Культурологический подход в обучении русскому языку в начальных классах
Приемы работы по культурологическому обучению русскому языку в начальных классах.
В последнее время традиционная основа преподавания русского языка его носителем признана недостаточной и упрощенной. Все чаще говорится о необходимости дополнения культурологическими аспектами. При создании УМК по русскому языку в условиях внедрения ФГОС учитывались возможности реализации ведущих дидактических и лингвометодических подходов к обучению русскому языку: культурологическому. В традиционной методике язык являлся лишь инструментом общения, взятый в отличии от социальных и психологических факторов коммуникации. При реализации культурологического подхода в области «филология» и, согласно новому государственному стандарту, язык рассматривается как компонент национальной культуры. В данном случае язык осваивается в гармонии со своими социальными и духовно-нравственными факторами коммуникации.
Культурологический подход более стандартно реализуется в современной школе в старших классах, а также в вузах. Относительно начальных классов данный аспект недостаточно разработан: нет методических разработок, языкового материала, словников. Имеются только некоторые источники, которые можно использовать в работе. Но они отрывочны и разрознены. Поэтому в данной работе рекомендованы несколько приемов работы культурологическому обучения русскому языку в начальных классах.
Речь служит яркой и, как правило, безошибочной характеристикой культурного и интеллектуального уровня каждого. «Заговори, чтоб я тебя увидел»-эти мудрые слова принадлежат Сократу.
Как приятно разговаривать с человеком, речь которого богата, образна; каждое слово употреблено к месту и ко времени. А чтобы хорошо понять прочитанное или увиденное, чтобы речь была не «хромой» а красивой и выразительной , надо знать много слов и выражений. Стоит прислушаться к слову, приглядеться к нему, как проникаешь в его удивительный мир. Слово не только называет какой-либо предмет, признак, действие, явление. Оно может дать большую информацию, накопленную нашими предками. Слова, значения которых мы понимаем, делают нас обладателями громадной библиотеки нашей памяти, а значит обогащают нас культурно. Такие вопросы рассматривает «этимология» наука об истинном значении слова.
Приведем пример работы с этимологией слова на уроке.
В ходе работы с учебным материалом по программе «Школа России» (1 класс) встречается такое слово, как салазки. Согласитесь, для многих первоклассников это незнакомое слово. Но стоило сказать ребятам, что это те же сани, как положение прояснилось. Используя информационно-коммуникативные технологии, картинка с изображением санок и следа от них, продолжается работа: «В старославянском языке (это язык, которым пользовались наши далекие предки) слово сань обозначала ЗМЕЯ. Два полоза зимней повозки напоминали людям дружно ползущих змей. ПОЛОЗ (тоже незнакомое ребятам слово) – это ходовая часть саней (демонстрация презентации), так называют еще и породу ядовитых змей. Казалось бы ничего общего, а между тем их этимология совпадает. И то и другое связано со словом ПОЛЗАТЬ. Вот как тесно переплелись друг с другом столько понятий. А какой богатый материал остался у ребенка в голове.
Развитие культуры речи по средствам орфоэпии затрагивает на уроках литературного чтения такие виды работ как: чтение текста произведения, его анализ и дальнейшая работа по содержанию. Благодаря такой работе, у обучающихся формируются такие языковые нормы как правильность, точность, ясность, выразительность.
Приведем пример. Фрагмент урока по программе «Школа России» (2 класс).
Тема: Л. Толстой «Старый дед и внучек».
После первичного прочтения произведения, идет поиск слов в тексте, которые читаются не так как пишутся: дед, него, ходили, уши, зубов, чтобы, поглядели, друг, заботиться и др. Почему данные слова расходятся при чтении с написанием? Оказывается, существуют нормы правильного чтения.
Далее идет знакомство с правилами чтения, детьми, через наблюдение, осмысливаются орфоэпические нормы литературного чтения:
- гласная в корне слова, например: вода-[вада]
- слова, оканчивающиеся на –ого, -его, напрмер:- ничего [н^ич^иво]
- слова, имеющие сочетания жи, ши, например: ежи-[jэжы]
- слова, имеющие сочетания что, например: чтобы- [штобы]
- слова, имеющие сочетания чн, например: порядочность-[пар^адашнаст^]
- слова, оканчивающиеся на парную согласную, например: друг-[друк]
- слова, оканчивающиеся на –ться, тся-, например: заботиться-[заботица]
- слова, имеющие сочетания –гк, например: легкий-[л^хкиj]
- соблюдение знаков препинания.
Идет вторичное чтение текста. Разбор непонятных слов. И сново применение культурологического аспекта. Слово лоханка – деревянная посуда с широким дном и узкими бортами, над которыми возвышаются уши со сквозными отверстиями для удобства использования. Это маленькая емкость для жидкости. Была необходима в каждом крестьянском доме. В одних стирали белье, в других мыли посуду, выносили корм домашним животным. На Руси были широко распространены лохани (более крупная емкость) для умывания, которые имели три или четыре ножки.
Про лохань создана и загадка:
Ушастый кабан всегда в избе,
Три ноги, два уха, да шестое брюхо.
Современное общество ставит перед школой задачу формирования человека «отличника»- человека успешного, прежде всего развитие нравственной, эмоциональной, творческой, активной личности, а главное сохранение индивидуальности ребенка, и его готовность сотрудничать с людьми. Имеется в виду проблема гуманизации образования. А с переходом на стандарты нового поколения данная задача становится ключевой. Это прежде всего формирование духовно-нравственных ценностей. Метадология новых стандартов, рассматривая портрет современного школьника ,ставит их на одно их первых мест. Такие базовые ценности как патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, искусство и литература реализуется не только через урок, но и во внеурочной деятельности.
Внеурочная деятельность носит характер, позволяющий ребенку реализовывать свои интересы, сохраняя его индивидуальность, его личностно-ориентированные ценности.
Одной из форм внеурочной деятельности является факультатив «Русская словесность». Отличительный признак данного курса - целенаправленная работа над основными видами речевой деятельности.
Целями данного курса являются:
- обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
- формирование духовно-нравственных ценностей;
- обучение нормам языка и их использование в речи;
- формирование коммуникативной компетенции и развитие языковой личности,
совершенствование коммуникативных умений;
- обучение навыкам культуры речи и речевого общения;
- развитие мышления и формирование процессов мыслительной деятельности
(анализа и синтеза, абстракции и обобщения) средствами языка, используемыми в речи;
- знакомство с основными речеведческими понятиями как теоретической основой
обучения языку и развития речи.
Способ усвоения знаний курса эвристический, исследовательский. Новое знание учеником открывается самостоятельно, в процессе наблюдений за речью ( образы текста)
В основе содержания обучения лежит система практических и познавательных потребностей у обучающихся, формирование положительной мотивации к овладению речевыми умениями, активизация мыслительной и речевой деятельности учащихся.
В втором разделе факультатива по теме: «К тайнам языка» проводится такое занятие как «Генеалогическое древо семьи», которое носит исследовательский характер. Дети знакомятся с происхождением своего имени, фамилии, узнают, что такое родословная.
Народная мудрость гласит: «Без корня и полынь не растёт». Незнание своей родословной – это неуважение к своим корням. Каждому человеку следует знать корни, историю своей семьи.
В настоящее время изучение своей семьи стало особенно актуальным. Современные семьи очень мало общаются не только с дальними, но и близкими родственниками. Теряется связь поколений. Некоторые молодые люди не знают даже своих прабабушек и прадедушек.
В прошлом генеалогии (родословные) составляли только привилегированной горстки аристократов. А среди простого народа «предков не полагалось». Но как раз именно простой люд вправе гордиться своими предками, трудом которых создано богатство России.
Многие народы считают святой обязанностью знать свою родословную, как минимум, до пятого колена. На наших занятиях мы прослеживали родство до 3 колена.
Что такое родословная? Это перечень поколений одного рода. Род – ряд поколений, происходящий от одного предка ( материал из Википедии).
Каждый из нас имеет предков, происходит от множества фамилий. Ребенок – это только почка на ветвях большого древа. Родители – это только ветви, этого древа. Огромный мощный ствол - семья. Земля - тайна, которая скрывает корни этого дерева. Задумавшись над этим на занятии некоторые обучающиеся решили раскрыть моменты истории своей семьи.
При разборе своей родословной, параллельно идет знакомство с происхождением некоторых фамилий. Ведь раньше фамилия давалось по роду занятий, индивидуальным особенностям, присущем только одному человеку . Например:
БОНДАРЕВ- бондарь, человек, занимающийся изготовлением посуды из дерева. Носил главный ремесленник, его помощник-Бондаренко, подмастерья носили фамилию Бондарчук. ДЕРЖАВИН- сейчас державой мы называем государство. В старину слово имело и несколько других значений. Одно из них: крепость, сила. Именно такое значение кажется наиболее вероятным для мирского имени, которое родители давали ребенку; называя сына Державой, они желали ему вырасти большим и крепким.
КОВАЛЕВ-одна из распространенных русских фамилий. Хотя слова «коваль» в русском литературном языке нет. На юге России и на Украине ковалем называют кузнеца. «Коли не коваль, так и рук не пачкай»-советовала народная мудрость; не берись за дело, которого не знаешь.
НАГИБИН- «нагиба», человек очень высокого роста, который вынужден нагибаться, обращаясь к кому либо. В староукраинском языке «нагиба»- находка; в самом деле, чтобы поднять найденное, надо нагнуться. (из книги Ю Федосюка «Русские фамилии»)
Другие виды работ внеурочной деятельности при культурологическом подходе обучения в современной школе это проведение внеклассных мероприятий «Святки», «Литературные посиделки», «Рождество», «Калядки».
Такой подбор языкового материала позволяют формировать представление о моральных нормах, этики, самооценки, доверие к людям, готовности к сотрудничеству.
Воспитательная роль культурологического подхода- становление человека с самобытным национальным характером. Введение обучающихся в мир культуры языка, прежде всего своего языка, от него переход к узнаванию других народных культур ведет к становлению личности, как гражданина своей страны. Пользуясь речью в устной и письменной форме, ученики на практике осознают социальные функции языка, усваивая тысячи новых понятий, постигают его структуры и законы.
Библиография:
Есин А.Б. Введение в культурологию: Основные понятия культурологии в систематическом изложении: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений.-М.: Издательский центр «Академия», 1999.-216с.
Желтовская Л.Я., Калинина О.Б. Обучение во 2 классе по учебнику «Русский язык» Л.Я. Желтовской, О.Б. Калининой: программа, методические рекомендации, тематическое планирование – М.: Астрель, 2012-286с.
Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. Родная речь. Учебник для 2 класса нач. школы. В 2ч. – М.: Просвещение, 2008.
Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др Литературное чтение. Учебник. 1 класс. В 2ч.-М.: Просвещение, 2010.
Волина В.В., Откуда пришли слова: занимательный этимологический словарь. М.:АСТ-ПРЕСС, 1996.
Федосюк Ю.А. Русские фамилии: популярный этимологический словарь . — 6-е изд., испр. — М.: Флинта: Наука, 2006. — 240 с.