Презентация на тему функциональная грамотность на уроках русского языка


Ермолаева Татьяна Сергеевнаучитель русского языка и литературыОСШ села Жана жулдызПути развития функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы Функциональная грамотность – это способность человека использовать навыки чтения и письма в условиях его взаимодействия с социумом (оформить счет в банке, прочитать инструкцию, заполнить анкету обратной связи и т.д.), то есть это тот уровень грамотности, который дает человеку возможность вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В частности, сюда входят способности свободно использовать навыки чтения и письма в целях получения информации из текста и в целях передачи такой информации в реальном общении, общении при помощи текстов и других сообщений. Формы функциональной грамотностиСтимул Задачная формулировкаИсточник информацииБланк для выполнения заданийИнструмент проверкиМодельный ответ


Модель – схема компетентностно- ориентированного заданияНазвание заданияАспекты ключевых компетенцийСтимулЛичностно-значимый познавательный вопросИсточник информацииЗадания по данной информацииБланк для выполнения заданияМодельный ответИнструмент проверки




ТРЕБОВАНИЯ К КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫМ ЗАДАНИЯМ Объемы текстов должны быть разумнымиЗапрет на использование однотипных заданий в одном тестеЗапрет на использование НЕ в глаголахЗапрет на использование в источниках программного материалаУчет возрастных и гендерных особенностей


СтимулРазговор на перемене двух учениц 9 класса.– Эти корни с чередованием гласных выучить невозможно! Их так много!– По-моему, ты преувеличиваешь. Нужно просто запомнить алгоритм работы.– Поможешь мне? Задачная формулировкаПомогите ученице восстановить алгоритм работы и, воспользовавшись им, вставьте буквы. Объясните, какое слово и почему здесь «лишнее».Источник информацииАлгоритм:Выделяем корень.??Вставляем букву.Слова для работы: заск..чить, бл..снуть, выр..щенный, зам..реть от восторга, зам..рать от счастья, прим..рять соперников, непром..каемый, подр..внять клумбу, обм..кнуть перо, р..сток, бл..стательное исполнение, подр..вняться в строю.Инструмент проверки Критерии оценкиУмение выделять кореньУмение определять лексическое значение корняПричина выбора гласной«Лишнее» слово Корни с чередованиемКорни с проверяемой гласной В слове сокрыта самая великая энергия,Известная на Земле, - энергия человеческого духа Ф.Абрамов 1.Перечислите и охарактеризуйте языковые единицы. Почему их называют «строительным материалом» языка?Рассмотрите рисунок и постарайтесь сформулировать, в чем состоит его лингвистический смысл. Составьте устное высказывание.2. Попробуйте объяснить, почему слово называют основной единицей языка. Сравните свои предположения с теми аргументами, которые приведены в следующем тексте.8 класс Рассмотрите рисунок и расскажите о видах языкового разбора, связанных с анализом слова. Какие признаки этой языковой единицы изучает каждый из них? Отвечая на вопрос, используйте планы разбора (см. приложение к учебнику) В нем ходят парами слова, но не равны у них права.(словосочетание)Рассмотрите схему и расскажите об использовании кратких и полных прилагательных в словосочетаниях.Докажите, что сочетание РЕБЕНОК РУМЯН является не словосочетанием, а грамматической основой предложения.6класс Из истории лингвистикиПрочитайте текст и перескажите его. Дополните пересказ своим рассуждением о том, почему толковый словарь С.И.Ожегова на протяжении 60 лет является одним из самых известных и востребованных лингвистических словарей русского языка.9 класс По ответной реплике восстановите предыдущую. 5 класс1.-------….- Конечно, спрашивай. Я тебя слушаю!2.--------……-К сожалению, наше справочное бюро таких справок не дает.3.----------………- С радостью помогу вам.4.-------…..- У меня нет оснований не верить вам.5.---------………..-А что же в этом странного?6.-----------…..- Мне жаль, но я не знаю.7.----------…….- Конечно, не трудно! Сейчас все тебе объясню.Следите за тем, чтобы мини-диалоги соответствовали требованиям русского речевого этикета.Придумайте и запишите три мини-диалога. В стихотворениях Аполлона Николаевича Майкова (1821 – 1897 гг) «Осень» («Кроет уж лист золотой…») и «Пейзаж» найдите такие существительные, прилагательные, глаголы, которые помогают выразительно описать осень, ее звуки, краски, запахи.Распределите слова на три группы в зависимости от принадлежности к определенной части речи. Дополните полученные группы другими «осенними словами».Сочинение-миниатюра.Используя подготовленные вами материалы, опишите, что вы видите на фотографии. Обратитесь также к словарику эпитетов (статьи осень, небо, лес, река)6 класс Компетентностно – ориентированные задачи в 5 классеРУССКИЙ ЯЗЫК Задача 1. ИЗЛОЖИТЕ СВОЁ МНЕНИЕ: ЧТО УДИВИЛО ВАНЮ?Мальчик Ваня получил письмо от зарубежного друга: Привет, Ваня! Как ты жить? Ходить ли ты в школу? Как ты учиться? Чем заниматься в свободное время? Когда ты приехать ко мне в гости? Уметь ли ты плавать? Я живу на берегу океана. Твой друг Джон. Ответы - рассуждения: «Так не говорят.»«Неправильно написаны глаголы.» «Глаголы употреблены не в том времени.» «Глаголы написаны не в том лице» Задача 2. СОСТАВЬТЕ СХЕМУ, КОТОРАЯ ОТРАЖАЕТ ЗНАНИЯ ОБ ИЗМЕНЕНИЯХ ГЛАГОЛАОтвет: Задача 3. ПРЕДЛОЖИТЕ АЛГОРИТМ : ОПРЕДЕЛИ СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛАОкончание ударное?ДАНЕТДАНЕТДАНЕТВ оконч. Е или У(Ю) в 3 л. мн. ч.Глаголокончивается на -итьIIIIII Задача 4. СОСТАВЬ ПЛАН ИССЛЕДОВАНИЯ ИЗМЕНЕНИЯ ГЛАГОЛОВ ПО РОДАМ. ПланисследованияПодумайсамостоятельноДействительно ли глаголы изменяются по родам.ПонаблюдайНа примере одного глагола. Проведи экспериментПроверь на нескольких глаголах. Задача 5. СОСТАВЬТЕ СХЕМУ, КОТОРАЯ ОТРАЖАТ ЗНАНИЯ О ГЛАГОЛЕ. Задача 6. ПРОВЕДИТЕ ИССЛЕДОВАНИЯ О ГЛАГОЛАХ НЕОПРЕДЕЛЁННОЙ ФОРМЫ ПО ТАБЛИЦЕ. Неопределённая форма глагола Пункты исследования Результаты исследования1. Вопросы неопределённой формы глагола2. Изменение по лицам3. Изменение по числам4. Изменение по времени5. Изменение по родамЧто делать?Не изменяетсяНе изменяетсяНе изменяетсяНе изменяется Спасибо за внимание!