокойного тона при общении с ребёнком (не позволять кричать, оскорблять ребёнка, добиваться его доверия).
3. Взаимосотрудничество учителя и родителей в процессе обучения (следить, не образовался ли какой-нибудь пробел в знаниях, не переходить к изучению нового материала, не бояться оставить ребёнка на второй год в начальной школе, пока он не усвоил пройденное).
4. Укрепление физического и психического здоровья ребёнка.
5. Развитие общего кругозора ребёнка (посещать театры, цирк, выставки, концерты, путешествовать, выезжать на природу).
6. Своевременное определение характера нарушений у ребёнка, поиск эффективных путей помощи.
7. Чёткое соблюдение режима дня (правильное чередование периодов труда и отдыха).
8. Ритмичный повтор определённых действий, что приводит к закреплению условно-рефлекторной связи и формированию желательного стереотипа.
9. Заполнение всего свободного времени заранее спланированными мероприятиями (ввиду отсутствия умений организовывать своё свободное время), планирование дня поминутно.
10. Формирование социально приемлемых форм поведения и трудовых навыков.
11. Чёткие и короткие инструкции, контроль выполнения заданий (усложнять задания по ходу коррекционных мероприятий).
12. Чередование различных видов деятельности (ввиду малой привлекательности для таких детей интеллектуального труда его необходимо чередовать с трудовой или художественной деятельностью).
13. Общественно значимый характер деятельности, которая должна занимать большую часть времени. Созидательный труд позволяет снизить пристрастие этих детей к разрушению.
14. Объединение детей в группы и коллектив