Презентация на тему Функциональная грамотность
Выступление на педагогическом советепо теме:«Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы как новая парадигма образовательного процесса»Соколенко Н.А.
Моя методическая тема:«Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы как средство развития творческих способностей учащихся»
Функциональная грамотность – новая модель школьного образования
«Чтобы стать развитым конкурентоспособным государством, мы должны стать высокообразованной нацией. Наши граждане должны быть готовы к тому, чтобы постоянно овладевать навыками работы на самом передовом оборудовании и самом современном производстве. Необходимо также уделять большое внимание функциональной грамотности наших детей, в целом всего подрастающего поколения. Это важно, чтобы наши дети были адаптированы к современной жизни». Из Послания Президента народу Казахстана
Международные оценочные исследования PISA– уникальное исследование, в котором оценивается не только степень усвоения учебного материала, но и способность использовать полученные навыки и знания для решения самых разных жизненных задач, то есть функциональная грамотность учащихся. PISA «Международная программа оценки учебных достижений 15-летних учащихся»
В ходе тестирования в рамках PISA оцениваются три области функциональной грамотности: грамотность в чтении;математическая; естественнонаучная грамотность. В фокусе программы PISA в 2009 году была читательская грамотность.
В 2013 году Организацией экономического сотрудничества и развития обнародованы результаты PISA– 2012. Казахстанские участники среди 65 стран мира заняли 49 позицию по математике, 52 – естественнонаучным дисциплинам и 63 – читательской грамотности.
Функциональная грамотность – это способность человека использовать навыки чтения и письма в условиях его взаимодействия с социумом (оформить счет в банке, прочитать инструкцию, заполнить анкету обратной связи и т.д.), то есть это тот уровень грамотности, который дает человеку возможность вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В частности, сюда входят способности свободно использовать навыки чтения и письма в целях получения информации из текста и в целях передачи такой информации в реальном общении, общении при помощи текстов и других сообщений.(«Формирование навыков функционального чтения». Авторы: ЛЮДМИЛА РОЖДЕСТВЕНСКАЯ, ИРИНА ЛОГВИНА )
Чем понятие «чтение» отличается от понятия «функциональное чтение»?
Чтение – это технология интеллектуального развития, способ обретения культуры, посредник в общении, средство для решения жизненных проблем. Без чтения невозможно интеллектуальное развитие и самообразование, которое продолжается в течение всей жизни. Содержание текста всегда имеет множество степеней свободы: разные люди понимают один и тот же текст по-разному в силу своих индивидуальных особенностей и жизненного опыта (Л. Выготский).Функциональное чтение – это чтение с целью поиска информации для решения конкретной задачи или выполнения определенного задания. При функциональном чтении применяются приемы просмотрового чтения (сканирования) и аналитического чтения (выделение ключевых слов, подбор цитат, составление схем, графиков, таблиц).
Признаки функциональной грамотности:знания сведений, правил, принципов; усвоение общих понятий и умений, составляющих познавательную основу решения стандартных задач в различных сферах жизнедеятельности; умения адаптироваться к изменяющемуся миру; решать конфликты, работать с информацией; вести деловую переписку; применять правила личной безопасности в жизни; готовность ориентироваться в ценностях и нормах современного мира; принимать особенности жизни для удовлетворения своих жизненных запросов; повышать уровень образования на основе осознанного выбора.
СПАСИБО за ВНИМАНИЕ!